От Рустем
К Администрация (Дмитрий Кобзев)
Дата 26.06.2003 13:28:51
Рубрики Прочее;

ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕТ РУССКИХ

"Отсутствие русских в России объясняется другими, но не менее известными и исследованными причинами. Усталостью и деморализацией русского этноса, понесшего в XX веке невосполнимые человеческие потери — в двух мировых войнах, в Гражданской войне, в репрессиях, а в промежутках — от собственного начальства, не пожалевшего сил, чтобы жизнь русских всегда была тяжела и беспросветна." С.Митрофанов.
http://www.soob.ru/soob/03/03/freedata/pract3.html

Национальный вопрос
Практика


№ 3 - Март 2003 оглавление


Сергей Митрофанов
--------------------------------------------------------------------------------

обозреватель журнала «Новая модель»
s.mitrofanov@free.fr


ТЩЕТНЫЕ ПОИСКИ РУССКИХ В РОССИИ
Русский избиратель, где ты?
Универсальная отмычка к сердцу русского избирателя — поиск в России элит. Ход мыслей политиков не представляет особенного секрета. «Разве не очевидно, — рассуждают они, — что тяжелейшее историческое унижение народа должно вызвать ответный импульс протеста колоссальной мощи? И разве не очевидно, что, оседлав этот импульс, можно приобрести искомую харизму? А вместе с ней — популярность и поддержку».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ
Так рассуждают многие представители столичной политтусовки. Время от времени они даже выкрикивают магические фразы типа: «Русские, объединяйтесь!» и «Возрождение России – наша общая задача». Однако потом, оглядываясь вокруг и слепо шаря руками, они, к своему удивлению, обнаруживают лишь пугающую пустоту.

Ибо там, где, по их мнению, должна была бы находиться так называемая титульная нация, оказывается, никого нет. Национал-патриотам не удается выбиться из разряда маргиналов. Более того, судя по медийному шуму, на ближайших выборах «национальный сценарий» так и не будет востребован, хотя желание разыграть его будет по-прежнему огромно. В этой связи возникает два вопроса: в чем заключается этот сценарий и почему в России нет русского избирателя?

Все ищут возможности воспламенить электорат патриотической риторикой. «Но где русские?» – вот вопрос. Где их найти и как отделить их от других — «нетитульных» — наций, прореживающих русский этнос особенно в больших городах? А главное: как заставить самих русских почувствовать, что они русские и что им нужен русский лидер, способный отстаивать интересы именно русских, а не абстрактных всечеловеков?

Через язык? Такие попытки время от времени предпринимаются и проваливаются – русские тоже предпочитают носить Wrangler, смотреть DVD и ходить в дискотеки, а русским бизнесменам такие игры только мешают.

А может быть, через православие? Если ты православный, говоришь по-русски и других языков не знаешь, отмечаешь Рождество не до, а после Нового года, красишь яйца, клеймишь католичество, значит, и русский. Что ж, возможно, такой метод вполне оправдан, поскольку мы ищем не генетических русских, а тех, кто способен встать под флаг русской национальной идеи.

В конце прошлого года отцы Православной Церкви добились немалых успехов, инициировав широкую дискуссию о возможности изучения русской религиозной традиции в современной школе. В первых рядах поборников этой идеи оказался и известный режиссер Никита Михалков, который неустанно напоминал о тысячелетней православной культуре, гонимой атеизмом и космополитизмом. С учетом всех интеллигентных оговорок — и «факультативный», и «необязательный», и «не религиозный, а культурный» — 50% ловко манипулируемой Савиком Шустером аудитории в программе «Свобода слова», специально посвященной данному вопросу, в конце передачи перешли на компромиссные с религией позиции. То есть вместо недвусмысленного «нет» многие только в результате дискуссии на телевидении сказали: «А почему бы и нет?»

«Почему бы не использовать русское православие в качестве суррогата поверженной коммунистической идеологии?» — все чаще задумываются россияне, смутно припоминая те или иные догматы. О постоянно предпринимаемых попытках идеологического разворота в сторону православизации России свидетельствует и щедрое финансирование строительства храма Христа Спасителя с обязательным транслированием проходящих там служб по всем программам. И появление президента Владимира Путина на Валааме в окружении черных ряс. И мода у всех крупных чиновников стоять в храмах со свечками по религиозным праздникам. И постное меню в столовых Кремля и Думы во время поста. И обращение сильных мира сего к тем или иным аспектам религиозного диспута, с непременным упоминанием внутреннего и внешнего положения страны.

Заместитель председателя Совета Федерации Валерий Горегляд как-то предложил проводить политику государственного протекционизма Православной Церкви, будто автопрому какому: «Когда под угрозу попадают те или иные отрасли народного хозяйства — наступает время таможенного протекционизма. Когда под угрозой национальное самосознание — приходит время протекционизма культурного» (1). Как видим, речь идет о «национальном самосознании», стержнем которого является русское православие, и о поголовном записывании русских в русские же — через систему факультативного православного образования. То есть на самом деле нащупывается технология создания сугубо русского избирателя.

Однако на практике «русский сценарий» имеет существенные ограничения. Православизации России и русскому национализму активно сопротивляется русская же интеллигенция, опасаясь, что идеальное национальное государство на поверку окажется во многих аспектах антидемократическим. Анализируя, например, национализм вернувшегося на Родину пророка Александра Солженицына, — а с ним время от времени встречаются и президенты России, — историк Рой Медведев замечает: «Идеальное русское государство по Солженицыну – это не демократическое государство, а государство авторитарное, в котором не должно быть никаких политических партий, «ограниченных» и «своекорыстных». Всеобщие выборы и многопартийный парламент – бедствие для народа. Страной должны управлять не партийные демагоги и не алчные паразиты, «богачи-грязнохваты», а мудрые совестливые люди» (2).

