От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 23.05.2004 22:14:19 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Приватизация или передел? (*+)

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=36&tek=1178&issue=32

Приватизация или передел?
Анатолий СКОРОБОГАТОВ



К 20 мая Министерство экономического развития и торговли должно представить в правительство доработанный прогнозный план
разгосударствления собственности на 2004 г. До 1 июля намечено разработать программу приватизации на 2005 г. К 1 сентября необходимо
создать концепцию, <определяющую цели участия Российской Федерации в управлении федеральными государственными унитарными
предприятиями (ФГУП), акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности> (из решения правительства от 21
апреля).

Такова хронология приватизации в России на ближайшее время, намеченная новым правительством. Еще полгода назад, когда кабинет
министров Михаила Касьянова принял трехлетнюю программу разгосударствления собственности (см. <ПЖ> ?1, 2004 г.), эксперты заговорили
о скором завершении этого крайне болезненного для общества процесса, носящего не только экономический, но и в первую очередь
политический характер. Теперь правительство Михаила Фрадкова решило <модернизировать> приватизацию. Что следует понимать под этим
термином, можно только догадываться. Однако очевидно, что перспективы разделения имущества на государственное и частное становятся
все более неопределенными и непредсказуемыми. Можно предположить и то, что нас ждет очередной виток передела собственности.

Перестановка сил

Смена кабинета министров и одновременная административная реформа привели, в частности, к перераспределению сил в управлении
госимуществом и приватизацией. Минимущества расформировывается, его основные функции возложены на Федеральное агентство по
управлению государственным имуществом, созданное в МЭРТ. Непосредственным продавцом остается Российский фонд федерального имущества
(РФФИ), правда, теперь уже подведомственный не напрямую правительству, а координируемый МЭРТ. РФФИ оказался в самой болевой точке
жестко затянутого узла противоречий в нынешнем составе правительства.

Даже эта формальная организационная перестройка не столь безобидна, как кажется на первый взгляд, и может обернуться серьезными
убытками для государства. К примеру, в подвешенном состоянии оказались госпредставители в АО, в которых государство владеет пакетами
акций. Они ждут решения своей участи, и им сейчас не до <выбивания> дивидендов в пользу государства, в чем состоит их основная
обязанность. По подсчетам экспертов, в том числе и из бывшего Минимущества, только из-за потери госконтроля над бизнесом, пусть даже
временного, бюджет может недополучить десятки миллиардов рублей.

Персонифицировав же нынешний расклад сил, можно попытаться определить вектор <искривления> управления госимуществом и приватизацией.
Другими словами, на чьи интересы он указывает. Поставленный на пост премьера президентом Владимиром Путиным <скромный человек>
Михаил Фрадков сразу же после назначения заявил, что этот процесс будет в его непосредственном ведении. Затем, поосмотревшись и
поняв, что дело это отнюдь не простое, а очень даже сложное и чревато многими неожиданностями, убавил амбиции. Теперь он
предпочитает выражать свое участие в нем декларациями вроде <Собственность вообще и государственная в частности является мощнейшим
ресурсом, которым располагает государство и который с максимальным эффектом необходимо использовать в структурных реформах и
обеспечении роста экономики> (на заседании правительства 21 апреля).

Во главе аппарата непосредственного управления госимуществом стал также президентский человек, пополнивший <питерскую команду>, -
48-летний Валерий Назаров. С 1994 по 2004 г. он работал в органах управления недвижимостью Санкт-Петербурга. После короткой
(январь-март) <обкатки> в администрации президента Назаров был назначен руководителем Федерального агентства по управлению
федеральным имуществом. Прежний министр имущественных отношений Фарид Газизуллин с почетом отправлен в отставку.

Между Фрадковым и Назаровым оказался <старожил> правительства, главный идеолог либеральных экономических реформ Герман Греф. Как
известно, и с премьером, и со своим подчиненным Назаровым у Грефа отношения, мягко говоря, сложные. Но именно он будет теперь нести
и политическую, и экономическую ответственность за эффективность использования госимущества и его разгосударствление. Как считают
источники <ПЖ> в правительстве, Грефа специально оставили главой МЭРТ, чтобы было на кого свалить вину за провал приватизации в
нынешнем году. А в том, что провал почти неизбежен, не сомневается большинство экспертов.

