От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
02.06.2003 13:16:22
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Питерский либеральный сайт (*+)
http://www.peter-club.spb.ru/index.html
http://www.peter-club.spb.ru/art/krivoshein3.html
Стиль «историческая память»
У нас с памятью всегда было что-то не то: периодически мы страдаем острыми приступами амнезии. Страдаем коллегиально, точнее, чтобы соблюсти историческую достоверность не так давно минувших дней, страдаем коллективно. И коллективно же впадаем в расслабленное состояние любви к садисту, настоящему террористу, державшему в заложниках шестую часть Земли. Можно сказать, коллективный Стокгольмский синдром налицо. Можно понять французских патриотов, которые любили Сталина за победу над «бошами». Можно понять, что французские коммунисты и социалисты из политической конъюнктуры пропагандировали сталинский режим, какое им в сущности было дело до русских, гниющих в лагерях на благо процветания их же, коммунистической, пропаганды… Но как понять исподволь, вкрадчиво и окольно реабилитирующую Сталина, Жданова и т. д. волну фильмов, заполонившую сегодня экраны отечественных СМИ... В Париже в изд-ве "Belfond"- Paris, тир 50 000 тыс.только что вышла книга «Pieges par Staline», снят фильм. Впечатление о фильме «Pieges par Staline» читайте в нашем журнале.
Ксения Кривошеина
«Заманенные Сталиным»
(Впечатления о фильме «Pieges par Staline»)
Франция готовиться к 5марта, -- 50 лет тому назад умер Сталин. Телевидение по разным каналам покажет много фильмов, но не «Кубанских казаков» и «Падение Берлина», а документальных и исторических.
Во Франции, как ни в одной стране Европы, левая, «прогрессивная» интеллигенция почитала и обожала Сталина. В 1949 году ко дню рождения Сталина, к его 70-летию, при участии Поля Элюара, композиторов Пьера Венера и Жозефа Косма, знаменитого фотографа Робера Дуано, Луи Арагона -- был сделан фильм «Человек, которого мы больше всего любим». Документальная кинохроника переносит нас во Францию послевоенную, голос Элюара за кадром рассказывает, как в среде рабочих, крестьян и интеллектуалов готовятся подарки «самому любимому из всех людей человечества».
Вот крестьяне связали сотни шерстяных носков, выточили деревянные сабо, изготовили рамочки из дерева, а рабочие постарались сверхурочно упаковать посылки сувениров, а сами сделали скульптурки мишек из цветного металла, и все -- тов. Сталину. Перед нами возникает Морис Торез на фоне огромного портрета Сталина в до отказа набитом зале восторженными слушателями коммунистами, он произносит речь во славу «великого кормчего», все стоя аплодируют, на глазах слезы радости и умиления. Крестьяне собирают десятки сотен подписей ко дню рождения вождя в украшенные альбомы, на их страницах слова любви и благодарности... и так далее в течении 19 минут кино.
Если бы не то, что фильм снят во Франции, начинаешь себя немножко пощипывать и думаешь -- не сошел ли ты с ума, а может быть, это все театральная постановка? На последних президентских выборах в мае 2002 года и последующими за ними парламентскими, французы, наконец, избавились от социалистов и компартии. Долгие десятилетия страна жила под нажимом и диктатом коммунистических профсоюзов и социалистической цензуры на телевидении и в прессе. Франция стала оправляться и наконец-то входить в русло реформ.
Исторический фильм во славу Сталина, о котором шла речь выше, был показан вновь 6 февраля в Париже. Но именно как контраст к основному просмотру новой документальной ленты «Заманенные Сталиным» (производство студии «Амперсанд»). Это фильм, который молодой режиссер Никола Жалло и его напарник Кзавье Делё в течении двух лет снимали колеся по просторам России, наконец готов. Авторы постепенно входили в тему и сами не ожидали, что она их так захватит. Перед ними предстали трагические судьбы. Они нашли выживших, не пропавших в лагерях русских-французов, которые после войны, по заманке «Человека, которого мы любим больше всего», на гребне именно той эйфории и желания быть в пользу своей родине, вернулись в 1946-48гг. в СССР. Эти русские и французы поверили Сталину, их было много, около 10 000 тысяч, сразу после войны, и потом вторая волна в 1956-57гг. Все они приехали по зову сердца и крови, истосковавшись по просторам земли русской, и многие попали непосредственно в эту землю. Кто-то выжил, кому то чудом удалось остаться незамеченными НКВД, а кто-то погиб в лагере. Уговоры или предупреждения перед отъездом в СССР на этих людей не действовали, а если им говорили, что Россия усеяна, как оспой, лагерями, и вы едете на гибель, -- люди затыкали уши. Ведь «Человек, которого мы больше всего любим», объявил амнистию всей Белой эмиграции, он открыл церкви, вернул погоны офицерам, распустил Коминтерн, отменил Интернационал (как гимн), поднял тост за великий русский народ, а главное -- он воевал с Черчиллем, Рузвельтом и де Голлем против Гитлера.