Кроме того, подобное «идеальное русское государство» плохо вписывается в систему международных отношений, не увязывается с той политикой в отношении Запада, которая проводится администрацией Президента Путина. Оно, прежде всего, не соответствует настроениям элиты, состоящей по большей части из… «богачей-грязнохватов», для которых национальность не имеет существенного значения.

«Московские новости» приводят высказывания Бориса Миронова, бывшего главы Комитета по печати, уволенного в связи с его националистическими убеждениями: «Ни во главе Комитета по печати, ни ранее — будучи директором государственного издательства — я никогда не поднимал еврейского вопроса и не делал ни одного антисемитского заявления. Однако уволили меня по национальному признаку. Я понял это на суде, когда призвал к ответу Ельцина по факту моего увольнения; его адвокат Абушахмин прямо в процессе сказал: «Не может министр все время говорить: «национальный дух», «Россия», «Русь», «русские, русские, русские»... (3) Можно предположить, что те немногие рецидивы национализма в России, как, например, короткая эпидемия появления заминированных плакатов «Бей жидов», есть зондаж общественного мнения с целью выяснения перспектив русского национализма. Он показывает, что у русского национализма перспектив нет. Согласно данным информационно-исследовательского центра «Панорама», который при поддержке ЕС и Фонда «За гражданское общество» ведет постоянный мониторинг действий националистов и реакции власти, акции национал-радикалов хаотичны, разрозненны, малоидейны, имеют выраженный хулиганский характер и потому не пользуются поддержкой населения. Реакция власти, напротив, хотя и по-медвежьи осуждающая, но в целом вполне мотивированная.

Действия национал-радикалов

18.01.2003 Избиение кавказцев в московском метро
13.01.2003 В Калининграде уничтожен католический крест
12.01.2003 Национал-державники разобрались с Минюстом
02.01.2003 Новое убийство на национальной почве
21.12.2002 Национал-большевики подрались с охраной кинотеатра
20.12.2002 В Хабаровске избиты журналисты
16.12.2002 Хулиганы атаковали синагогу
14.12.2002 Новые избиения в Москве
10.12.2002 Избиение на расовой почве в Рязани
09.12.2002 Новое избиение в московском метро

Действия государства

21.01.2003 Премьер-министр России Михаил Касьянов утвердил Положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, подозреваемых в экстремистской деятельности, определен порядок доведения этого перечня до сведения коммерческих организаций
16.01.2003 Осужден еще один погромщик
15.01.2003 В прокуратуру направлены материалы на Миронова
13.01.2003 Уголовные дела против национал-большевиков возбуждены в восьми городах 10.01.2003 Суд над Лимоновым близок к концу
09.01.2003 Возбуждено уголовное дело против ОМОНа (омоновцы избили нескольких национал-большевиков)
08.01.2003 Минюст предупредил НДПР
04.01.2003 В Ульяновске судят православного издателя
30.12.2002 Осужден второй участник «погрома на Манежной»
27.12.2002 В Хабаровске судят неонацистского издателя

НАЦИОНАЛИЗМ И ВЫБОРЫ
На последних «Гражданских дебатах», собирающих статусных экспертов, известный аналитик и политический публицист Александр Ципко начал свое выступление с заявления, что в сложившихся малоприятных обстоятельствах – сказывающихся и на экономике, и на ходе реформ, и на отношениях центра и регионов – весьма велика опасность появления националистических лидеров. Коллеги с ним не согласились. «Если говорить о президенте, то он победит чисто по инерции, — сказали они. — Все остальные будут мечтать «прислониться» к президенту, это и будет вся «технология» грядущих выборов».

Будучи русским, Владимир Путин уверенно позиционирует себя как президент всех россиян, принадлежащих к различным национальностям. Его же собственный «национализм», если о нем вообще уместно говорить, очевидно, будет ограничен рамками европейских и мировых приличий.

Что же касается выборов в парламент, то на взращивание партийных националпатриотических лидеров отпущено слишком мало времени. Они просто не успеют появиться. Вспомним и другое: все предыдущие «националисты» так и не смогли вырваться из своего культурно-политического гетто.

Представители «Движения в поддержку армии» Альберта Макашова набрали в мажоритарных округах в среднем 5,5 % голосов, не проведя в Думу ни одного кандидата. Сам Макашов был снят с дистанции накануне выборов. С тех пор о нем почти ничего не слышно, к тому же он теперь осужден и родной КПРФ, претендующей на роль системной оппозиции.

«Конгресс русских общин», лидером которого является Дмитрий Рогозин, набрал и того меньше – 3,45%. Хотя о самом Рогозине можно сказать, что он сделал успешную карьеру, разыгрывая патриотическую карту. Изобретатель странной химеры — национализма с человеческим лицом, Рогозин выдвинулся в бессменные переговорщики по всем вопросам, так или иначе касающимся национальных интересов России. И стал автором проекта перевозки калининградцев по Европе в запломбированных вагонах. Последнее немножко смахивает на перевозки в вагонзаках, зато исключает унижение при требовании виз у ЕС. Однако несомненная заслуга Рогозина в том, что все же он не столько националист, сколько столичный конъюнктурщик и на практике отказывается от своих националистических идей весьма быстро, двигаясь на самом деле в фарватере вполне глобалистической политики президента.

