С. Марков: "Приватизация прошла правильно, несмотря на то, что кажется нелегитимной" (*+)
http://www.rosbalt.ru/2004/04/19/156256.html
Сергей Марков: Российский бизнес остался на прошлом этапе развития
Выступая на брифинге, посвященном проблеме диалога власти и бизнеса, который прошел в московском офисе <Росбалта> 14 апреля,
директор Института политических исследований Сергей Марков обозначил причины, по которым в этом диалоге наступил кризис. <Росбалт>
публикует стенограмму этого выступления, в котором политолог предлагает собственное видение дальнейших перспектив в развитии
отношений бизнеса и власти.
--------------------------------------------------------------------------------
После того, как Владимиром Путиным был решен ряд других государственных задач, взаимоотношения власти и бизнеса стали одним из
главных политических вопросов. Мы это видим на массе конкретных примеров. <Дело Ходорковского>, в частности, стало важнейшим
политическим событием. Вопрос требует решения.
Я полагаю, что кризис во взаимоотношениях власти и бизнеса есть, и он очень серьезный. Его причина в том, что бизнес остался на
прошлом этапе развития и не переходит в новый этап, в то время как и бюрократия, и большинство граждан страны оказались на новом
этапе. Если бизнес не сможет найти адекватный выход из этого кризиса, то результатом будет его серьезный крах. Бизнес окажется
прислужником, рабом усилившейся бюрократии, а большинство нынешних бизнесменов просто потеряют свой статус. Они окажутся либо в
тюрьме, либо в эмиграции, либо разорятся. Речь идет о судьбе огромного количества людей, которые обладают сейчас деньгами,
собственностью и считаются бизнесменами.
Когда я говорю о прошлом этапе, я подразумевают ельцинский период новейшей российской истории в широком значении этого термина.
Бизнес остался на нем по трем причинам. Во-первых, он сформировался в этот период, он получил власть и собственность по правилам,
которые были установлены тогда, он умеет играть и выигрывать по тем правилам и ему трудно играть по новым правилам. Во-вторых,
существуя в той реальности практически всю свою непродолжительную историю, бизнес просто не может вообразить себя в другой ситуации.
В-третьих, бизнес не только не может, но и подсознательно не хочет выходить на новый этап в силу привычки.
Однако, как я уже сказал, если бизнес не выйдет на этот новый этап развития, последует колоссальное поражение его как социального
класса. В этом смысле, переход бизнеса на новый этап - вопрос социального выживания.
Существует несколько отличий российского бизнеса от западного.
Первое. В нашей стране крупные состояния не созданы, а получены в результате приватизации. При этом, приватизация, как я считаю,
прошла правильно, несмотря на то, что кажется нелегитимной. Реальными были два варианта. Можно было продать собственность, но купить
тогда ее смогли бы только западные бизнесмены, что означало бы потерю суверенитета страны. Или раздать собственность. Был выбран
этот вариант. Совершенно справедливо. Когда у людей в нашей стране не было денег, собственность можно было только раздать.
Второе отличие. Американские, японские, немецкие олигархи богатели вместе со своей страной. А когда богатели наши бизнесмены, страна
нищала.
Третье. Обогащение произошло достаточно быстро, в результате чего российский бизнес не смог определиться со своей миссией. Кроме
жажды личного обогащения, никаких других чувств бизнес не приобрел.
И, наконец, последнее. Отсутствие патриотизма. Российский бизнес стал относиться к России, как к временно оккупированной стране,
которую надо максимально ограбить. Девизом стало: <Пускай пропадет миллиард, лишь бы я украл миллион!> <Пускай все разрушится в этой
стране>, - говорили многие. Бизнес стал воспринимать народ как быдло. А выражение <эта страна> применительно к России и до сих пор
можно услышать из уст наших бизнесменов.
Надо сказать, что сегодня бизнес уже проявляет первые признаки патриотизма. Началось заметное оздоровление. Кроме того, с каждым
годом увеличивается доля предприятий, созданных с нуля, а не полученных бесплатно в ходе приватизации. Это тоже очень позитивная
тенденция.
Тем не менее, на основании всех вышеперечисленных факторов в российском обществе собственность, которой обладает крупный бизнес,
воспринимается не как безусловная частная собственность, а как условная. Американский, немецкий, японский бизнесмен может делать со
своей собственностью все, что хочет, но наш - не может, по мнению большинства российского населения.
