От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 23.03.2005 21:25:59 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Ю. Шабалин. "Внуки Арбата" (*+)

http://www.duel.ru/200511/?11_7_1

ВНУКИ АРБАТА

Есть, наверное, идеологический заказ на изменение структуры общественного сознания в целом, чтобы низвести население страны до
уровня стада, который удобен власти для управления и эксплуатации. Я не исключаю, что такой заказ существует.
Поэтому государственное телевидение идёт впереди даже коммерческих каналов, демонстрируя образцы насилия, разврата и деградации
населения

С.Ю. Глазьев

---------------------------
Пусть читателю не покажется странным, что эти слова Глазьева поставлены в качестве эпиграфа к статье о сериале <Дети Арбата>. Многие
современные фильмы заслуживают их не в меньшей степени. Но другие хоть не скрывают своей направленности - зритель заранее знает, что
ему предлагают: порнуху, боевик или пасквиль на советское прошлое.

А обратите внимание, как рекламировали сериал <Дети Арбата>: <По признанию режиссёра Андрея Эшпая, в экранизации его более всего
волновал не политический аспект романа, а пронзительная история любви молодых героев Вари и Саши. Разлучённые в годы сталинских
репрессий, они сумели пронести своё чувство через все испытания> (Тульская телепрограмма, <Комсомольская правда>, 22-28 ноября, 2004
г.).

Можно подумать, речь идёт о современных Ромео и Джульетте! Между тем, как только ни развлекается арбатская <Джульетта>, пока <Ромео>
в ссылке, да и он не теряет времени даром! И это - трогательная история любви? А мы, отсталые и несовременные, думали, что любовь,
по крайней мере достойная восхищения и зависти, предполагает верность!

Это к тому, что отнюдь не любовь, а политика составляет основное содержание фильма! Любви с большой буквы там нет! То, что
происходит между молодыми в сериале, быть может, не всегда скотство, но уж точно далеко не трепетное чувство!

Анатолий Наумович Рыбаков запомнился мне детскими книгами <Кортик>
(1948 г.) и <Бронзовая птица>. На них моё поколение, рождённое накануне Великой войны, училось любить Советскую Родину!

Были у писателя и <романы о социально-нравственных коллизиях современного (советского) производства: <Водители> (1950, Госпремия
СССР), <Екатерина Воронина> (1955). Судя по <Советскому энциклопедическому словарю>, изд. 1985 года, Рыбаков был весьма
благополучным советским писателем, обласканным властью. Сомневаюсь, что его, как сообщает газета <Комсомольская правда>, ссылали в
30-е годы именно за эпиграмму! Но если даже за что-то более серьёзное, власть об этом забыла: первые и самые известные его книги
изданы в 1948 и 1950 годах, ещё при Сталине.

Когда уже взрослым я повстречался с новым творением Рыбакова <Дети Арбата>, с трудом поверил, что то и это написал один человек.
Может ли ненависть так преобразить писателя? Рыбакову не суждено было создать ничего более светлого, чем <Кортик>. Лучше бы он
остался для нас автором лишь тех детских книжек!

После того как Артём Сергеев в <Русском веке> на ТВЦ отозвался о сериале <Дети Арбата> как о мерзости, я даже не хотел его смотреть.
Но любопытство сгубило: больно уж рекламировали этот фильм! Захотелось узнать, что за чудо на ТВ-небосклоне! Новости ОРТ
рекомендовали сериал как <приключения молодых людей эпохи тридцатых годов>, этакие похождения русских томов сойеров и геккльберри
финнов! Когда-то познакомившись с книгой <Дети Арбата>, я ждал трагедии, а мне посулили иное! Решил смотреть!

Зрелище оказалось действительно любопытное! Воспринимать его как простое приключение мешает серьёзность фона: диктатор Сталин не
даёт никому рта раскрыть, <дети Арбата> боятся слово вымолвить, живут с оглядкой и пропадают, не реализовав своих замечательных
способностей! Какие уж тут приключения, если от главных героев ничего не зависит: всё решает всесильный ГПУ-НКВД!