«Российский общенародный союз» Сергея Бабурина все более радикализируется и маргинализируется. Показатель РОС на выборах 1999 года – 6,54% голосов, а единственной кандидатурой, близкой к победе в мажоритарном округе, был Виктор Алкснис. Последняя акция, которую они провели: организация визита в Россию скандально известного во Франции Жан-Мари Ле Пена, лидера ультраправого Национального фронта Франции. Ни один зарубежный, тем более французский, корреспондент не проявил к этому событию никакого внимания. На бедном на события российском телевидении РОС, таким образом, получил бесплатную рекламу.

В не лучшем положении оказались национал-патриоты второго эшелона. РНЕ Александра Баркашова и «Русская партия» Владимира Милосердова вообще не добились сколько-нибудь заметного результата. Баркашов к тому же умудрился поскандалить и со своими соратниками.

«Российское патриотическое народное движение», «Союз офицеров», «Славянский собор», «Национал-большевистская партия» выступили и того хуже. Последняя не смогла даже организовать нормальную кампанию в защиту своего лидера – писателя Эдуарда Лимонова. Скорее уж либеральная пресса педалировала тезис, что писателей держать в тюрьме нехорошо.

На самом деле ошметки «русского избирателя» Кремль весьма рачительно и успешно подбирает обещаниями замочить чеченских террористов или с помощью время от времени возобновляющейся дискуссии о национальной (заметьте, не обязательно русской) идее. Если кто хочет трактовать «национальную идею» как русскую – это его личное дело, но русскость в ней лишь подразумевается. Главная же мысль, высказанная президентом, – чтобы россияне в России жили достойно – вполне интернациональна.

ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕТ РУССКИХ
Принято считать, что естественными ограничениями русского национализма являются: а) исконное миролюбие русских; б) внедренный в сознание дедушкой Лениным интернационализм; в) опасения русской элиты, что русский национализм в Российской империи запустит механизм дальнейшего государственного распада; г) особость русского этноса, который для малых народов, действительно и отец, и старший брат, и, скорее, донор, нежели завоеватель.

Думается, почвы под этим суждением маловато. Становясь империей, Россия покоряла народы и жестоко подавляла националистические выступления, Сталин депортировал народы, а опасения элиты никогда не служили препятствием росту националистических настроений, если импульсы национализма исходили из глубин населяющего Россию народа.

Отсутствие русских в России объясняется другими, но не менее известными и исследованными причинами. Усталостью и деморализацией русского этноса, понесшего в XX веке невосполнимые человеческие потери — в двух мировых войнах, в Гражданской войне, в репрессиях, а в промежутках — от собственного начальства, не пожалевшего сил, чтобы жизнь русских всегда была тяжела и беспросветна.

Русская нация устала. Если бы она не была уставшей нацией, то война в Чечне, например, давно бы закончилась, и победе русских не помешало бы предательство отдельных жуликов, наживающихся на торговле оружием и бесконечном восстановлении и списывании материальных ценностей. Жулики, как бы они ни были богаты и влиятельны, все же в меньшинстве, а русские добровольно пошли бы в военкоматы и настояли бы на массовой отправке добровольцев. Командирам не оставалось бы ничего другого, как привести их к победе численным перевесом.

Но война идет бесконечно. Пацифизм русских – тот же признак усталости. Они не хотят воевать в Ираке (даже не своими руками, а руками американцев), не хотят сражаться с международным терроризмом. То, чего они не хотят, можно перечислять бесконечно. Они не хотят бороться с коррупцией, с бедностью, со СПИДом…

«Хотят ли русские войны, спросите вы у… тишины», — очень точно заметил поэт. Там, где должны находиться русские, там тишина.

Если бы они не были уставшей нацией, они бы сказали своим переговорщикам в ПАСЕ: «Вы не добились для нас свободного и дешевого проезда по Европе из Калининграда. Уходите!»

И не важно, что соглашение по Калининграду в конечном итоге было и компромиссным, и взвешенным. Пассионарные этносы не обращают внимания на такие мелочи.

Однако переговорщики в ПАСЕ могут спать совершенно спокойно и пользоваться народной любовью — русские не осознают себя общностью, силой и не могут поэтому потребовать у своих номинальных лидеров отчета. Русские даже не здороваются друг с другом в подъезде собственного дома. Это, конечно, бытовое наблюдение, которое может сделать каждый, но есть и еще более яркий пример распада – дедовщина.

По данным комитетов солдатских матерей, за 2002 год в армии от неуставных отношений погибло 1200 солдат. Если бы мочили «земляки-инородцы», был бы скандал на весь мир. Но это русские замучили русских.

Возможно, эти данные завышены, суть не меняется. Дедовщина в армии есть, а возможной она стала лишь потому, что русское офицерство не понимает своего долга. И потому, что русская нация не едина.

Известный социолог Александр Зиновьев в книге «Гибель русского коммунизма» писал: «Причем русские сами усердствовали больше, чем враги. И теперь, глядя на тех, кто кривляется на политической сцене России, хочется лишь плюнуть с отвращением и закрыть глаза, чтобы не видеть этот бездарный спектакль. Русские сначала сами срезают все «точки роста» своего собственного национального интеллекта, а затем... разводят руками: мол, у них нет другого выбора! Да, нет. И не предвидится. Карлики, завладевшие ареной истории, не допустят появления великанов».

Конечно, это был плач по русскому коммунизму, но неэффективность русского капитализма, как ни странно, имеет те же корни.

В России есть демагоги (Жириновский), есть ловкие конъюнктурщики (Рогозин), есть злобные дураки-юдофобы (Макашов), есть даже русские садисты (Буданов), есть великое желание сыграть на национальных чувствах русского (политические стратеги, олигархи, скидывающиеся на церковь), но нет русских – вот беда, и поэтому русский национализм вряд ли имеет перспективы

Ссылки

1. Горегляд В. Россия – римская провинция// Независимая газета. 2002. №52.

