Западные политические образцы из символов веры превращаются в музейные экспонаты (*+)
http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=77&tek=1126&issue=31
ЗАПАДНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЦЫ ИЗ СИМВОЛОВ ВЕРЫ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Влад СОФРОНОВ, Наталья ПРОСАНДЕЕВА
Изобретенная Западом модель демократического общественного устройства испытывает сегодня такие трудности, что невольно приходит
мысль: классической <демократии Запада> уже просто не существует.
Однопартийная система в США
Шон Уиленц, профессор истории Принстонского университета, в журнале Dissent Magazine рассуждает об истоках кризиса американской
демократии. Уиленц видит его истоки в структуре партийных организаций и сложившихся традициях межпартийной борьбы. Действительно, в
этой области есть целый список структурных проблем: нестабильность политических партий, которые не связаны с социальным статусом
своих представителей; партии все больше трансформируются в своеобразные <профессиональные коллективы>, члены которых обладают все
меньшей и меньшей свободой. В результате простой смертный, не связанный профессионально с политической деятельностью, оказывается
отчужденным от политики.
Однако основной акцент американский историк делает на специфике борьбы между республиканцами и демократами, которая, по его мнению,
вышла за рамки нормальной политической борьбы. Америке грозит реальная опасность превращения в страну, политический режим которой
определялся бы одной партией: <Нынешний республиканский режим контролируется ненормальными радикалами, которые ни перед чем не
остановятся ради распространения своей идеологии на всю страну>. Они уже нанесли огромный урон демократии, считает профессор и
приводит ряд известных примеров. Это и попытка импичмента Клинтону (1998-1999 гг.), когда инициированный республиканцами процесс
нанес конституции США ни с чем не сравнимый вред. Это и Флорида (2000 г.), когда суд одного из округов, возглавляемый
республиканцем, постановил остановить весь пересчет голосов, нарушив при этом решения Верховного суда Флориды и фактически отдав
победу на президентских выборах Бушу. Это, наконец, война в Ираке (2002-2003 гг.), оправданная невиданным прежде количеством ложных
сообщений - конгрессу, американскому народу и остальному миру.
Причины невиданной серии атак на демократические институты США Уиленц видит в изменяющейся демографической ситуации в Штатах:
снижение доли белых протестантов-англосаксов и соответственно возрастание доли других слоев, которые традиционно голосуют за
демократов. Республиканцы делают все возможное, чтобы, пока не поздно, изменить правила игры в свою пользу для смягчения невыгодных
для них последствий. Здесь им играет на руку существующая система коллегий выборщиков, уже дающая республиканской партии
значительное политическое преимущество за счет непропорционально большого значения небольших, консервативно настроенных штатов.
Наступление республиканцев на демократию в Америке по своим масштабам напоминает 50-е гг. XIX в., когда была создана Конфедерация
Юга. С конфедератами, приведшими страну к расколу и гражданской войне, как пишет Уиленц, нынешних республиканских политиканов
объединяют <неуклонное стремление к господству, смесь цинизма и обмана в обход демократических конституциональных процедур>.
Сравнивая сегодняшний день с ситуацией раскола середины XIX в., историк фактически говорит о возможности демонтажа двухпартийной
системы, который, быть может, приведет нацию к гражданской войне.
Бизнес ставит народы на колени
На кризис англосаксонских демократических институтов в более широком контексте позволяют взглянуть два очень любопытных текста,
опубликованных в последнем номере московского журнала <Логос>.
Первая статья Стейна Рингена, профессора Оксфордского университета, опирается на результаты значительного междисциплинарного
исследования демократических институтов, которое щедро финансировалось норвежским парламентом. Исследование увенчалось следующим
выводом: демократическая цепочка управления, благодаря которой правительство находится под контролем избирателей, разорвалась. На
наших глазах <распадается вся ткань государства, основанного на народном волеизъявлении. В цепочке не только найдены слабые звенья -
сама эта цепочка, когда-то прочная, перестает существовать. Народ остается по одну сторону поля, его представители - по другую, и
между ними - пустота>. Какая-то особая ирония судьбы в том, что происходит это именно в Норвегии, одной из самых благополучных стран
мира (первое место по уровню жизни, согласно данным ООН).
Идут процессы, которые Ринген называет <кончиной местной демократии> Основные органы управления в Норвегии - национальный
законодательный орган, стортинг, и местные муниципальные советы. Прежде муниципалитеты обладали значительной автономией и властью.
Городское самоуправление всегда было формой местной демократии, которая выступала в качестве промежуточного звена между центральными
властными структурами и гражданами, а также источником обоснованного чувства включенности общества в систему управления в перерыве
электоральных процессов. Сегодня муниципальная власть фактически прекратила свое существование, полностью подчинившись центру. За
муниципалитетами осталась только функция сбора налогов, а реальным распределением собранных средств занимаются центральные власти.