Так, может быть, всё же не приключения, а трагедия? И было бы так, если бы не полное отсутствие мотивировки и резонов и нелепость
представленного зрелища. Я понимаю, авторы фильма предлагают поверить на слово, что Сталин был законченным негодяем и мерзавцем, что
все окружающие перед ним трепетали и потому он не должен был никому объяснять свои поступки. Но даже в гитлеровской Германии,
арестовывая еврея или коммуниста, им говорили, что сажают в лагерь за то, что они еврей и коммунист. Неужели в Советской России в
1934 году студенту не утруждались толком объяснить, за что его отправляют в ссылку? Нам показывают, что сажали всех подряд без
поводов и объяснений.

Если верить Солженицыну, утверждающему, что с начала коллективизации до смерти Сталина в 1953 году коммунисты уничтожили 66 млн.
человек и 110 млн. пали жертвами социализма (Марио Соуса. ГУЛАГ: Архивы против лжи// <Дуэль>, N43, 2004 г.), то так оно и было! Но
вот незадача, документы свидетельствуют, что количество заключённых в СССР в 1934 г. - 510 307 чел., а максимальное их число в 1950
г. - 2 561 351 (The American Historical Review// <Дуэль>, N43, 2004 г.), что составляет не более 2,4% взрослого населения СССР. А в
США в 1996 г. заключенных -
5,5 млн. чел. (!), 2,8% взрослого населения. Это пишут американцы, а им виднее: говорят, наши архивы давно хранятся в Нью-Йорке и
Вашингтоне!

Никак не вяжутся эти цифры с атмосферой страха и повальными арестами, что показали нам <Дети Арбата>!

Ко всему прочему у меня есть и личные причины не верить киношникам. Как раз в начале тридцатых годов мой отец, тогда молодой
командир Красной Армии, написал письмо Ворошилову с просьбой разобраться и помочь. Мой дед со стороны матери был лишён избирательных
прав за то, что краткое время после службы в армии перед Первой мировой войной служил надзирателем в сольвычегодской тюрьме. Как раз
в этот период там был в ссылке Сталин. Это могло и усугубить его <вину>! Но надо знать Сольвычегодск того времени, захолустный
северный городок, место ссылок, в котором работу найти было практически невозможно! Ворошилов, сам бывший ссыльный, видно, это
представлял. И потому незаслуженное наказание отменили!

А по Рыбакову и <Детям Арбата> моему отцу после такого письма не вылезать бы из Сибири!

Уже после первых серий фильма у меня создалось впечатление, что Саша Панкратов попал в переплёт оттого, что за него никто не
вступился. Товарищи побоялись писать письмо в НКВД, дядя не раскрыл рта на приёме у Сталина, парня оклеветали, а возразить - никого
не нашлось! Короче, мотивировка ареста и ссылки студента - никакая! В то же время достаточно было замнаркома Бутягину лишь
поинтересоваться судьбой арестованного, как тому разрешили передачи, стоило ссыльному Панкратову пригрозить райуполномоченному
пожаловаться в Москву, как больного товарища положили в больницу. Вопрос: не трусостью ли обывателей объясняются ошибки и
злоупотребления НКВД?

После буржуазной контрреволюции 1991-1993 гг. и последующей криминальной революции в ретроспективе понятно, что НКВД было кого
арестовывать в тридцатые годы. Сочинять, что сажали за эпиграммы в стенгазете, за опечатку и оговорку, за то, что бюст вождя
привязали верёвкой при перевозке в машине, чтобы не разбился, можно лишь от большого ума!

Довольно известная актриса Е. Симонова, исполнительница роли матери Саши, на телеканале <Культура> 25 ноября вспоминала историю
своей семьи. Мол, роль ей особенно близка, так как дед, Станкевич, был расстрелян в 1937 году, а бабушка рассказывала об ужасах
ночного ареста. Вполне благополучная актриса поделилась со зрителями только фактом репрессии, но умолчала о том, за что же
расстреляли её предка. А между тем даже из рассматриваемого фильма видно, что за стишки и в то время не стреляли. Великая вещь -
генная память! Советской власти, когда она вновь утвердится на нашей земле, не стоит забывать русскую пословицу: <Сколько волка ни
корми, он всё равно в лес смотрит!>.

