|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
15.07.2004 23:19:05
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Египетские "Шурики" (*+)
http://www.izvestia.ru/comment/article196918
ПРИХОДИТЕ, ДЕТИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ
По египетскому телевидению постоянно крутят старые фильмы, конца 50-х - начала 60-х годов. Черно-белые. Лирические. С узнаваемыми
сюжетами. Хотя никто из нас этих фильмов в глаза не видел, за глаза о них не слышал. Молодой герой, очкарик-студент, очень живой и
очень рассеянный, видит девушку-студентку, тоже очень живую и тоже очень рассеянную, причем без чадры. Но смотрит не на девушку, а
на книгу, которую девушка читает. И бредет за ней, заглядывая через красивое девушкино плечо в источник знаний. А значит, в будущее.
Которое виделось египетским кинематографистам ранних 60-х примерно таким же, каким виделось оно создателям фильмов про Шурика.
Научно-техническим, прогрессивным и молодежным.
Что стало в России с поколением прототипов Шурика, мы слишком хорошо знаем. Оно прожило нищую инженерную жизнь с бурными спорами на
прокуренных кухнях, с бурными спорами на безнадежно устаревающем производстве, с бурными спорами о судьбе перестройки. А теперь оно
вышло на пенсию и бурно спорит о судьбе закрываемой программы Савика Шустера "Свобода слова". Как складывалась судьба египетских
шуриков, не знаем; можно лишь догадываться, что, если бы не они, не их шестидесятнический порыв, не было бы ни Асуанской плотины, ни
кэмп-дэвидского соглашения. Хотя само это соглашение (как, впрочем, и все остальное) заключали выпускники совсем других
университетов. Где рассеянных романтиков не держали, девушек за порог не пускали, а после выпуска к диплому прилагались погоны.
Теперь нам это тоже знакомо.
Новая Россия - с ее резким столичным ростом и медленным региональным развитием, с ее банковскими кризисами среди благополучных
финансовых показателей - сформирована отнюдь не прототипами "Заставы Ильича", "Я шагаю по Москве" и лирических комедий Гайдая. И
современный Египет, с его диковато-смутной столицей и хаотичной приморской Александрией, вольной ездой по встречной полосе и вообще
поперек потока, тоже создан другими. Не теми, про кого рассказывают черно-белые фильмы, которые без конца повторяют по египетскому
телевидению.
Однако ирония истории заключена в том, что управляют миром в основном импозантные и печальные Штирлицы (они же улыбчивые, но жесткие
и солидные мужчины из старых египетских фильмов), а рассказывают о Штирлицах исключительно щуплые и насмешливые Шурики (они же
прогрессивные студенты). Можно, конечно, Шурикам не давать денег на новое кино; старое все равно останется.
Тем интересней локальное событие, которое началось в Александрии. Российский культурный центр проводит неделю русского кино. Здесь
увидели не только почтенного Станислава Говорухина, но и вполне свежего, полного кинематографических сил Бахтияра Худойназарова с
его "Костюмом". А также Александра Прошкина с "Калашниковым и Спартаком". И много чего другого. Кому показали? Ведь как таковой
русской общины в Александрии нет; колония, появившаяся здесь после революции, покоится на русском кладбище; теперь вся община - это
три сотни наших соотечественниц трудной судьбы, имевших то ли счастье, то ли несчастье выйти замуж за египетских студентов.
Так для кого же тогда привозят в Александрию наше актуальное кино? Прежде всего для тех самых арабских интеллектуалов, молодых и
пожилых, которые по необъяснимой причине, без особых расчетов на будущее и выгод в настоящем приходят изо дня в день в русский
центр, расположенный в здании роскошной греческой виллы, играют в любительской труппе арабского театра "Чайка", изучают русский
язык. А потом покидают пределы греческой виллы с русским уклоном и смешиваются с толпой пронзительно кричащих продавцов; перебегают
дорогу в любом удобном месте, рискуя угодить под нашу "шестерку" или "копейку" (иногда попадаются и "семерки"), уклоняются от
гужевых повозок, груженных чем ни попадя и везомых натуральными ослами; фланируют после заката вдоль моря - по набережной, похожей в
эти часы на переполненный рынок.
Впрочем, есть в Александрии и другие культурные оазисы, где находит прибежище местная интеллигенция. Главный из них -
постмодернистское здание возрожденной Александрийской библиотеки, которое так гармонирует с глиняно-кирпичной (часто недостроенной,
чтобы уйти от налогов) архитектурой основной части города. Возрожденной библиотеке скоро будет 2 года; строили ее на деньги ЮНЕСКО,
помогли и нефтяные монархии; но инициатором и пробивной силой проекта стал египетский президент Хосни Мубарак. Он ведь из того
самого поколения, которое росло на черно-белых фильмах о прогрессивных студентах, призванных преобразить Египет, обустроить его на
общемировой манер, вычистить, вылизать, цивилизовать. И хотя жизнь самого Мубарака сложилась таким образом, что образ Штирлица ему
явно ближе и понятней, но как мудрый восточный политик он не может не сознавать: и Шурик тоже хочет жить.
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