От Владимир К. Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кропотов) Ответить по почте
Дата 08.08.2004 19:33:10 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Версия для печати

self! Я нашёл, откуда пошла методика дрессировки детей конфетами!

Жена сегодня привезла толстую и большую такую книгу, которая передаётся из рук в руки учителями-методистами, как "передовое учение"
с намерением "скопировать из неё кое-что полезное для лекции".

Я как посмотрел - чуть не упал! Такой сборник западных мифов нужно ещё поискать! Книга очень интересная и даже полезная. В первую
очередь, как источник для ознакомления со взглядами западной психологии, вытекающими из специфической западной антропологии. Но,
неискушённый в культурных аспектах человек не сможет извлечь что-то полезное нам из того "объективного набора мнений",
представленного в книге. А неадекватное и разрушительное извлечь легче лёгкого. Выготский там - одинокий островок отечественной
мысли, затерянный в западных теориях (и, как и всё остальное, осмысляется с точки зрения западных представлений). Результат - в
вашем детском садике.

В качестве иллюстраций привожу наскоро отсканированные оглавление книги (простите за длину) и некоторые примеры её материалов. Можно
бы привести всё, настолько зарактерна каждая фраза! Я выбирал наугад, но и это, думаю, впечатляет (с точки зрения применения в нашей
культурной среде).

Книга написана действительно увлекательно, но это, в нынешних условиях, чревато.


Ги Лефрансуа ПРИКЛАДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
11-е международное издание.
Права на перевод получены издательством <прайм-ЕВРОЗНАК> соглашением с Thomson Learning.
Прикладная педагогическая психология. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. -416с. (Проект <Главный учебник>)

Эта книга - самое известное пособие по психологической педагогике на Западе, в котором автор объясняет, иллюстрирует и исследует
принципы и методы психологии в реальных условиях образовательных учреждений и делает это в краткой, информативной, ободрительной,
дружелюбной манере. Основанная на последних достижениях когнитивной психологии развития в контексте обучения и научения, эта книга
представляет собой полное, релевантное педагогическим целям и задачам описание психологических принципов обучения.

© 2000 Wadsworth. a division of Thomson Learning.
Thomson Learning is a trademark used herein
under license. © 1999 Thomson Learning. All Rights Reserved.
Thomson Learning Testing Tools is a trademark
of Thomson Learning. © Перевод на русский язык: Волохонский В.,
Миронов Н., Рысев С., Туник А. 2002 © Серия, оформление. прдйм-ЕВРОЗНАК, 2003 ©

**************
<Прикладная педагогическая психология> представляет нашему читателю широчайший охват психологических проблем педагогической
практики, изложенных автором с учетом последних достижений психологической науки в доступной и увлекательной манере...
В. А. Якунин,
профессор, заведующий кафедрой педагогики
и педагогической психологии Санкт-Петербургского
государственного университета
А. Д. Наследов,
доцент, факультет психологии Санкт-Петербургского
государственного университета

