|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
23.12.2004 21:43:39
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Что думают ученики гимназии "Дидакт" о реформе образования (*+)
http://www.inauka.ru/education/article51566/print.html
РОМАН СЕЛЮКОВ, ТАТЬЯНА ИВОШИНА: "НАШИ ДЕТИ УЧАТСЯ ПО 5-6 УЧЕБНИКАМ, НО
ЗАДАЧКИ ПРИДУМЫВАЮТ САМИ"
Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА
С будущего года все негосударственные школы лишаются бюджетного
финансирования. Об этом говорят изменения, внесенные в закон "Об
образовании": в 41-й статье отсутствует 7-й пункт, гарантировавший это
право. Это ударит по всем 750 негосударственным учебным заведениям России.
Среди них не только школы для "новых русских", но и многие вполне доступные
учебные заведения, успешно развивающие свои авторские разработки и
демонстрирующие прекрасные результаты. В их числе - негосударственная
гимназия "Дидакт" города Заречный Пензенской области, являющаяся федеральной
экспериментальной площадкой Минобразования. С директором гимназии Романом
СЕЛЮКОВЫМ и директором инновационного центра повышения квалификации
"Дидакт", доцентом кафедры психологии Пензенского госпедуниверситета
Татьяной ИВОШИНОЙ беседует обозреватель Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА.
известия: Заречный - город Минатома, один из девяти закрытых
административно-территориальных образований. 40 лет назад здесь поселилась
техническая элита. Когда возникла ваша гимназия и чем она отличается от
других школ Заречного?
Ивошина: Гимназия была создана 13 лет назад, в период педагогической
оттепели. Я была ее первым директором, а недавно меня сменил на этом посту
мой ученик Роман Селюков. Задумана она была как школа, работающая по системе
Эльконина-Давыдова. Главное в ней - формирование способности к
самообразованию. Ну, например: можно и нужно решать задачки из учебника. Но
крайне важно, когда дети сами придумывают задачки друг для друга. Это не
просто игра. Когда вы начинаете исходить из позиций другого, то лучше
осознаете все тонкости изучаемой темы. И мы, как методисты и психологи, на
этом играем, но при этом сохраняем позицию авторства (это же ты создал, и мы
это опубликовали). У нас вот уже 10 лет существует свой детский издательский
центр. Раз в год выпускается большой толстый журнал, который делают от
начала до конца сами дети. Это литературные и художественные работы,
дидактические труды учеников; теперь есть отдельное издание "Дидактика для
себя".
известия: Разве все дети способны создавать дидактические работы?
Ивошина: Конечно, нет. Но тогда они создаются в соавторстве с педагогом.
Учитель говорит: "Ты недотянул здесь и здесь". Они вместе садятся и
дорабатывают материал, который будет опубликован в соавторстве с учителем. К
тому же эту задачу потом будут решать на контрольной всем классом.
известия: Когда же перегруженные дети все это успевают делать?
Селюков: Все происходит на уроках, а не за счет дополнительных часов. Курс
геометрии в нашей школе построен так, что мы не изучаем последовательно по
учебнику определенные теоремы и не решаем множество задач, а идем от
обратного: мы составляем задачи. Чем сложнее она составлена, тем больше
возникает вопросов. Так мы переходим к более сложному теоретическому
материалу. То есть не от теоремы приходим к задаче, а, наоборот, от задачи к
теореме. У нас в 5-м классе по математике пять учебников: важно, чтобы дети
понимали, что к одному и тому же можно прийти с разных позиций.
известия: А как вы при этом успеваете проходить программу?
Селюков: С 1-го по 11-й класс у нас в гимназии существует сквозная программа
технологии развивающего обучения по математике. И мы имеем огромный выигрыш
в часах. В 5-м и 6-м классах я могу уделять внимание геометрическому
материалу, которого в "стандарте" нет. Поэтому в 7-м классе (когда у всех
только начинается геометрия) мы ее ведем уже на другом уровне.
известия: Неужели все ваши педагоги так работают?
Ивошина: Конечно, нет. Для того чтобы подготовить таких педагогов и нужен
инновационный центр, который работает в нашей школе. Но и за пределами
города мы занимаемся многими проектами.
