Не меньше вопросов вызывают и проведенные им реформы.
Никаких "вундерваффе". Просто малообразованный чудак во главе разбалансированной и малоэффективной политической системы.
Вот интересный вопрос. Что это за политическая система, где "странные" решения принимаются волей (причудой) одного человека?
ПОрезка флота, чудачества с авиацией, кукуруза, бессмысленного раздувание космических программ (не слишком ли много говорят про "технические решения опередившие время" в советской космонафтике 60-х?) и пр.
Представим себе, что "странное" решение пришло в голову Александра III или Николая II. Решил Император, скажем, ликвидировать институт унтер-офицеров. Такое решение не прошло бы уже комиссии заинтересованных ведомств - военного министерства и Генштаба. Зарубили бы его в комиссии Государственного Совета. Не прошло бы оно и прений. Не выдержало бы оно оппозиции офицерского корпуса. Я попытался вспомнить хоть одно "странное" решение за период 1800 - февраля 1917 г. - не удалось.
Притом, в СССР не было элиты в полном смысле этого слова. Была т.н. номенклатура, т.е. совокупность людей, выполняющих руководящую работу. Во времена Сталина это уже была прослойка карьеристов "из низов", пролезших "наверх" путем размахивания партбилетом. В СССР единственным путем получения материальных благ было вхождение в номенклатуру. Поэтому весь соответствующий контингент летел туда как мухи на это самое дело. И никаких культурных противовесов.
Почему в России, стране на 90% крестьянской и в 18 и в 19 веках было возможно осуществление довольно сложных реформ, сильной государственной политики, развитие культурной блестящей жизни?
Дворянство. Оно дало Пушкина и Суворова. Оно дало кадры для земской реформы. Оно дало блестящую русскую культуру. Культуру поэтов, офицеров, высшей бюрократии и высшего света.
Купечество. Это знаменитое "купеческое слово". Деловая хватка. Благотворительность. Кто сталкивался с этой проблемой - может только поразиться - с каким размахом шла до 1917 г. благотворительная деятельность и какие средства там вращались. Согласно законодательству, до 1917 г. общественные организации могли представлять отличившихся лиц к Высочайшим наградам, золотым и серебряным медалям "За усердие" на орденских лентах. И представляли - тысячи и десятки тысяч людей.
Духовенство. Тут не надо дополнительных слов. Православие - основа русской культуры и высокой духовности. Старчество. Монашество. Законоучители. Семинарии и духовные академии. Богословие и философия.
В элиту систематически рекрутировались новые и новые кадры отличившихся. Они воспринимали эту культуру и становились её частью. Все эти "классы" были большевиками уничтожены, культурный слой выкорчеван. Для не видящих дальше своего носа радикалов-фанатиков это были "иксплутаторы". Список тех, кого лишилась страна, займет тома. Мне, например, сразу вспоминается имя харьковской дворянки Зинаиды Серебряковой (Бенуа) – пожалуй, едва ли не наиболее блестящей художницы серебряного века российской культуры, создавшей, среди прочего, блестящую галерею образов крестьян российско-украинского порубежья. Её поместье было разграблено и сожжено, в 1921 г. она бежала из России. Россия лишалась тысяч родов, имя которых золотыми буквами вписано в её историю. (Рассказывайте после этого про “народ”, “связь поколений” и т.п.) Сейчас о золотом веке России напоминает мало что.
Поэтому перед тем как воспевать "сложную и эффективную" сталинскую систему управления, основанную на "сложном" (многоэтажном?) мате, угрозах, грюкании кулаком по столу и золотом правиле: "Ты начальник - я дурак..." (вот он - секрет возвышения Хрущова) - задумайтесь ещё раз о культурных факторах.