**************
Содержание

Предисловие к русскому изданию..............14
Предисловие автора....................................i6
Новое и старое в <Медведе X>.............................i6
Гид к десятому изданию........................................16
Благодарности.........................................................i6
ЧАСТЬ 1. НАЧАЛО.........................................+8
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ..............19
Введение.......................................................2о
Основные вопросы.......................................го
Психология преподавания..........................го
Обучение и убеждения................................20
Сущность убеждения....................................................21
Как убеждения влияют на принятие решений...........21
Эта книга и ваши убеждения.......................................22
ПСИХОЛОГИЯ...................................................22
Наука и психология......................................................22
Эксперименты..........................................................23
Факты и теории.............................................................24
Законы, принципы и убеждения..................................25
Модели..........................................................................25
Модели учеников и учителей......................2б
Конструктивные и директивные модели обучения.....26
Модель преподавателя................................................26
Модель преподавания.................................2?
Предобучение...............................................................2/
Обучение.......................................................................28
Постобучение................................................................29
Применение психологии
в педагогической практике.........................29
Педагогическая психология.........................................3°
Преподавание как принятие решений.......................з1
Преподавание как решение проблем........31
Преподавание как предоставление
возможностей...............................................з*
Преподавание как мыслительная
активность....................................................32
Преподавание как ремесло.........................зз
Эксперты и дилетанты..................................................33
Знание......................................................................34
Эффективность........................................................34
Проницательность...................................................34
Искусство преподавания..............................................34
Преподавание как карьера.........................35
Проблемы, с которыми сталкиваются
учителя сегодня......................................................35
Вознаграждение за преподавательский труд.............зб
Карьерная стабильность и изменчивость....................зб
Культурные и глобальные различия...........зб
Глобальное неравенство.........................................Зб
Каково это - быть учащимся?
Культурные различия................
Основные положения.......
Контрольные вопросы...............
Работа в Интернете..................
Рекомендуемая литература.....
ЧАСТЬ 2. РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ
ГЛАВА 2. ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ.....с.
Введение.......................................................L-
Основные вопросы.......................................$2
Развитие человека: основные понятия......4-
Поколение и контекст развития..................................4-
Определения понятия <развитие>..............................43
Основные принципы человеческого
развития.......................................................4^
Соотношение прирожденного и приобретенного......4^
Изучение приемных детей......................................45
Заключение.............................................................46
Неравномерность роста...............................................46
Важность координации воздействий среды................47
Значение для образования....................................48
Последовательность развития.....................................48
Стадиальность развития...............................................49
Согласованность и компенсация.................................49
Предсказуемые половые различия..............................50
Каждый человек уникален............................................50
Нравственное развитие...............................51
Две стадии Пиаже.........................................................51
Нравственность справедливости
и причины Кольберга...................................................51
Уровень 1. Первичный или доконвенциональный
(уровень послушания и наказания)......................51
Уровень 2. Конвенциональный
(уровень подчинения общепринятому)................52
Уровень з. Постконвенциональный........................52
Оценка модели Кольберга.....................................52
Исследование Гиллиган: женская нравственность.....53
Роль нравственного развития
в процессе обучения....................................................54
Языковое развитие......................................54
Язык и общение............................................................55
Языковые элементы......................................................55
Две теории языкового развития.................................55
Изучение основного языка...........................................56
Предречевая стадия...............................................56
Язык и интеллектуальное развитие.............................58
Основные положения...................................58
Контрольные вопросы...................................................58
Работа в Интернете......................................................58
Рекомендуемая литература.........................................59
Содержание
ГЛАВА 3. КОГНИТИВНОЕ
И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ......................бо
введение.......................................................6i
Основные вопросы.......................................6i
Гендерные роли...........................................6i
Разввитие тендерных ролей..........................................6i
Гендерные ролевые стереотипы и предпочтения......6а
Гендерные различия.....................................................6з
Вербальные способности........................................6з
Математические и научные способности..............6з
Значение тендерных стереотипов...............................64
Личностное развитие: Эрик Эриксон..........65
Психологические стадии развития..............................6$
Доверие и недоверие.............................................6$
Независимость против неуверенности и сомнения... 65
Инициатива и чувство вины...................................65
Достижение и неполноценность............................66
Самоидентичность и диффузия идентичности......66
Психосоциальные стадии взрослого человека.....66
Практическая значимость теории Эриксона...............67
Когнитивное развитие.................................68
Основные идеи Пиаже.................................68
Адаптация: ассимиляции и аккомодация...................69
Характеристики новорожденного..........................69
Ассимиляция и аккомодация.................................6р
Уравновешивание...................................................7°
Факторы, определяющие характер
когнитивного развития...........................................70
Стадии человеческого развития по Пиаже...........7°
>:зия интеллектуального
; -аития Пиаже...........................................71
s-сэмоторное развитие: от рождения до 2 лет.......71
"онятие вещи.........................................................7*
Амтация.................................................................72
==зультаты сенсомоторного развития...................72
х-:'"<рациональная стадия: 2-7 лет..........................72
otjj-онятийный период: 2-4 года.............................73
~:-ансдукция............................................................73
А*-*мизм...................................................................73
'--уитивное мышление: 4~7 лет...........................73
т.....<оетные операции: от 7 до п-12 лет....................76
Охранение..............................................................76
-.-ассификация........................................................76
1г~иация.................................................................76
-*>сла........................................................................77
и'зсшгльные операции: от и-12 до 14-15 лет............78
ле^формальные операции........................................79
:,ee-a теории Пиаже...................................................8о
Ссстижения дошкольников....................................8о
';ачицы формальных операций............................8i
вечность критики....................................................8i
.мг-ение теории Пиаже для образования ... 8i
11М':~уктивистская теория обучения.........................8i
>э :сение развития.....................................8i
д 'С1*-ые принципы обучения.....................................82
Предоставляйте возможность
для физической и умственной активности............82
Обеспечивайте оптимальную сложность...............82
Старайтесь понять, как думает ребенок...............8з
Способствуйте социальному взаимодействию......8з
Оценивайте готовность ученика............................8з
Социокультурная когнитивная теория
развития Выготского....................................8з
Основные идеи Выготского..........................................8з
Важность культуры..................................................83
Роль языка...............................................................84
Социальная речь.....................................................84
Эгоцентрическая речь............................................84
Внутренняя речь.....................................................84
Зона ближайшего развития...................................84
Основные принципы теории Выготского
применительно к образованию...................................85
Вспомогательные конструкции Выготского.................85
Вспомогательные конструкции
и <зона ближайшего развития>............................86
Основные положения...................................86
Контрольные вопросы...................................................87
Работа в Интернете......................................................87
Рекомендуемая литература.........................................87
ЧАСТЬ з- НАУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ................88
ГЛАВА 4. БИХЕВИОРИЗМ И ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ...........................89
Введение.......................................................90
Основные вопросы.......................................90
Научение.......................................................9°
Определение научения................................................90
Потенциальное изменение в поведении.....................91
Предрасположенность............................................д\
Способности............................................................91
Действие..................................................................92
Три подхода к научению у человека..........92
Павловское классическое
обусловливание...........................................93
Инвайронментализм Уотсона......................96
Педагогические следствия бихевиоризма
Павлова и Уотсона........................................................96
Коннекционизм Торндайка..........................97
Научение методом проб и ошибок.............................97
Смежность или подкрепление......................................98
Законы научения Торндайка........................................99
Закон эффекта.........................................................99
Закон готовности....................................................99
Закон упражнения (аннулирован).........................99
Дополнительные законы.........................................юо
Применение теории Торндайка в педагогике............юо
Вознаграждение правильных попыток..................юо
Установление отношений.......................................ioi
Готовность...............................................................ioi
Привлечение внимания..........................................ioi
Обобщение..............................................................ioi
8
Содержание
Оперантное обусловливание Скиннера......ioi
Респонденты и операнты..............................................ioi