2. Медведев Р. Солженицын и Сахаров// Права человека, 2002.

3. Не фашист в законе// Московские новости. 2002. 20 фев.


оглавление

Со-общение № 3 - Март 2003

От Silver1
К Рустем (26.06.2003 13:28:51)
Дата 26.06.2003 15:02:12

В смысле, не клюет народ на старательно подсовываемые националистические ...

..приманки. Ату его! Безнадежен!

Парадокс, значит, «демократическое» житие всем обрыдло, а поднять «знамя борьбы», получается, некому? Все рвут волосы от горя и ждут «харизматического лидера». Сущий позор, на всю страну практически один политический заключенный, да и тот Эдичка Лимонов. С весьма специфическими сексуальными наклонностями. И его соратники тоже не без греха. Мда, как тут Климова не вспомнить. Мол, знает власть, знает, кого ей следует опасаться. Пассионариев, сиречь, «мерзких дегенератов»! Сами, мол, такие.
Пассионарии, Ау? Не отвечают! Видно с увлечением занимаются ныне разрешенным нетрадиционным сексом и не имеют никаких особых стимулов психовать. А нам то, бедолагам, что делать? Верующим легче, они в мазохистском угаре ждут Апокалипсиса и, похоже, будут несколько разочарованы, ежели таковой не наступит.
Согласен, власть действительно делает все, чтобы не допустить изменения ситуации. Любой толковый лидер или движение будут немедленно ошельмованы телевидением и смешаны с грязью прокуратурой. Но ведь это не повод опускать руки и стонать! Всегда остаются варианты действий.
А варианты-то эти элита должна предложить. Может, это она безнадежна?

С уважением!

От Рустем
К Silver1 (26.06.2003 15:02:12)
Дата 26.06.2003 15:33:37

Занялась заря новой жизни....

Наши вкушают плоты нового, уже потребительского и "бессоветского" общества.
Александру в США остаётся лишь досадовать.

Источник:
^ИС: Торговая неделя (Альянс Медиа)
^ДТ: 23.06.2003
^НР: 12
^ЗГ: КАК РОССИЙСКИЕ СЕТИ НАБИРАЛИ ВЕС
^ТТ:


КАК РОССИЙСКИЕ СЕТИ НАБИРАЛИ ВЕС
За десять лет в Москве появилось несколько сот современных магазинов - от ставших привычными супермаркетов до гигантского размера торговых центров, где можно купить почти все. Уже мало кто помнит, что начиналась цивилизованная розничная торговля в Москве с нескольких валютных гастрономов. Статьей об истории развития розничных сетей мы продолжаем цикл публикаций “Кто есть кто на потребительском рынке”.

Своими корнями современная розница уходит в перестроечные времена, когда на волне реформ начались преобразования и в торговле. Многие магазины были переведены на самообслуживание (по статистике, это увеличивает товарооборот на 40%), была пересмотрена кадровая политика - часть прежних директоров и бухгалтеров попались на хищениях, а новых руководителей Главное управление торговли Мосгорисполкома вербовало, как бы сейчас сказали, из менеджеров среднего звена. Именно тогда, кстати, началась и карьера многих директоров сегодняшних супермаркетов.

Предприятия торговли одними из первых были акционированы и приватизированы. И в скором времени акции всех удачно расположенных магазинов были скуплены у трудового коллектива либо руководством, либо народившимися тогда в большом количестве оптовыми компаниями и банками. Самыми привлекательными объектами стали сорок универсамов, построенных в 70 - 80-е годы. Одним из последних в 2001 году пал “Можайский” (он достался промышленно-финансовой компании БИН, владеющей сетью “Петровский”). Сегодня остался, пожалуй, всего один успешно работающий универсам, сохранивший директора с советских времен, - это супермаркет “Дорогомилово” возле Киевского вокзала. По словам сотрудников магазина, предложения о покупке помещения делались неоднократно. Но директор пока держится.

Не считая денег

Даже лучшие советские гастрономы сильно уступали нынешним сетевым магазинам по качеству обслуживания, ассортименту и дизайну помещений. Чем-то напоминали современные супермаркеты разве что валютные “Березки” (позже переименованные в “Дипломат”), но они были доступны лишь избранным. На этом фоне первые супермаркеты, открытые для всех, у кого есть деньги, казались островками заморской жизни: вежливые продавцы, огромный ассортимент и даже постоянно дежурившая уборщица. Товар с истекающим сроком годности продавался со скидкой, что по тем временам казалось посетителям несусветной глупостью. Сходство с заграницей было неслучайным - первые цивилизованные магазины в Москве открыли иностранцы.

В начале 1990 года в Центральном доме туриста на Ленинском проспекте появился супермаркет австрийской сети Julius Meinl. Известный производитель кофе к тому времени располагал сетью из более чем 1000 торговых точек в Европе. В России компания начала развиваться без участия местного партнера (подбором и арендой недвижимости для Julius Meinl занималась швейцарская многопрофильная фирма ILBAU). За шесть лет было открыто четыре магазина. “Ассортимент их был аналогичен ассортименту наших австрийских магазинов, - говорит Матвей Хутман, генеральный представитель Julius Meinl в России. - Все, вплоть до куриных яиц и йогуртов, привозили из Австрии. Проект оказался очень успешным, обороты были хорошие”. Но, несмотря на отличные финансовые показатели, сеть ушла из России в 1996 году. По словам Хутмана, из-за нестабильности рынка и отсутствия защиты от криминальных структур. Кстати, чуть позже компания решила отказаться от собственной розницы на мировом уровне. Сейчас готовятся к продаже сети в Чехии и Польше, в других европейских странах магазинов под вывеской Julius Meinl уже нет.

