От IGA Ответить на сообщение
К IGA Ответить по почте
Дата 27.03.2005 04:57:42 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

Отчуждение...

http://www.aurora1917.org/analiz/260305_1.shtml

Отчуждение: к постановке вопроса

Шоферу хорошо
Кондуктору лучше
Я б в кондукторы пошел
пусть меня научат┘
книгу переворошив
намотай себе на ус
все работы хороши
выбирай на вкус.

В. Маяковский

Ага, уже побежали. В наше время слова эти воспринимаются скорее как жестокое утонченное издевательство, чем как призыв к действию. "┘выбирай на вкус┘". Так кем же стать? Может быть, филологом или историком или в астрономы податься - звезды считать? Мы давно перестали мыслить категориями "хорошо-плохо", "нравится-не нравится", "скучно-интересно" теперь в выборе профессии и, следовательно, образования, мы руководствуемся единственным критерием: купят - не купят (нас то бишь - купят?!), то есть, говоря мягче, "востребованностью" специальности.



Основная проблема современной жизни - как выгоднее себя продать. С ней сталкивается каждый. В сущности именно ответ личности на этот вопрос определяет ее место в этом мире, а каждому хочется такое место, чтобы под солнцем и побольше. Однако установка эта, вполне естественная и понятная, становится приговором человека самому себе. Она означает молчаливое согласие отказаться от себя самого, отречься от способности и возможности творчества, всю жизнь заниматься физической и духовной проституцией (интеллектуальной в особенности), к которой подталкивает поиск теплого сытого местечка - смысла жизни большей части общества. Маленький домик на берегу моря с теплым туалетом, домработницей, двумя холодильниками и тремя телевизорами - эдакий мелкобуржуазный частнособственный рай, в стремлении к которому должна проходить жизнь каждого честно-нормального гражданина. Те, не признающие этот идеал, автоматически признаются антисоциальными элементами, а лучше сразу сумасшедшими. Однако влияние этой установки на жизнь человека не исчерпывается поиском своего солнечного сортира с камином. Дело в том, что частная собственность - "вещь-идол" - является корнем феномена отчуждения в первую очередь отчуждения труда.

Отчуждение как философский термин предполагает порабощение индивида продуктом его деятельности, превращение этого продукта в идол, претворение его в смысл и пафос жизни общества. Человек как бы забывает о том, что сам когда-то явился творцом того или иного материального или культурного блага, и начинает воспринимать продукт собственного труда как нечто стоящее над ним, присваивает свою силу неодушевленному предмету соглашаясь таким образом на роль слабого и зависимого существа. "Опредмечивание" сознания только первый шаг на пути отчуждения. Отказ человека воспринимать себя как творца, отказ во имя нового идола - произведенного или возможного материального блага - рождает отчуждение сначала от труда затем от окружающего мира как чего-то внешнего чуждого противостоящего личности и подавляющего ее после - отчуждение индивида от самого себя. Как это происходит? Дело в том, что опредмечивание сознания, отчуждение от собственной деятельности, восприятие ее как чего-то враждебного - вместо самореализации в деятельности - усугубляет извечное противоречие между сущностью и существованием, т.е. между тем, чем должен согласно своей природе [?] быть человек и тем, что он есть. Самоотчуждение предполагает отказ индивида от истинной своей сущности во имя внешней опредмеченной жизнедеятельности - ложных кажущихся проявлений сущности. Отчуждение проникает и во взаимоотношения людей, вызывая опредмечивание этих отношений, восприятие человека человеком как товара. Таким образом отчуждение есть глобальное обездушивание, обесчеловечивание жизни общества за счет порабощения человека продуктом его деятельности, опредмечивания сознания, претворения человека в товар. На практике же термин этот близок и понятен нам в гораздо большей степени чем хотелось бы. Вообще такие явления лучше знать только на уровне теории.

На современном этапе развития общества отчуждение проникло во все области нашей жизни. Липкой дрянью опутало миллиарды человеческих сущностей, придушило и поглотило бесконечность судеб, убило, скрыло в утробе своей неисчислимое множество не успевших проявиться талантов. Отчуждение входит в жизнь каждого человека едва ли не с момента рождения, и постепенно засасывает его в свою трясину не давая развиваться, переходить на качественно новый уровень существования, заставляя добровольно отказываться от собственной личности от возможности творческого самосовершенствования во имя идеально-метафизического сортира с видом на море к которому согласно идеологии отчужденного от самого себя общества необходимо стремиться. В жизнь молодежи, то есть в нашу жизнь, отчуждение входит вместе с образованием чтобы сопровождать нас до конца до нашего конца. В редчайших, почти исключительных случаях человек учится потому что его интересует его предмет. Обыкновенно, получаемое образование не удовлетворяет духовных потребностей индивида, но зачастую открыто противоречит им, подавляя естественное развитие личности - нет не учащегося - обучаемого. Это героическое самопожертвование внутренней гармонией, духовной жизнью, возможностью свободного творчества и самосовершенствования ради внешнего - мнимого - благополучия дарит своим "героям" немало проблем, не говоря уже о том что такая жизненная установка малодушна, недостойна настоящего человека. В то же время отчуждение образования становится причиной снижения его эффективности. Учеба только первый шаг на пути отчуждения жизни. Тем не менее, человек подсознательно сопротивляется, не желая встать на эту самоубийственную дорогу. Потому результаты обучения зачастую ниже ожидаемых. Только ненормальный будет получать престижное образование, востребованную, но чуждую ему специальность для того чтобы стать высокооплачиваемым рабом, заложником собственного материального благополучия. Тем не менее нас всегда учили: так надо, так лучше для нас, так правильнее, так живут все, и будут жить, а потом умирать, или нет, не потом, не сразу, а постепенно только родился - и можно начинать умирать.

Но - вы молоды, талантливы, чувствуете в себе силы что-то изменить вас, не устраивает сложившаяся ситуация - не обольщайтесь; скоро какая-нибудь фирма или псевдорадикальная газетка с потугами на леволиберальность купит ваш протест, а что вас что-то не устраивает, вам же заплатят и неплохо заплатят: всякой газетке хочется заработать репутацию чего-то чрезвычайно скандального и антиправительственного, поиметь в штате пару-тройку "несогласных" работников, в своем роде оппозицию директору, или редакции, или вообще капиталистическому обществу в целом - да оппозицию: такую умную талантливую перспективную - и такую карманную. Да, на протест теперь тоже есть спрос есть конечно и предложение купят и ваш (если конечно он безобиден и в меру талантлив), и будете вы работать на благо родной корпорации/газеты/фирмы заниматься "радикальным словоблудием", маскируя ее реакционность. А что разве плохо - вам же заплатят!?

Да уж воистину жизнь есть страдание - вечная правда буддизма, на практике доказываемая нам капиталистическим обществом. Что ж, может быть уйти в религию - обрести утешение в мудрости Востока, воспринять идеалы смирения, непротивления злу насилием, а лучше сразу уйти в нирвану, а что, нирвана - отсутствие привязанностей и желаний, высшая степень свободы... В принципе это и есть то самое будущее, уготованное нам этим обществом: загнать всех в эту самую нирвану, и дело с концом, и желательно поглубже, чтоб лишний раз не высовывались и не задумывались над тем, а почему собственно мы должны отказываться от реальной жизни ради какой-то навязанной свыше абстракции. Только вот зря они надеются на нашу слабость, несознательность, малодушие. Быдла, к которому они привыкли, среди нас нет. Пусть сами и идут в свою нирвану. Или дальше. А мы хотим жить. И - будем бороться.

К.Ольцер