Вспоминать о пострадавших от большевиков родственниках нынче стало хорошим тоном. Клеймо репрессированного сегодня вроде медали, и
никому нет дела, что большая часть среди заключённых были уголовники. В 1939 году, например, общее число заключённых во всех
лагерях, колониях и тюрьмах СССР приближалось к 2 млн., но из них лишь 454 тыс. было осуждено за политические преступления.

А коль речь идёт о 1934 годе, то на 1.01.1935 г. в ГУЛАГЕ было 725 438 чел., из них контрреволюционеров 118 256 (16,3%), освобождено
211 035 и даже сбежали 67 493 (The American Historical Review).

Когда предлагают пролить слезу по репрессированному в советское время безотносительно к тому, за что он осуждён, хочется повертеть
пальцем у виска: в своём ли вы уме? Реабилитировать подряд всех наказанных советской властью - глупость и беззаконие! Но именно
этого требуют от нас авторы <Детей Арбата>, показывая, как в тридцатые годы арестовывали без разбора и повода!

Если даже иностранец Марио Соуса стал возмущаться беспардонной ложью солженицыных, волкогоновых, конквистов относительно десятков
миллионов жертв советского режима, значит, об этом нынче знает весь мир. Только в России уже далеко не дети, а внуки Арбата
продолжают распространять заведомое враньё.

Что ещё бросается в глаза в сериале? Молодые люди, выбранные в качестве главных героев, в сущности, обыватели! Все они, кроме
Панкратова, неплохо приспосабливаются к режиму. Но даже враги признают, что тридцатые были годами невиданного энтузиазма молодёжи.
Колоссальный экономический рывок был совершён СССР именно благодаря молодёжи! Отчего же авторы захотели показать группу молодых
людей, отстранённых от жизни страны, занятых сугубо личными делами? Не оттого ли, что эти <дети Арбата> - духовные отцы и деды
авторов? Подлинно, фильм сделан внуками для того, чтобы прославить своих, а не наших предков!

Немудрено, что компания молодых обывателей не решилась заступиться за товарища: своя рубашка ближе к телу! Предательство в их среде
подаётся как обычное дело. Нина бросает молодого офицера, так как не хочет покидать Москву, но в трудный момент сразу о нём
вспоминает! Её сестра Варя льёт слёзы по Саше, но, тем не менее, неплохо развлекается и быстро находит ему замену. Вика - сексот и
спит, с кем попало по заданию начальства, а её брат, не долго думая, доносит на пожилого парикмахера - друга семьи. Юрий Шарок -
вообще мерзавец, ради карьеры готовый погубить даже свою возлюбленную!

И в уста этих людей, криводушных и слабых, вкладываются порой слова, которые странно от них слышать.

Варя: <Если бы его (Сашу) вели в ссылку 500 человек, а то он сам шёл и тащил свой чемодан. Больше ничего не говорите мне о нём!> - И
это уже после того, как она предала возлюбленного с бильярдистом Костей! Кстати, кто бы объяснил, могла ли на самом деле Софья
Александровна пустить на квартиру бывшую подружку своего сына с хахалем, а потом дружить с ней и выгораживать перед Сашей? Мазохизм
какой-то!

Вика: <Я не могу больше жить в этой стране! Вечные страхи! Любой считает за счастье уехать из неё!>. Очень <убедительны> эти слова,
сказанные профессиональной доносчицей!

Брат Вики (отцу, пожилому доктору): <И ты лечишь их за продукты! За цыплят продался!>. Это говорит тот, кто только что донёс на
друга семьи! Ещё один <герой> - дитя Арбата!

Ну что же. Режиссёр А. Эшпай высказался: <Арбат - это не просто улица, а дорога, по которой ездил Сталин!>. И понятно, отчего каждый
новый персонаж ущербен. По мнению авторов, он и не может быть иным, так как идёт по дороге Сталина...