Эмиссары, которые приезжали во Францию из СССР, уговаривать вернуться, были людьми уважаемыми и известными (И.Эренбург, поэт К.Симонов и его жена, киноактриса Серова, Любовь Орлова... и почтенный епископ, кажется Рязанский). Говорилось и верилось, что теперь будет всё иначе! А как иначе -- никто не знал.
Рёне Вианше-Соклакова, Нина Базилина, Глеб Ратинский, Люси Брюссел, Никита Кривошеин, Алексей Сосинский, Ольга Вишневская -- они в этом фильме, но многие за кадрами и ещё живы, всё помнят и рассказывают.
«Представим себе, что вторая мировая война закончилась иначе, и Рейх вышел триумфальным победителем (что, конечно страшно себе представить и не хочется об этом даже думать); представим себе, что в этой ситуации, на гребне победы Гитлера, эмигранты антинацисты такие, как Брехт, Ремарк, Марлен Дитрих или Томас Манн, добровольно вернулись бы в Германию. Эта выглядело бы несуразно и парадоксально! Но, именно так и произошло с русской эмиграцией, вернувшейся в сталинскую Россию», -- так говорит один из участников фильма Никита Игоревич Кривошеин. Родился он в Париже, а в возрасте 14 лет вместе с родителями оказался в СССР. Отец его, блестящий французский инженер, герой Сопротивления, узник Бухенвальда, был арестован в Ульяновске по возвращению на родную землю предков в 1949г... в свою очередь Никита сменил его на нарах в 1957г.
Заманенная Сталиным молодая француженка Рёне Вианше, она до сих пор живёт в глухой деревне. Как только она пересекла границу в 1947г. у неё отобрали все документы, и она с детьми, русским мужем (который её сразу бросил) без единого русского слова оказалась в просторах России. Мешая русскую речь с полузабытым французским, она рассказывает, как она пыталась годами вырваться обратно в любимую Францию. Её окружал ужас незнакомого страшного быта, подозрительность людей и понимание, что если не вжиться в этот кошмарный, сумасшедший дом, то сама пропадёшь. Она гладит натруженными руками полу стертые фотографии «своей мамочки», которая умерла, так и не увидев свою обожаемую Францию. Горло перехватывает спазм, слёзы, слушаешь рассказ Рёне и понимаешь, что эти невинные, заманенные, обманутые Сталиным люди были подсобным материалом, как впрочем и сотни тысяч других в его дьявольской игре. «Человек, которого любили больше всего», сумел заманить невинных и погубить их жизни своей дьявольской игрой в доброго папу.
«Без суда и без закона
он убил три миллиона
и его живые полюбили»
Это несколько строчек из подлинной песни блатных в лагере. Страна Советов в которую попали русские французы встретила их зазеркальем, многие стали задавать себе вопросы: «кто же на самом деле сумасшедший? Все вокруг, я сам или наоборот?» Страх парализовал всех, машина по уничтожению русских людей была сходной с гитлеровскими застенками. Может быть, сравнение в фильме, что Гитлер и Сталин были передравшимися сиамскими близнецами, не так уж далеко от истины...
Мы перешагнули в следующий век, молодежь во Франции, стабильной и богатой, до сих пор полна революционных настроений, им грезятся разрушения и революции, но на это нет уже тех денег, которые отпускались когда-то компартией Франции с подкормкой КПСС и нет тех эмиссаров от страны советов, уговаривающих кого-либо вернуться к русским березкам. Прошли и 46-ой, и 56-ой, и 68-ой годы, все изменилось и многое хочется понять, но многое ли можно простить «человеку, которого мы любили больше всего на свете».
Когда он умер в 1953 году, в церквах во всем СССР служили длинные панихиды по полному чину, «со святыми в упокой...». Сегодня мы будем праздновать 50 лет со дня его смерти и радуемся, что тень этого злодея больше не нависает над миром.
====================