Что такое оперантное обусловливание?.....................102
Подкрепление...............................................................104
Определение подкрепления..................................104
Подкрепление и наказание в классе...........................105
Позитивное подкрепление
(Вознаграждение)...................................................105
Негативное подкрепление (Облегчение)...............105
Позитивное наказание (Кара)................................юб
Негативное наказание (Штраф).............................107
Сила подкрепления и наказания.................................107
Аргументы против наказания.................................ю8
Аверсивный контроль.............................................ю8
Типы режимов подкрепления......................................109
Воздействие различных режимов................................но
Воздействие режимов на скорость научения.......но
Воздействие режимов на скорость угасания........но
Воздействие режимов на частоту реакции...........ш
Воздействие режимов на людей............................ш
Формирование поведения с помощью
оперантного обусловливания......................................112
Формирование поведения людей.........................на
Генерализация и различение......................................112
Педагогические аспекты принципов
оперантного научения..................................................ИЗ
Обзор вклада бихевиоризма
в педагогическую практику..........................щ
Иная точка зрения........................................................114
За пределами свободы:
философское обсуждение............................н4
Социально-когнитивная теория
Бандуры.........................................................И7
Социальное научение...................................................117
Социально приемлемые акты
поведения: результат.............................................И7
Научение социальному поведению: процесс.......п8
Обзор социально-когнитивной теории Бандуры........н8
Процессы научения через наблюдение......................119
Процессы внимания................................................119
Процессы сохранения.............................................120
Процессы двигательного воспроизведения..........120
Мотивационные процессы......................................120
Преобладание подражания.........................................120
Модели....................................................................121
Источники подкрепления в подражании....................121
Эффекты подражания...................................................122
Эффект моделирования..........................................122
Тормозяще-раскрепощающий эффект.................123
Эффект индукции....................................................123
Педагогические аспекты социально-когнитивной теории.....................................124
Основные положения...................................124
Контрольные вопросы...................................................125
Работа в Интернете......................................................125
Рекомендуемая литература.........................................126
ГЛАВА 5- МЫШЛЕНИЕ И ЗАПОМИНАНИЕ.....127
Введение.......................................................128
Основные вопросы.......................................128
КОГНИТИВИЗМ ................................................. 128
Различия между когнитивизмом
и бихевиоризмом..........................................................129
Метафоры когнитивизма..............................................129
Определение когнитивизма...................................129
Компьютерная метафора........................................129
Другие метафоры....................................................130
Множественная модель памяти..................131
Сенсорная память.........................................................132
Кратковременная память.............................................132
Возможности использования особенностей кратковременной памяти в сфере образования ... 133
Долговременная память..............................................134
Конструктивная природа долговременной памяти.... 136 Влияния, которым подвержена
долговременная память.........................................137
Типы долговременной памяти.....................................137
Произвольная и непроизвольная
долговременная память...............................................137
Семантическая и эпизодическая
(событийная) память...............................................138
Процессы, происходящие
в долговременной памяти..........................138
Повторение...................................................................138
Обработка......................................................................138
Организация..................................................................140
Педагогическое применение: Преподавание, направленное
на припоминание знаний............................140
Почему мы забываем...........................................141
Угасание...................................................................141
Искажение...............................................................142
Вытеснение..............................................................142
Ретроактивное и проактивное торможение.........142
Сбой ключевых признаков извлечения
(Retrieval cue failure)...............................................142
Педагогическое применение теорий забывания........143
Теория угасания.....................................................143
Искажение...............................................................143
Вытеснение..............................................................143
Ретроактивное и проактивное торможение.........143
Сбой ключевых признаков извлечения.................143
Средства, способствующие запоминанию..................144
Рифмы и поговорки................................................144
Система связей........................................................144
Метод мест (The Loci system).................................145
Метапознание...............................................145
Развитие метапознания................................................146
Когнитивные стратегии.................................................146
Определение когнитивных стратегий....................147
Стратегии мышления/обучения в сфере образования.... 147 Классификация стратегий мышления/обучения ... 147
Содержание
Педагогическое применение:
-^к научить учащихся мыслить....................................147
Эбучение учению: Смена точки зрения......................149
Программа инструментального усовершенствования Фюэрштеййа
(Feuerstein's Instrumental Enrichment) ...................150
Стратегическая Программа Эффективного
Мышления/Обучения (SPELT).................................151
Взаимное обучение (Reciprocal teaching)..............152
=азвитие когнитивных навыков в вашем классе........153
Основные положения...................................153
- энтрольные вопросы...................................................154
:эбота в Интернете......................................................154
-екомендуемая литература.........................................154
ГЛАВА б. КОГНИТИВНЫЕ ПОДХОДЫ
К ОБУЧЕНИЮ................................................i56
Введение.......................................................157
Зсновные вопросы.......................................157
Директивное преподавание
<* конструктивизм.........................................158
-гкоторые общие взгляды когнитивизма...................158
Текущее научение основано
на предшествующем научении..............................159
Научение предполагает обработку информации ...159
Смысл зависит от отношений.................................159
"еория Брунера: научение путем
укрытий.......................................................i6i
-зучение путем открытий в школах...........................162
I-чрытия как стратегия рефлективного обучения......163
Условия, которые облегчают
научение путем открытий.......................................164
Настрой....................................................................164
Состояние потребности....................................,.....i66
Овладение конкретикой.........................................164
Многообразие обучения ........................................164
Цементированные на открытие методы
> 'Энсгруктивизм в обучении......................................164
"гория Аусюбеля: научение путем
гецепции......................................................i66
сгчитивная теория Аусюбеля....................................166
Смысл.......................................................................i66
Осмысленное научение...........................................i66
Когнитивная структура...........................................167
>с-озиционное обучение...........................................167
Предварительные организаторы............................i68
Дискриминативность...............................................170
Придание смысла научению...................................170
>чрытия или рецепция?.............................171
1;гзнение педагогических подходов..........................172
Некоторые исследования.......................................172
некоторые выводы..................................................173
-?чоторые когнитивные педагогические
<сдели и акценты........................................173
"с--^тивное ученичество.............................................174
Методы когнитивного ученичества........................174
Последовательность шагов
в когнитивном ученичестве....................................177
Когнитивное ученичество, конструктивизм
и рефлективное обучение......................................177
Наделение полномочиями: конструктивистский
акцент............................................................................177
Заблуждения и их влияние на научение....................178
Еще один взгляд на конструктивизм..........178
Эффективное обучение.................................................179
Основные положения...................................i8o
Контрольные вопросы...................................................182
Работа в Интернете......................................................182
Рекомендуемая литература.........................................182
ГЛАВА 7- ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
К ОБУЧЕНИЮ................................................183
Введение.......................................................184
Основные вопросы.......................................184
Гуманистическая психология......................184
Гуманизм и другие взгляды в психологии..................185
Гуманистический педагог.............................................185
Роджерианская гуманистическая теория .... i86
Основные термины в роджерианской теории.............i86
Полемика вокруг контроля поведения:
Роджерс или Скиннер...................................................187
Принципы теории Роджерса........................................187
Наш мир - личный, сокровенный,
феноменологический..............................................187
Поведение может быть понято только
с индивидуальной точки зрения............................188
Цель человеческого существования -
самоактуализация...................................................189
Мы сами создаем собственное <я>.......................190
Поведение обычно согласуется,
с представлением о себе.......................................190
Оценка роджерианской феноменологии.....................191
Гуманизм в классе........................................191
Гуманистические движения в образовании................192
Общие акценты гуманистического
образования..................................................................193
Общие гуманистические методы педагогики..............194
Специальные гуманистические
программы в классе.....................................194
Слитное образование...................................................195
Ценностное воспитание и программы
прояснения ценностей.................................................195
Открытый класс.............................................................196
Стили научения.............................................................197
Приспособление школы к стилям.........................198
Школа, ведомая стилями научения.....................199
Оценка подходов, ориентированных
на стили научения.................................................199
Научение на основе сотрудничества..........................200
Зачем необходимо научение в сотрудничестве?... 2оо
Что такое научение в сотрудничестве?................201
Научение вместе....................................................201
