|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
29.11.2005 21:14:02
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
В. Макушин: "У нас воруют Россию, оставляя в управление холопскую элиту" (*+)
Россия, Санкт-Петербург
Документ: http://www.rosbalt.ru/2005/11/28/236086.html
Дата: 28/11/2005 10:50:00 MSK
У нас воруют Россию, оставляя в управление холопскую элиту
О своем видении перспектив экономического и политического развития России в
интервью <Росбалту> рассказывает президент Промышленной группы <МАИР> Виктор
Макушин.
----------------------------------------------------------------------------
----
- Чем вы объясняете для себя успех компании, начинавшей как небольшая
торговая фирма и выросшей в одного из крупнейших в мире переработчиков
вторичных черных металлов? Верно ли мнение, что определяющей причиной успеха
в бизнесе являются не столько методики управления, сколько личные качества
руководителя?
- Наверное, это правда. Методики организационной и управленческой
деятельности давно известны и прописаны в учебниках. Вопрос заключается в
том, что одни умеют их применять, другие - нет. В российских условиях роль
субъективного фактора особенно велика.
Успех компании, если говорить скромно, основан на инновационных ноу-хау и
грамотном применении методов бизнес-анализа и бизнес-планирования. Если
говорить не скромно, но реально - тем, что и у меня, и у той команды,
которая со мной работает, есть определенные преимущества личного характера.
Значительная часть команды работает со мной уже 15 лет, и половину высшего
звена компании составляет именно старая гвардия.
=============
Группа <МАИР> была основана в 1992 году как небольшая торговая компания. В
1995 году после приобретения первых предприятий по переработке лома и
отходов черных металлов группа перешла в новое качество - производственной
компании. На сегодняшний день Промышленная группа <МАИР> - крупнейшая в
России и СНГ компания по заготовке и переработке лома и отходов черных
металлов. Она входит в пятерку мировых ломозаготовительных компаний с
объемом производства до 4 млн тонн и представлена в пяти странах (Россия,
Украина, Польша, Швейцария). В группу также входит ряд предприятий
металлургической и химической отраслей. Годовой объем реализации продукции
собственного производства (не считая торговых операций и поставок между
предприятиями внутри группы) составляет $793 млн.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
- Какой бы вы хотели видеть ПГ <МАИР> через 5 лет?
- Через пять лет я бы хотел видеть компанию, которая будет работать в 5-6
странах в основном на рынке металлолома и занимать в этих странах лидирующие
позиции. Возможно, будут развиваться другие направления.
- Как вы оцениваете государственную экономическую политику в отношении
металлургии в целом и в подотрасли переработки лома в частности?
- Внятной государственной политики по отношению к ломоперерабатывающей
подотрасли и металлургии в целом не существует. Наше государство неровно
дышит по отношению к ТЭКу, а что касается других отраслей, то говорить об
оформленной государственной политике в этом направлении не приходится... В
лучшем случае - просто невмешательство в дела. Реального, полезного
вмешательство государства, действий, направленных на оказание помощи
бизнесу, не предпринимается. Можно уверено сказать: ясно очерченная
промышленная политика по отношению ко всем отраслям, кроме ТЭКа,
отсутствует. Хотя, возможно, отсутствие такой политики уже само по себе
является политикой.
На мой взгляд, подобное положение неприемлемо. Если рассматривать Китай как
пример грамотной инвестиционной деятельности, то, конечно, нужно понимать,
что китайцы вели целенаправленную промышленную политику. Они в каждой из
своих отраслей имели четкие цели и ставили перед руководителями, которые их
курировали, реальные задачи, выполнение которых привело китайскую экономику
к успеху. К большому сожалению, нашей стране здесь похвастаться нечем.
- Почему так происходит?
- Причиной отсутствия дееспособной промышленной политики государства
является то, что уровень компетенции чиновничьего класса значительно ниже,
чем тот, который необходим, если исходить из задач модернизации, стоящих
перед российской экономикой. Безусловно, он значительно уступает уровню
компетенции китайской команды высших чиновников.
- Вы считаете, что дело только в компетенции?
- Нужно прямо сказать, что и желания у наших чиновников идти по пути
реорганизации экономики, по пути, который бы вывел Россию на передовые
позиции, не наблюдается. Почему же происходит так, что компетенция слаба, а
чиновники заинтересованы не в модернизации, а только в том, чтобы набить
собственный карман? Все дело в системе взаимоотношений, выстроенной между
властью, бизнесом и другими общественными институтами. Главный ее
недостаток - в отсутствии конкурентной среды в обществе и стране в целом.
