|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
13.08.2004 22:17:55
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
"Русская философия имени - это, наверное, единственный успешный опыт неклассической альтернативы" (*+)
Русский Журнал / Обзоры /
http://www.russ.ru/culture/20040812_names.html
Alter ego глобализма
Опыт прикладной философии имени
Никита Гараджа, канд. философ. наук
Дата публикации: 12 Августа 2004
Имяславие ХХI века
Опыт имеет свойство обретать форму суждения, оформляться категориями, находить, наконец, свое выражение в слове. Сама реальность
обретает себя в слове, в нем проясняется и через него открывается. В слове реальность оборачивается мыслью, становится именем, т.е.
реальностью осмысленной или словом исполненным. Слово опредмечивает реальность, а имя творит ее.
Эта беспрецедентная трактовка сущности слова - главная заслуга русской философии имени; в этом смысле она - своеобразный итог
самовыражения отечественной культуры в развитой форме философского творчества. Было бы несправедливо относиться сейчас к этому
явлению начала прошлого столетия исключительно как к чему-то из археологии русской мысли. Тем более что выдвижение языка в качестве
центральной философской темы характерно для ХХ в.; на Западе эта тенденция представлена в лингвистической философии, у Витгенштейна,
у Хайдеггера, в герменевтике, не говоря уже о всем многообразии постмодернистских школ. С этими интеллектуальными движениями
связывается радикальная переориентация современного типа культуры от просвещенческой классики к неклассическому культуротворчеству.
С самыми радикальными последствиями для стилистики общественной жизни, хозяйствования и всего многообразия форм творчества, т.е. в
полном смысле слова модернизации человеческого пространства.
Специфичен в этом смысле пройденный нами путь модернизации. Мощный импульс словесной экспансии, осуществленный в период русской
революции и приведший к уникальной по темпам индустриализации страны и интенсивному освоению "светских" форм культуротворчества - от
науки до искусства, очень быстро был свернут в пользу традиционалистской культурной модели; по Ортеге-и-Гассету, речь идёт о
феномене "исторического камуфляжа". За видимой модернизацией фактически произошло перемалывание того импульса, который на той
стороне Европы в полной мере дал о себе знать после эры мировых войн и был обозначен через понятие глобализма. После того, как мы в
90-х годах драматическим образом "открылись", вновь актуализировался вопрос о размежевании с классической эпохой. Не случайно все
наши современные интеллектуальные школы начинаются с обозначения принадлежности к неклассическим формам и стилистике деятельности.
Русская философия имени - это, наверное, единственный успешный опыт неклассической альтернативы, которая родилась в русле
отечественной культуры философского мышления и по своим историческим корням в полном смысле автохтонна. И коль скоро издержки
нынешней открытости России обнаруживаются в "глобализме", который воспринимается как главная причина нашего "кризиса субъектности",
один из самых очевидных путей рефлексии - посмотреть на глобализм с точки зрения имяславской традиции.
Дело в том, что даже самые яркие аватары глобализма, начиная от колониального набора в ларьках конца 80-х и заканчивая обогатившим
наш язык глоссарием потребительских технологий, дают гораздо меньше поводов для разговоров о нём, нежели alter ego глобализма -
антиглобализм. Явление, до недавнего времени нам неведомое.
В Африке к югу от Сахары...
Итак, не только свободные науки и искусства прорастают на благодатной почве нашего отечества. Как это не раз случалось, сытая и
счастливая жизнь омрачается ростом у некоторой части населения разного рода метафизических запросов. Видимо, с этим связано и резкое
обострение интеллектуального антиглобализма, в результате одного из которых на свет появился сборник статей под названием
"Глобализация сопротивления: борьба в мире" [1]. В целом книга познавательна и полезна, особенно тем, что наконец то знакомит
русского читателя не только с немилым сердцу Западом, но и, к примеру, с таким экзотическим регионом, как "Африка к югу от Сахары".
Где, понятное дело, всё гражданское общество вкупе с многочисленными женскими, студенческими и профсоюзными организациями поднялось
на борьбу с глобализмом. В принципе врожденный пиетет перед импортными авторами не дал бы усомнится в их глобальной гражданской
ответственности, если бы сборник не был приправлен рассуждениями наипервейшего и уважаемого отечественного
антиглобалиста-интеллектуала - доктора экономических наук, профессора МГУ им. М.В.Ломоносова и т.д. и т.п. А.В.Бузгалина.
Справедливости ради надо сказать, что в отличие от других авторов книги А.В.Бузгалин, как это ни странно, не антиглобалист.