Один из самых ярких проектов тех лет - Irish House на Новом Арбате. Открывали его ирландцы в 1991 году. Целевая аудитория - иностранцы. Их привлекал не только привычный ассортимент самого супермаркета и наличие “родных” продуктов, но и первый в Москве пивной бар. Русские Irish House тоже любили. Например, там было вкуснейшее мороженое за $6 и бананы по $1 за кг, что при скачке курса иногда выходило дешевле, чем на рынке.

В 1992 году появился финский супермаркет Kalinka-Stockmann на Зацепском валу. В этом проекте, кстати, участвовал Владимир Карнаухов, в то время руководитель торгового главка Москвы, ныне - гендиректор компании “Столичные гастрономы”, входящей в группу компаний “Седьмой континент”. В Stockmann, как и в Irish House, отоваривались в основном иностранцы и бывавшие за границей русские. В начале 1990-х это был единственный супермаркет в Москве, где продавались чипсы Pringles, наполнитель для кошачьего туалета и ингредиенты для лазаньи.

Еще один финский проект - Super-Siwa на Кутузовском проспекте. Говорят, что его директор Пекка Лескинен не здоровался с директором Stockmann Яри Ахде на приемах в финском посольстве, считая, что их магазины отчаянно конкурируют.

Глядя на успехи иностранцев, элитные супермаркеты стали открывать и российские предприниматели. В 1993 году появился ТД “Садко-Аркада”, совместивший три бизнеса - ресторанный, супермаркеты и магазины модной одежды. В создании этого торгового дома принимал участие владелец водочного холдинга S.P.I. Юрий Шефлер. В начале 1990-х открылись и другие пафосные супермаркеты - Garden Ring (три магазина) и “Эльдорадо” на Полянке.

Были еще четыре супермаркета “Глобал USA”, четыре магазина “САМ”, два супермаркета “Холдинг-Центр”, продовольственный отдел в “Родити” на пересечении Калининского проспекта и Садового кольца… Из всех этих компаний уцелели единицы. Одним из последних летом прошлого года закрылся магазин “Садко-Аркада”. “Мне кажется, что у первых супермаркетов были разные причины для закрытия бизнеса. Stockmann, например, сконцентрировался на формате department store, и развитие отдельных продуктовых магазинов стало для компании неинтересно”, - говорит Наталия Орешина, директор компании Stiles & Riabokobylko, специализирующейся на недвижимости. По ее мнению, с появлением сетевых супермаркетов потребность в “элитных продуктовых” - таких, как “Садко-Аркада”, “Эльдорадо”, отпала, поскольку москвичей стало трудно удивить самообслуживанием и широким ассортиментом.

Вадим Шишов, президент гильдии “Русь торговая”, настроен более категорично. “Благодаря инфляции и ненасыщенному спросу первые супермаркеты работали со сверхприбылью, - говорит Шишов. - Они брали не оборотом, а ценами. Никто не считал тогда денег. “Глобал USA”, например, поддерживали гигантский ассортимент, который не был полностью востребован. Но из-за больших накладных расходов эти магазины не могли развиваться дальше”.

Идущие в ногу

Из компаний, работающих сегодня на розничном рынке, первым появился “Седьмой континент”. Первенец будущей сети открылся в 1994 году на Ленинском в помещении разорившегося магазинчика “Овощи - фрукты”. Основатель компании Владимир Груздев и привлеченные им инвесторы изначально делали ставку на состоятельных покупателей. В 1995 году они продавали дисконтные карты по $1000, а ночную наценку отменили только в 1999-м. К элитному позиционированию располагало и соседство магазинов “Олби”, торгующих электроникой и модной одеждой.

Магазин на Ленинском быстро отбил вложенные деньги. В “Седьмом континенте” приняли решение о дальнейших вложениях в розницу и выкупили недостроенное здание “Детского мира” в Беляево (сейчас там ТЦ и офис компании). Бурное развитие сети началось в 1996 году, когда туда пришел Владимир Карнаухов. Именно тогда “Семерке” удалось скупить акции гастрономов в историческом центре города - “Центрального” на Лубянке, “Смоленского” на Арбате, “Охотного ряда” в гостинице “Москва” и магазина в Доме на набережной. Рассказывают, как директор “Смоленского” - лучшего по обороту магазина в центре города - плакал, поняв, что контроль над объектом перешел в руки “Седьмого континента”. К тому времени был только что завершен второй этап реконструкции, но из-за дороговизны банковских кредитов у “Смоленского” начались финансовые проблемы. У “Седьмого континента” средства имелись: компанию кредитовал Внешторгбанк, где у Груздева были связи.

После кризиса компания “пошла в народ”, начав открывать магазины в спальных районах и снизив наценку на ходовой товар до 15 - 20%. В сентябре 2002 года акционером “Седьмого континента” стал Александр Занадворов, бывший глава Собинбанка и один из акционеров торгового комплекса “Охотный ряд”. Недавно компания объявила о планах по подготовке к размещению акций на фондовом рынке.