Если мы говорим, например, о ротации властных элит, то она может приводить
как к ухудшению, так и улучшению кадрового состава. Если среда в стране
конкурентная, то ротация приводит к более эффективной управляемости
обществом, в противном случае улучшений ждать не приходится.
Мы видим на всех уровнях власти дикий кадровый голод. Отсутствие
конкурентной среды в управлении приводит к тому, что все кадры способные
мало-мальски управлять вытащили - другого притока нет. Новые люди, которые
реально могут управлять в экономике, не видны.
- Видите ли вы какие-нибудь изменения в управлении экономикой за последние
годы?
- Если бы у нас до сих пор правили люди уровня ельцинской команды, ситуация
была бы еще хуже. Заслуга команды нынешнего Президента в том, что ситуация в
стране стала действительно более управляемой и стабильной, но она далека от
идеала и далеко не полностью отвечает задачам развития экономики страны.
В чем, на мой взгляд, главная ошибка нынешней управляющей команды? В том,
что у них неправильное представление, как нужно сделать, чтобы уровень
управления стал выше. Надо прямо сказать, мы имеем настолько эффективную
экономику, насколько наше Правительство компетентно ею управляет. Если мы не
достигли не только китайского, но даже казахского роста, то причина одна -
некомпетентное управление. У нас дикие цены на нефть, но даже Украина
показывает более высокие темпы роста, чем Россия!
Уровень управления экономикой страны очень слаб. Не признавать этого,
значит, смотреть на мир через розовые очки.
- Может быть, наоборот: уровень управления достаточно высок, если исходить,
из того, что задачи, которые стоят перед экономическими властями имеют мало
общего с курсом развития реальной экономики страны?
- Надежда всегда умирает последней. И всегда хочется верить, что люди,
стоящие у власти, желают стране добра. Применительно к экономике России это
означает стремление к модернизации. Если исходить из того, что Правительство
руководствуется стремлением решить эту задачу, - управление чрезвычайно
плохое.
===========
Макушин Виктор Николаевич родился 7 мая 1965 года в селе Никитовка
Белгородской области. По окончании средней школы в Старом Осколе учился на
дневном отделении, затем в аспирантуре Московского Института стали и сплавов
(МИСиС). В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию в области металлургии.
С 1992 года и по настоящее время является руководителем Промышленной группы
<МАИР>. Женат, воспитывает четверых сыновей. Увлекается спортом, чтением
исторической литературы.
=============
- Трудно себе представить руководителя какой-нибудь частной компании,
который регулярно изымал бы из нее значительную часть и без того дефицитных
оборотных средств для того, чтобы хранить средства в банке на <черный день>.
Прогноз здесь очевиден: <черный день> для его компании в результате такой
политики настал бы очень скоро. Мы видим аналогичную картину в масштабах
целой страны, когда громадные средства изымаются из хозяйственного оборота,
чтобы приобрести иностранные ценные бумаги, сформировав тем самым
<стабилизационный фонд>.
Самое лояльное объяснение этого факта для экономических властей заключается
в том, что люди, понимая, что они не способны грамотно потратить деньги,
стремятся хотя бы их сохранить. Но это самое лояльное из возможных
объяснений.
Все чаще в бизнес элите высказываются предположения, что цель нынешней
управляющей команды - не осуществить модернизацию экономики, а зафиксировать
владение собственностью определенными людьми на срок после 2008 года. Если
это действительно так, то, конечно, это очень печально.
Можно уверенно предположить, к чему приведет такое управление: большая часть
конкурентной экономики будет передана иностранцам, поскольку иностранный
капитал будет более эффективен и полезен для выживания правящей группы. Он
ведь будет заинтересован в том, чтобы именно эта властная группировка
сохраняла власть в стране.
- По сути это форма взятки?
- Фактически - да. К сожалению, я вижу много подтверждений подготовки к
этому.
- Каков выход из этой ситуации? Может ли бизнес, работающий в реальном
секторе экономики, как-либо изменить ситуацию?
- Положение бизнеса в стране очень неустойчиво, и представление, что бизнес
один в состоянии что-то изменить, абсолютно нереально. Сегодня бизнесмен в
общественном сознании - это человек, который ограбил страну и паразитирует
на людях, работающих на его предприятиях. Авторитет бизнеса, видимо,
искусственно поддерживается на очень низком уровне.
