От Durga Ответить на сообщение
К All
Дата 31.10.2006 21:13:02 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Модернизация; Идеология; Версия для печати

Три силы и ГМК

У нас сложилась неприятная ситуация. У нас появилась идеология, и ее
последователи, которые считают себя последователями дела великой
страны СССР и коммунистами, таковыми не являясь. Это солидаристы,
государственники. В грубой прикидке это сторонники брежневского СССР
с усиленным креном в сторону диктатуры, национализма, религии и
частной собственности. Иногда они выглядят сторонниками компромисса
царской России и СССР, они называют себя традиционалистами, сторонниками
"связи веков", крестьянскими общинниками (хоть и в промышленной стране).

Конечно же, эти люди не являются никакими традициолналистами,
сторонниками советской России или коммунистами. Их идеология отражает
сложившиеся производственные отношения, и возникла благодаря сложной
траектории истории, и лишь маскируется под традиционализм или крестьянский
коммунизм. Генезис этой идеологии нам интересен.

Рассматривая взгляды людей России-СССР 20-го века необходимо иметь ввиду
идеологии обществ, которые тогда существовали, изучались, и теоретически
обосновывались как существующие устойчиво. Это феодализм, капитализм и
социализм. Феодализм к тому моменту пришел к своим объективным границам,
и требовал замены новым, современным строем. Альтернатив было две - капи-
тализм (либерального типа), несший России явную разруху и социализм, который
было неясно как строить, и который не мог бы найти себе поддержки извне.
Проявились направления, возникшие на базе предлагаемых обществ - две
модернизационные (социализм и капитализм) и одна консервативная - феодализм.
Взаимодействие людей разделяющих идеологии этих обществ определило и
определяет ситуацию на сегодняшний день.



1 феодальная идея.

В наследство от феодального строя царской России нам досталась
характерная идеология феодализма. Очень часто ее могут путать с
идеологией социализма или, напротив, называть тоталитаризмом. В
безобидном проявлении она просто выдвигает ряд требований,
которые не имеют отношения к чистому социализму, хотя эта часть
идеологии стала сопутствовать всему сталинскому и постсталинскому
СССР с некоторым отклонением от нее во времена Хрущева.
Идеолоия в своем лозунговом выражении - "Вера, Царь, Отечество."
В таком прямом выражении ее сторонники узнают феодализм и монархию.
Потому они склонны открещиваться от этого лозунга потому как понимают
его устарелость и экстравагантность. Однако когда они пытаются
изложить суть своих взглядов (они себя мягко называют
"традиционалистами", "русскими патриотами", "русскими коммунистами",
"почвениками") эта троица вылезает когда в чистом, а когда в чуть
измененном виде. Эти люди (неосознанные сторонники феодализма) являются
сторонниками православия (типа как традиции) и склонны двигаться
в "православном" направлении очень глубоко, иногда достигая
религиозного мракобесия. Доходит до того, что лидер КПРФ Зюганов,
следуя такому направлению разрешает верующим вступать в партию,
поздравляет с православными праздниками и позволяет развивать
идеи из части лозунга "Вера": народ богоносец, православная святая
русь и т.п. "Феодалы" верят, что их нынешняя религиозная идеология
есть выражение СССР только гораздо лучшее, однако в СССР такое было
невозможно. Хотя СССР и делал шаги в сторону феодализма, русскости,
державности, и Уверенный шаг в сторону феодализма был сделан Брежневым,
шовинистские и религиозные идеи в СССР открыто не приветствовались - они
завоевывали себе место тихой сапой, как правило через военно-патриотическую
идеологию. Впрочем даже малый уклон в сторону феодализма при Брежневе
быстро привел страну к тяжелым проблемам.

