> Так что не нужно видеть в Протестантизме разрушительную силу. Как сказал Д'Артаньян: "что с того, что эти бедные гугеноты хотят петь псалмы по-французски?" Протестантизм - проповедь Евангелия на родном языке. Вместо церковнославянского для русских или латинского для французов. Вот, собственно, и все, что я хотел сказать.
Вы знаете, мне в своё время было очень интересно познакомиться с католицизмом в Европе - именно во Франции. Та общинность, про которую Вы пишите несомненно есть и в католической церкви. Достаточно зайти в какую-нибудь церковь и почитать там объявления для прихожан, достаточно сходить на мессу, достаточно открыть их книжки, по которым они поют в хоре ("Это же любовная лирика!" - "Но это совсем не та любовь, про которую вы можете подумать" - ответили мне). В католицизме в 60-х годах 20-го века произошли изменения - как по инициативе с "низов", так и по инициативе Ватикана. Точно не знаю какие именно (м.б. есть сведущие люди здесь? у меня в памяти только рассказы моей коллеги-итальянки) - но именно с тех пор вся служба стала вестись на языке того народа, который её посещает. Было внесено много изменения в распорядок службы, тексты.
Не знаю с каких пор, мне пришлось это лишь наблюдать - в какой-то момент, под конец службы прихожане встают и берут друг друга за руки, и обращаются друг к другу с пожеланиями добра и счастья.
Вечерами помещения церквей часто не пустуют, а предоставляеются начинающим музыкантам классического жанра (вход на концерты бесплатный, при желании можно заплатить после концерта), для собраний различных commmunaute's (- общинна, сообщество, содружество) - широко распространённых во Франции. Меня несколько раз спрашивали - принадлежу ли я к какой общине (в самых неожиданных местах, например при оформлении ж/д билета).
Наверно, неслучайно слово "коммунист" или "солидарность" - именно французские слова...
А Вы говорите протестанская община... Не знаю, уж слишком действительн они здорово сочетают коммерцию, индивидуализм и религию - это скорее уход от общины, а то, что есть - скорее остатки того, что и протестанты были когда-то католиками и Реформация была тоже разной и с разными чаяниями к ней примыкали, да и католицизм тогда был другой.
Общинность присуща любой религии, у нас в стране православная общинность тоже была... хотя... по классикам всё же это так не чувствуется... - скорее противопоставление общинности монашеской и светского мира.
И потому, какая атмосфера сейчас в православии в России (превалирующая, как попы якшаются с потаниными и пр. жульём), какая в Сергиево-Посадской лавре - недоброжелательная и даже враждебная к гостю со стороны (и за крепостной стеной лавры - мусорные свалки...) - ничего хорошего современное российское православие ни стране, ни народу не несёт, за исключением отдельных приходов (спасибо им, но они, к сожалению, скорее исключение...).
И я сильно сомневаюсь, что наш народ вообще уважал церковь (которая после раскола была всегда заодно с властью и угнетателями) - не заслужила. И "религия - опиум для народа" - было брошено на подготовленную почву и широко подхвачено. "Сказка о попе работнике его Балде" - народная сказка.
М.б. нашей реформацией был Раскол? и победила реформация? Ведь староверы действительно сохранили настоящую общинность...
Тут знакомый приехал из Италии , несколько лет работал по университетам. Говорит, что в небольших городах церковь играет очень большую роль. Скорее даже не сама церковь, а социальные центры при церкви. Вся общественная жизнь вокруг них вертится.
>И я сильно сомневаюсь, что наш народ вообще уважал церковь (которая после раскола была всегда заодно с властью и угнетателями) - не заслужила.
Не уважал.
1) Это подтверждают все зарубежные наблюдатели. И насчет того, как, встречаясь с попом, с него вначале снимали скуфью (показывая, что уважают САН), а потом п...или как следует.
2) Моей бабушке приходилось по этому поводу беседовать со своими старшими родственниками, жившими в деревне. Они были верующими и отчасти даже антисоветчиками. Вот разговор с тетей Тоней (умерла в начале 70-х гг. в Туапсе, вроде бы):
- А раньше многие в бога верили?
- Верили многие, конечно.
- И попа уважали?
- Кого?! Попа?!
Интонация, по воспоминаниям бабушки, была такая - "что глупости спрашиваешь?"