Существенный момент заключается и в том, что бизнес постоянно находится в
страхе: вдруг, завтра к нему придут и заберут собственность. И не только
бизнес. Реальная ненависть и страх скапливаются у тех же губернаторов,
которым смотришь в глаза и видишь, как они просто мечтают, чтобы властная
вертикаль рухнула. Боязнь нависших репрессий за реальные и мнимые
прегрешения может сослужить России плохую службу. Здесь я вижу аналог с
поздним СССР, когда комиссия Гдляна и Иванова создавала громкие <хлопковые>
и другие дела. Местную элиту настраивали против центра. И после того как
Горбачев оказался в Форосе, все оказались дико заинтересованы выйти из
состава Союза. Они, быть может, никогда не захотели бы этого сделать, но в
той ситуации откинулись от центра, боясь за свои шкуры.
Сейчас, вероятнее всего, этот страх и ненависть планомерно взращиваются.
Вряд ли это делается по недоразумению. Складывается ощущение, что в стране
готовят сценарии развала <а ля Советский Союз>, после которого контроль за
ресурсами перейдет к некоторым мировым центрам силы. А обслуживать их
интересы здесь будет наша российская холопская элита.
- Каков ваш прогноз экономического развития страны на ближайшие годы?
- Нынешняя ситуация может быть на некоторое время законсервирована,
например, за счет нефтяной конъюнктуры. Но она не может сохраниться
продолжительный срок. Как это мы видим на примере некоторых стран Латинской
Америки (а их систему управления начинает копировать и наша страна),
общество, лишенное цивилизованной конкурентной среды, обречено на постоянное
отставание.
Однако в России, как и в Ираке, кстати, есть нефть, есть огромные запасы
других ресурсов. России не дадут быть долго слабой. И если система
управления в стране не изменится, то уже в ближайшие годы Россия как
суверенное государство окончательно прекратит свое существование. Будет ли
она разбита на несколько государств, или это будет якобы единая, но
полностью зависимая от мировых центров силы (США, Европа или Китай) страна -
большой роли не играет.
Такой сценарий развития по большому счету не выгоден никому, за исключением
кучки людей, которые наворуют и нахватают активы, сдавая страну. Основная
масса нашего народа такой политикой будет отсечена от возможностей, которые
могли бы им дать богатства России. Помимо мелких подачек и якобы
<социальных> программ народ в глобальном плане ничего не получит.
Этот сценарий невыгоден и значительной части нынешней властной и
бизнес-элиты. Той ее части, которая конкурентоспособна и могла бы при
наличии эффективной системы управления страной занимать командные высоты.
Эти люди могли бы стать костяком потенциальной элиты страны, элиты
самостоятельной, дееспособной России. И они, управляя суверенной Россией,
могли бы реализовывать и себя, и свои возможности в гораздо большей степени,
чем это будет при развитии нынешнего сценария. А он ведет к тому, что часть
нашей нынешней элиты будет просто использована для обслуживания
транснациональных компаний из других мировых центров силы. Повторюсь, наша
элита при этом станет не суверенной, а обслуживающей - холопской элитой!
Тот слой людей, который понимает, что он конкурентоспособен, который уже
занял высокие позиции в бизнесе и власти, должен осознать, что при
реализации указанного сценария он многое теряет. И сделать осознанный выбор,
попытаться как-то изменить нынешнюю ситуацию.
- Можно ли подробнее остановиться на том, кто эти люди?
- Это умные и сильные чиновники, бизнесмены, офицеры правоохранительных
структур. Это люди, которые бы могли обладать властью по праву своих
достоинств. Однако они в значительной мере сегодня отсечены от формирования
реальной политики нашего государства. Поэтому главная задача на сегодняшний
день заключается в том, чтобы они пришли к осознанию того, что у них, у нас
и у нашего народа воруют Россию, оставляя в управление холопскую элиту.
Объективные интересы конкурентоспособных предпринимателей, чиновников
ученых, просто граждан России заключаются в том, чтобы сменить нынешний
вектор развития, который - целенаправленно или нет - приводит к сдаче России
как суверенного государства. Эти объективные интересы, конечно, есть, но
большей частью этих людей пока не осознаются.
Те, кто заинтересован в продолжении губительного для страны курса,
заинтересован и в том, чтобы не допустить этих людей к власти. Так как в
этом случае некомпетентность нынешних управленцев станет очевидна. Рано или
поздно их сместят все равно, потому что нынешняя слабая верхушка будет все
хуже и хуже контролировать ситуацию. Даже Пиночет - уж насколько он был
предан Америке - и то его сдали. А уж эти люди и тем более не могут быть
уверены, что им удастся избежать подобной судьбы.
Беседовал Андрей Фадеев, ИА <Росбалт>