От Сепулька Ответить на сообщение
К Сепулька Ответить по почте
Дата 04.07.2004 18:42:31 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Идеология; Катастрофа; Версия для печати

Поправка и дополнение

>> Она существует, как свойство некоторой части «почвы», которая активно преобразует всю «почву» для своих нужд.
>
>Ну так свойство почвы может качественно отличаться от самой почвы по своим функциям?

Конечно: "Ну так свойство почвы может качественно отличаться от самой почвы по своим функциям?"

Про мировоззрение - приведу цитату из WLD (надеюсь, он на это не обидится) - может быть, Вы поймете, в чем особенность целостной системы символов (которая обычно и называется мировоззрением):

"В общем случае наше поведение строится на разграничении добра и зла, справедливости и несправедливости, правды и лжи, мы руководствуемся теми или иными политическими учениями и т.д. Названные представления суть представления нашего сознания и они направляют нас, когда мы определяем свою линию поведения. Поэтому можно утверждать, что мы ведем себя в соответствии с тем, как организовано наше сознание. Наиболее важные для жизни представления, отложившиеся в нем, направляют (программируют) наше поведение, так что обсуждение понятия “мировоззрение” отсылает нас к фундаментальной проблеме организации сознания, которая равным образом приемлема при рассмотрении поведения отдельного индивида и общества в целом. Анализ понятия “мировоззрение” представляет, тем самым, первый шаг к выявлению структурной организации человеческого сознания, направляющего поведение людей.
Принято считать, что понятием мировоззрение охватывается совокупность представлений о мире, о человеке и об отношении человека и окружающего мира. С этим можно согласиться, но такое весьма общее определение мировоззрения требует разъяснения. Отметим, прежде всего, что мировоззренческое представление о мире никак не сводится к знанию естественных законов, которые открывают опытные науки. Мировоззренческая картина мира охватывает всю совокупность представлений о природно-социальном мире, т.е. в него входят основные суждения об обществе, о его природном окружении, об их взаимодействии и т.п"...
"Поскольку мировоззренческая картина социальной и природной реальности отражает ценностные ориентиры того или иного общества, той или иной культуры, то и строится она особым образом. Она создается на основе различных знаний, имеющихся в обществе, но при этом мировоззренческое представление о мире (миропонимание) выстраивается так, чтобы отразить доминантные мотивации общества, выразить его ценностные установки. Поэтому ее нельзя отождествлять с научными представлениями о природе или обществе. В ней имеет место такой синтез знаний и представлений, который достигает названной цели."...
"Важная особенность человеческого поведения заключается в том, что оно не может направляться только умственными (рациональными) соображениями, содержащимися в мышлении индивида. Человек не может строить и не строит свое поведение как некий логический автомат (компьютер) по той причине, что он обладает психикой, эмоциональной активностью, способностью к переживаниям. Пристрастия и переживания оказываются во многих случаях гораздо более сильным побудительным фактором к совершению тех или иных поступков, нежели абстрактные рассуждения. Чувства и переживания сохраняют свою важную роль также и при формировании мировоззрения, при формировании основных принципов отношения человека к миру."
"Как в личной нашей жизни, так и в жизни общества есть определенное соответствие мира культурных переживаний и совокупности мысленных образов внешней социоприродной действительности. Это соответствие определено ценностями, которые в них выражены. В мировоззрении подобные ценности не названы по отдельности, они как бы растворены в образе мысли и образе чувствования того или иного народа и как бы придают им определенную окраску. Нарушение названного соответствия порождает “разрывы” в культуре в общественном сознании, которые тем или иным образом преодолеваются. Сохраняющиеся “разрывы” сознания порождают раздвоенность в поведении и жизненную драму личности, выражающуюся в том числе в эмоциональном психическом напряжении."