ю
Содержание
Разграничение достижений команд
учеников (STAD)......................................................202
Командно-игровые турниры..................................202
<Составная картинка-загадка>.............................203
Групповое исследование.......................................203
Внедрение сотруднического научения.................203
Позитивная оценка научения в сотрудничестве... 204 Некоторые предупреждения: сотрудническое
научение - не панацея от всех бед....................204
Некоторые отклики на гуманистическое
образование.................................................205
Конструктивизм, гуманизм
и оптимальная практика обучения.............206
Основные положения...................................207
Контрольные вопросы..................................................2о8
Работа в Интернете......,..............................................208
Рекомендуемая литература........................................208
ЧАСТЬ 4- ПЕДАГОГИКА
И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ..................210
ГЛАВА 8. ИНТЕЛЛЕКТ И КРЕАТИВНОСТЬ......2п
Введение.......................................................212
Основные вопросы.......................................212
Некоторые взгляды на интеллект
и теории интеллекта....................................212
Западный и восточный взгляды на интеллект...........213
Некоторые определения интеллекта..........................213
Синтез.....................................................................215
Теория интеллекта, предложенная Дасом (PASS) .... 216
Успешный интеллект согласно Стернбергу................2i6
Триархическая теория успешного интеллекта .... 217 Теория множества интеллектуальных
способностей по Гарднеру..........................................2i8
Измерение интеллекта.................................220
Концепция корреляции...............................................220
Что обозначает IQ........................................................221
Типы тестов интеллекта...............................................222
Индивидуальные тесты интеллекта.............................223
Рисуночно-вербальный тест Пибоди - модифицированная версия (Peabody
Picture Vocabulary Test-Revised, PPVT-R).............223
Тест Стэнфорд-Вине - модифицированная
версия (Revised Stanford-Binet)............................223
Интеллектуальная шкала Векслера для детей
(третье издание)....................................................224
Групповые тесты интеллекта.......................................224
Тест: Нарисуй человека (Draw-a-Person test)......225
Тест когнитивных способностей
(Cognitive Abilities Test, CogAT).............................225
Тест школьных способностей Отиса-Леннона
(Otis-Lennon School Ability Test).........................225
Мифы по поводу коэффициента интеллекта
(измеряемого IQ).........................................................225
Заблуждение ? i...................................................226
Заблуждение ? 2...................................................226
Заблуждение ? j................................................... 227
Заблуждение ? 4...................................................227
Факты......................................................................227
Использование тестов интеллекта в школе...............227
IQ и уровень достижений.............................................228
Некоторые влияния, оказываемые
на интеллект.................................................228
Гипотеза резиновой ленты....................................229
Порядок рождения, размеры семьи
и интервалы между появлением детей......................229
Порядок рождения................................................229
Модель слияния (Confluence model)....................231
Интервалы между рождением детей....................232
Заключение............................................................232
Креативность................................................232
Некоторые определения креативности......................233
Выявление творческих и одаренных личностей........235
Измерение креативности.............................................235
Оценки креативности учителями..........................235
Общие тесты креативности....................................235
Измерение когнитивных стилей креативности.....236
Связь между креативностью и интеллектом...237
Модель интеллектуального
функционирования по Гилфорду...............................238
Три лика интеллекта..............................................238
1. Операции............................................................238
2. Содержание........................................................238
3- Продукт..............................................................238
Педагогические следствия модели Гилфорда.....239
Основные положения...................................240
Контрольные вопросы..................................................241
Работа в Интернете.....................................................241
Рекомендуемая литература........................................241
ГЛАВА 9- УЧАЩИЕСЯ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.........................................242
Введение.......................................................243
Основные вопросы.......................................243
Талантливые и одаренные...........................243
Определение таланта и одаренности.........................244
Идентификация одаренных детей..............................245
Некоторые характеристики одаренных детей......245
Распространенность одаренности........................246
Недостаточное представительство этнических меньшинств в программах
для одаренных детей............................................246
Специальные программы для одаренных детей........246
Акселерация и обогащение........................................247
Воспитание и наставничество.....................................248
Индивидуализированные педагогические планы 249
Специальные школы..............................................249
Рекомендации для обычного класса..........................249
Мозговой штурм....................................................250
Концептуальные модели........................................251
Другие факторы,-связанные
с успеваемостью одаренных.......................................252
Семейный контекст................................................252
Климат в классе и стили обучения.......................253
Содержание
ii
Ожидания учителей и показатели учеников........253
Результаты исследований......................................253
Значение исследований ожиданий.......................255
Обучение детей с нарушениями
способностей......................'..........................255
"осударственный закон США 94-142..........................256
Бесплатное и адекватное образование................258
Объективная оценка и последующие мероприятия 258 Индивидуализированные педагогические планы 258
Основное значение закона PL 94~142..................259
Определение и идентификация
исключительности........................................259
Физическая исключительность....................................262
Социально-эмоциональная исключительность..........262
Интеллектуальная исключительность:
.мственная недостаточность.......................................263
Определение умственной недостаточности.........264
Классификации умственной недостаточности......264
Причины умственной недостаточности.................264
Характеристики умственно отсталых....................264
Интеллектуальная исключительность:
-еспособность к научению..........................................266
Определение неспособности к научению............266
Распространенность...............................................266
Симптомы и идентификация неспособности
к научению.............................................................267
Разновидности неспособности к научению..........267
Коррекция..............................................................268
Дефицит внимания с гиперактивностью....................268
Распространенность...............................................268
Симптомы и диагноз..............................................268
Причины..................................................................269
Коррекция..............................................................269
Идентификация исключительных детей в классе......269
Зрлыки в специальном образовании..............:..........271
Основные положения...................................271
Контрольные вопросы..................................................274
-абота в Интернете.....................................................274
Зекомендуемая литература........................................274
ГЛАВА ю. МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАК ОБУЧАТЬ.....................275
Введение.......................................................276
Основные вопросы.......................................276
Мультикультура............................................276
некоторые определения.............................................276
Меняющийся объем мультикультуры.........................277
Мультикультурное образование.................................278
Зачем нужно мультикультурное образование.....279
Дели мультикультурного образования.......................279
-спекты мультикультурного образования..................279
"рограммы второго языка..........................................28о
Другая сторона спора о втором языке................28о
"рограммы языкового погружения............................28i
Двуязычные программы..............................................282
Какой подход выбрать?..........................................282
результаты изучения второго языка..........................282
Согласование обучения с потребностями
различных учащихся....................................283
Система потоков..........................................284
Некоторые аргументы в пользу системы потоков
и группирования по способностям............................284
.Некоторые аргументы против системы потоков........285
Уничтожение системы потоков....................................285
Подход с учетом стилей учебы...................286
Стили учебы в обычном классе...................................286
Программированное обучение...................287
Линейные программы..................................................288
Разветвленная программа..........................................288
Полезность программированного обучения..............288
Компьютеры в образовании........................290
Компьютерная революция..........................................291
Третья волна..........................................................291
Сопротивление революции...................................292
Возможные следствия применения компьютеров
в образовании..............................................................293
Положительные следствия....................................293
Не столь позитивные возможности.......................294
Способы использования компьютеров
в образовании..............................................................294
Компьютерная грамотность.........>.........................294
Компьютеры как инструменты...............................295
Особое применение компьютеров в обучении..........296
Компьютеры для упражнений и тренировки.......296
Имитация................................................................296
Виртуальная реальность........................................296
Комплексные обучающие системы.......................297
<Разумные> системы-наставники..........................297
Лого........................................................................298
Оценка применения компьютеров.............................299
Лучше или нет?......................................................299
Революция или нет?..............................................299
Другие индивидуализированные
программы обучения...................................з°о
Основные предположения...........................................з°о
Мастер-обучение и результативно-направленное обучение..............................................зоо
Персонализированная система обучения
Келлера (ПСО)..............................................................3°i
Оценка индивидуализированного обучения.............302
Индивидуально-методологическое
обучение..................................................з°2
Исследования и выводы..............................................3°2
Основные положения...................................зоз
Контрольные вопросы..................................................з°4
Работа в Интернете.....................................................з°4