известия: Куда поступают выпускники вашей школы?
Селюков: В самые разные вузы. Одна из первых наших медалисток, Аня
Остапенко, которая в другой школе была троечницей, перейдя к нам, сказала:
"Я хочу больше времени посвятить иностранным языкам и литературе. Поэтому
некоторые предметы мне бы хотелось учить в индивидуальном режиме, сдавая
зачетом (ведь этим я никогда заниматься не буду)". Мы ей разрешили. В
результате она выиграла языковой конкурс и год провела на стажировке в
Америке. Вернувшись обратно, сразу была зачислена на 3-й курс Пензенского
университета. Сейчас она в Питере, работает переводчиком. У нас есть четыре
девочки, выигравшие всероссийский конкурс по французскому языку, по месяцу
стажировавшиеся во Франции.
известия: Как вы добиваетесь таких успехов в языках?
Ивошина: Мы учим с первого класса два языка; часов немного (в языковых
школах их больше). Мы выигрываем в технологии. Весь лингвистический цикл
(русский-английский-французский) выстраивается в едином ключе - не на
морфологической основе, а на фонетической. Мы идем от звучания.
известия: Все негосударственные школы сейчас в панике: им отказано в
бюджетном финансировании. Регионам не запрещено финансировать, но кто же
добровольно расстанется с деньгами?
Селюков: Нужно что-то менять в самом финансовом механизме: финансировать по
проектам в школах, малыми грантами - педагогов, которые ведут разработки. На
сегодняшний день финансирование уже снижают: в следующем году мы получим
денег меньше, чем в этом. Значит, нам придется повышать оплату (пока она -
400 рублей в месяц). Парадокс в том, что насколько мы увеличиваем оплату,
настолько же нам срезают финансирование. Такая же ситуация была и с
грантами. И если раньше нам удавалось что-то отстаивать, то теперь это будет
делаться на законных основаниях.
Москва поддержит свои частные школы
Депутаты Московской городской думы приняли в первом чтении поправки в
городские законы об образовании. Отныне они соответствуют федеральному
законодательству. Но в то же время принято решение о сохранении всех
социальных гарантий московским школам и учителям. В ходе дискуссии
выяснилось, что летом, в процессе составления документов, депутаты забыли
написать о возможности бюджетной поддержки негосударственных школ. Ошибку
обещано исправить ко второму чтению.
Всего в столице работает 218 частных школ, в которых учатся восемнадцать с
половиной тысяч детей. Бюджетные средства для негосударственной школы весьма
существенны: они составляют 10-30% от общего дохода. По словам председателя
комиссии по образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича, поправки в
образовательные законы успеют принять до 1 января 2005 года.
Богатые частные школы выживут, а бедные погибнут
Государство не понимает, что оно делает, лишая частные школы бюджетного
финансирования. Ведь именно благодаря таким школам "выжили" лучшие учителя
государственных школ: они подрабатывают в частных школах и при этом не
уходят из своих. Частные школы берут на себя львиную долю функций
государства: дети ездят на экскурсии, изучают иностранные языки, пользуются
лучшим оборудованием. Из-за того, что в частных школах маленькие классы,
родители могут отдать туда детей сложных, не приспособленных к учебе в
массовой школе, - тех, с кем необходимо работать индивидуально. Кроме того,
в таких школах есть возможность обкатывать многие новые программы.
В итоге дорогие частные школы выживут, подняв планку оплаты, а средние и
дешевые - разорятся.
Леонид КЛЕЙН, учитель частной школы "Интеграция - ХХI век"
Что думают ученики гимназии "Дидакт" о реформе образования
Только ли взрослым вершить реформы
Да, да, да, нужно проводить реформы в образовании. Но надо это делать не
ради того, чтобы сделать. Продумав все до последней капли, надо взвешивать
мнения всех, кого коснется та или иная сторона реформы, и в первую очередь
нас - потребителей образовательных услуг. И почему бы перед принятием
какой-нибудь важной реформы не провести референдум? Вот, например, тот же
самый ЕГЭ. Если бы, перед тем как его запускать, провели референдум, мне
кажется, результаты были бы очень интересными.
