|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
23.06.2005 21:44:51
|
|
Рубрики
|
Прочее; Тексты;
|
|
Е. Холмогоров. Догнать Америку по многовековому рабству (*+)
----------------------------------------------------------------------------
----
ДОГНАТЬ АМЕРИКУ ПО МНОГОВЕКОВОМУ РАБСТВУ
[ 14:48 21.06.05 ]
http://www.izvestia.ru/comment/article1996408
Равнение на США остается важной жизненной ценностью для очень и очень многих
и иногда принимает нелепейшие формы. Мне по крайней мере трудно иначе
объяснить тот факт, что в центре столицы, рядом с кафедральным собором, на
памятнике Александру II золотым по черному увековечена формула о
"многовековом рабстве миллионов крестьян" в дореформенной России. Видимо,
кто-то из составителей сего исторического шедевра вспомнил о том, что в США
рабство было отменено лишь в 1865 году в результате гражданской войны. А мы
что, хуже что ли? У нас-то раньше!
О том, было ли вообще в 1861 году в России "рабство" и отменял ли его
Александр II, ни те, кто составлял надпись, ни те, кто открывал 18 мая сего
года монумент, не подумали. Рабство - это социально-экономическая система, в
которой ключевую роль играет труд рабов. Рабом же является человек, который
с точки зрения этой системы является не человеком, а вещью. Это означает не
только право господина продавать и даже безнаказанно убивать раба. У раба
нет даже обязанностей перед государством - с него не берут налоги, он не
является подданным, разумеется, нет и не может быть никакой речи о
"самоуправлении" рабов.
Ни о каком "рабстве" в России XVIII-XIX веков в этом смысле речи нет и быть
не может. Рабство, точнее, холопство, упразднил Петр I, приравняв холопов к
крепостным и включив их в число налогоплательщиков. Тяжелейшего и позорного
положения крестьян в послепетровской России никто не оспаривает. Хотя
мирское самоуправление, сохранявшееся всегда, - опять же не рабская черта.
Но даже если считать его рабством в фигуральном смысле, прежде всего из-за
торговли людьми, то это рабство было упразднено еще в первой половине XIX
века. Павел I ввел для крепостных присягу (то есть гражданство) наравне со
свободными сословиями. Николай I в 1833 году окончательно запретил продажу
крестьян без земли и разлучение семей. Так что, даже если обращаться с
историей вольно и считать рабство в России бывшим, упразднил его отнюдь не
Александр II, решавший совсем другой вопрос - как, отменив крепостное
состояние, не довести дело до экономической катастрофы.
Единственное, чем могли бы оправдаться составители надписи, - русской
классикой, где слово "рабство" применительно к крепостничеству оставалось
литературной нормой. Слово "крепостничество" с трудом ложилось даже в
изящную прозу, не говоря уж о поэзии. Редко у кого из писателей слово "раб"
используется в правовом, а не в поэтическом смысле, означающем скорее
"рабскую" душу. Пушкин, мечтавший увидеть "рабство падшее по манию Царя",
сам же писал позднее в "Путешествии из Москвы в Петербург": "Взгляните на
русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и
речи?" - и доказывал, что русский крестьянин много свободней французского.
Впрочем, если уж брать литературу в качестве источника для официальной
надписи на официальном памятнике историческому лицу, давайте вспомним
Некрасова: "Порвалась цепь великая, порвалась, расскочилася, одним концом -
по барину, другим - по мужику". А надпись на памятнике переформулируем:
"освободил миллионы крестьян и сотни тысяч дворян от многовекового взаимного
рабства".
Интересно, что на монументе действительному освободителю рабов - Аврааму
Линкольну ни слова о рабстве не сказано. "В этом зале, как и в сердцах
людей, для которых он спас союз, будет вечно жить память об Аврааме
Линкольне", а также две цитаты из речей самого Линкольна, в которых
говорится не о рабстве, а о свободе. Написать сейчас на памятнике тому же
Линкольну слова о "многовековом рабстве" было бы немыслимо хотя бы потому,
что такая надпись была бы неполиткорректна. В России же пока
политкорректность если и существует, то на большинство граждан не
распространяется. И в результате они без всякой своей вины и без всяких
исторических оснований записаны были в потомки "многовековых рабов".
Егор ХОЛМОГОРОВ, обозреватель радио "Маяк"