Рекомендуемая литература........................................з°4
ЧАСТЬ 5. БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ............................................зоб
ГЛАВА 11. МОТИВАЦИЯ И ПРЕПОДАВАНИЕ ..Зо7 Введение.......................................................зов
12
Содержание
Основные вопросы.......................................з°8
Мотивы: объяснение причин поведения.... зов
Исторический взгляд
на человеческую мотивацию......................з°9
Инстинкты.....................................................................3°9
Определение..........................................................3°9
Человеческие инстинкты........................................зю
Психологический гедонизм.........................................зю
Теории биологического побуждения.........................Зю
Резюме и применение исторических подходов
к мотивации.................................................................312
Интенсивность мотивации:
теория активации........................................312
Что такое активация?..................................................312
Источники активации...................................................312
Активация и мотивация..............................................313
Предположение первое.........................................313
Предположение второе.........................................313
Слишком низкий уровень активации: скука..............313
Слишком высокий уровень активации: тревожность .. 314
Экзаменационная тревожность.............................ЗМ
Снижение экзаменационной тревожности...........ЗМ
Теория активация: применение
в преподавательской практике...................................315
Бихевиористский взгляд на мотивацию.....315
Подкрепление и похвала............................................316
Похвала..................................................................3i6
Внешняя и внутренняя мотивация......................3V
Интерес...................................................................317
Гуманистический взгляд на мотивацию.....317
Основные потребности и метапотребности...............317
Метапотребности...................................................318
Стремление к компетентности....................................320
Прикладное значение гуманистической
ориентации для образования....................................321
Когнитивистский взгляд на мотивацию......321
Самоэффективность.....................................................322
Развитие самоэффективности...............................322
Значение самоэффективности...............................323
Атрибутивные теории..................................................324
Локус контроля......................................................325
Персональная ответственность.............................325
Стабильность и нестабильность причин...............325
Развитие атрибутивных тенденций.......................325
Успешность или мастерство?.................................325
Атрибуция и мотивация достижения...................327
Применение когнитивного подхода
в классе........................................................327
Коррекция атрибуции причин
и мотивация достижения............................................327
Коррекция целей достижения....................................328
Итоги обзора когнитивного подхода.........................33°
Когнитивный взгляд на ученика...........................33°
Важность самооценки............................................330
Роль учителя..........................................................ЗЗО
Важность результатов............................................331
Основные положения...................................ззг
Контрольные вопросы..................................................332
Работа в Интернете.....................................................ЗЗ2
Рекомендуемая литература........................................332
ГЛАВА 12. УПРАВЛЕНИЕ В КЛАССЕ..............333
Введение.......................................................334
Основные вопросы.......................................334
Классное руководство и дисциплина в классе 334
Теория оговоренного порядка...........................335
Что важно в преподавании.................................335
Контроль и свобода в современном классе......ззб
Разнообразие в классе..........................................ззб
Общие характеристики школьного класса...........ззб
Новые методы новой философии?........................ззб
Противоречие между контролем
и свободой в обучении.........................................337
Контроль в классе..................................................337
Модели классного руководства..........................зз8
Гуманистические модели классного
руководства..................................................зз8
Свобода в учебе: Карл Роджерс.........................339
Любовь к детям: Майкл Марленд......................339
1. Любовь к детям..................................................339
2. Установление правил........................................340
Законная похвала..................................................342
Юмор на уроке......................................................342
Создание атмосферы, благоприятной
для обучения.........................................................342
Преимущества и недостатки
гуманистических моделей...................................343
Демократические модели
классного руководства................................343
<Свой> учитель и тактика пресечения
нежелательного поведения: Якоб Кунин...........343
<Свой> учитель.......................................................343
Эффект <волны>.....................................................343
Синхронизация.......................................................343
Размеренность и темп...........................................344
Поддержание внимания........................................344
Логические выводы: Рудольф Дрейкерс............345
Цели в обучении: теория Адлера.........................345
Ошибочные предпосылки......................................345
Как следует учителям реагировать
на такое дурное поведение?.................................347
Реакция на стремление ребенка к власти...........347
Реакция учителя на поведение,
направленное на сведение счетов.......................347
Как реагировать на проявление неадекватности... 347 Как научить детей осознавать логические следствия своего
поведения................................347
Преимущества и недостатки
демократических моделей..................................348
Бихевиоральная модель классного
руководства..................................................349
Модификация поведения: Б. Ф. Скиннер..........349
Программы систематического подкрепления......35°
Внешнее подкрепление.........................................35°
Внутреннее подкрепление (intrinsic reinforcement) .. 351
Влияние внешнего вознаграждения
на внутреннюю мотивацию...................................351
Семь принципов применения подкрепления......352
Моделирование......................................................353
Торможение............................................................353
Наказание...............................................................353
Телесное наказание...............................................354
Аргументы против наказания................................354
Аргументы в защиту наказания............................355
Замечания..............................................................355
Тайм-ауты...............................................................356
Расплата за проступок...........................................357
**есткая дисциплина: Ли Кантер........................358
Планирование дисциплины в классе....................358
Последствия проступков.......................................359
~ зеимущества и недостатки
:*хевиоральных моделей...................................359
-екоторые практические советы по оставлению плана классного руководства.. збо
"огические выводы..............................................Збо
Эффективность доводов и аргументов.................збо
Зачем нужны доводы и аргументы?......................збо
госпитание представлений
: нравственности у школьников........................361
Разрешение конфликтов и прививка ценностей .. 361
1есять предупреждающих мер...........................362
Гсновные положения...................................363
-счтрольные вопросы.........................................364
:эбота в Интернете.............................................364
-гчомендуемая литература................................364
'ЛАВА 13. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
И ОЦЕНИВАНИЕ........................................366
-ведение.......................................................зб/
Гсчовные вопросы.......................................367
^змерение и оценка в школах....................367
Эсэмирующая и итоговая оценка.....................368
ВЕЧНОСТЬ педагогического оценивания.............368
распространение....................................................369
Влияние оценки на учащихся и учителей...........369
"едагогические цели и оценивание...........369
Г-ветственность учителей
< "едагогические цели........................................370
Эценка педагогической компетентности..............37°
'<<еЛджер: педагогические цели.........................372
характеристики правильной постановки
-ели действия........................................................372
"гмчлунд: основные и специфические цели......372
"г^меры целей по Мейджеру и Грунлунду.......373
Ei-jv>: Таксономия педагогических целей..........373
Ч-ов: Результаты обучения................................374
Тестовые проекты учителей........................375
Характеристики качественного
инструмента диагностики............................377
Валидность...........................................................377
Очевидная валидность...........................................377
Содержательная валидность.................................377
Конструктная валидность......................................378
Критериальная валидность...................................378
Надежность...........................................................378
Виды надежности...................................................378
Факторы, влияющие на надежность.....................379
Стандартизованные тесты............................380
Для чего используют стандартизованные тесты... з8о Использование стандартизованных
тестовых норм......................................................381
Уровневые нормы...................................................381
Возрастные нормы.................................................381
<За> и <против> стандартизованных тестов........381
Тесты, разработанные учителями.......................382
Эссе и объективные тесты...................................384
Рекомендации по составлению тестов.................385
Многоальтернативные задания.............................385
Представление результатов тестирования........386
Придание смысла результатам.............................386
Критериально-ориентированное
тестирование................................................387
<Тестирование> в Очава.....................................387
Тестирования в школах.......................................387
Какой подход лучше?............................................387
Процессуальные тесты.................................з88
Примеры процессуальных тестов.......................389
Оценка развития....................................................389
Процессуальная оценка мышления......................389
Публичный экзамен................................................389
Портфолио..............................................................389
Итоги и оценка процессуального оценивания..392 Аргументы в пользу метода
процессуального оценивания...............................392
Правовые аспекты педагогической оценки.... 393
Три требования к педагогической оценке........393
Закон об обучении детей с отклонениями........393
Право на конфиденциальность
и компетентность преподавания........................394
Заключительные соображения
по поводу педагогической оценки.............394
Выдержанное вино..............................................394
Основные положения...................................395
Контрольные вопросы.........................................396
Работа в Интернете.............................................396
Рекомендуемая литература................................396
Эпилог...........................................................397
Глоссарий.....................................................399
Литература...................................................4°4

