От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 24.06.2004 22:04:17 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

5. Существует ли "русский коллективизм" (+)

 5. Существует ли <русский коллективизм>?
<Человек без народу - что дерево без плоду>
<Живешь - не с кем покалякать, умрешь - некому поплакать (об одиночестве)>

Русские народные пословицы

Существует общепринятое устойчивое мнение о коллективизме как характерной и самой яркой черте русского архетипа, о которой
упоминается почти во всех трудах, затрагивающих проблему русской ментальности (см. библиографию). Иногда это качество русских
называют еще <чувством братства>.
Русские и сами не отрицают эту ценность: <доброе братство - дороже богатства>. Иногда она вызывает откровенную зависть и восхищение
у европейцев, страдающих от одиночества. Об этом, например, удивительно проникновенно пишет поэт P.M. Рильке [60]. Влюбленный в
Россию и ее культуру, он ценил в ней более всего именно <дух братства>.
Это качество русской ментальности, уходящее корнями в языческие времена, со временем трансформировалось. Исторически коллективизм
вырабатывался как культурная норма, требующая подчинения мыслей, воли и действий человека требованиям общества. Стремление к
сообществу, к <коллективу> присутствовало в сознании предков русских, еще когда они были язычниками. В отличие от христиан для
язычников всегда более важны общественные поступки, общественный интерес, подчинение личного общественному [61]. Поэтому при
принятии важного решения русский как стихийный язычник бессознательно будет исходить не только из личного интереса, но примет во
внимание и мнение окружающих его людей. Значит, для христианина более важен личный интерес, а для язычника - общественный,
государственный: ведь <Один в поле не воин>, <Одна рука и в ладоши не бьет>, <Даже лес шумит дружнее, когда деревьев много>.
Это объясняет, например, почему пьянство и блуд осуждаются христианством, но не кажутся такими уж страшными пороками для
язычника-коллективиста: так, в наше время русские снисходительно реагировали на сексуальные скандалы Билла Клинтона или на пьяные
эскапады своего президента. Для русских это не такие уж стыдные пороки, а скорее доказательства того, что эти люди - <настоящие
мужики>, у которых могут быть <свои слабости>. К ним не стоит относиться всерьез, потому что эти качества - не столь уж важны для
государственных интересов. А вот изворотливость, воровство, зависть или строптивость - социально вредные качества, это уже настоящие
пороки.
Итак, коллективизм- древняя черта русского архетипа, унаследованная с традициями язычества. Выше мы говорили о русском патриотизме,
о внимании к государственным интересам, о стремлении к единству и общности и других качествах, которые вытекают из традиционной
установки массового сознания <быть как все>, <быть вместе со всеми>. Но так ли уж верно считать <коллективизм> свойством современных
россиян?
Совместная деятельность группы людей - это еще не всегда коллектив, настоящий коллективизм предполагает не только сотрудничество и
взаимопомощь, но и обязательное признание ценности всего коллектива и каждого его члена, что отражается в старинной русской
пословице: <В хорошей артели - все при деле\>. Это особый дух, когда человек чувствует себя членом сообщества, а свои усилия -
частью коллективного дела, когда его личная цель совпадает с целями каждого из членов коллектива.
Многие народные пословицы отразили коллективистскую ориентацию поведения русского человека: < Один в поле не воин>, <На миру и
смерть красна> и др. Однако в этих пословицах прослеживается, скорее, не апология коллективизма, а отрицание ценности одиночества:
<Двое- не один,маху не дадим>,<Один ум хорошо,а два- лучше>,<Коли два,так не один> и т.п.Но все эти выражения формы коллективного
сознания выражают, скорее, не ощущение <счастья в толпе>, а необходимость для каждого человека иметь рядом родственную душу,
близкого человека, друга, с которым <и горе пополам разгорюешь>.
А вот индивидуализм, эгоизм, уклонение от сотрудничества, противопоставление себя коллективу, даже нежелание поддержать разговор
(например, со случайным спутником) всегда воспринимались русскими как неуважение, высокомерие, было просто непонятным, ведь <Одному
и топиться идти скучно>, а самое худшее в жизни, когда ты <Один как месяц в небе>.
Но разве отрицание одиночества - то же самое, что коллективизм?
Дух коллективизма во внешних проявлениях существовал в России. Так, внешне он проявлялся в 20-30-е годы при <построении нового
