От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 30.04.2004 20:58:10 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Образование. Блудливое равенство (*+)



Русский Журнал / Культура / Образование
www.russ.ru/culture/education/20040427_tb.html

Блудливое равенство
Татьяна Базжина

Дата публикации: 27 Апреля 2004

Интересно, почему истинная информация
иногда может приносить меньший успех, чем ложная?

Станислав Лем

Пропагандистский лозунг времен развитого и не очень социализма: "Два мира - две морали" (как вариант "Два мира - два детства") не
просто не утратил своей актуальности, но и приобрел новое звучание. Несколько иное, конечно, чем у поборников морального кодекса
строителя коммунизма, потому что те им пользовались в явном виде. Нужно хулу на Запад гниющий возвести - вот тебе готовая формула
успеха: произносишь магическую диаду - и всем ясно, что там все плохо, а тут все хорошо. Сейчас иные времена, но нравы - все те же,
а потому и лозунги годны, только место западной гнили заняли отечественные богатые. Есть и еще одно "только": вслух эти лозунги
произносить как-то не принято, а опираться на них как на незыблемый культурный бэкграунд - вполне достойный полемический прием.

Эти незатейливые размышления на тему идеолого-аргументационных механизмов роились в голове, покуда я читала в "Московских новостях"
о подмосковной школе для детей, чьи родители - наша нынешняя элита. Доблестный корреспондент МН на позаимствованной у друзей
вишневой Toyota ("для представительности") прорвался на охраняемую от простых смертных территорию гимназии и своими глазами
убедился, что в гимназии, где месячная плата составляет 2100 у.е., условия обучения и проживания несколько отличаются от того, что
предлагают в муниципальных школах. Ну и стоило так морочиться - мчаться по Новорижскому шоссе аж 40 минут, чтобы в этом
удостовериться? Стоило - потому что школа-то непростая, да и статья называлась так хлестко, что просто невозможно было не обратить
на нее внимания: "Школа для Лены и Оли Лужковых". И как тут не закипеть праведным гневом и не заголосить про два мира и разные
детства, что вполне успешно и проделал засланец, посетивший вражескую территорию. Повздыхал-понарассказывал про отдельные шкафчики
на каждого ребенка, про четырехразовую кормежку, индивидуальные занятия с преподавателями во второй половине дня и про утренние
чаепития учеников и учителей (на Западе, мол, так в каждой школе, а у нас - только у "этих"), про подписанные лишь именем и первой
буквой фамилии рисунков детишек (для конспирации) и машины с сиренами, развозящие школьников по домам, про обслуживающий персонал и
установку для коррекции зрения. А уж про отбор детей - что тут говорить, просто классовая ненависть начинает захлестывать, вот ведь
что творят - круг общения своим детям формируют. В конце так, для справочки, сообщается: учредитель-де этого великолепия для элиты -
Елена Батурина, спонсор - компания "Крост", и есть у гимназии свой сайт в Интернете, где "можно в интерактивном режиме погулять по
ее кабинетам, рассмотрев в нужном ракурсе любой учебный прибор, тренажер, элемент интерьера". Ни дать ни взять - школьный детектив.
В общем, как не захлебнуться негодованием.

Прежде чем захлебываться - попытаемся разобраться, что к чему. Итак, состоятельная мама создает школу для своих дочерей. То, что
мама состоятельная, мало у кого вызывает сомнения. Куда занятнее то, что мама создает школу, причем не только для своих дочек, но и
для других детей, чьи родители готовы платить определенную сумму за обучение (теперь, правда, принято говорить - инвестировать в
образование). Для кого-то здесь ключевым будет сумма прописью, для кого-то - создание школы. Скажите честно, многие ли из ваших
знакомых создавали для своих детей школы? Среди моих такие есть, правда, их всего трое. Дети их уже университет закончили, а они все
еще своими школами руководят и говорят, что это уже навсегда. И школы моих знакомых тоже платные. Не столь дорогие, как у г-жи
Батуриной, но и не задарма, как в муниципальных, там учат. Призывать всех родителей открывать для своих детей школы - у меня такого
и в мыслях не было. Кто-то открывает, кто-то платит и пользуется этими услугами, то-то не платит - и пользуется теми услугами,
которые предоставляются бесплатно. Но тогда не надо буйствовать по поводу качества, потому что бесплатный качественный сыр -
известно где.