**************
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Книга Г. Лефрансуа <Прикладная педагогическая психология> - популярнейший в США учебник по психологии для учителей - за последние
четверть века выдержала 10 изданий, постоянно обновляясь и дополняясь автором. Перевод последнего ее издания на русский язык
представляет нашему читателю широчайший охват психологических проблем педагогической практики, изложенных автором с учетом последних
достижений психологической науки в доступной и увлекательной манере. Указанные достоинства книги Г. Лефрансуа позволяют
рекомендовать ее не только будущим и практикующим педагогам, учителям, но и самой широкой аудитории - всем тем, кто интересуется
психолого-педагогической проблематикой: обучением, воспитанием, руководством.

Все многообразные психолого-педагогические проблемы сгруппированы автором в пять разделов.

В первой части дается общее представление о соотношении психологии и педагогической практики, описываются основные модели обучения -
центрированные на педагоге (директивные) и на учащемся (конструктивные), преподавание рассматривается с разных точек зрения: как
принятие решений и решение задач, как развитие способностей учащихся, как мыслительная активность, мастерство и карьера педагога.
Таким образом, первая часть обозначает основной круг психологических проблем педагогической практики.

Во второй части подробно рассматриваются проблемы развития в связи с педагогической практикой: обосновываются основные принципы
развития, излагаются теории нравственного и языкового развития, отдельно и очень подробно анализируются основные теории социального
и когнитивного развития, особое внимание уделяется теории Ж. Пиаже и Л. Выготского.

Третья часть посвящена рассмотрению основных теорий научения (поведенческих и когнитивных), когнитивных теорий мышления и памяти,
основных подходов к обучению (когнитивных и гуманистических). Особый интерес в этом разделе вызывает, на наш взгляд, анализ
практических преимуществ и границ применимости каждого из подходов. В четвертой части рассматриваются проблемы и источники
индивидуальных различий в связи с обучением: проблемы интеллекта и творческих способностей, проблемы учащихся со специальными
потребностями и нарушениями развития. Наряду с рассмотрением этих, традиционных для психологии проблем, большое внимание уделяется
психологическим аспектам взаимодействия различных культур в образовании, практике мультикуль-турного образования. Наконец, пятая
часть рассматривает те проблемы, которые в отечественной педагогической психологии обычно относят к психологии воспитания: мотивация
учащихся, проблемы дисциплины и управления в классе, цели обучения и педагогическое оценивание.

По каждому вопросу в каждом из разделов излагаются альтернативные теоретические воззрения, в качестве аргументов привлекаются данные
конкретных психологических исследований, поддерживающие или ставящие под сомнение то или иное положение, обсуждаются возможности
практического применения, приводятся примеры и конкретные рекомендации. Таким образом, книга по своему содержанию может претендовать
на статус энциклопедии по педагогической психологии.

Принципиальным достоинством книги, на наш взгляд, является то, что автору удалось найти оригинальный подход к решению очень важной
проблемы, связанной с подготовкой будущих педагогов.

Сложившиеся традиции организационно и содержательно разделяют теоретическую подготовку будущих учителей, в частности - по
психологии, и практику преподавания. Этот разрыв часто усиливается теоретическими курсами, имеющими к практике весьма отдаленное
отношение. В результате у начинающего педагога складывается представление о психологических теориях как о чем-то несущественном для
практики преподавания. Утверждается мнение, что психологические теории - сами по себе, а педагогическая практика - сама по себе.
Положение усугубляется тем, что достижения психологии, в том числе - педагогической, не могут применяться в практике обучения
напрямую. Их необходимо детализировать в конкретных методиках и рекомендациях, в дидактических принципах решения конкретных проблем
обучения и воспитания. Наивно было бы предполагать, что такая детализация и конкретизация возможна силами самих психологов.
Невозможно дать детальные рекомендации относительно всех возможных ситуаций педагогического взаимодействия, им несть числа. Г.
Лефрансуа предлагает другой путь: начать с убеждений и представлений самих начинающих учителей, помочь сформировать у них
собственное мнение об учащихся, о преподавании, наконец, о самих себе. И в качестве основы для этого использовать новейшие
достижения психологии, касающиеся всех аспектов педагогической практики. Но чтобы повлиять на мнение преподавателей - начинающих и
не только, требуется очень многое: убедительность и доходчивость изложения, полнота охвата тем, и, что не менее важно -
увлекательность материала. Автор блестяще справился с поставленной задачей, о чем свидетельствует популярность этой книги и ее
многократные переиздания. Нельзя не отметить также и то, что увлекательность и доступность изложения сочетается в книге с научно
состоятельной аргументацией всех важных положений: книга изобилует не только забавными примерами из реальной практики и шутками, но
и многочисленными описаниями серьезных психологических исследований.

Искреннюю симпатию вызывает стремление автора полноценно представить альтернативные теории и подходы по каждой рассматриваемой
проблеме. Казалось бы, если существуют противоположные подходы к решению проблемы, то один подход должен уступать другому. Например,
большинство из нас предпочитают демократический (конструктивный) стиль преподавания директивному (авторитарному), по крайней мере -
на словах. Г. Лефрансуа дходит к этому вопросу очень взвешенно. Он подробно рассматривает все возможные достоинства, варианты,
границы применимости и недостатки каждого из этих стилей, снабжая изложение примерами из тактики и результатами научных
исследований.
Но последнее слово оставляет за читателем, который теперь может осознанно выбрать ту или иную манеру преподавания в зависимости от
конкретной педагогической ситуации.

Среди американских студентов и учителей этот учебник известен как книга о медведе, или просто медведь. При чем тут медведь? На этот
вопрос предоставим возможность читателю получить ответ самостоятельно по мере чтения книги. Сам автор отмеччает, что медведь на
страницах книги воспринимается одними - как метафора учителя, другими - как образ самого автора. На наш взгляд, образ медведя,
наряду с обилием шутливых примеров, сопровождая читателя, иногда как бы независимо от содержания книги, вызывая иногда улыбку и даже
смех, прекрасно уравновешивают серьезность изложения важных тем. Эта книга действительно подобна хорошему учителю. А хороший
учитель, как известно - не просто излагает содержание предмета, но и мотивирует, иллюстрирует, объясняет, оценивает, показывает,
вдохновляет - неважно как, возможно даже, говоря словами автора, <стоя на голове и танцуя джигу>...

