|
От
|
Ищущий
|
|
К
|
Эконом
|
|
Дата
|
21.11.2005 21:45:51
|
|
Рубрики
|
Программа; Семинар;
|
|
Re: Честно,не знаю.Пришло...
>Я лично с большим уважением отношусь к Церкви и Православию,но почему то ощущаю от этого напора не радость но какой то подвох.И то,что нынешняя власть явно стоит за всем этим,а это не самостоятельная тяга народа "снизу" настораживает еще больше.Ну это вопрос такой,наверно его и не стоит обсуждать.
Отчего же, это серьезный вопрос, и его обсуждать, имхо, надо. Подвох, действительно, ощущается почти физически. Я думаю, что суть этого подвоха выражена избитой и неверно трактуемой фразой, что "социализм в СССР победил полностью и окончательно". Дело в том, что я не могу заставить себя думать в рамках этой фразы, но в ней в то же время есть "изюминка". В чем она? - я нахожу, что в том, что не социалистическая форма собственности в СССР невозвращаемо изменилась, - а в СССР на определенном этапе окончательно и невозвращаемо изменилась картина мира. Если Православие, при всем заряде нравственности, было ориентировано на представлении о мире как неограниченном, - мир в Православии неограничен, как Божья благодать, - то советское мировоззрение уже четко исходило из того, что мир мал, ограничен и хрупок. кроме того, есть еще одна тонкость при возвращении к Православию - сущность христианской религии в том, что она снимает противоречие между страхом человека перед неизбежностью смерти и бренностью его тела и радостью от ощущения в себе "искры Божьей". Это противоречие снимается тем, что человека охватывает стремление спасения души для вечного царства.
Что сделала Советская власть? - она знаниями сняла страхи человека, не загасив при этом "Искру", поэтому отпала необходимость спасать свою душу для вечной жизни и вешать себе на шею проводников в это царство. Для "совка", имхо, гармония природы и симфония жизни звучит в режиме реального времени, и нет никакой необходимости в посредниках. Лично я дрожу за свою шкуру, но мои страхи проявляются в исключительно крайних случаях, они не имеют статус мировоззренческих, философских страхов.
Так вот, на мой взгляд картина мира общества изменилась полностью и окончательно. Что это значит? - То, что церковь как институт больше не способна непосредственно влиять на общественные процессы. Поэтому участие власти в церковных ритуалах есть форма насилия власти над обществом - общество пытаются загонать в церковь, чтобы оно не смогло выразить социальные требования, которые давно у людей накопились. С одной стороны формализация этих требований будет в церковных терминах неактуальна и неадекватна обстановке, с другой стороны я противник поливать из-за этого церковь грязью - церковь есть колыбель наших устоев, но, как говорится, не может же человечество вечно жить в колыбели?..