Александр Логинов, 11 "Б" класс
Зачем нам профильное обучение
Реформа гласит, что ученик должен определиться с нужными ему дисциплинами
после 9-го класса и потом делать упор на них. Но, к сожалению, может так
получиться, что к концу 11-го класса мнение ученика поменяется. Ведь недаром
поступают в вузы после 17 лет. Считается, что в этом возрасте человек
окончательно самоопределяется. Принуждать к профильному образованию нельзя.
Школа должна давать возможность сделать выбор.
Александра Толпегина, 11 "Б" класс
Что такое ЕГЭ и как к нему относиться
У меня двоякое отношение к этому реформаторскому введению. С одной стороны,
ЕГЭ отбирает лучших из лучших для бесплатного обучения в вузах. Сделать все
задания может один из тысячи, и он без лишних проблем может поступить в
предложенный вуз. Остальным этот экзамен позволяет реально оценить свои
возможности и проверить познания в той или иной области.
С другой стороны, при упоминании об ЕГЭ у абитуриентов возникает легкий
стресс. Ведь, например, задания уровня "С" по алгебре даже учителя решают
несколько дней. Волнение перед экзаменом зачастую не дает полностью раскрыть
свои знания. На обычном экзамене ты налаживаешь контакт с экзаменатором. Он
чувствует тебя, твое настроение. Ты можешь показать свою индивидуальность.
При "едином" же всех чешут под одну гребенку. Также многое зависит от
случая, порой ученик просто угадывает ответ.
Существует проблема принятия в вузы, ведь не всех принимают по баллам ЕГЭ, а
сил на повторную проверку не хватает. Интересно, что результаты ЕГЭ не
принимают самые престижные вузы страны, такие, как МГИМО, МГУ, МФТИ и
другие.
Вообще ЕГЭ - очень неоднозначное явление в отечественном образовании. Этот
экзамен был создан для того, чтобы уравнять шансы при поступлении в вузы, а
получилось наоборот.
Мария Костромитина, 9 "Б" класс
Я вот школу закончил в прошлом году, и слава богу. Если бы я попал в такой
переплет, как нынешние одиннадцатиклассники, то неизвестно, как я получил бы
хороший аттестат. И дело не в том, что у меня нет уверенности в своих
знаниях. Дело в том, что ЕГЭ в тестах не проверяет знания. Тестируются
отдельные отрывки (я сам смотрел задания этого года). К нам в МФТИ принять
ученика, набравшего даже 100 баллов, можно. Но это абсолютно не гарантирует,
что он будет уметь мыслить.
Иван
Какое у меня сложилось отношение к такому виду экзамена? Чтобы написать хотя
бы на оценку "4", нужно от корки до корки вызубрить учебник алгебры и еще с
репетитором заниматься для того, чтобы решить какое-либо задание из уровня
"С". Я вообще очень соболезную тем ученикам, которым в следующие годы
придется сдавать ЕГЭ.
Василий Луковников
Кому и зачем нужны ГИФО
Что же это получается? Умные, одаренные дети, которых хорошо, если один на
тысячу, смогут выбирать для себя самый престижный вуз и там учиться. А что
делать посредственным ученикам, которые не блещут знаниями? И что тогда
получится? Возможность учиться будет не у всех, а только у самых умных
детей, другие же смогут позволить себе учиться только платно. А в нынешнее
время это не всем по карману. К тому же как проверить экзаменуемого? Ведь
может получиться и так, что стандартный троечник, где-то списав, где-то
что-то просто угадав, получит высокий балл за экзамен, и государство будет
культивировать бездельника, а не растить талант. Я против этой реформы, так
как она не дает шансов получить образование всем.
Мария Савенкова, 11 "Б" класс
Нужна ли интеграция европейского вузовского сообщества
Мое отношение к данной проблеме спорное. С одной стороны, хорошо то, что
учащиеся получают шанс учиться в иностранных вузах. Но, с другой стороны,
эта балансировка двух образований может пагубно сказаться на отечественном
образовании. Так как ни для кого не секрет, что в каких-то областях
иностранное образование существенно отстает от нашего. А подтягивать
европейское образование до нашего уровня - дело кропотливое, да и мало кто
будет из наших иностранных коллег с этим согласен. В общем, время покажет.
Александр Логинов, 11 "Б" класс