"Детей "планктона" нужно соблазнять и помещать в среды деятельности, отличной от родительской - пряником, капканом, обманом..."
http://archipelag.ru/text/n76.htm
Бедность и борьба с ней в современном мире
Сергей Переслегин
Интервью Сергея Переслегина "Русскому архипелагу"
- Какова ситуация с бедностью в России? Насколько в этом вопросе можно верить статистике?
- Мы, как правило, когда говорим о России, говорим о Москве, частично о Петербурге, и ещё паре-тройке городов-миллионников. В этих
точках ситуация с бедностью в России такая же, как и в любой развитой европейской стране, а может даже и получше. Если рассматривать
Россию регионов, Россию малых деревень, то там бедность беспросветная, и беспробудное пьянство, с которым она прочно связана.
Население России делится на две категории. Физик назвал бы их "морским" и "валентным" населением. "Валентное" - то, которое ощущает
свои права, ощущает свои обязанности, короче говоря, субъектно, и имеет свою позицию. Среди этого населения существует свой процент
бедноты, не очень высокий. Не знаю, какой он на самом деле, можно ли согласиться здесь с данными официальной статистики - почему бы
и нет, она не хуже любой другой. В России есть также огромная масса "морского" населения. "Морского" не от слов "море", "плыть",
"просторы", а от представления об огромных стихийных волнах, которые невозможно идентифицировать, которые себя не ощущают субъектом
как исторического, так и экономического процесса. Эти люди-волны действительно бедны, у них нет будущего, у них нет реальных
финансовых или иных личных ресурсов, и, в общем, они всецело зависят от сегодняшней конъюнктуры и от того местечка, где они смогли
устроиться, примоститься и как-то жить. Таких людей очень много. Мы более или менее себе представляем реальную покупательную
способность российских денег, но есть же люди, которые говорят, что "мы же ещё неплохо живём, у нас бабушка пенсию получает". Это,
конечно, не Москва и не Петербург, это маленький городок где-то на Волге, но, тем не менее, это реальный город и реальные слова
человека.
Другой вопрос - является ли проблема бедности важной, структурообразующей проблемой для России? Бедных в России много, но
существенной проблемой, на мой взгляд, они не являются. Опять-таки это связано с тем, что среди социально активного, реального слоя
населения, тех, кого я называл валентными, бедность либо изжита, либо изживается. Во всяком случае, она может явиться политическим
лозунгом, активацией конкуренции, но никогда не будет чем-то реальным. Население же, которое лишено не сколько права голоса, столько
самого голоса, может быть сколь угодно бедным - социального значения оно все равно не имеет. Их, безголосых, всегда будут
утилизировать избирательные команды, временно подкармливать, "обмишуливать" и снова - тишина. Есть лишь вопрос о детях, когда они в
этих волнах рождаются. Это важный вопрос - дети могут выплыть из "планктона". Им нужно ставить указатели и привозить новости о
"других" мирах. Их нужно вербовать, соблазнять и помещать в среды деятельности отличной от родительской. Пряником. Капканом.
Обманом. Верой.
- Как можно измерять бедность?
- Я предпочитаю измерять бедность с помощью графика, показывающего долю затрат семьи на решение проблем выживания в общей доле
затрат. Что такое решение проблем выживания? Как правильно сказал мне один беспризорник, это пища и тепло, всё остальное, включая
мытьё лица мылом, может, в крайнем случае, подождать. Так вот, крыша над головой, то есть тепло, и элементарная пища, могут занимать
в бюджете от 17 процентов, в случае "верхнего миллиона" США, до 98-99 процентов. Если вы построите график такой зависимости, то
найдёте у него точку перегиба, выше которой, доля расходов на поддержание жизни начинает очень быстро расти. Вот эту точку я и
называю точкой прожиточного минимума. Если семья получает больше прожиточного минимума, у неё есть возможность создавать резервы,
покупать себе новые вещи, начиная от одежды при малых значениях доходов и кончая предметами роскоши при больших. Но если ваш доход
меньше прожиточного минимума, то все ваши резервы уходят на то, чтобы как-то выкрутиться и справиться с ремонтом вышедшей из строя
элементарной домашней техники или одежки, без которых жить плохо, хотя и можно. На резервирование у вас не хватает, и уж тем более -
на какие-то реальные траты. Это и есть физическая бедность. Более того, как легко заметить, при этом вы автоматически прикреплены к
своему месту жительства. Поскольку транспорт дорог, а у вас денег хватает только на самое необходимое. Поэтому, находясь ниже этой
черты, вы ещё и привязаны к точке обитания.
Человек истинно, материально, бедный на самом деле прежде всего лишён возможности самостоятельного передвижения, как физического,
так и социального, то есть, он обречён находиться на той работе, на которой уже находится, в том доме, в котором он уже живёт, и в
том месте, где он живёт. У него нет шансов сменить как род занятий и статус, так и своё место жительства - вот это и есть застойная
бедность. Поскольку мы с вами решили, что это явление есть спутник человечества с тех времён, когда фараоны ещё не возникли, то
бороться с ним можно сколь угодно долго. Пока он есть. Другой вопрос, что если число бедных или процент их начинает серьёзно
препятствовать развитию государства, эту проблему приходится решать. Можно и так кардинально, как Япония, где бедным себя считают
только 5 % населения страны.