Другая важная часть феодальной идеологии выражена словом "Царь".
Вера в доброго царя-отца который защищает своих детей, а то и в
помазаника божьего рассматривается как характеризующая русский
народ, на самом деле она просто характеризует феодализм. У "патриотов"
обязательно идеология сильного и хорошего царя, примером которого как
правило оказывается Сталин. Все "феодалы" как правило сталинисты.
Правда сталинизм у них особенный - они любят Сталина, но не самого
Сталина, а созданный СМК его образ - как сильного и жесткого царя,
способного вздыбить Россию. Они очень высоко ценят культ личности.
При этом имеют неприятие и нежелание читать какие либо книги Сталина.
По той причине что Сталин не только не соответствовал но и презирал
всю эту феодально-самодержавную идеологическую отраву. К тому же
нередко "феодалы" обьявляют "крестовый поход" против одной из
модернизационных идей - марксизма. Идти в этот поход они
часто пытаются (очевидно по неразумению) с именем Сталина, как с
флагом наперевес. Проблема в том, что Сталин был марксистом,
о чем недвусмысленно заявлял в своей последней брошюре
"Экономические проблемы социализма в СССР" и о чем феодалы -
"святая простота" не подозревают, а потому попадают в очень неловкое
положение, когда начинают читать сталинские тексты. Некоторые
после этого весьма сконфуженно опускают "сталинское" знамя, а
некоторые быстро изобретают бредовую идею, что Сталин был на
самом деле Русским православным царем, а что в книгах он писал,
так это прикидывался просто. Наконец третьим пунктом идет
"Отечество" и представление о нем очень быстро перерастает в
идеологию святости государства. Сакральным, святым является
любое государство, даже нынешнее, российское, а потому "феодалы"
готовы мгновенно выступить за него, лишь бы оно не предлагало
модернизационных проектов. Сильное государство, стальные колонны,
солидарность и братство, патриотизм и педалирование русскости,
имперская идея - вот составляющие идеологии "отечества".
Может и неплохо, если бы не характерное незамечание несправедливости
всего этого "отечества" по отношению к простым людям - важное
дополнение к вопросу.

Впрочем в феодальной идеологии есть еще одна добавка, которую стоит
иметь ввиду, поскольку она эту идеологию оправдывает. Это
военная добавка

Говоря о феодальной идеологии следует отметить военный фактор,
как дополнительный, оказывающий влияние на формирование и
укрепление имперской идеи отечества. Обычно феодальная
идеология "отечественности" быстро расшатывалась нарастанием
внутренней несправедливости после крупной войны. Так произошло
после отечественной войны с Наполеоном, так произошло и после
великой отечественной войны. Уход военного поколения и переход на
мирные рельсы порождал сильную несправедливость которая сразу
попадала в диссонанс с идеей отечества, солидарности и стальных колонн,
что вело к восстаниям и революциям через 40-50 лет. Однако наступающая
вскоре следующая война снова сплачивала народ в рамках феодальной идеи,
тем самым укрепляя ее и придавая ей военную, патриотическую,
отечественную окраску.

