От IGA
К IGA
Дата 07.07.2003 13:39:34
Рубрики Прочее;

Почему ЮКОС

http://www.russ.ru/politics/20030704-ser-pr.html
<<<
Почему ЮКОС
Наталья Серова

Дата публикации: 4 Июля 2003

Поистине, "чудны дела твои Господи": второй день подряд главными героями
новостей остаются олигархи, будто
на дворе не 2003, а вторая половина 90-х.

2 июля главной новостью стала покупка Романом Абрамовичем футбольного клуба
"Челси", а вечером - видимо,
чтобы утренние газеты успели отстреляться - началось обсуждение силового
"наезда" на ЮКОС.

Комментируя покупку "Челси", сайт "GlobalRus.ru" пишет, что "величие
замысла" Абрамовича состояло в том, чтобы
купить именно "самый бедствующий и самый брезгливый клуб премьер-лиги",
потому что главной целью
губернатора Чукотки является получение сертификата респектабельности.

Потрясение "величием замысла" было столь велико, что даже государственный
канал РТР открыл свой ночной
выпуск новостей футбольным сюжетом. Причем осветил тему весьма подробно и в
почти комплиментарном стиле по
отношению к покупателю. А ближе к концу выпуска как бы между делом сообщили,
что вот, дескать, "пришли и за
ЮКОСом". И понеслось...

Как справедливо отмечают наши выплескивающие эмоции на интернет-форумах
сограждане, журналисты
совершенно искренне (в том смысле, что не за деньги) бросились защищать
олигархов. За 12 часов (включая ночь),
прошедших с момента появления первых сообщений о "репрессиях" против
сотрудников ЮКОСа, в информационное
поле была вброшена куча аргументов, доказывающих вредность всей этой затеи
для страны, и предложены версии на
любой вкус: от происков бизнес-конкурентов до чисто политических, то есть
касающихся предвыборного расклада и
места в нем Михаила Ходорковского.

Показательно, однако, что никто вообще не обсуждает вопрос о правомерности
обвинений, предъявленных
функционерам ЮКОСа и Менатепа. Возможно, это объясняется четким осознанием,
что "материалы есть на всех", а
наезды всегда носят выборочный характер. Поэтому лучше не высовываться и
сначала понять, куда ветер дует.

Пониманию этому мешают традиционные заклинания о невозможности пересмотра
итогов приватизации и стереотип о
клинче, в котором сошлись чиновники и бизнес-элиты. При этом многие
догадываются, что если Генпрокуратура
решилась на демонстрацию силы, значит, на то есть весомые причины, ибо
версия о том, что некие "питерские"
бизнесмены корысти ради подвигли высших прокурорских чинов на скандал такого
масштаба, не выдерживает
критики.

Вот с этими весомыми причинами и было бы интересно разобраться. Однако
дальше общих рассуждений о
злокозненности прокуроров, не только заковавших больного Лебедева в
наручники, но еще и говоривших между
собой по-татарски, а также дежурных слов о свободе бизнеса, всегда
выбирающего лучшие условия, дело не идет.
Сегодня этот "закон капиталистической термодинамики" уже никому не
интересен, поскольку всем все давно ясно.

Вот и Президент, общаясь две недели назад с журналистами, сказал то же самое
- "капитал, по сути, непатриотичен...
и всегда перетекает туда, где созданы лучшие условия для его применения". И
добавил, что вынудить крупный
бизнес работать на интересы страны можно только разумной политикой. Вот на
это "непатриотичен" и
последующее "вынудить работать на интересы страны" и следует обратить
внимание, отыскивая ответы на два
простых вопроса:

В чем суть мессиджа, посланного бизнесу?

Почему этот мессидж на этот раз послали через ЮКОС?

Для начала рискнем предположить, что в высших эшелонах власти некоторое
время назад возникло весьма
естественное беспокойство в связи с появлением новой тенденции легального
вывоза капитала на Запад. Вместо того,
чтобы инвестировать в российскую экономику, олигархи начали прикупать
транснациональные компании. Это уже не
виллы и яхты на Лазурном берегу и не полулегальные счета в Швейцарских
банках, а серьезные вложения,
свидетельствующие о версификации бизнес-интересов.