Выбор арбатских в качестве главных героев не случаен. Со времён Окуджавы Арбат персонифицируется как образ столицы (Ах, Арбат, мой
Арбат!..). К сожалению, Москва давно уже не тот рабочий город, что был в начале прошлого века, и её олицетворяет отнюдь не Красная
Пресня, а подземный торговый центр на Манежной площади, Кутузовский проспект, Арбат и Тверская. Москвичам, оккупировавшим
перечисленные достопримечательности столицы, <Дети Арбата>, наверное, по душе. Но Москва - далеко не вся Россия. Хотел даже
добавить, и не Россия вовсе, но побоялся обидеть тех оставшихся ещё москвичей, что пока работают на заводах и фабриках, в НИИ и КБ.
<Дети Арбата> настолько же чужды остальной России, как Донбассу <западенцы>, которые на наших глазах поудобней устраиваются на шее
трудовой Украины.

Героизация золотой молодёжи тридцатых годов весьма своевременна! И детей и внуков Арбата объединяет хватательный инстинкт,
убеждение, что можно прожить, не испачкав ручки грязной работой, не натрудив мозолями. Недаром из современных кинокартин напрочь
исчезли рабочие и крестьяне, инженеры и учёные. Можно подумать, что в России остались одни торгаши и спекулянты, воры и бандиты!
<Дети Арбата> объясняют, что и в те времена было не лучше. И, может быть, это главное, чего добивались авторы фильма. Мол, все люди
слабы, трусливы, эгоистичны. И может ли быть иначе, если во главе их стоит монстр, культивирующий эти качества при помощи новой
опричнины, НКВД?

Вот только как же <слабаки> сумели победить фашистскую Германию? Неужели авторы фильма не подумали, что этот вопрос обязательно
возникнет у каждого зрителя, не потерявшего способности мыслить и сопоставлять? Очернение советских тридцатых годов заранее
предполагает, что современная РФ на голову выше СССР, люди лучше, чище и красивей, и создали гармоничное общество, не чета
сталинскому. Между тем действительная картина перед глазами у каждого, и она удручающа! Так что <чья бы корова мычала, а ваша
молчала>, господа <демократы>!

Разумеется, в сериале <Дети Арбата> выставлены лучшими вояками. И, само собой, без всякой мотивации. Непонятно, когда Саша успел
набрать 11 лет шофёрского стажа, в фильме он шоферит совсем ничего - в Калинине, да перед самой войной в Рязани - остальное время
или гуляет с ружьишком в ссылке, или танцует в Уфе. А ведь ещё почти 4 года учёбы в институте! Прикиньте, больше двух лет вождения у
молодого человека не наберётся. Куда какой производственный опыт! Тем не менее, с войной откуда что взялось: ещё не успели призвать,
он уже помпотех, принимает грузовики для отправки на фронт, как заправский профессионал, а в последней серии уже майор! Бывали на
войне чудеса и почище, но в кино-то объяснить не мешало бы!

И Варя, которая тяжелее карандаша ничего в жизни не держала, из-за кульмана не вылезала, вмиг научилась строить укрепления! И Лена
Будягина, чей отец погиб в тюрьме, срочно понадобилась не куда-нибудь, а в разведку, для работы за границей! Вот, оказывается, для
чего её так настойчиво искал НКВД! А могли ли взять в разведку человека, у которого родители репрессированы, можно ли на него
положиться? - Такие <мелочи>, похоже, авторов не интересуют!

Один Макс, бравый офицер, отличившийся при Хасане, действительно готовился к войне. Но герои - все арбатские, без исключения!

Удивляться не приходится! Киношники любят вешать лапшу на уши! Посмотришь <Штрафбат> - Отечественную войну выиграли штрафники,
<Конвой PQ-17> - самоотверженные союзники, <Дети Арбата> - золотая арбатская молодёжь! Скоро появится фильм <Свои> - там, судя по
рекламе, геройствовать будут <зятьки>, которым надоело прятаться за печкой! А впереди ещё неосвоенный телевидением пласт истории:
почему бы не показать <героизм> власовцев, без которых, как рассказывают нынче, Прага наверняка лежала бы в руинах!

Что войну с фашистами страна выиграла без коммунистов и Сталина, вопреки Советской власти - об этом все уши прожужжала наглая
пропаганда, но что и народ здесь не при чём, выясняется лишь в последнее время в таких сериалах, как <Штрафбат>, <Московская сага>,
<Дети Арбата> и др.!