Напротив: он двумя руками за глобализацию. Но только не за такую, которую навязывает миру Америка в интересах "новой номенклатуры
"большой восьмерки"", а за ту, что будет во главе с феминистками и мультикультуралистами, за глобальность "сетей сторонников
свободного распространения знаний, сотен и тысяч других движений". Имя им - альтерглобалисты. Подобный размах если и не наводит
ужас, то некоторую озабоченность все же вызывает, а восьмерка хоть она и осьмерка, но все же кажется более человечной на фоне этих
сотен и тысяч сетей прогрессивных сил.
Если слить всю воду, то альтерглобалист Бузгалин негодует по поводу неравномерного распределением мировых богатств и предлагает
ввести налог в размере 0,5% на мировые финансовые спекуляции, выделить "несколько процентов личного состояния нынешними
миллиардерами", или - миллиардеры вздохнули - "хотя бы на десяток процентов" сократить военные расходы стран НАТО", что "позволит
решить за 5-10 лет проблемы голода, жилья, здравоохранения и образования для беднейшего миллиарда человечества". Собственно, это и
все.
Мудрено понять мотивы московского профессора, побудившие его пугать нас страшилками про глобализм и выписывать при этом весьма
экстравагантные рецепты (любопытно, кстати, как отреагировали бы на них достойные борцы из Африки к югу от Сахары). Дело здесь не в
том, что Бузгалин недостаточно искренен. Скорее, речь идет об обиде (возможно, и имеющей право быть), которая заключается в том, что
раньше мы плакали над несправедливостью некрасовского "У парадного подъезда", а теперь голодные слезы африканских детей искупают
положенную порцию гамбургеров для негра-демократа или белого-республиканца. Однако констатация того, что мироеды теперь орудуют в
глобальном масштабе, хотя и вызывает праведный гнев, однако, как видно, еще не является поводом для положительного и окончательного
осуждения глобализма в пользу его alter ego в бузгалинском варианте.
Про то, зачем нужно было вступление про русскую философию имени
Глобализм начался не тогда, когда негр в Африке лёг под пальмой пить коку, и даже не тогда, когда в Москве выстроилась очередь на
дегустацию гамбургера, а тогда, когда негр пошел в сторону к югу от Сахары, а герр профессор пошел к письменному столу и написал
слово "альтерглобализм". И вот почему.
"В начале было Слово". Известно, что человек стал сотворцом мира, когда "Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц
небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя
сей". Подобие человека Богу выразилось в том, что он получил слово, которое и сделало его властным над природой, обратило её в
реальность и побудило к жизни, что стало окончательного моментом в сотворении мира. Это слово было абсолютно прояснено по отношению
к реальности, его "телесная" сторона не была отделена от смысловой. Современные понятия о внешней и внутренней форме к этому слову
неприменимы, ибо здесь мысль и слово - в таинственных для нас отношениях "нераздельного и неслиянного" единства. Воистину, Словом
творился мир.
Что касается нашего слова, т.е. слова исторического - оно, согласно русским имяславцам, требует своего просветления, обнаружения
этого единства. Отсюда вытекает значение человеческого языка, который не дает нам окончательно утратить свою власть над природой и
оставляет возможность для ее преображения, а в конечном итоге - и для той жизни, которую иногда называют "совокупностью
надбиологических программ человечества" [2].
Рождение слова - это тайна, совершающаяся тогда, когда мысль и слово, плоть и дух имени находят друг друга. Человеческое
словотворчество, которое рождается самой жизнью, связано с обнаружением связи мысли и слова. Сам человек становится человеком только
после того, как произошло его именование именем собственным. Этим актом человеку дается не кличка или метка, но обозначается его
принадлежность к реальности имени.
Очевидно, что и до сих пор мы сталкиваемся с необходимостью именовать реальность, т.к. эта зыбкая связь мысли и слова, которую мы
сохраняем, подвержена разрушению, что актуализирует нашу способность к словотворчеству. Зачастую приходится прибегать к образованию
понятий через квазислова, которые - как, например, устоявшиеся аббревиатуры или научные термины, тем не менее, получают свой
определенный смысл. Если в естественном языке связь мысли и слова утратить практически невозможно - что подтверждается возможностью
расшифровки даже мертвых языков - то в случае с квазисловами расщепление заданной самим человеком смысловой связи приводит к
появлению мёртвых слов с пустыми смыслами. Которые, по внешней форме оставаясь знаками, указывающими на что-то, на самом деле
указывают в никуда. Подобные слова-паразиты закрывают перед носителем языка реальность, и являются в собственном смысле не словами,
а пустыми словоформами.