При Ельцине не было той власти, которая от имени десятков миллионов людей выдвинула бы бизнесу некие условия. При Путине такие
государственные деятели появились. Они уже выдвинули эти условия, но пока не совсем четко. Я говорю о том, что существует некий
негласный, юридически неоформленный общественный договор между властью, бизнесом и обществом. На основе этого фундаментального
общественного договора произошла трансформация всей социально-экономической ситуации в стране. Для чего советская промышленность
была приватизирована, почему люди с этим согласились? Потому что им объяснили, что частная собственность более выгодна и современна,
она обеспечивает экономический рост и рост уровня жизни. На основе этого договора и существует собственность в нашей стране.
Основываясь на этом договоре, власть от имени десятков миллионов жителей нашей страны вправе спросить: <Есть экономический рост?
Нет? Тогда возвращайте собственность, потому что вы не справляетесь>.
Собственно сейчас и поставлен этот вопрос, предъявлен этот счет. Раньше его не предъявляли не потому, что его не было, а потому что
не было конкретного субъекта, который смог бы его оплатить. Поэтому странно слышать, когда бизнесмены предлагают подписать какой-то
общественный договор. Не надо. Он уже есть. Единственное, что требуется сейчас от бизнеса, признать этот договор, согласиться с
правомерностью счета, предъявленного властью от имени общества.
В настоящий момент бизнес частично признал свою неправоту, после чего начались переговоры. Бизнес уже спрашивает у власти, что ему
делать. Правда, власть в ответ даже не молчит, она мычит. Власть произносит что-то такое невнятное, а бизнесмены потом гадают, что
они там имели в виду, что мы должны делать, что такое эта социальная ответственность, о которой нам говорят?
Перед нами стоит задача четко очертить рамки этого общественного договора, вербализировать его в понятных тезисах. Это задача и
организаций бизнеса, таких как РСПП, <Деловая Россия>, <ОПОРА России>, и власти, и политических партий, и экспертного сообщества.
На мой взгляд, власть ожидает от бизнеса не просто послушания, но инициативы по развитию страны, помощи в создании стратегии
развития страны. Власти хотелось бы видеть в бизнесменах не рабов, которые ей безропотно подчиняются, а своих союзников. Людей,
готовых пресмыкаться перед бюрократами полно, но власти нужны те, которые способны сотрудничать. Главное, что сегодня требуется от
бизнеса, - выдвинуть свое видение стратегии развития страны в соответствии с понятными всем принципиальными задачами: экономический
рост, рост уровня жизни, уважение к народу и патриотизм.
Надо сказать, до сих пор бизнес прямо и откровенно отказывался это делать. Бизнес никогда даже не пытался сформулировать ответы на
ключевые проблемы, стоящие перед страной и ее руководством. Возьмем, например, проблему Чечни, по которой бизнес ровным счетом
ничего не предложил. Или важнейшую проблему восстановления государства, которую вынужден был решать Владимир Путин на первом сроке.
Бизнес снова промолчал, не подставил плечо.
Сегодня есть достаточные условия для того, чтобы бизнес начал играть активную роль в жизни нашей страны. Наши предприниматели
прекрасно образованы. Возможно, даже более образованы, чем бизнесмены в Европе и США. Наш бизнес очень энергичен, боеспособен, может
действовать в очень агрессивной среде, что доказывал неоднократно. Кроме того, и это очень важно, наш бизнес близок к народу. У нас
нет аристократии. Все учились в простых советских школах, жили в студенческих общагах и зарабатывали деньги разгрузкой вагонов по
вечерам.
Если бизнес совершит переход на новый этап, о котором я сказал, дальнейшее его развитие пойдет через общественные организации
бизнесменов. Несмотря на то, что сейчас они достаточно слабы, это магистральный путь развития бизнеса в нашей стране.
В данный момент бизнес должен сформировать четкую позицию и выдвинуть свои предложения по нескольким проблемам. Во-первых, по
вопросу административной реформы. Во-вторых, по обеспечению суверенитета страны и ее существования в условиях глобализации.
В-третьих, по обеспечению демократии и созданию гражданского общества. Если бизнес не начнет принимать участие в решении этих
проблем, через два-три года он окажется лицом к лицу с бюрократией, и тогда для него наступит момент истины.