Хотя нельзя не признать, создателей фильма подвиги мало интересуют. О них говорят вскользь, даже если они совершаются главными
героями. Для авторов достаточно обозначить эти поступки: имеется в виду, что арбатские не могут не быть героями! К началу войны, к
15-й серии, авторы успели сказать всё, что хотели. Видимо поэтому так скомкан в финале сюжет. В то время, как зритель ждёт
развёртывания повествования, у него на глазах хоронят всех главных героев. Причём самым нелепым образом!

Шарок потерял свою группу за рубежом (но, разумеется: <всю нашу команду провалили>!). И, похоже, его <по-тихому> убрали свои, как
будто трибунал не мог это сделать вполне законно!

А практически безоружных Сашу и Варю торжественно расстрелял из автоматов в кузове собственной машины едва ли не взвод гитлеровцев!
Так сказать, фашисты довели до конца чёрное дело, начатое в 1934 году НКВД! Театральность этой заключительной сцены очевидна!

Политика политикой, но всё же хочется отметить один эпизод сериала, глупее которого не придумаешь! Я говорю о <страданиях> арбатских
Ромео и Джульетты в Казани (13-я серия). В 1939 году влюблённые были уже вполне взрослыми людьми: и пожили, и повидали... Но здесь
показаны наивными несмышлёнышами, весь их опыт куда-то подевался. Не для того ли, чтобы подчеркнуть жестокость советской бюрократии?

Неужели Саша и Варя не знали заранее, что на ночь в гостиничный номер к женщине мужчину не пустят без штампа о регистрации брака?
Зачем же они так наивно упрашивали администраторшу? А потом рыпались по городу, не зная, куда приткнуться? По жизни Саша, который к
этому времени прошёл огонь, воду и медные трубы, ещё в поезде, подъезжая к Казани, решил бы как и где он найдёт пристанище: русский
мир не без добрых людей! И показывать нам балаган, что играется по этому поводу в 13-й серии, по меньшей мере, глупо.

Мужчину не пустили в номер к возлюбленной без штампа в паспорте - какой пассаж! А что, нынче уже пускают в гостиницу без документов?
И обслуге всё равно, кого приведёт клиент - жену, любовницу или проститутку? В таком случае это не гостиница, а бордель!

Мне довелось помотаться по командировкам в <новое> время. Не успеешь войти в номер, звонят с предложениями услуг женщины лёгкого
поведения. Это что же, лучше, чем в 1939 году? Вряд ли граждане хотят, чтобы не было разницы между гостиницей и домом свиданий. А
ограждает от этого, что ни говори, штамп в паспорте. И что такого особенного увидели авторы в эпизоде казанского свидания? Если уж у
героев такая необыкновенная любовь, нашли бы выход из положения: как я уже говорил, мир не без добрых людей! Но почему-то им чаще
попадаются злые, к которым у авторов определённое пристрастие.

Отдельный разговор об образе вождя в исполнении Максима Суханова. А. Эшпай сказал, что Суханов в роли Сталина многое объяснил для
него. Интересно, какие откровения получил режиссёр от актёра, сумевшего изуродовать образ Сталина до неузнаваемости? Герой Суханова
не смотрит на собеседника, всё время что-то бубнит под нос и кутается в бабий платок, словно, как простыл однажды, ещё до начала
фильма, так и не вылечился на протяжении сериала. Неужели Суханову не приходилось слышать записи выступлений Сталина на съездах или
хотя бы знаменитую речь 7 ноября 1941 года, чёткие, словно отлитые из бронзы слова, понятные всем без перевода? Точно, грузин Сталин
лучше владел русским языком, чем российский актёр Суханов! И это при том, что для последнего язык - орудие производства!

Актёр Алексей Кортнев в Послесловии к <Московской саге> заявил: <Может, мы нагородили совсем несообразное, но ведь что мы знаем о
том времени? Мы играли не время, а своё представление о нём!>. Запомним это признание! И <Московская сага>, и <Дети Арбата>, и все
другие подобные сериалы - это представления <демократических> лицедеев о советском времени, созданные со слов ярых антисоветчиков!