2 либеральная идея

Следующая (и модернизационная) идеология, которая возникает (или
импортируется из за рубежа) на территории нашей страны - это
либерализм - основная идеология капитализма. По своей сути она
лукаво требует свобод для человека, таких как свобода от всякой
неэкономической зависимости от других людей, свобода передвижения
(по незанятой другими территории), свобода слова, свобода экономической
деятельности, что главное, право обладания частной собственностью
на средства производства и ряд других прав и свобод, отраженных во
многих декларациях. Среди них обладание частной собственностью -
главное право, которое по мнению либералов позволяет лучшим (или
по крайней мере полезным для всего общества) людям досигать вершин,
а худшим падать на дно, в чем они видят справедливость. Лишенный этого
негатива либерализм без частной собственности близок к коммунизму.
По своей сути коммунизм - это доведенный до логичностии и
последовательный либерализм. Как учение о свободе человека либерализм
может состояться только как коммунизм. Однако, либералы как правило
антикоммунисты. Что их отпугивает, мы рассмотрим после. Здесь важно
отметить, что либералы рассматривают свое учение как противостоящее
учению коммунизма, потому, что они не последовательны в своих
взглядах. В результате либерализм имеет постоянную тенденцию
обернуться открытым и огалтелым фашизмом, фактически
превращаясь в полную противоположность своим декларируемым
чаяниям. Это происходит потому, что говоря о свободе человека
либерал не лишен особого типа лукавства - устранив
непосредственные источники несвободы либерал не устраняет
условия, которые могут привести человека к несвободе, и которые,
к тому же, обеспечивают неустойчивость всей экономической
системе, в результате чего всё возрастающая несвобода находит,
наконец, свое выражение в фашизме. Либералы стараются попросту
не думать об этих проблемах, которые нарушают красивость их
построений. Чтобы последовательно держаться идеи свободы им
следует прийти к идее ликвидации частной собственности и
положительного уничтожения государства. Отказ от частной
собственности, однако, есть отказ от капитализма, а либерализм
возник на его базе. Из за приоритета базиса над настройкой
мышление либералов не может допустить уничтожения частной
собственности и вынуждено совмещать несовместимое - свободу и
условия к ее уничтожению. Логика развития капитализма такова,
что выживает сильнейший, и в итоге все общество становится
корпорацией небольшой кучки капиталистов, обществом не имеющим
собственности. Наступает период государственно-монополистического
капитализма, период сращивания олигархии и государства в результате
чего либералы имеют результат прямо противополужный тому, к которому
они стремились, позволяя себе простительное (по их мнению) лукавство.
Споря по поводу монополизации либералы видят панацеюв антимонопольном
законе - но по существу это крах либерализма как идеи, поскольку
теперь за государством признается право активно влиять на экономику.

3. коммунизм

Третья идея, и другой модернизационный проект это социализм -
он имеет свою идеологию, рожденную из марксистской теории. Следует сразу
заметить, что неверно называть социалистической ту систему взглядов, что
установилось в стране после 60-х годов. Эта идеология в гораздо
большей степени черпала свое вдохновение из феодализма. Впрочем
был еще один источник (кроме марксистской теории), который насыщал
именно социалистическую идею - пережиток русской соседской общены.
Как общество доклассовой эпохи эта община могла бы стать основанием
для социалистического проекта России в случае успеха
социалистической революции на Западе. Тем не менее эта община
многое дала для понимания и вдохновения идеологии коммунизма.
Каковы главные черты коммунистической идеологии? Это отказ от
частной собственности на средства производства, общественная
собственность на них. Действительная, а не мнимая демократия.
Научный атеизм. Идея о ликвидации государства как института
профессионалов насилия, с переходом к вооруженной самоорганизации
общества. Отказ от всех форм элитаризма, уничтожение противоречий
между рабочими и крестьянами, и между умственным и физическим
трудом. Всеобщее образование всего народа с ликвидацией
бюрократических научных институтов вплоть до ликвидации
академии наук в той форме, в которой она существует сегодня,
как церквоподобный придаток государства. Чиновники, сменяемые
в любой момент, держащиеся на авторитете. Ликвидация всех и всяких
форм национализма и шовинизма, недопущение их. У пролетариев
нет отечества, за ними весь мир. Построение бесклассового общества,
или общества с одним "средним" классом. Равноправие мужчин и женщин,
уход государства от влияния на семейные дела, уход от семьи. Переход к
высшей технике на всех видах производства. Коммунизм - это советская
власть плюс электрификация всей страны. Наконец идея бесплатности
всех продуктов потребления - кстати не потому что их очень много,
а потому что общество больше не является товарным, обмена в нем
больше нет. Такова классика идей коммунизма, и если их сравнить
с идеологией СССР после шестидесятых годов, то ясно, что о таком
в СССР даже опасно было говорить. Такова идеология коммунизма.

Мы рассмотрели три идеологии, действовавшие в России до и
после революции, и продолжающие действовать поныне. Однако
ни одна из них не действовала полностью - они всегда выступали
и выступают в виде того или иного союза. Более того, будучи
революционной по отношению к идеологии предыдущего строя,
новая идеология была абсолютно враждебна к ней, что определяло
тип союза, который здесь мог возникнуть. В революционные времена
капитализм с его либерализмом был отрицанием феодализма, был
ему враждебен. Потому союз мог возникнуть только между феодализмом
и социализмом, между имевшимся строем и его двойным отрицанием. История
СССР и его идеологий была историей взаимодействия и споров
феодализма и социализма - и мы имеем противостояние именно этих
сил исторического притяжения в противостоянии сначала Сталина и Троцкого,
а потом Хрущева и Брежнева.