Планов громадье

Резкий рост темпов приватизации в России в 2001 - 2003 гг. не только позволил говорить о скором завершении этого процесса, но и дал
немалый доход государству.

<ПЖ> уже писал, что в эти годы приватизация стала более открытой и прозрачной, понятной как продавцу, так и покупателям. Она
превратилась в нормальный, хорошо отлаженный технологический процесс. В этом виде деятельности появились признанные профессионалы.
Были ли при этом ошибки и упущения? Конечно, как и в любом другом деле государственного масштаба. Еще раз скажем, что приватизация -
это большая игра. Или, по-другому, тихая война, в которой всегда были и будут победители и проигравшие.

Сейчас в вину Минимущества ставится то, что доходы были получены в основном за счет разовой продажи крупных пакетов акций, а планы
по количеству проданных ФГУП и мелких пакетов акций остались невыполненными. Справедливости ради надо заметить, что общее количество
таких продаж по сравнению с предыдущими годами значительно возросло. Вместе с тем Михаил Фрадков заявляет, что необходим <отказ от
количественного подхода к приватизации>. Разрешить это противоречие, видимо, придется Грефу и Назарову. Хотя, по мнению экспертов,
это вряд ли возможно.

На апрельском заседании правительства глава МЭРТ представил прогнозный план на 2004 г., предусматривающий резкий рост числа
приватизируемых предприятий и продаж государственных пакетов акций (см. таблицу). Однако тут же сам усомнился в его реальности,
заметив, что задание по доходам, скорее всего, будет выполнено за счет продажи всего десятка крупных предприятий.

У Грефа в советниках (на общественных началах) - бывший заместитель главы Минимущества Александр Браверман, активно способствовавший
в последние годы ускорению приватизации. Вероятно, он и указал своему новому шефу на сложность реализации мелких, так называемых
<неликвидных>, пакетов акций. Во всяком случае, Браверман предлагает реализовать их по той цене, которую предложит покупатель, то
есть дешевле, чем хотелось бы за них получить. Однако это не стыкуется с заявлением Михаила Фрадкова о <качественной> продаже
госсобственности, поэтому правительство вряд ли согласится с этим предложением.

Сам же Герман Греф видит сложность с продажей госсобственности в несовершенстве законодательной базы. По его мнению, приватизации
около 3000 ФГУП мешают устаревшие запреты. <Проведенный анализ выявил 60 федеральных законов и 18 указов президента РФ, содержащих
такие ограничения>, - заявил он. Глава МЭРТ призвал правительство принять принципиальное решение о пересмотре всех установленных
ранее запретов на приватизацию. Если такое решение и будет принято, выполнение его займет не один месяц и даже не один год.

Между тем на выполнение прогнозного плана приватизации на 2004 г., который до сих пор окончательно не принят, осталось не так уж
много времени.

Рычаги давления

Так совпало, что незадолго до смены кабинета министров Счетной палате РФ было поручено проанализировать итоги приватизации за 10
лет - с 1993 по 2003 г. Сергей Степашин пообещал доложить об исполнении в мае - по совпадению опять же к тому времени, когда
принимаются планы на текущий и 2005 гг. Если учесть, что президент Владимир Путин неоднократно категорически отрицал возможность
пересмотра итогов разгосударствления имущества, такая активность <главных аудиторов> представляется по крайней мере странной.
Неужели в самом деле президент посмотрит справку Счетной палаты и положит ее в <долгий ящик>? В это верится с трудом.

Истинные цели такого анализа прояснил сам Степашин. Он заявляет: власть вернется к тем объектам, которые были приватизированы с
грубейшими нарушениями и на которые есть дела в Генпрокуратуре. Теперь кое-что проясняется. Речь, видимо, идет о пяти-шести крупных
компаниях, главным образом в сырьевых отраслях, о которых говорил и Владимир Путин. Владельцев этих компаний принято относить к
олигархам. Вероятно, их и сделают <козлами отпущения> за все грехи приватизации в России. Здесь-то и нужна будет Генпрокуратура с ее
методами, которые она в полной мере продемонстрировала в <деле ЮКОСа>.