Значит, вот так Суханов представлял себе великого Сталина, перед которым Черчиллю (!) хотелось встать навытяжку?!

Я перечитываю воспоминания действительно творческих людей, создателей военной техники, оружия Победы: В. Грабина, А. Яковлева и др.,
и не нахожу в них того Сталина, которого показал Суханов. Все корифеи как один подчёркивают острый интерес руководителя государства
к их работе, внимательное отношение, стремление вникнуть в суть проблем, удивляются эрудиции и компетентности в специальных
вопросах. Но то же самое можно услышать и от писателей, военачальников, руководителей экономики! Да прочитайте, в конце концов, хоть
какие-нибудь работы Сталина (<Вопросы ленинизма>, <Экономические проблемы социализма>, речи на съездах)! Никто не смеет сказать, что
их писали за него! Со страниц встаёт облик мыслителя, полемиста, старающегося разобраться в общественной жизни, пристально
вглядывающегося в глаза собеседнику!

Стыдно, Максим Суханов! Беда не в том, что вы не поняли Сталина, плохо, что вы его и не хотите знать! И потому создали образ самый
мерзкий из всех в отнюдь не богатом на запоминающиеся личности фильме.

Надо признать, отдел сериалов, объявленный во время <зрительской конференции> по <Московской саге>, работал. 6 декабря он отметился
балаганом на тему сериала <Дети Арбата>, и вновь задолго до окончания, после 8-й серии. Как будто подслушав моё возмущение
отсутствием достойных оппонентов, на этот раз пригласили Н. Андрееву и В. Анпилова. Видно, захотели показать, что не боятся критики
левых. А чего бояться-то, если передача не идёт в прямом эфире: всегда можно вырезать то, что не понравится. Таким образом от Нины
Андреевой остались лишь слова о <выдающейся посредственности партии> да ответ на вопрос, будет ли она сегодня смотреть сериал: <Если
успею доехать до дома!> А от Анпилова - возмущение эпизодом, в котором молодой следователь Шарок бьёт по лицу допрашиваемую женщину,
и <почему все сцены построены на истерике?> Это всё, что дали ему сказать? Или всё, что из сказанного пошло в эфир?

На таких условиях настоящим оппонентам можно участвовать в этих представлениях лишь от безысходности - вдруг что-то из выношенного
да и проскочит дуриком, вопреки режиссёру передачи? Но это вряд ли!

И всё же Анпилов подметил едва ли не главную черту обсуждаемого фильма - истерику. А давно известно: если человек сердится, значит,
он не прав. Стоит ли говорить о правоте авторов сериала, отдающих явное предпочтение истеричным сценам, построивших на них весь
фильм?

В конце хотелось бы сказать: <Дети Арбата> - безусловно, символ. А. Каморин, продюсер сериала, в передаче <Пять вечеров> заявил: <Мы
хотели сделать экранизацию изумительной трилогии А. Рыбакова... Если бы эти люди (дети Арбата) выжили, мы бы были в другом
обществе!>. Не сомневаюсь! Только при одном условии: если бы фантазия, созданная Камориным и его подельниками, была реальностью!

Авторы - А. Эшпай и пр. - представляют <детей Арбата> как символ советской эпохи. Но это не так. Тогда хватало других символов - от
Стаханова и Чкалова до Зои и молодогвардейцев! <Дети Арбата> - символ <демократического> времени. Мечты арбатской золотой молодёжи
нынче воплощены в жизнь их внуками. Именно они и выбрали, и создали этот символ, со времён Хрущёва лелеяли его и, наконец, подняли
на щит в образах многосерийного телевизионного фильма. Ну и убогий же, надо сказать, получился символ!

С <арбатскими> СССР не победил бы фашистскую Германию! Слава богу, в 1941 году их оказалось много меньше, чем хотелось бы авторам
современного фильма. И сейчас, случись война, России с <арбатскими> не победить. Всё будет зависеть от того, не слишком ли много
развелось <арбатских>.

Сегодня мы унижены и оскорблены, но с нами - советские герои, а с ними - <дети Арбата>. И это, что ни говори, успокаивает и
воодушевляет!

Ю. ШАБАЛИН