Таким образом, от авторитета муниципальной власти ничего не осталось. Она превратилась в фикцию.
Но и национальный законодательный орган теряет свое значение. Крупный бизнес и национальные сообщества имеют противоположные
интересы. Любой намек на уход корпорации из страны ставит национальное правительство на колени. Бизнес приобретает исключительную
власть. К тому же процессы интеграции европейских стран ослабляют демократические институты в Норвегии, как, впрочем, и в любой
другой стране. Процесс интеграции неизбежно сопровождается усилением централизации, а следовательно, утратой политических свобод
нациями и ослаблением национальной государственности. Тем самым в мире демократических свобод утверждается своеобразная авторитарная
схема осуществления власти как во внешнем политическом пространстве, так и внутри даже самых передовых демократий.
Фрэнк Анкерсмит, профессор из Голландии, считает, что представительная демократия - не панацея, а историческая случайность. И
возникла она в посленаполеоновскую эпоху, когда Европа стояла на грани целой череды войн и конфликтов, вызванных идеологическими
разногласиями, унаследованными ею от Французской революции. Он выделяет два типа демократии: континентально-европейскую и
<островную> - англосаксонскую. Кризис переживает именно последняя, с ее стремлением к формально-правовым процедурам, романтической
тягой к <принципиальности> и отсутствием интереса к межличностным конфликтам, которые не решить пресловутым консенсусом.
Континентальная Европа всегда была потенциально взрывоопасна ввиду своей этнической пестроты и противоречий между суверенными
нациями. Континентальный опыт компромиссов был неизвестен британским <островитянам>. Именно эта гибкость и конформизм позволили
Европе выжить, консолидироваться и не утратить веры в демократию. Анкерсмит убежден, что демократия правового типа не способна
сегодня решать проблемы, поскольку мир никогда не был столь сложно организован и изменчив. Динамизм изменений требует именно
несовершенства, отхода от буквы демократии при верности ее духу. Мир сегодня, по мнению Анкерсмита, очень похож на Европу после
Наполеона - бурлящий противоречиями котел, который можно остудить тем же проверенным способом - классическим компромиссом, а не
правовым ригоризмом.
Запад неоднороден. Вряд ли имеет смысл говорить об уникальном западном демократическом проекте. Существует целый ряд конкурирующих
между собой демократических моделей. Сложившийся образ некоторой единой западной модели - не что иное, как оптический обман,
возникший в результате массированных идеологических воздействий. Образцовость англосаксонского проекта фактически сужает
инструментальный репертуар демократии и ее антикризисный арсенал.
СОБЫТИЯ
27 апреля Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации (пр-т Вернадского, д. 84) проводит
научно-практическую конференцию на тему: <Глобализация: Россия в мировом хозяйстве в условиях вхождения в ВТО>. Цель конференции -
анализ роли и места России в мировом хозяйстве, оценка конкурентоспособности страны в эпоху глобальных перемен. В повестку
конференции включены следующие вопросы: проблемы вступления России в ВТО; прикладные составляющие рассматриваемой темы; региональные
аспекты вхождения Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Среди участников - государственные и общественные
организации (федерального уровня), региональные органы власти, представители деловых кругов, научных и учебных заведений.
Общество российско-китайской культуры и Уральский государственный университет имени А.М. Горького выступают в качестве организаторов
крупного международного конгресса <Конфуций - 2555 лет>, который пройдет 28 апреля в Екатеринбурге (пр-т Ленина, 51). Российские
культурологи, филологи, лингвисты, а также ученые, занимающиеся изучением политической философии, вместе со своими китайскими
коллегами попытаются проследить различные аспекты влияния конфуцианства на все стороны жизни современного китайского общества.
22-23 мая в иркутском отделении Школы публичной политики (г. Иркутск, ул. Ударника, д.7) состоится третий семинар на тему:
<Федерализм, региональная политика и местное самоуправление>. Как и всегда в таких случаях, в дебатах будут участвовать
представители законодательной и исполнительной ветвей власти региона, бизнес-сообщества, а также известные российские эксперты в
области государственного строительства и политологи.
24-26 июня МГИМО МИД России (пр-т Вернадского, д. 76) совместно с исследовательским комитетом по политической философии
Международной ассоциации политической науки, Российской ассоциацией политической науки и редакцией журнала <Полис> проводят
Кантовские чтения. В рамках Кантовских чтений будут проведены: ежегодная конференция исследовательского комитета по политической
философии Международной ассоциации политической науки <Переосмысливая политическую повестку дня: международное гражданство,
безопасность в мире и ненасилие>; юбилейная кантовская лекция; тематические научные сессии. В центре готовящегося обсуждения -
возможности преодоления современного кризиса общемирового политического порядка и попытка его переустройства на более справедливых
основаниях.
Подготовил Василий ВАНЬКОВ