Один плюс семь — формула американского диктата
Всю прошедшую неделю мировые и российские СМИ продолжали оживленно комментировать итоги саммита «восьмерки» во французском курортном городке Эвиане. Некоторые российские и западные политологи договорились до того, что пытались сравнивать встречу «восьмерки» в Эвиане со встречей «тройки» победителей во Второй мировой войне — Сталина, Рузвельта и Черчилля в Ялте в феврале 1945 года. Это сравнение не выдерживает никакой критики ни по форме, ни по содержанию. В Ялте водораздел проходил между державами антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобританией и странами «оси» — фашистской Германией и ее союзниками. Приравнивать «антитеррористическую коалицию» Буша к антифашистской коалиции «тройки», а страны «оси зла», которые Вашингтон называет «спонсорами терроризма», к фашистской «оси» Берлин — Рим — грубое искажение истории.
Ведь каждому здравомыслящему человеку ясно, что «антитеррористическая коалиция» является всего лишь военно-политическим прикрытием планов США, направленных на завоевание ими мирового господства. А страны «оси зла» — Иран, Сирия, КНДР, Куба — авангард угнетенных народов «третьего мира», борющегося против американских планов «нового мирового порядка». К ним примыкает и их поддерживает на Западе широкое общественное движение антиглобалистов. Мощные раскаты протестов этого движения доносились и до Эвиана. Чтобы заглушить эти протесты, в Эвиан были приглашены наиболее влиятельные развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки. Им в очередной раз были обещаны экономическая помощь в виде облегчения бремени долга, справедливых условий торговли и прочих благ. Но эти посулы не могли закрыть зияющую брешь в уровне жизни между процветающими странами «золотого миллиарда» и обездоленными странами «третьего мира», в которых проживает более четырех миллиардов человек.
Саммит «восьмерки» был вовсе не встречей равных. На нем доминировал президент Буш, который на волне «победы» над Ираком вел себя вызывающе высокомерно. Он пробыл в Эвиане меньше суток и, к великому разочарованию хозяина встречи Ширака, принял участие лишь в одном заседании. Он уклонился от двухсторонних встреч с другими членами клуба. Недаром одна немецкая газета назвала встречу в Эвиане саммитом не «большой восьмерки», а «большой единицей плюс семь». «Покровительственный тон, с каким расточал Буш похвалы другим руководителям семи важнейших государств мира, заставил побледнеть даже такого мастера себя подать, как Ширак», — писала эта газета. А другая немецкая газета «Нюрнбергер тагеблатт», подводя итоги саммита, писала: «Результатом встречи в Эвиане стали несколько заявлений, сформулированных референтами заранее и содержащих общие места, так что перспективы их осуществления практически нет. Признак взаимного доверия, которые усмотрел Ширак во встрече, также вовсе не был очевиден. Ни к чему не обязывающая болтовня в торжественной атмосфере — ничем больше эти встречи не бывают. Вообще-то их следовало бы отменить».
Президент Путин дал свои оценки саммиту в Эвиане, и они резко контрастируют с оценками немецкой печати. Выступая перед журналистами после встречи, он сказал: «Саммит проходил в сложных условиях. Международная обстановка сегодня сложная, накануне саммита была еще сложнее. У меня твердое убеждение, что после саммита обстановка стала лучше. И это — главный результат». Основным достижением саммита Путин считает создание группы по контртеррористической деятельности, которая будет координировать свои усилия с Советом Безопасности ООН. Другим достижением встречи он считает рекомендации по борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Он обещал выделить на эти цели два миллиарда долларов в расчете на 10 лет.
Удивляет то усердие, с которым президент России оправдывался перед Бушем за политику России в отношении Ирана. Иран, дескать, наш сосед, и мы будем сотрудничать с ним и дальше в развитии атомной энергетики. Россия, по его словам, против того, чтобы эти проблемы использовались в целях недобросовестной конкуренции на иранском рынке. Путин словно не замечает, что Вашингтон, обвиняя Москву в участии в ядерных программах Тегерана, лишь ищет предлог для военного удара по Ирану. С усердием, достойным лучшего применения, Путин оправдывает свою робкую критику Буша за его линию в отношении Ирака. Он даже пытается обелить Буша, заявляя, что война против Ирака была продиктована «необходимостью самоутвердиться». И уж совсем наивно и заискивающе звучат следующие слова Путина: «Он мог бы обидеться, мог бы просто не приехать в Петербург, мог еще чего много сделать, чтобы усугубить российско-американские отношения. Но Буш избрал другую тактику, другой путь...Было бы глупо с нашей стороны не видеть этих знаков и отталкивать протянутую руку. Было бы непростительной ошибкой пренебрегать этим и самим надуть губы, отвернуться, делать какие-то коалиции, раскалывать международное сообщество».