Между тем мир на месте не стоял, и капитализм вступил в фазу
государственного монополизма, частнособственническая оболочка
разложилась, производство достигло высокой степени обобществления,
и этот новый строй стал совсем не похож на тот либеральный
капитализм, который противостоял феодализму в начале капиталистической
эпохи. По своей сути огромные тресты имеют гораздо больше общего
с феодальными княжествами нежели с частными предприятиями. Это
не могло не отразиться на идеологии, и породило как новые ее направления
так и старые, возрожденные элементы феодализма. Союз капитализма и
феодализма стал возможен, и оказался направлен против социализма.
Наиболее отчетливым проявлением этого союза является фашизм, менее
явным - бонапартистские режимы ГМК. Таким образом если СССР был
союзом феодализма и социализма, новый строй, солидаристский -
союз феодализма и капитализма. Если СССР был антикапиталистичным
по своей сути, то нынешний строй - антикоммунистичен, даже когда
клянется в верности коммунизму - просто коммунизм понимается совсем
иначе. И многие коммунисты, возможно сами того не понимая и не желая
являются сторонниками такой антикоммунистической по сути гибридной
идеологии.

Что касается России, то такая конструкция для нее даже не является новой.
Петровский капитализм был очень похож на нынешний олигархический
капитализм, и был тем самым союзом феодализма и капитализма, который
казался недостижим на Западе. Но развитие капитализма и монополизация
сделали этот союз возможным. Нынешнее феодал-капиталистическое общество
как это и бывало всегда с новыми обществами воспринимается во всем мире как
высшее достижение - по большей части потому, что находит отклик в Азии,
которая в свою очередь нашла удачный путь к модернизации своих обществ
(как правило через околокоммунистические идеи) на базе феодал-капиталистической
идеи с элементами социализма.

Развитие советского общества в 20 м веке следует рассматривать как
возрастающий антогонизм между феодальной и коммунистической составляющей.
Феодальная идея, представленная "Русским орденом" в КПСС всё более
отчетливо замечала на Западе сдвиги в государственническом направлении,
и вырабатывала идею "сепаратного мира" с достигшей власти финансовой
олигархией Запада, идею сообщества "железной пяты". Это было, конечно же,
предательством идей коммунизма. В свою очередь коммунистический блок
замечал всё возрастающую тенденцию предательства со стороны "Русской
платформы". Единственным шансом для него был союз со всё еще остающимся
либеральным капитализмом Запада. Так получилось, что к концу брежневских
пятелеток обе платформы, пришедшие в конфликт были готовы броситься на
Запад наперегонки с предательским манифестом. Кончилось это тем, что
"демократическая" платформа успела вроде как первой, но и русская не
оплошала. А в результате получился на редкость единодушный отказ
КПСС от социализма и СССР, в котором не поучастовала разве что небольшая
кучка чистоплюев.

Заключение:
Развитие капитализма привело к его обращению и возможности образования
гибридных, феодально-капиталистических структур, наиболее ярким
представителем которых является фашизм. Единство феодализма и
капитализма создало на сегодняшний день тип мощного и компромиссного
государственного строя, который кажется настолько органично
вписывающимся в любой стране как запада так и востока, что создает
ощущение "конца истории", "идеальной модели государственного устройства".
Тем не менее это устройство возникло эволюционно и также эволюционно
будет преодолено. ТНК как княжества стали возможны только потому, что
это закономерный этап развития капитализма, который также закономерно
будет преодолен. Сторонники идеологий конца истории новой "элиты" по
просту следуют за новым историческим фетишем. Следует помогать им
правильно самоидентифицироваться в новом мире. История СССР была
историей союза социализма и феодализма, историей распада этого союза
и возникновения нового союза - между капитализмом и феодализмом на
базе монополий.