- Возможно ли вообще существование общества без бедности?
- Было, например, такое общество в Советском Союзе. По отношению к сегодняшней России там бедности, безусловно, не было. Да,
конечно, попадались семьи, которые не могли ничего себе позволить вообще, но это всё-таки было исключение, и когда корреспонденты до
такого дела добирались, они об этом писали с ужасом и тут же начинали искать виновных, и проблему как-то решали. Но не было и
богатства, а средний уровень жизни был много ниже, чем уровень жизни любой развитой европейской страны. Поэтому ответ такой - если
вы хотите резко уменьшить уровень жизни, то вы можете за счёт этого столь же резко уменьшить коэффициент расслоения. В этом плане
бедные исчезнут. Это один возможный способ.
Второй способ - вы можете сделать общество настолько динамичным, что положение человека в обществе будет настолько быстро меняться,
что зафиксировать у него бедность или богатство окажется невозможным. Эта ситуация будет сугубо функциональна: сегодня он беден до
предела, а уже завтра он богат, а послезавтра он человек среднего финансового положения, зато счастлив. В истории таких обществ,
конечно, не было, но в литературе, например, у Лафферти в прекрасном рассказе "Долгая ночь со вторника на среду" они описаны.
Фантастика часто имеет большую предсказательную силу, чем об этом думают политики.
Ещё, конечно же, можно справиться с бедностью, вызванной чисто социальными причинами. Это вообще не очень сложно. Европейцы,
например, с этим более или менее у себя справились, японцы вполне справились, но, к сожалению, всегда остаётся определённая доля
бедности, с которой вы, не можете сделать ничего. Это те люди, которые сами хотят быть бедными. Которые будут пить, употреблять
наркотики, или просто уничтожать находящиеся у них материальные ресурсы любыми способами. К сожалению, они, видимо, являются
неизбежной частью и болью социума. Не в том дело, что они какие-то особые моральные уроды, а в том, что обществе реальном, в котором
мы имеем удовольствие жить, всегда существует часть людей, которые относятся к предыдущим фазам развития. Так получилось, что это
люди не индустриальной эпохи, а традиционной, или даже не традиционной, а архаичной , и в эпохе, которая сейчас есть, для них просто
нет места. И в этом случае они будут бедными, поскольку их психологическая структура не отвечает социальной структуре общества. И
она, эта внутренняя целостность, замедленная прогрессом, видимо, не перестраиваема пока методами социальных тренингов. Да и где они,
эти методы? С этой бедностью, вызванной несоответствием индивида реальному социуму, пока нет возможностей справиться.
Есть ещё одна форма бедности - бедность психологическая. Здесь вопрос не в том, сколько у человека есть, а в том, сколько есть у
соседа. Это и была одна из главных проблем Советского Союза. Да, все жили "вровень, скромно так". По ряду параметров снабжение
среднего советского человека было лучше, чем многих его западных партнёров, а жизнь проще. Но люди, которые уезжали на Запад, видели
возможности купить "сейчас и здесь" товары, которых у нас не было ни за какие деньги, и возникла страшная зависть к тем, кто может
пользоваться этими видеомагнитофонами, видеокамерами, автомобилями. В конечном счёте, эта зависть, зависть национальная - целой
страны на чужой каравай, и уничтожила социализм как определённую культурную реальность. Ситуация с этой завистью осталась точно
такой же, только теперь - не надо ехать на Запад. Вы можете завидовать не некому абстрактному американскому рабочему, а своему
соседу, у которого машина есть, а у вас нет. А он, в свою очередь, может завидовать другому типу, у которого "Крайслер". Вот такая
гонка потребления создаёт свой собственный тип бедности, когда человек, сколько бы у него благ ни было, всё равно ощущает себя
бедным и несчастным. Но это уже задача для социологов, психологов и, безусловно, для журналистов.
- Кто должен быть главным игроком в борьбе с бедностью: государство, малые сообщества, сами бедные?
- Только сами бедные. Роль государства здесь - в создании определённого поля игры и, может быть, поля возможностей, например,
дешёвых кредитов, или того, что на западе называется well-fare. Это даже не борьба с бедностью, а просто улучшение жизни бедных.
Сообщества, если они созданы самими бедными, тоже вполне могут помочь в решении проблемы бедности. Собственно говоря, человек всегда
работает через сообщество, других способов не существует. Но в первую очередь это задача самих бедных: 90 процентов ответственности
за их выбор жизни лежит на них, 8 процентов ответственности оставим государству и утилизируем ее на предоставление возможностей
вырваться детям "застойно бедных", а оставшиеся 2 процента спишем на случайности и чудеса самодействия развивающейся большой системы
"Российское общество"