От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 23.05.2004 22:13:30 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Лит. газета". Тимур и его коммандос (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg192004/Tetrad/art12_1.htm

НЕТ, ОН НЕ ПОТТЕР, ОН ДРУГОЙ:

С одной стороны шоссе перекрывает милицейский наряд, с другой - чёрный джип с нехилыми ребятами в чёрных костюмах. На горизонте
появляется легкокрылый белоснежный самолёт, который садится на шоссе как на взлётно-посадочную полосу. Дверь распахивается, и по
трапу спускается худенький мальчик в очёчках, в пиджаке и галстуке, с крохотной собачкой на руках. Так, с небес, прямиком из
туманного Альбиона является в фильм Игоря Масленникова <Тимур и его коммандос>, а заодно и в наше детское кино новый герой - юный
джентльмен, отправленный на каникулы к папе в Россию с домашним заданием - делать добрые дела.

Вообще-то, взрослым этот герой может показаться старым знакомцем. Не только потому, что в русской литературе персонаж, воспитанный
на Западе или на западный манер, имеет за плечами богатую историю: от Ленского до Штольца, от Онегина до маленького Николеньки из
<Детства> Толстого: Сегодня этот герой получил новую жизнь - просто потому, что снова появилось довольно много Николенек, которых
родители отправляют учиться уму-разуму в Швейцарию или Англию, Германию или Францию. И сюжет встречи героя, воспитанного на Западе,
с российской действительностью снова становится актуальным. Как и в литературе ХIX века, приземление в России для героя становится
встречей достаточно абстрактного гуманистического идеала с вполне настоящей жизнью. Встреча эта не раз оказывалась роковой для
<взрослого> российского кино. К счастью, Игорь Масленников не стал эту проблему решать в жанре угрюмой серьёзности триллера. Он,
слава Богу, предпочёл комедию, в которой попытка привить английские нравы в отечественном дачном кооперативе завершается украшением
местной пожарной вышки натуральным Биг-Беном. Правда, всего с одной стороны.

Прелесть ситуации в том, что традиционную для русской классической литературы проблему Масленников решает, используя: структуру
знаменитой повести Аркадия Гайдара. Естественно, Тимур из его фильма гораздо больше, чем Ленского и Штольца, напоминает любимого
героя советской детской литературы. Новый Тимур, правда, не пионер, а скаут. В его команде тоже оказывается соседская девочка Женя,
хотя в основном она состоит из охраны, оставленной для него папой. Как и гайдаровский Тимур, наш новый герой жаждет делать настоящие
добрые дела. Желательно тайно. И потому, например, под покровом ночи отправляется вместе с Женей рубить дрова одинокой Спиридонихе.
Как и гайдаровский Тимур, он верит в силу коллектива. Его <коммандос> не хотят разочаровывать мальчика в этом. Как и у прежнего
Тимура, добрые дела осложняются кучей недоразумений. Спиридониха при виде неизвестного, поигрывающего ночью топором у её дома,
почему-то падает в обморок. <Спасённый> байкер бежит со всех ног от своих спасителей. Сбор добровольных пожертвований для
погорельцев заканчивается приездом ОМОНа.

Надо сказать, что сценарист картины Владимир Вардунас сохраняет имена героев и сюжетные переклички с повестью Гайдара, слегка
изменяя их. Даже лохматая коза, за которой, если помните, полповести бегала босоногая Нюрка, сохранилась в фильме. В картине,
правда, она не скачет через колючки и репейники, как индийский тигр в джунглях, зато её во время пожара отважно спасает Тимур. Между
прочим, и английская тема косвенно присутствовала у Аркадия Петровича: вспомните <пожилого джентльмена доктора Ф.Г. Колокольчикова>,
пытающегося привить внуку Коле любовь к труду:

Впрочем, <Тимур и его коммандос> не являются ни ремейком советской классики, ни пародией на неё. Не потому, конечно, что в фильме не
Тимур везёт Женю на встречу с отъезжающим на фронт папой-командиром, а Женя <заимствует> мотоцикл друга сестры, чтобы Тимур успел
проститься с отцом. И его папа-олигарх в окружении солдат с автоматами едет, понятно, не на фронт, а в места не столь отдалённые.
Гораздо интереснее сдвиг, который происходит в системе ценностей героев. Герои Гайдара существовали в жёстко структурированном мире,
где добро и зло, благородство и подлость разведены по разным полюсам. Причём, хотя в повести <Тимур и его команда> зло некоторое
время персонифицировано в Мишке Квакине и Фигуре, основное противостояние, на фоне которого разворачивается борьба мальчишек,
разумеется, борьба с <буржуинами>. Она обозначена вполне явственно. Командир бронедивизиона полковник Александров, <вероятно, на
фронте> в начале повести и туда же отбывает в конце. Тимур и его команда берут под свою защиту прежде всего семьи красноармейцев. В
том числе погибшего на границе лейтенанта Павлова. Война, равно как и мировая революция, определяет энергетику прозы Гайдара.

Масленников, снимая сегодня фильм, естественно, не мог сохранить эту систему ценностей. Создатели фильма попытались перевести пафос
классовой борьбы в общегуманистическое русло. Новый Тимур хочет просто помогать слабым, страдающим людям. Он хороший добрый мальчик,
вдохновлённый идеями своего английского учителя - лидера скаутов. Возвращение получилось специфическим. Новый Тимур оказывается в
мире, где все - хорошие, где конфликт добра и зла подменён конфликтом добрых намерений и несовершенной их реализацией. Фактически
это возвращение в сентиментальный мир дореволюционной детской литературы, чьи герои представляют идеальный образ детей comme il
faut - отменно воспитанных, благородных и добрых мальчиков и девочек. Корней Чуковский высмеивал такую литературу ещё до революции.
Картина, снятая Масленниковым, показывает, что проблемы, с которыми сталкивается современное детское кино, гораздо глубже, чем
недостаток финансирования.

<Тимура и его коммандос>, к счастью, спасают чувство юмора и подчёркнутая условность комедийного фильма. К тому же большинство
современных детей знать не знают ни о Гайдаре, ни о Тимуре (что вообще-то жаль, Аркадий Петрович был замечательным писателем). Даже
когда исполнителей главных ролей (ими стали Петя Кадочников и Катя Масленникова) спросили о повести Гайдара, они сказали, что её не
читали. Для них юный скаут Тимур выглядит вариантом: отечественного Гарри Поттера. Создатели фильма и одели его специально под
Поттера. Просто наш Тимур делает добрые дела не с помощью волшебства, а сам, как умеет. А жанр фэнтези сменяет комедия.

Жанна ВАСИЛЬЕВА