Секретные службы США и Англии —козлы отпущения
Последняя фраза, произнесенная Путиным публично в Эвиане, — плевок в лицо Ширака и Шредера — недавних его партнеров «по мирной коалиции» России, Франции и Германии. Ведь эта коалиция активно выступала против войны в Ираке, развязанной Вашингтоном и Лондоном под фальшивым предлогом поиска и уничтожения ОМУ. Как они ни старались, никаких ОМУ американские и английские военные в Ираке не нашли. Правы были те, в том числе и авторы «Советской России», которые утверждали, что подлинной причиной войны против Ирака было стремление захватить контроль над нефтяными ресурсами Ирака и всего Ближнего Востока, а впоследствии и всего мира. А это, в свою очередь, было составной частью американских планов завоевания мирового господства.
Разумеется, с этими планами янки не могла смириться «старая Европа» и ее ядро — Франция и Германия. В фарватере США пошли только страны «новой Европы», в том числе бывшие страны ОВД. Когда-то соцстраны ЦВЕ были под зонтиком безопасности Советского Союза. Теперь, изменив своим прежним идеалам, они ищут защиты под крылышком США. Угодничая перед Вашингтоном, впереди американского паровоза бежит Польша. Она в знак признательности получила даже свой сектор оккупации Ирака. Между тем Варшаве следовало бы напомнить, что одну треть нынешней территории Польши она получила после Второй мировой войны за счет Германии в результате усилий И.В. Сталина на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях. При изменении расстановки сил в Европе определенные круги в Германии могут потребовать возвращения бывших германских земель. Ведь были уже четыре раздела Польши. Может быть и пятый. Вряд ли симпатии россиян будут на стороне Польши. Мы помним и нашествие поляков на Москву в Смутное время, и польское войско в составе наполеоновской армии, и польских интервентов, пытавшихся захватить Украину в 1920 году. Беседуя 4 июня с новым послом Германии в РФ Хансом-Фридрихом фон Плётцем, Председатель КПРФ Геннадий Зюганов справедливо заметил: «Сам бог велел Польше прислушиваться к мнению России и Германии, а на деле выходит наоборот — она действует вопреки интересам соседей».
На той неделе в Вашингтоне и Лондоне продолжал набирать обороты скандал в связи с информацией о том, что «ястребы» в администрации США и правительстве Англии для оправдания войны в Ираке требовали от них данные о наличии в Ираке ОМУ. Те были вынуждены фальсифицировать разведданные, чтобы угодить начальству. На Капитолийском холме и в английском парламенте уже работают несколько комитетов и комиссий по расследованию этого скандала, получившего название «иракгейта» (по аналогии с «утергейтом»). Раздаются голоса, что спецслужбы США и Англии намеренно сфабриковали информацию о наличии в Ираке ОМУ, чтобы оправдать вторжение туда американских и английских войск. Корреспондент ОРТ в Вашингтоне В. Сухой сообщал 6 июня: «Главную роль в обосновании причин для начала войны играли Ричард Чейни, глава администрации президента Льюис Лейби и два заместителя министра обороны — Пол Вулфовиц и Дуглас Фей. Они наносили многочисленные визиты в ЦРУ и разведывательное управление Пентагона, во время которых намекали сотрудникам этих ведомств, каких докладов и выводов по Ираку от них ждут. С августа прошлого года, заявил высокопоставленный представитель разведсообщества, Чейни возглавлял в администрации адвокатов войны с Ираком. Он утверждал, что Ирак обладает ОМУ и давал понять, что преднамеренно или не совсем, что наверху желали бы иметь более четкие подтверждения таких оценок».
Немецкая газета «Бадише цайтунг«, касаясь этой темы, пишет: «Легкость, с которой вашингтонские правящие круги обращаются с этой темой, свидетельствует о высокомерии США. Есть основания опасаться, что в конечном счете козлами отпущения будут объявлены несколько сотрудников спецслужб. А тот факт, что европейцы не коснулись этой темы на встрече «восьмерки», чтобы не ставить под угрозу робкое сближение Нового Света со Старой Европой, тоже не сулит ничего хорошего». А другая немецкая газета — «Тагесшпигель» пишет: «Главной причиной войны была иракская нефть, а не оружие массового поражения. Многие подозревали нечто подобное с самого начала. Действительно, мир может почувствовать себя обманутым, а критики Америки могут теперь начать дискуссию, неприятную для сверхдержавы. Канцлер Германии мог бы этим воспользоваться, поскольку, как оказалось, он был прав. Но он этого не делает. Более того, Шрёдер объявил об окончании конфликта вокруг иракской войны и выступил против высказываний различных подозрений». Но мы видим, что то, что не решается сказать Шрёдер, говорят во весь голос немецкие газеты. А российские олигархические СМИ предпочитают в угоду Путину и ради его «примирения» с Бушем хранить молчание.