В. А. Якунин, профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Санкт-Петербургского государственного
университета
А. Д. Наследов, доцент,
факультет психологии Санкт-Петербургского
государственного университета
Санкт-Петербург, октябрь 2002 г.

**************
...
Однако в настоящее время, хотя техники директивного руководства в обучении по-прежнему являются неотъемлемой составляющей в школе,
новые системы обучения центрированы на учащихся. В таких классах ученики более ответственно относятся к учебе и сами контролируют
свое поведение. По-прежнему ли сохраняют свое значение старые стратегии массного руководства, проверенные временем? Да, утверждает
Брофи (1998), хотя некоторые нюансы этих стратегий иногда нужно менять, чтобы они со-1тветствовали большей автономии сегодняшних
школьников.

Противоречие между контролем и свободой в обучении

Многим родителям и учителям нравится считать себя либеральными и снисходительными, а не консервативными и строгими. Многие
предпочитают демократические, а не автократические методы. учителя чаще всего, говоря о своем классе, описывают его как класс, в
центре которого находится учащийся.

Насколько обязательно осуществлять контроль в классе, центрированном на учащихся? Этичен ли он? Не разрушает ли он ценности
автономии и самоуправления каждого ребенка?
Нет простых ответов на эти вопросы. А если бы они и были, то не возникало бы противоречий, так что у бихевиористов и гуманистов было
бы гораздо меньше поводов для разногласий. В первую очередь нужно подумать о том, что контроль над поведением детей - основная
составляющая воспитания. Ведь для успешного процесса социализации нужно, чтобы детям не позволяли совершать такие поступки, которые
причиняют вред им и окружающим. Поэтому родители не разрешают детям играть с пищей, которая стоит на плите, вставлять ножи в
электророзетки, спрыгивать с лестниц или разряжать огнестрельное оружие в гараже, кроме того, родители обучают детей социально
приемлемому поведению, формируют представления ценностях и нравственности, о том, что дети <должны> и <не должны> делать. Это вовсе
не случайность именно благодаря родительскому присмотру дети учатся не портить стены, не красть собственность чужих людей и не
убивать соседских собак. Так, хотя бы частично, некоторые нормы поведения рзаиваются в результате родительского контроля. Не когда
под контролем мы подразумеваем применение таких стратегий, как подкрепление, наказание, цели образцового поведения, логические
объяснения или сочетание всех этих стратегий, тем не менее, контроль является основной составляющей всех стратегий.
in loco parentis - латинское выражение, буквально означающее <вместо родителей>. Утверждается, что права и обязанности учителей
соответствуют правам и обязанностям родителей настолько, насколько общество наделяет их обязанностью заботиться о детях и обучатъ
их.

Контроль в классе

Исторически сложилось мнение, что ситуация в классе похожа на семейное воспитание ребенка родителями. Официально признавалось, что
учителя замещают родителей, то есть действуют как они in loco parentis. И действительно, сейчас в какой-то степени от учителей ждут,
что они будут вести себя как мудрые, благоразумные и любящие родители. Тем не менее, как отмечают Гувер и Киндсфаттер (1997)
(Hoover, Kindsvatter), официальная концепция loco parentis в наше время размывается и становится менее четкой. Теперь в случае
судебных разбирательств школьникам предоставляют почти те же основные права и свободы, что и взрослым, а именно - права действовать
и говорить без страха перед возмездием; равенство (учащиеся обладают теми же возможностями, привилегиями и к ним предъявляются те же
требования, что и ко взрослым); с ними так же справедливо обращаются, как со взрослыми. Поэтому в рекомендациях по классному
руководству часто приводятся такие наставления для учителей: <сделайте это с учебником>, <сделайте это письменно>, <всегда
сохраняйте копию>, <никогда не бейте школьников> и так далее (см. Sesno, 1998, там приводится объяснение этих и еще 93 других
советов).

Конечно, это не означает, что учитель, опасаясь нарушить права и свободы учеников, должен разрешать ученикам делать все, что им
вздумается. На практике в некоторых ситуациях контроль над поведением учащихся может быть совершенно необходим, - как, например, в
тех случаях, когда какой-то Джонни постоянно пытается поджечь библиотеку.

Учителя, в силу своего положения и обязанностей, вынуждены контролировать поведение учеников. В самом деле представляется вполне
разумным заявить, что контроль - одна из самых важных обязанностей учителя, потому что, как указывают Эвертсон и Гаррис (1992)
(Evertson, Harris), без контроля в классе обучение может оказаться неэффективным. Тем не менее, говоря о контроле, мы вовсе не
обращаемся к внушению страха, характерному для некоторых школ в прошлом. Можно по-разному контролировать ситуацию или, по крайней
мере, сделать так, что контролировать ситуацию будет значительно легче, и некоторым из этих способов можно научиться. Любовь,
эмпатия, сердечность, искренность

ППК: Вероятно, стоит отметить, что не только Джонни одержим желанием поджигать книги. Вот, например, группа родителей недавно решила
поджечь целую кучу учебников английского языка для средней школы, и потребовала их запрещения. При этом родители развели костер
перед кабинетом школьной администрации. Страх перед пожаром - это одна из причин того, почему медведь в последнем издании стал таким
политически корректным. Однако одежда для мальчика из хора не очень хорошо сидит на его непокорных плечах.
...

**************
...
2 Обзор проблемы развития

Таблица 2.3 Уровни нравственности Кольберга
Кольберг определяет уровни нравственности с помощью нравственных дилемм. Примером была история Хейнца, жена которого умирала. Ее
могло спасти только одно лекарство, но человек, который его изобрел и продавал, просил заоблачную цену. Хейнц не смог достать
необходимую сумму. И он стал умолять лекаря снизить цену или позволить ему заплатить позже. Но лекарь отказался. Как должен
поступить Хейнц? Имеет ли он право украсть лекарство? (Кольберг, 1969, с. 379).
---
Уровень 1 Стадия 1. Наказание и послушание.
Если он украдет, он может попасть в тюрьму (наказание)

Уровень 1 Стадия 2. Наивный гедонизм.
Он может украсть лекарство и спасти свою жену, и он будет с ней, когда выйдет из тюрьмы (гедонистический мотив).

Уровень 2 Стадия 3. <Хороший мальчик, прелестная девочка>
Люди поймут, если ты украдешь лекарство, чтобы спасти жену, и они осудят тебя, если ты этого не сделаешь (важность общественного
мнения).

Уровень 2 Стадия 4. Закон и порядок.
Обязанность мужа - спасти свою жену, даже если для этого придется украсть (закон, честь, долг, сознание вины руководят поведением).