Именно это обычно имеют в виду, когда говорят об опасности механического заимствования иностранных слов. Но эта опасность наступает
не в результате самого переноса. Любой язык обладает способностью к своеобразному перевариванию их смыслового значения под свой
собственный исторический опыт (скажем, в английском "killer" - это просто убийца, а в русском киллер - это человек, профессионально
убивающий за деньги). Гораздо хуже, когда такие слова утрачивают вложенный в них новый смысл, но при этом остаются в языковом
пространстве. Подобные слова ("демократия", "приватизация", "реформы", "либерализм", "ваучеризация", "деноминация" и т.п. вплоть до
"монетизации") своим тайным для нас смыслом оказались настолько магичны, что их силой было разрушено целое социальное и
государственное устройство. Но практически тут же мы стали наделять их собственными смыслами, трактуя в очень отдаленном контексте
по сравнению с их изначальными значениями. Фактически эти слова были превращены в понятия, которые расшифровываются живым языком
(демократия = безвластие, приватизация = воровство, реформы = передел и т.д.).
Антиглобализация
С пришедшим к нам понятием "глобализм" все достаточно просто. Из изначально нейтрального, обозначающего влияние общечеловеческих,
мировых процессов на судьбы каждого человека оно стало оценочным, получило функцию обозначать отношение говорящего к обозначаемому
явлению. В отличие от естественного слова, которое не может утратить своей связи со смыслом, искусственные понятия поддаются этому
по человеческому произволу. Понятие оказывается пустой телесной формой для смысла, "временным заменителем" настоящего имени. И если
под "глобализмом" понимается размывающая имена экспансия смыслов, формулой выживания для национальных культур становится
сопротивление этой экспансии. Но для этого внутри каждой культуры вырабатываются свои уникальные механизмы, и единственно возможный
ответ глобализации - оставаться самими собой, сохранять то главное, что определяет лицо и имя данной культуры в мировом
пространстве. В этом смысле процессу, называемому "глобализацией", всерьёз противостоит лишь архитектура многообразия исторического
и человеческого, множественность слов и языковых систем, и проистекающее из неё многообразие культур.
Глобализация - это когда, скажем, уникальное имя денег твоей страны заменяется чужой и безликой сущностью - "евро" в Европе или
"доллар" в странах, введших у себя currency board. В этом смысле одна из самых героических страниц истории нашей культуры - это
борьба русскоязычного сознания с долларовой экспансией. Доллары, оказавшиеся в условиях инфляции главной и единственно устойчивой
валютой, довольно быстро стали баксами, зеленью, капустой - но и эти "снижающие" понятия всё равно подразумевали под ними функцию
денег. И тогда на свет появилось гениальное "у.е." в обиходном смысле - как нечто, дополняющее систему учёта в рублях. Осмеянный и
дискредитированный "деревянный" остался единственной деньгой, а сумма, измеряемая в "уях" - это просто необходимое количество рублей
по текущему курсу доллара.
Что под таким углом означает слово "альтерлобализм"? Словоформа, образованная на смысловой связи квазислова, того же понятия -
"глобализм", говоря по-русски - чёрт знает что на чёрт знает чём. "Сопротивление глобализации" фактически загоняется в прокрустово
ложе того же ряда явления. В этом смысле и "антиглобализм", и какой угодно "альтерглобализм" в подлинном смысле работает на
глобализацию - ибо это пустое понятие, не имеющее своего уникального смысла, распространяет глобальное размывание и девальвацию
смыслов на те сферы, которые "обычной" глобализацией до сих пор как будто охвачены не были.
Наверное, самая неприятная из личин чёрта - это маска пламенного борца со злом. Слово с краденым смыслом манипулирует реальностью
гораздо эффективнее, поскольку неуязвимо для атаки "по смыслу", ибо вместо смысла у него - обрывки чужой правды, вполне себе
подлинной. То, что противостоит "глобализации", не может называться ни "анти", ни "альтер"-глобализмом: эти слова не могут создать
той связи между смыслом и именем, которая могла бы быть творческой, положительной силой ответа.
[1] Глобализация сопротивления: борьба в мире/Отв. ред.С.Амин и Ф.Утар: Пер. с англ./Под ред. и с предисл. А.В.Бузгалина. - М.,
2004. - 304 с.
[2]Определение культуры, данное акад. В.С. Стёпиным