А версификация бизнес-интересов в гораздо большей степени, чем отправка жен
в США рожать "новых
американцев" и обучение детей в престижных колледжах и университетах Европы,
подтверждает справедливость
мрачно-эпатажных формулировок капитана Шурыгина, который обличал российские
элиты за наплевательское
отношение к своей стране:

"... Армия так и осталась брошенной на произвол судьбы. Ни
финансирования, ни перевооружения,
ни реформы.

Почему?

Ответ очевиден. Никто из нынешнего политического истеблишмента ни при
каких
обстоятельствах не собирается вести крупномасштабную войну за интересы
России, или, по
крайней мере, не будет находиться на территории этой самой России в
случае такой войны...

Они никогда не окажутся по другую линию фронта от США, НАТО и вообще
Запада. Это
исключено. И потому-то им плевать на Россию, ее армию и безопасность.

Их интересы, их жизни, их достаток защищали и защищают сегодня армии
США, Германии,
Франции, Англии, Канады и прочих "стран демократии". Они гаранты того,
что капиталы и счета
новых русских господ останутся в неприкосновенности. И боеспособность
этих армий, их успехи в
войнах против Ирака, Сербии, Афганистана их волнует куда больше, чем
все победы русских в
Чечне.

В случае любого конфликта между Россией и Западом они со стопроцентной
вероятностью
покинут Россию и "всплывут" по ту сторону фронта" (АПН, 08.02.2002).

Почти за полтора года, прошедших с момента написания процитированного выше
текста, обстановка в мире не стала
лучше, и мириться дальше с беспределом, царящим в стране и размывающим все
попытки заняться
перевооружением армии, уже нет никакой возможности.

И потому сначала правоохранительным органам дали понять, что с безобразиями
пора кончать, а теперь
бизнес-элитам намекнули, что пора начинать работать на интересы страны.

Второй вопрос - почему в качестве назидательного примера был выбран ЮКОС?

Вряд ли только потому, что Михаил Ходорковский, первым легализовавший свои
миллионы, все более откровенно
позиционирует себя в качестве независимой фигуры, не лишенной политических
амбиций. Это лишь следствие -
лежащий на поверхности результат длительной, кропотливой работы умеющего
стратегически мыслить человека.

Ни для кого не секрет, что компания ЮКОС в полной мере использовала
10-летний юбилей для раскрутки своего
бренда. Миллионам телезрителей ежедневно внушалось, что рождением детей и
спасением котят заведуют люди из
компании ЮКОС, которые работают для нас, заливая бензин в машины скорой
помощи и пожарной охраны.

Этому агрессивному вбросу рекламы и регулярному появлению самого Михаила
Ходорковского на телеэкранах и на
страницах СМИ предшествовали такие незаметные для публики дела, как покупка
транснациональной
многопрофильной компании с главным офисом в Лондоне, создание
благотворительного фонда "Открытая Россия",
запуск образовательных программ, активная работа с региональными
административными, медийными и
бизнес-элитами в рамках Московской школы политических исследований Елены
Немировской и пр.

О влиянии Ходорковского на Правительство, о его роли в продвижении проекта
наращивания нефтяного экспорта и
строительства нефтепровода до Мурманска писали и раньше. Год назад
большинство комментаторов было уверено,
что Ходорковский сумеет настоять на участии государства в строительстве
нефтепровода Ангарск-Дацин. В июне
этого года ЮКОС прикупил Российский Государственный Гуманитарный
Университет.

В общем, стало совершенно ясно, что ЮКОС наступает по всему фронту, а его
глава фактически превращается в
главного кукловода, претендуя на роль ведущего идеолога всего политического
процесса. Еще немного и на улицах
появятся растяжки - "Что хорошо для ЮКОСа, хорошо для России" и
"Ходорковский - наш президент".

Кому может понравиться такая мощная идеологическая, политическая и
культурная экспансия внутри страны,
осуществляемая компанией, которая при этом регулярно и совершенно легально
выводит из страны значительную
часть своих капиталов? Да при этом еще и действует достаточно взвешенно и
стратегически выверено, параллельно
захватывая позиции во всех сферах экономической, политической и культурной
жизни.

Так что, можно сказать, что сделавший очень серьезные заявки ЮКОС получил
вполне адекватный по силе, но
ассиметричный ответ.
<<<