На форуме проходили постинги по концепции ведущего советского физиолога
И.Аршавского и П.Кузнецова отнсоительно принципов
(энергетическо-физиологического) развития систем типа жизнь.
Вот в каких терминах тут обсуждается "упорствование индивида в
самосохранении и развитии", то есть conatus
1). Отрывки из работ П.Кузнецова (полностью см.на сайте)
pobisk.narod.ru
Также его подход по теме см.коротко - в ст. "Происхождение жизни и
законы
термодинамики" во 2 томе Философской энциклопедии (статья"Жизнь"),
т.наз."голубой пятитомник"(М, 1968)
также
Кузнецов П. Г. Искусственный интеллект и разум человеческой популяции. -
В кн.: Александров Е. А. Основы теории эвристических решений. - М.,
1975.
...интересы автора ориентированы на выяснение термодинамических
особенностей всей совокупности явлений жизни, пришлось искать такое
расширение понятий физики, которое бы включало явления жизни в
физическую теорию. Классическая термодинамика не включает в теорию
понятие "время", а оно существенно для эволюции. Включение понятия
"время" в термодинамику приводит к производным по времени от понятий
термодинамики. Так мы переходим от понятия "свободная энергия" к понятию
"поток свободной энергии".
Работая с понятием "поток свободной энергии", мы можем рассматривать три
класса физических систем: с уменьшением потока свободной энергии, с
сохранением потока свободной энергии и с ростом потока свободной
энергии.
В системах с сохранением потока свободной энергии, являющихся открытыми,
входящий поток энергии равен выходящему потоку свободной энергии. Теория
этого класса термодинамических систем и была первой, основополагающей
работой Г. Крона в 1930 г. [23]. Фактически эта теория утверждает
инвариантность потока энергии или инвариантность мощности. Постулат об
инвариантности мощности не может быть обоснован никакой логической
теорией. Он говорит о свойствах некоторых систем физической реальности.
Этот постулат не доказывается, а принимается как свойство природы, если
существуют явления природы, которые не противоречат введенному
постулату. Развитая Г. Кроном теория таких систем оказалась теорией
сохранения или существования живых систем. В экономических явлениях
инвариантности мощности соответствует режим простого воспроизводства.
Рассматривая системы с ростом потока свободной энергии, мы можем
рассмотреть закон движения таких систем, разлагая величину мощности в
ряд по возрастающим степеням времени (или в ряд Тейлора, как это сделано
в работе Б. Г. Кузнецова(2)).
...
Эта точка зрения вытекает как логическое следствие из наших прежних
работ по термодинамическим особенностям биологических и
социально-экономических систем. В настоящее время почти все согласны,
что имеются такие свойства эволюции биологических систем, которые не
следуют или не вытекают из закономерностей, которыми мы описываем
явления неживой природы. Это отличие иллюстрирует схема, приведенная на
рис. 1 [3].
Эта схема демонстрирует класс систем, которые эволюционируют от
равновесия, т. е. системы, у которых способность совершать работу или
вызывать изменения в окружающей среде не уменьшается с течением времени.
Этот принцип и служит эвристическим признаком для выяснения понятия
"цель" в системах с "целенаправленным поведением".
литература
2. Кузнецов Б. Г. Физика и экономика, М., "Наука", 1967.
3. Казначеев В. П., Кузнецов П. Г. О некоторых вопросах теоретической
биологии. - В кн.: Вопросы патогенеза и терапии органосклерозов,
Новосибирск, 1967.
...
23. Kron G. Generalised theory of electrical machinery. - AIEE Trans.
1930, v. 49, ? 4, p. 666-685.
____
Система Природа - Общество - Человек
Устойчивое развитие
Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е.
Глава 5
БИОЛОГИЯ
КАК НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
В открытых системах мы сталкиваемся с существенно неравновесными
состояниями, параметры и свойства которых, вообще говоря, суть
функции времени. В связи с этим применение представлений
классической термодинаики к неравновесным системам представляет
собой самостоятельную проблему, решение которой и является
предметом ТЕРМОДИНАМИКИ НЕОБРАТИМЫХ ПРОЦЕССОВ". c.50
(А.Б.Рубин. Термодинамика биологических процессов, 1976)
...
Хотя обмен веществ и считается одним из признаков жизни - это правда, но
не вся правда. Результат обмена веществ имеет два противоположных
результата:
· либо следствием обмена веществ является УВЕЛИЧЕНИЕ СВОБОДНОЙ
ЭНЕРГИИ,
· либо следствием обмена веществ является УМЕНЬШЕНИЕ СВОБОДНОЙ
ЭНЕРГИИ.