Готовится к IPO и злейший конкурент “Семерки” - компания “Перекресток”. Сейчас они идут нога в ногу, хотя изначально придерживались разных стратегий. В 1995 году “Альфа-груп” начала создавать “Перекресток”, оценив перспективность вложений в розницу и ориентируясь на западные образцы. “Перекресток” сделал ставку на оборот, а не на наценку и широту ассортимента. Бизнес-план для будущего торгового дома разрабатывала компания Ernst & Young, а маркетинговую концепцию - французская Medis-Sodigral (кстати, “перекресток” по-французски carefour - так называется одна из крупнейших розничных сетей в мире). Во Франции же стажировались и менеджеры сети, в частности нынешний гендиректор Александр Косьяненко и его зам Андрей Рыбаков, оба - выходцы из структур МЕНАТЕПа. В 1996 году “Перекресток” получил от Европейского банка реконструкции и развития кредит на развитие в размере $42 млн - в том же году были открыты сразу четыре супермаркета. Летом прошлого года председателем совета директоров “Перекрестка” стал Лев Хасис, бывший глава совета директоров ЦУМа, а в апреле нынешнего 7,7% акций компании купил международный инвестиционный фонд Templeton.

В отличие от целенаправленно инвестировавшего в торговлю Альфа-банка промышленно-финансовая корпорация БИН занялась розницей по стечению обстоятельств. По словам Олега Гвоздика, заместителя гендиректора по маркетингу ПФК БИН, некоторые банки-должники БИНа предлагали в счет долга объекты торговли, и, оценив перспективы розницы, компания решилась в 1997 году создать одноименную сеть. В марте этого года сеть сменила название на “Петровский” и переориентировала свои супермаркеты на посетителей со средним уровнем дохода. Возможно, изменения в БИНе отчасти объясняются тем, что основной акционер сети Саит Гуцериев стал уделять рознице больше внимания после прошлогодней отставки с поста президента “Славнефти” его брата Михаила. Летом будет заложен камень совместного с турецкой компанией Summa торгового центра, а до конца года должен открыться торговый центр “Можайский”.

Еще одна внезапно начавшая бурное развитие сеть супермаркетов - “Патэрсон”. Проект стартовал в 1997 году с булочной-пекарни “Французский хлеб” в Марьино. Первый универсам появился в 1998 году. Акционером сети является компания “Омега-97”. Как говорили раньше менеджеры “Патэрсона”, ирландское название супермаркеты получили благодаря инвестору - ирландской компании, вложившей деньги в строительство первого магазина и вышедшей из проекта в период кризиса. По информации “Ко”, сегодня владельцами сети являются братья Мауергаузы (Алексей - председатель совета директоров, Константин - член совета директоров). После того как в прошлом году акционеры решили отказаться от ряда других проектов и перенаправить деньги в розничный бизнес, у компании начался новый виток развития: была приглашена немецкая консалтинговая фирма, проведена реструктуризация, оборот вырос в 2,5 раза, появились магазины в регионах.

Куда менее успешно сложилась судьба появившихся примерно в то же время сетей London Bridge и “Юникор”. По концепции сеть London Bridge (год основания 1996) была похожа на “Перекресток”. Проект стартовал при участии префектуры Южного округа Москвы. Английское название и менеджера-англичанина сеть получила тоже через префектуру - по дружеским связям с лондонским районом-побратимом. До 2000 года успели появиться четыре супермаркета London Bridge, но в какой-то момент Сбербанк отказался пролонгировать кредит, компания прошла процедуру банкротства, и ее магазины достались другим ритейлерам.

Пять магазинов “Юникора” тоже разошлись по более успешным сетям. Директор одного из московских супермаркетов, пожелавший сохранить инкогнито, так прокомментировал судьбу этой компании: “Юникор” был хорошей сетью, но его магазины ориентировались на слишком узкую прослойку новых русских, слишком сильно зависели от импорта и не сразу поняли, что времена изменились”.

Не только помещения, но и лучшие люди закрывавшихся супермаркетов доставались более крупным сетям. “Коммерческий директор “Юникора” Надежда Гвадзабия, ведавшая всеми вопросами - от организации торговли до подбора сотрудников - и добившаяся блестящих результатов, сегодня работает заместителем коммерческого директора по вопросам собственного производства в “Перекрестке”, - отмечает Кирилл Терещенко, национальный менеджер по работе с ключевыми клиентами компании Dirol Cadbury. - А в становлении сети БИН большую роль сыграл Илья Скабицкий, когда-то бывший управляющим директором супермаркета и cash & carry “Новый Колизей” в “Олимпийском”, одного из первых в Москве”. (В прошлом году Скабицкий ушел в “Детский мир”. - Прим. “Ко”.)

Дети кризиса

Финансовый кризис 1998 года заставил всех ритейлеров пересмотреть ценовую и ассортиментную политику. Он же стал причиной появления нового для России формата магазинов-дискаунтеров.

В 1998 году появился первый магазин сети “Копейка”, созданной оптовой кофейной компанией “Фелма”. В том же году был открыт первый распределительный центр (помимо “Копейки” собственные РЦ есть лишь у “Перекрестка” и “БИНа-Петровского”). На сегодняшний день у “Копейки” лучшая среди московских ритейлеров логистика - четыре распределительных центра - и лучшие показатели экономической эффективности. Год назад контрольный пакет акций сети был приобретен нефтяной компанией ЮКОС. Правда, “нефтяные” деньги практически никак не сказались на работе “Копейки”. Хотя уже почти полгода ходят слухи о том, что компанию вот-вот купит кого-нибудь из конкурентов. Предполагаемые объекты поглощения - дискаунтеры “Продмак” (20 магазинов) и магазины сети “Столица” (всего их 13).