Кстати, по поводу платы в гимназии для дочек г-жи Батуриной - это отнюдь не самые высокие показатели по московскому региону,
корреспондент МН, конечно же, не хотел ввести читателей в обман, он, наверное, просто обманулся внушительностью суммы. А по поводу
Интернета - почти правда: есть сайт компании "Крост", в разделе "Социальные объекты" говорится о Первой московской гимназии, которая
"выгодно отличается от всех столичных школ своим расположением в экологически чистом уголке Подмосковья (поселок Липки), наличием
уникального учебно-оздоровительного комплекса и, самое главное, высочайшим качеством обучения, свойственным лучшим учебным
заведениям Европы и России". Я не знаю, куда носился на вишневой "японке" корреспондент МН по Новорижскому шоссе, следов он никаких
в статье не оставил, но поселок Липки находится в Одинцовском районе, и я очень советую - кликните по обеим ссылкам, просто так -
посмотреть и понять, что эта гимназия действительно выгодно отличается.

И тут самое время поговорить не про "выгодно", а про "отличается". Как вы думаете, будет ли ребенок, обучающийся по индивидуальной
программе, имеющий возможность общаться с педагогом один на один, получающий консультации, отличаться от своего сверстника из школы
города Семиморжовска. Мне почему-то кажется, что будет, и притом существенно, если не сказать - выгодно. И это нормально - качество
знаний напрямую связано с количеством средств, инвестированных в образование, а не с пресловутыми "равными условиями для всех
абитуриентов", в просторечье больше известными под кличкой "ЕГЭ". Нас уже который год подряд пытаются убедить в том, что есть
панацея для равенства: будут тесты - будут все равны. Говорить по поводу равенства возможностей в стране, где национальным
приоритетом объявлена борьба с бедностью, по меньшей мере странно. Хотя "странно" в данном случае, скорее, эвфемизм. Потому что все
эти заклинания про равенство возможностей не что иное, как дезинформация, в основе которой расхождение двух моралей - морали
провозглашаемой и морали практикуемой. "Тот, кто дезинформирует, провозглашает на словах не ту мораль, которую применяет на деле.
Сама потребность в дезинформации указывает на то, что определенные моральные аксиомы безраздельно господствуют в общественном
сознании, в противном случае не было бы нужды в искажении фактов", - писал Станислав Лем в "Сумме технологии". В нашем общественном
сознании безраздельно господствует заблуждение о равенстве образовательных возможностей, а факт нашей жизни - разные образовательные
возможности детей в зависимости от общественно-экономических возможностей их родителей. Пользование идеологемы социалистического
прошлого в условиях нынешнего рыночного бытия столь же уместно, как сравнение вавилонских храмовых блудниц и современных
проституток. "Вавилонские храмовые блудницы отдавались не для личного заработка, а по "высшим мотивам" - их религия одобряла такое
поведение. Оно было в полном соответствии с моралью, вытекавшей из этой религии. В рамках своего времени они не подлежали
осуждению - в противоположность современным куртизанкам, ибо по сегодняшним критериям проституция - это зло. Таким образом одна и та
же деятельность получает две прямо противоположные оценки в пределах двух различных культур", - читаем у Лема. Если у кого-то еще
есть сомнения в том, что мы живем уже не в социалистической культуре, тот пусть читает "Д.С.П." Гасана Гусейнова, дабы убедиться в
обратном; те же, кто понимает, что культура иная, воспринимают все разговоры об образовательном равенстве отнюдь не как храмовый
блуд.