От Марина
К Silver1
Дата 31.05.2003 17:36:15
Рубрики Образы будущего; Культура;

Re: Солидаризм в...

Здравствуйте, Silver1!

Анаррес у Ле Гуин.
"Поселок" Булычева.
Кларк (например, Лиз в "Город и звезды").
Торговцы у Хайнлайна. У него же в некоторой степени "Луна -- суровая хозяйка" и не помню как называется про восстание на Венере.
Собаки в "Городе" Саймака.

Всего доброго,
Марина

От Silver1
К Марина (31.05.2003 17:36:15)
Дата 31.05.2003 18:42:10

Я говорил о Солидарном Обществе

Я говорил о Солидарном Обществе, а не об субкультурных образованьях или группах.

В Булычевском «Поселке» именно изолированная, малочисленная группа. Характерна, кстати, брезгливо-покровительственная реакция спасателей, которые кривятся, наблюдая «убожество» в которое впали соотечественники. Признание своего «родства» с «дикарями» дается им с большим трудом.
Хейнлайновские торговцы – отстраненная от основного общества субкультура. Такие в любом обществе имеются: секты всякие, монастыри, коммуны и т.п..
Вот по Урсуле Ле Гуин, согласен, там действительно солидарное общество. Правда, это не фантастика, а фэнтези. В фэнтези, кстати, Солидаризм чаще встречается. Точнее, схематично-примитивно-патриархальное общество. Чаще всего в пределах одной деревни. Коронный сюжет: Главный герой с потенциальными способностями к магии/боевым искусствам (нужное подчеркнуть) рождается в патриархальной деревне, где трудная жизнь и все идет по заведенным традициям. Герой уныло крутит хвосты коровам/овцам/моропам (нужное подчеркнуть) и страдает от непонимания соплеменников, которые считают его полным ничтожеством/моральным уродом/незаконнорожденным ублюдком (нужное подчеркнуть) При первой возможности герой покидает Солидарную деревню и уходит в маги/рыцари/короли/колдуны (нужное подчеркнуть). М-да.
Ха, кстати, Маккефри, Ле Гуин, Буджолд – все женщины. Тенденция, однако.

С уважением!

От Марина
К Silver1 (31.05.2003 18:42:10)
Дата 01.06.2003 05:37:07

Re: Я говорил...

Здравствуйте, Silver1!

>Я говорил о Солидарном Обществе, а не об субкультурных образованьях или группах.
>В Булычевском «Поселке» именно изолированная, малочисленная группа.

С другой стороны, это все население этой планеты. Но по поводу малочисленности, конечно, согласна. Зато именно "бытовой" аспект солидарности там описан хорошо, гораздо подробнее, чем в Хрониках Перна.

>Хейнлайновские торговцы – отстраненная от основного общества субкультура.
>Такие в любом обществе имеются: секты всякие, монастыри, коммуны и т.п..

ОК.

>Вот по Урсуле Ле Гуин, согласен, там действительно солидарное общество.
>Правда, это не фантастика, а фэнтези.

Ой. Вы ничего не перепутали? Именно книга про Анаррес (не помню названия, к сожалению) никакого отношения к фентези не имеет, это самая чистопородная фантастика с социальным уклоном.
Анаррес -- это спутник основной планеты с весьма неблагоприятными для жизни условиями, куда с планеты улетело несколько миллионов последователей некоего учения, близкого к социалистическому, описывается жизнь там спустя сколько-то поколений после отлета и первое за много поколений посещение жителем Анарреса на планету-прародитель. Кстати, на этой основной планете, несмотря на капиталистический склад жизни, также действуют довольно жесткие ограничения, возникшие после осознания людьми конечности природных ресурсов.

>В фэнтези, кстати, Солидаризм чаще встречается. Точнее, схематично-примитивно-патриархальное общество.

Вообще складывается ощущение, что описания таких обществ в современной литературе встречаются в двух вариантах:
- либо весьма схематичные, непонятно, откуда что взялось и как все это работает,
- либо достаточно подробно описанные и разработанные, но при этом возникшие в весьма жестких условиях, на грани выживания. Когда общество вынуждено либо объединиться, либо подохнуть.

Есть еще вариант антиутопии, например, "Мы" Замятина.

Иные варианты (скажем, Ефремов) были, похоже, только на ранней стадии социализма.
Но я, конечно, читала далеко не все и могу ошибаться.

>Герой уныло крутит хвосты коровам/овцам/моропам (нужное подчеркнуть) и страдает от
>непонимания соплеменников, которые считают его полным ничтожеством/моральным уродом/
>незаконнорожденным ублюдком (нужное подчеркнуть)

Ну этот пункт у Ле Гуин не наблюдается вроде бы.

Кстати, вот еще пример (но это уже не человечество) -- "Слово для леса и для мира одно" Ле Гуин.

>Ха, кстати, Маккефри, Ле Гуин, Буджолд – все женщины. Тенденция, однако.

Буджолд я не читала.
Но вообще это может быть связано с бОльшим вниманием женщин к бытовой стороне устройства жизни. Мужчин же все тянет подвиги описывать :-)

Всего доброго,
Марина