общества>, еще ярче - в актах массового героизма в годы Второй мировой войны. История этого времени полна эпизодов беспримерного
самопожертвования людей во имя победы над фашизмом. Затем по традиции какое-то время эти же внешние формы коллективизма проявлялись
в отдельных эпизодах трудового энтузиазма еще в 60-70-е годы, вплоть до тех времен, которые теперь называют <застоем>. Почти вся
официальная советская литература построена на сюжетах, имевших место в реальной жизни, когда люди не жалели сил, здоровья или даже
ценой жизни совершали трудовые подвиги <на благо родины>. Человек, например, мог погибнуть, спасая от пожара стадо лошадей или
колхозный урожай. И никому не приходило в голову, что лошадей или урожай можно вырастить еще много раз, а человека вернуть
невозможно. Нельзя сказать, что подобные действия людей были вынужденными, что их обязывали или заставляли вести себя жертвенно,
угрожая им чем-то. Нет, они чаще всего были искренними и импульсивными, особенно во время войны.
Что же касается трудового энтузиазма, то иногда трудно отрицать и желание человека выделиться, не <быть как все>, желание славы,
общественного признания и почета. Это было формой самоутверждения, итогом личных амбиций, которые несли и выгоду: ордена, деньги,
награды, продвижение по карьерной лестнице...
В настоящее же время утверждение, что <коллективизм>-коренное свойство русских, кажется сомнительным. Чаще всего исследователи
делают одну и ту же ошибку, подменяя понятия: за коллективизм принимают взаимное тяготение русских друг к другу, их открытость в
процессе общения, <чувство локтя> и потребность <быть как все>, отсутствие желания выделиться из толпы и оригинальничать, постоянная
оглядка на то, <что скажут люди>, любовь к массовым праздникам и народным гуляниям, к компаниям, традиции гостеприимства, и все
прочее, что можно назвать иным словом <публичность>.
Думается, однако, что при этом происходит подмена понятий: гостеприимство, общительность, эмоциональная зависимость от других,
традиция массовых празднеств, желание помочь в беде другому человеку, оглядка на чужое мнение и стремление быть <не хуже других> -
это еще не коллективизм! Это, скорее, образ жизни, внешние стереотипы бытового поведения, формы взаимодействия и традиций общения
людей, принципы которых отражены в русском фольклоре: <Что есть - вместе,чего нет- пополам>,<Вместе и горе легче переносится> и т.п.
Однако для подлинного коллективизма необходимо такое восприятие мира, когда ты действительно ощущаешь себя ценным <винтиком> в общей
машине, сознание, что без тебя эта машина не будет действовать, остановится. Пожалуй, такой тип сознания ярче всего проявляется
только у японцев с их приверженностью интересам <родной> фирмы, родного отечества.
Приходится констатировать, что для русских, к сожалению, такое сознание не вполне характерно. В их поведении можно наблюдать,
скорее, только внешние формы, следы прошлого подлинного коллективизма. Скорее можно согласиться с философом И. Ильиным, что для
русских характерно противоположное качество - тяга к индивидуализации, инстинкт индивидуализма, склонность быть самому по себе,
стоять на своих ногах, иметь обо всем свое мнение. Как он считает, уже сами равнинные пространства России облегчают обособление
людей: ведь здесь нет необходимости <уживаться друг с другом>, терпеть соседа во что бы то ни стало. Теснота жизни и густота
населения, так характерные для Запада, приучает людей к организующей сплоченности. А вот русским всегда было проще разбежаться в
разные стороны, чем подлаживаться под кого-то или организованно взаимодействовать. Многовековое влияние азиатского кочевничества
(татары) еще больше распыляло людей, разрушало дух коллективизма.
А при советской власти был извращен сам смысл коллективизма, люди приучились разделять общественную (государственную) и частную
жизнь, любым способом сопротивляться вмешательству государства в личную жизнь и презирать тех, кто прислуживает государству в этом
неправом деле. Коллективный энтузиазм остался только на экране или страницах официального искусства, а демонстрация личного
энтузиазма в коллективе стала только средством продвижения в карьере, своеобразным способом добывания материальных благ. С падением
советской власти и разрушением государственных структур (в том числе бесплатного образования и медицины) каждый россиянин
окончательно оказался предоставленным самому себе.
Так что безоговорочно считать всех русских большими коллективистами (особенно в современной России) - сильное преувеличение.