Между тем в самом Ираке война, которую проиграли купленные на американские доллары генералы, вступила в новую стадию — партизанской, народной войны против оккупантов. Партизаны в районе эль-Фалуджа, эль-Тикрити и других городов нападают на американских военнослужащих, применяя гранатометы и стрелковое оружие. Подсчитано, что оккупанты понесли за последние два месяца больше потерь, чем за время боев с иракской армией. Американцы вынуждены срочно наращивать свои войска в Ираке. В порядке оправдания запущена версия, что Саддам Хусейн жив, находится в подполье и оттуда руководит сопротивлением.
Непреодолимые ухабы на пути к миру на Ближнем Востоке
Всю прошлую неделю мировые СМИ следили за событиями на Ближнем Востоке. Расправившись с Ираком, президент Буш решил заняться урегулированием палестино-израильского конфликта. Разумеется, Вашингтон стремится достичь такого урегулирования на условиях, максимально выгодных Израилю. В качестве основы мирного процесса сторонам предложена т. н. «дорожная карта», авторами которой считаются США, Россия, Евросоюз и ООН. Формально «карта» предусматривает создание к 2005 году независимого Палестинского государства. Но каждая из сторон по-своему трактует этот документ и выдвигает свои условия урегулирования конфликта. Заменив неуступчивого Арафата более покладистым Абу Мазеном на посту главы палестинской администрации, Вашингтон и Тель-Авив рассчитывали навязать палестинцам выгодные Израилю условия прекращения конфликта. Шарон в мае провел две встречи с Абу Мазеном и пошел на частичное ослабление блокады палестинских территорий и освободил сотню палестинских заключенных.
Реализацией плана, изложенного в «дорожной карте», решил заняться лично Буш. 1 июня он отправился на Ближний Восток, в Египет, в курортный город Шарм-эль-Шейх, где собрались лидеры Египта, Саудовской Аравии, Иордании и Бахрейна. Буш попытался заручиться их поддержкой «дорожной карты» и призывал их отказаться от поддержки интифады, то есть палестинского сопротивления израильской оккупации. Он демагогически говорил о недопустимости того, чтобы «горстка террористов разрушала будущее палестинского народа». Чтобы склонить этих, в общем, послушных Вашингтону арабских лидеров к поддержке навязываемых палестинцам условий урегулирования, Буш даже подверг критике политику израильских поселений на палестинских территориях, объявив это нарушением норм международного права. А Шарон накануне встречи в Шарм-эль-Шейхе, подыгрывая Бушу, заявил о готовности ликвидировать 17 «незаконных» израильских поселений на Западном берегу и в секторе Газа. Но ведь всего таких поселений 160!
Из Шарм-эль-Шейха Буш 4 июня отправился в иорданский город Аккаба, где провел переговоры с Шароном и Абу Мазеном. Вначале он встретился с каждым из них в отдельности, затем состоялась трехсторонняя встреча. Единственное, что удалось выжать Бушу из Абу Мазена, — это призыв к прекращению интифады. А Шарон повторил свое обещание ликвидировать «незаконные» израильские поселения на палестинских территориях. Буш, со своей стороны, обещал направить на Ближний Восток своего личного представителя, чтобы помогать Шарону и Абу Мазену вести переговоры. Но переговоры эти заранее обречены на провал, ибо Буш, Шарон и Абу Мазен явно недооценивают решимость палестинцев покончить с израильской оккупацией своих земель и создать свое подлинно независимое государство.
О своей решимости продолжать вооруженную борьбу за полное освобождение оккупируемых Израилем палестинских земель заявили руководители «ХАМАС», «Исламский джихад», «Бригада мучеников аль-Аксы», «Национальный фронт освобождения Палестины» и некоторые другие организации. Лидер «ХАМАС» эль-Раитисси после встречи с лидерами этих организаций заявил 7 июня, что они продолжат бойкотировать премьера Абу Мазена, если он не откажется от обещаний, данных Шарону в Аккабе. «ХАМАС» также прервала с ним переговоры о прекращении огня против Израиля. А на следующий день три палестинских боевика застрелили четырех израильских солдат на дороге между Израилем и сектором Газа. О причастности к этой акции заявили «ХАМАС», «Исламский джихад» и «Бригада мучеников аль-Аксы».
С другой стороны, против уступок палестинцам выступают экстремистские силы в самом Израиле, особенно израильские поселенцы. Они проводят демонстрации протеста и прозрачно намекают Шарону, что его может постичь участь премьера Ицхака Рабина, убитого экстремистом в 1995 году за уступки палестинцам. Даже не специалистам по Ближнему Востоку ясно, что мирное решение палестино-израильского конфликта невозможно, пока Израиль не выведет полностью свои войска со всех оккупированных арабских территорий, не ликвидирует все израильские поселения на Западном берегу и в Газе, не решит проблему палестинских беженцев и не согласится на создание подлинно независимого Палестинского государства.