Уровень 3 Стадия 5. Нравственность.
Муж имеет право на обладание лекарством, даже если ему нечем платить. Если лекарь этого не понимает, государство должно следить за
подобными ситуациями (демократические законы, гарантия соблюдения прав личности)

Уровень 3 Стадия 6. Универсальные этические принципы.
Несмотря на то что красть запрещено законом, это будет неправильно, если муж не украдет лекарство. Жизнь более ценна, чем доход
лекаря (законы социально полезны, а не священны; совесть индивидуальна)
---
Оценка модели Кольберга
Исследование Кольберга оказало несомненно влияние на наше понимание нравственности и стимулировало появление аналогичных исследованш
многие из которых подтвердили его выводы.
Некоторые говорят, что такое понимание нравственности несколько ограничено и проблема нравственности не должна сводиться к вопросам
справедливости и рационального принятия решений. Если вы попросите людей рассказать о тех моральных дилеммах, с которыми они
сталкивались, и объяснить как и почему они повели себя в данной ситуации, мы получим интересную картину. Получается, что проблемы
взрослых, их моральные дилеммы являются более практичными (Почему меня уволили? Почем я ей до сих пор нравлюсь?). Решения
нравственной дилеммы отражают, как правило, культурную основу воспитания - например, религиозные убеждения Например, в китайской
культуре, отличающейся глубокой набожностью, уважением к родителям и безусловным подчинением их воле, нравственные суждеия
отличаются от суждений североамериканцев - это также называют сыновьим почтением*. По Кольбергу, практически все китайцы находятся
на первом уровне нравственного развития - уровне наказания-послушания (Уолкер, 1995).
Другие говорят, что истории, используемые Кольбергом, слишком абстрактны, особенно для маленьких детей. В этих историях слишком
много деталей, слишком много приходится запоминать для решения
дилемм. В результате, считается, что Кольберг недооценил уровень нравственного развития детей (Бутли, 1992).

* Сыновье почтение - явление, часто встречающееся в восточных культурах. Оно предполагает глубокое уважение, почтение и послушание
по отношению к родителям, их интересы всегда стоят на первом месте (это не относится к моим детям - они типично западные)

Гиллиган попыталась исследовать женскую нравственность на примере характерных именно для женщин моральных дилемм. Ее выборку
составили 29 беременных женщин, стоящих перед проблемой аборта. Все 29 женщин консультировались, в специальной клинике для
беременных женщин; впоследствии 21 сделала аборт, 4 решили рожать ребенка, у одной случился выкидыш, а 3 за время исследования не
определились, как им поступить. Гиллиган выяснила, что отражением уровня нравственного развития является не столько само решение
(рожать ребенка или нет), сколько субъективное обоснование этого решения.
Она выделила три стадии женского нравственного развития. На первой стадии женщина руководствуется эгоистическими соображениями (<Это
то, что мне надо... то. что я хочу... то, что важно для моего физического, психологического состояния>). На второй стадии происходит
переход от эгоизма к заботе о других. Это изменение отражено в обосновании поступков, основанном не только на примитивном инстинкте
самосохранения, но и на объективной нравственной позиции (понимание добра и зла; забота о других людях как форма <добра>). На
третьей стадии формируется <нравственность ненасилия> по отношению к себе и другим: теперь женщина понимает, что только она сама
несет ответственность за свои решения. Соответственно, она старается тщательно все обдумать и принять наиболее нравственное решение:
женщина старается причинить минимальный ущерб тем, за кого она в ответе.
...
**************
...
проблемой независимости или проблемой доверия. И каждый раз он вынужден решать эти проблемы заново, в соответствии с
обстоятельствами.
Если говорить о степени достоверности описания развития по Эриксону, то, конечно, надо отметить, что его теория описывает в основном
общие тенденции. И все же она чрезвычайно полезна для разработки образовательных программ, определения роли учителя в процессе
воспитания ребенка на разных стадиях - от дошкольного периода до старших классов школы. Теория Эриксона также подчеркивает важность
формирования Я-концепции как основного показателя успешной вторичной социализации человека.
ям и процессам интеллектуального развития детей.
В оставшейся части этой главы мы рассмотри у. когнитивное развитие, уделив особое внимание теории швейцарского психолога Жана
Пиаже, - возможно, наиболее влиятельной теории развития XX века. Пиаже рассматривает то, как взаимодействие детей с окружающей
средой приводит к когнитивном;, развитию. Мы также рассмотрим концепцию Льва Выготского, касающуюся влияния культуры и языка на
развитие.
Познание - познание включает знание, понимание, решение задан и связанные с ними интеллектуалъные процессы.
---
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Познание, подсказывает мой толковый словарь, это <искусство или дар понимания>. Таким образом, когнитивные теоретики изучают то, как
мы приобретаем, обрабатываем и используем информацию. Когнитивное развитие относится к стади-
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПИАЖЕ
Пиаже предлагает нам удивительный и сложны; взгляд на человеческое развитие. За свою карьер он написал 52 книги и 478 статей (еще 5
книг и ста
Таблица з-2 Восемь психологических стадий Эриксона
СТАДИИ ПО ЭРИКСОНУ
Доверие против недоверия Независимость неуверенность
Инициатива против чувства вины
Трудолюбие против неполноценности Идентичность против спутанности ролей
Близость против изоляции
Генеративность против самопоглощенности Мудрость против отчаяния
СТАДИИ ПО ФРЕЙДУ
Устная
(0-18 месяцев) Анальная (1,5-3 года)
Фаллическая (3-6 лет)
Латентная (6-11 лет) Генитальная (11 лет и старше) Генитальная
(младший
взрослый)
Генитальная
(взрослый)
Генитальная
(пожилой)
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ
Развитие доверия к окружающему
миру
Развитие ощущения контроля над
своим поведением; осознание того,
что намерения можно контролировать
Самоидентификация посредством
идентификации с родителями;
чувство ответственности за свои
поступки
Самоидентификация через общение
со сверстниками
Интенсивная самоидентификация -
Эго; выбор Я-концепции
Развитие прочных отношений
с другими; достижение интимности
РЕЗУЛЬТАТ РАЗВИТИЯ
Мать, тепло, любовь, взаимодействие Поддержка родителей; vs имитация
Поддержка родителей; идентификация
Школа, учителя; обучение поощрение Сверстники и ролевые модели; социальное
давление Супруг(а), коллеги
партнеры, общество
"Взрослые" роли; самоутверждение Супруг, дети, друзья,
коллеги, община Осознание неизбежности смерти; Друзья, родственники
поиск смысла жизни
дети, супруг, община,
религия
Источник: Erik Н, Erieson, Identity and tha life Cycle. Used by pernrfesipn of W. W. Mortpn & Company, inc "i 1980 by W. W. Norton,
toe. Copyftgnt © 1959 by Internationa* UniveritJes Pms, Inc.