Примечательно, что “Продмак” возник примерно в одно время с “Копейкой” - в 1999 году сеть недорогих магазинов создала компания “Нефтехимпром”. Но по мере роста конкуренции на рынке инвесторы потеряли интерес к рознице. Возможно, со временем будет продана и сеть дискаунтеров “Авоська” (оборот $30 млн), первый магазин которой открылся в Москве в 1999 году.

Но основным претендентом на покупку небольших сетей является даже не “Копейка”, а ее главный конкурент - питерская сеть “Пятерочка”. Она была создана фирмой “Агроторг”, имена владельцев которой до сих пор не известны широкой общественности. Темпы развития “Пятерочки” впечатляют. Первый магазин открылся в 1999 году в Санкт-Петербурге. В 2001 году у компании было уже 65 магазинов в родном городе и 15 универсамов в Москве. Сразу после выхода на столичный рынок сеть продала пакет акций (величина его не разглашается) инвестиционному фонду, принадлежащему ЕБРР. Иностранцы вошли в наблюдательный совет компании, а агрессивность экспансии только возросла. К концу прошлого года под вывеской “Пятерочки” работали уже 80 магазинов в Питере, 55 в Москве, пять в Воронеже, два в Челябинске, скоро открываются магазины в Екатеринбурге. (Все региональные проекты стартуют по франчайзингу.) Планы компании не менее амбициозны - к 2005 году выйти на фондовый рынок, осваивать по три - пять новых регионов ежегодно и открывать по магазину ежедневно.

Еще одна сеть дискаунтеров с питерскими корнями - “Дикси”. Она была создана в Москве оптовой компанией из Санкт-Петербурга “Юнилэнд”. По мнению Кирилла Терещенко из Dirol Cadbury, “Дикси” - самый удачный пример трансформации оптового бизнеса в розничный проект и одна из наиболее технологичных сетей среди дискаунтеров. “Особое их отличие -высокая оптимизация ассортимента и издержек. В некоторых магазинах - всего 15 - 17 человек персонала”, - говорит Терещенко. У “Дикси” высокие показатели по обороту с квадратного метра - сеть лучше других дискаунтеров представлена в Подмосковье (11 магазинов на конец прошлого года).

Их нравы

Мировые ритейлеры начали присматриваться к российскому рынку только в 1996 году, после президентских выборов. Тогда, в частности, серьезные планы насчет Москвы вынашивала французская сеть Carrefour. Именно она могла стать якорным арендатором долго строившегося “Атриума” на Курской, она же претендовала на участок в районе Кутузовского, где никак не может начать стройку IKEA. После кризиса Carrefour практически утратила интерес к России.

В 1997 году в Москве открылся первый гипермаркет сети “Рамстор”, принадлежащей компании “Рамэнка”, которой владеют крупнейший турецкий конгломерат Koc Holding и строительный гигант Enka. Koc Holding имеет лицензию на развитие в Турции швейцарской сети Migros, ее технологии используются и в “Рамсторах” (на Россию лицензии не было). Сначала компания открывала только гипермаркеты, но в 1999 году пересмотрела стратегию развития и взялась за менее крупный формат.

В 2000 году в России появилась голландская сеть Spar, работающая по франчайзингу (оборот в 30 странах $69 млрд). В Москве и области Spar International представляет ЗАО “Спар-ритэйл” (порядка 75% акций принадлежит инвестиционному фонду “США - Россия”, остальное - российской компании “Русмед”). В столице бизнес Spar развивается в основном благодаря единственному франчайзи - компании “Марта”. Она уже открыла восемь магазинов (оборот $30 млн) и заявила недавно о желании получить лицензию напрямую в центральном офисе.

Переломным стал 2001 год, когда открылись два первых магазина Metro Cash & Carry, чьи низкие цены заставили серьезно понервничать владельцев российских сетей. 10 июня в Москве появился уже четвертый мелкооптовый магазин сети, весной открылся первый магазин в Питере. Немецкая компания Metro AG (оборот $54 млрд) занимает среди торговых групп третье по объему продаж место в Европе и четвертое в мире. В этом году и в Москве должны появиться ее первые гипермаркеты под маркой Real. Московские ритейлеры уже отчаянно конкурируют с ней - пока за участки. Что неудивительно, поскольку помощь в поиске недвижимости Real оказывает президент Московской нефтяной компании Шалва Чигиринский, хорошо знакомый с мэром Юрием Лужковым.

Серьезно “ударил” по московским ценам и выход на рынок французской компании Auchan (оборот $28,8 млрд), чей первый российский магазин открылся в августе 2002 года. Эта семейная компания не разглашает оборотов своей московской сети и держит цены на уровне оптовых рынков, часть товаров реализуя вообще без наценки. Тактика французов дала результаты - соседние магазины пересмотрели цены, а некоторые из них собираются закрываться.

Последним из иностранцев - в феврале 2003 года - открылся гипермаркет Marktkauf немецкого продуктового ритейлера AVA (54% акций которого принадлежат торговой группе Edeka с оборотом около $30 млрд). Это первый опыт AVA на рынке Восточной Европы. Проект ведет управляющая компания ООО “Маркткауф Рус”, где 71,1% принадлежит AVA, а остальное - российскому партнеру, компании “Автоторгсервис”. Немцы рассчитывают окупить проект в течение восьми лет. В других странах AVA жестоко конкурирует с Metro. В Москве же места пока хватает всем.

В исследовании консалтинговой компании A.T.Kearney Россия называется четвертой по привлекательности страной для инвестиций в торговлю (после Китая, Венгрии и Словакии). Столь высокая оценка рыночных перспектив привлекает в нашу страну все новых международных операторов. В 2002 году, например, объявила о планах выйти на российский рынок испанская сеть Mercasa (принадлежащая, кстати, государству).

