От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 29.06.2004 01:04:22 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

1. Участие Запада в российском производстве (+)

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
ДЕЛОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С РУССКИМИ

 1. Участие Запада в российском производстве

<Все флаги в гости будут к нам>
(А. С. Пушкин)
<Всякому овощу свое время>

Многие предприятия в России сегодня принадлежат иностранцам. Преимущественно государству принадлежат естественные монополии:
<Газпром>, МПС, РАО ЕЭС, металлургические комбинаты, морской и авиационный транспорт, оборонные предприятия - они почти недоступны
для иностранцев, поскольку участие там сулит огромные прибыли и сильное влияние [105]. Вообще все отрасли, связанные с экспортом,
российская бизнес-элита давно уже распределила между собой. Даже там, где иностранцев больше всего - в пищевой промышленности-
наряду с зарубежными компаниями успешно действуют и российские. Например, кондитерский гигант <Бабаевский> по объему производства
занимает десятую часть российского рынка.
В косметической промышленности доля российских производителей снизилась до 40%. Есть несколько традиционно сильных российских фабрик
косметики (<Невская косметика>, <Свобода>, <Новая заря>), которые производят недорогую продукцию. Но их теснят французы, которым
традиционно-отдается пальма первенства в этой отрасли и которые особенно ценятся богатыми и капризными клиентами.
Парадоксально, но патриотически настроенные российские производители не очень-то стремятся получить иностранные инвестиции, что
отличает их мнение от высказываний правительственных экспертов, озвученных СМИ. Вот, к примеру, начальник финансового отдела фабрики
<Невская косметика> прямо утверждает, что на расширение производства, обучение и рекламу его производству хватает собственной
прибыли. А если и не хватит денег, то он согласен взять кредит в банке, но ни в коем случае не просить в долг за границей, не
связываться с займами, процентами и иностранными поручителями.
В мясоперерабатывающей промышленности тоже практически все заводы - российские. Нет зарубежного капитала и в хлебной промышленности.
Однако производственники единодушно признаются в том, что <им остро необходимо учиться у Запада управлять компаниями, учиться
грамотному менеджменту и маркетингу>. Согласно современным теориям менеджмента, полноценным управленцем может считаться только тот
человек, который окончил специальные курсы в профессиональном учебном заведении и получил соответствующий документ. Многие русские
пока еще испытывают недоверие к отечественным школам бизнеса, которые, по их мнению, не дают необходимых полезных навыков. И
действительно, большая часть преподавателей в российских институтах управления - это <специалисты по обучению>, которые излагают
теорию, а информацию о проблемах современного менеджмента сами получают непосредственно в процессе обучения.
Конкуренция на российском рынке труда обострилась, заметна нехватка хороших специалистов по маркетингу и менеджменту, и компании
готовы платить этим специалистам за их услуги все больше и больше. Работодатели все активнее переманивают друг у друга ценных
сотрудников. Резко выросли зарплаты юристов, менеджеров и специалистов технических служб поддержки, менеджеров по персоналу.
Зарплаты достигают шестизначных цифр (в долларовом исчислении).
Обучение менеджменту - это лакуна, до сих пор еще никем не заполненная. Эту проблему Россия рано или поздно решит, но будет жаль,
если традиционно сильные в маркетинге и менеджменте французские профессионалы не воспользуются такой ситуацией, не примут участия в
ее решении.