В этом же ряду и непрекращающиеся атаки Генпрокуратуры на Российский фонд федерального имущества (см. <ПЖ> ? 9, 2004 г.). РФФИ
остался единственным дееспособным инструментом, способным решать масштабные задачи эффективного разгосударствления имущества и его
продажи. Если сломать и его (а такие намерения госвласти проявляются достаточно четко), то на плане приватизации, по крайней мере в
нынешнем году, можно ставить крест. Хотя здесь возможна и иная цель: поставить во главе этого органа человека из той же команды, что
и Валерий Назаров.

К чему идет

В нынешней ситуации можно сделать вывод о том, что приватизационный процесс в России искусственно тормозится государственной
властью. Если же попытаться определить, с какой целью это делается, то наиболее вероятным ответом представляется такой: ради
создания необходимых условий для передела собственности. Такой прецедент уже есть: 23 апреля началась процедура деприватизации
крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС, 78,9% акций которой принадлежит РАО <ЕЭС России>. <Я дал поручение оформить порядок
передачи ГЭС в федеральную собственность>, - сказал журналистам Валерий Назаров. Если это удастся (Анатолий Чубайс так просто не
сдастся), то приватизация на какой-то продолжительный период времени вообще повернет вспять.

Однако возврата к плановой экономике образца <развитого социализма> вроде бы не предвидится. Следовательно, возвращенная
собственность тем же государством будет вновь продана. Только уже другим финансово-промышленным группам и частным лицам, более
лояльным к нынешней власти. О цене, надо полагать, договорятся. Таким образом, будет обеспечено удовлетворение растущих потребностей
реформаторов новой волны и сведена к нулю возможность масштабной политической оппозиции нынешней вертикали управления государством.



КСТАТИ

В собственности государства находятся пакеты акций 4,5 тыс. АО. Следовательно, в каждом из них в советах директоров должны заседать
откомандированные туда государством представители. ФГУП, с которых государство должно получить свою долю прибыли, около 10 тыс.
(Источник: Минимущества).



ИТОГИ 2003 ГОДА

В 2003 г. Минимущества обеспечило поступление в федеральный бюджет почти 136 млрд руб. (за 2002 г. - 50,6 млрд руб.) Из них 585,3
млн руб. получено от реализации ФГУП и военного имущества. От продаж имущества и пакетов акций АО, осуществленных РФФИ, получено
90,66 млрд руб. От арендной платы за земли, находящиеся в федеральной собственности, поступило 197,3 млрд руб. От использования
федерального имущества государство получило 41,1 млрд руб. В федеральный бюджет перечислено 12,39 млрд руб. в счет дивидендов по
акциям, находящимся в федеральной собственности. (Источник: Минимущества.)



ЧТО ПЛАНИРУЕТСЯ ПРОДАТЬ

Список предприятий и пакетов госакций, подлежащих продаже в 2004 г., еще уточняется и дополняется. В числе наиболее крупных - пакет
принадлежащих государству 7,6% акций <ЛУКОЙЛа>, который оценивается в 2 млрд долларов. Однако окончательного решения по времени и
способу реализации этого пакета правительство пока не приняло. Рассматривается и возможность продажи блокирующего, контрольного и
даже всего принадлежащего государству пакета акций телекоммуникационного холдинга <Связьинвест>. В перечне наиболее доходных и пакет
акций Магнитогорского металлургического комбината. (Источник: МЭРТ, РФФИ.)



ЦИТАТА

Достаточно сказать, что от приватизации 145 тыс. предприятий бюджет получил 9,7 млрд долларов - эта сумма соответствует той, которую
российские туристы оставили за границей в прошлом году.

(Из выступления Сергея Степашина 17 апреля на заседании <круглого стола>.)