О возвращении в российский ритейл думает и компания Julius Meinl. “Мы имеем большой опыт в розничной торговле и сейчас ищем в Восточной Европе сети, которые можно было бы развить и потом продать крупным ритейлерам. Переговоры идут и в России. Правда, эти сети не будут называться Julius Meinl”, - говорит российский представитель компании Матвей Хутман.

Все возвращается на круги своя. Даже элитные продуктовые магазины снова появляются на московских улицах (такой проект есть у “Седьмого континента”). Но основная целевая группа нынешних ритейлеров - все-таки не нувориши, а рядовые москвичи. “Дальнейшее развитие сетей, скорее всего, будет связано с освоением более крупных форматов, - говорит Наталия Орешина из Stiles & Riabokobylko. - Гипермаркеты в основном начнут строить за городом и в спальных районах. Крупные магазины позволяют обеспечивать большие объемы продаж и держать низкие цены, в чем и состоит смысл данного формата”. Пока, по мнению Орешиной, у московского покупателя слишком ограниченный выбор магазинов, а на рынке слишком мало громких имен. Восполнять этот пробел придется нынешним российским сетям и наращивающим свое присутствие в России иностранцам. Новых российских ритейлеров ждать уже вряд ли стоит. ("Компания", 09.06.2003)



От Кудинов Игорь
К Рустем (26.06.2003 15:33:37)
Дата 27.06.2003 11:36:06

В чем заря-то ?

В том, что начиная с Москвы, транснациональные компании тихо вытесняют местных? Наших бизнесменов легко понять - все точно соответсвует тенденции "напилить и вывезти", разве что цепочка несколько длиннее получается - [ скупить за бесценок - окультурить до приемлимого для западника вида - толкнуть подороже ] - но вам-то что за радость ?

Кстати, в тему - BP заплатит ТНК на $600 млн меньше обещанного. Активы , понимаете ли, оказались подпорченными.


От Silver1
К Рустем (26.06.2003 15:33:37)
Дата 26.06.2003 16:01:22

Это еще цветочки...

Унас в Эстонии штук пять европейских фирм сцепились за рынок розничной торговли. Объем торговых площадей в Таллине вырос раз в шесть-восемь. Так и пихают свои торговые центры в каждый микрорайон. Рядышком стоят, рекламой сверкают. В почтовых ящиках каждый день гора мукулатуры. В провинции - похожая картина.
Кому они все это собираются продавать? Покупателей-то не прибавилось. Маленькие подвальные магазины и рыночные торговцы превращаются в исчезающий вид, не выдерживают демпинга. Да и требованиями ЕС их замордовали.
С одной стороны, конечно, это в плюс - дешево. А с другой? Импорт ведь сплошной! Своя-то сельхозпродукция с хуторов требованиям ЕС не соответствует. Где ее будут продавать, когда рынки закроются окончательно?
Старый анекдот: Директор автомобильного завода ведет профсоюзного босса по новым цехам. Там, естественно, одни роботы работают. Директор и спрашивает, мол, хотел бы я посмотреть, как вы будете собирать с них профсоюзные взносы? - Я лучше посмотрю, как вы будете продавать им свои автомобили, - отвечает тот.

С уважением!

От Александр
К Silver1 (26.06.2003 16:01:22)
Дата 27.06.2003 00:32:31

Плоды магазинов

Рустему, как журналисту, простительно считать что яблоки растут в магазинах.

> Старый анекдот: Директор автомобильного завода ведет профсоюзного босса по новым цехам. Там, естественно, одни роботы работают. Директор и спрашивает, мол, хотел бы я посмотреть, как вы будете собирать с них профсоюзные взносы? - Я лучше посмотрю, как вы будете продавать им свои автомобили, - отвечает тот.

Добивают последнее прибежище выброшенных из жизни людей - мелкую торговлю. У отца последние два оставшихся в лаборатории сотрудника регулярно приторговывали сигаретами. Куда они денутся когда этот рынок вычистят супермаркеты? Испытывать их терпение на своей шкуре я бы не стал. Лучше в Америке подосадую. Впрочем теща, например, принципиально покупает хлеб не в супермаркетах, а у старушек на углах. Чтобы их поддержать. И так же поступают все ее знакомые. Так что радость певцов "зари новой жизни" что их вот-вот начнут вешать не только не постижима моему уму, но и несколько преждевременна.

От Рустем
К Александр (27.06.2003 00:32:31)
Дата 28.06.2003 01:13:22

Я написал это иронически...

а Вы - за чистю монету принимаете.
Правда, эти процессы совсем не струю сторонникам солидарного общества, это правда.
Но идёт мощная волна, созидается новое, несовесткое бытие и важно это видеть, пусть и не принимая...

От Александр
К Рустем (28.06.2003 01:13:22)
Дата 28.06.2003 10:05:47

Re: Я написал

>а Вы - за чистю монету принимаете.
>Правда, эти процессы совсем не струю сторонникам солидарного общества, это правда.
>Но идёт мощная волна, созидается новое, несовесткое бытие и важно это видеть, пусть и не принимая...

Идет, кто же спорит? Кох как-то разоткровенничался какое новое бытие он созидает. А то что на это новое бытие навешиваются вывески очень похожие на те что Вы видели в Америке так это же только вывески. Английский "boy" это мальчик, русский бой - вооруженное столкновение. Американский "Auchan" обозначает общество потребления наворованного со всего мира, русский Ошан - проедание остатков советского наследия и "безусловная эммиграция всех кто не умеет работать, копать там... а умеет только изобретать" (с) Кох.