2. Принципиальные различия
В эволюции неживой природы, предшествовавшей возникновению жизни,
доминировали процессы УМЕНЬШЕНИЯ СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ, что приняло форму
ВТОРОГО ЗАКОНА ТЕРМОДИНАМИКИ. В эволюции живой природы доминируют
процессы, которые приводят к УВЕЛИЧЕНИЮ СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ, что
справедливо для всех форм жизни, включая явления ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Указывая на особенность обмена веществ между живой и неживой природой,
мы выделяем как фундаментальный факт, не доступный объяснению
классической термодинамикой, - факт РОСТА СВОБОДНОЙ ЭНЕРГИИ, связанной
с живым веществом. Ничего сверхъестественного здесь не происходит, так
как планета Земля находится под непрерывным воздействием ПОТОКА
ЛУЧИСТОЙ ЭНЕРГИИ, величина которого весьма велика: 1,5 квт на кв. метр
перпендикулярно по отношению к излучению Солнца.
...
7. Постулаты Бауэра и автоколебания
Фактически вся теория явлений органической жизни базируется на двух
ПОСТУЛАТАХ, выдвинутых еще в 30-х годах Э.С.Бауэром: 1) постулат
УСТОЙЧИВОЙ НЕРАВНОВЕСНОСТИ; 2) постулат МАКСИМУМА ВНЕШНЕЙ РАБОТЫ
....
(из итоговых постулатов)
Сущностью эволюции косного вещества как целого является принцип
диссипации свободной энергии: способность к совершению внешней работы с
течением времени Pк уменьшается, а мощность потерь Gк увеличивается.
Pк (t) [L5 T-5]; Gк (t) [L5 T-5].
Косное вещество планеты - хроноцелостная открытая неравновесная
диссипативная система, когда прошлое, настоящее и будущее есть одно
реальное органичное целое.
Сущностью эволюции живого вещества как целого является принцип
устойчивой неравновесности. В соответствии с принципом: живое вещество -
хроноцелостная открытая неравновесная антидиссипативная система, где
способность к совершению внешней работы Pж с течением времени не
убывает, а мощность потерь системы в целом Gж не увеличивается.
Pж (t) >= 0; Gж (t) <= 0.
3.3. Конкретные живые системы как составные части живого вещества
(конкретные организмы и надорганизменные структуры) в процессе своего
существования (жизни) проходят два этапа.
Этап 1. С момента рождения и до климакса (стагнации) - доминирование
антидиссипативных процессов удаления от равновесия.
Этап 2. С момента климакса и до смерти - доминирование диссипативных
процессов приближения к равновесию.
=======
2. Аршавский
В физиологии и теории развития организма применим "принцип
гиперкомпенсации". Универсальный механизм адаптации и развития младенца,
не больше не меньше.Это
исследовал проф. И.Аршавский. На форуме был короткий разговор.
Аршавский рассматривает механизмы физиологического стресса и
адаптации в раннем младенческом уровне .. Коротко тут ниже по ссылкам.
Прочими его положениями по возможности тема будет дополнена (выдержками
из монографии)
Книга с изложением всей концепции
АРШАВСКИЙ И.А. Физиологические механизмы и закономерности
индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.
еще АРШАВСКИЙ И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты
анализа закономерностей индивидуального развития организмов
file://Вопросы философии. - 1986. - ? 11. - С. 95-104.
Определение ключевого понятия адаптации из книги(стр.81) "адаптация
есть реакция физико-морфологического преобразования организма и его
частей, в результате которой повышаются его
структурно-энергетические потенциалы, т.е. свободная энергия и
рабочие возможности, а также общая неспецифическая
резистентность. Реакция эта осуществляется на такие стрессовые
раздражители среды, которые могут быть названы физиологическими,
хотя они и требуют напряжения и обязательных энергетических трат.
Эти стрессовые раздражения называем физиологическими потому, что
вызываемые ими энергетические затраты окупаются
приобретениями...осуществляется переход развивающегося организма на
новый более высокий уровень потенциальных рабочих
возможностей... реакция, в результате которой
повышаются"негэнтропийные возможности"организма...
Если же происходит обратный процесс(ди-стресса, патологического
стресса),то организм в результате процесса адаптации теряет
свою"свобожную энергию" и приближается к состоянию равновесия, а не
удаляется от него
краткий пересказ одного из положений книги
... http://www.ctmed.ru/medicine/asmu/patophis/need/need3.html
Учение о стрессе И.А.Аршавского Кроме стрессовых реакций, изучены
реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что
если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном
воздейсткии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает
и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую
устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию
ученый-физиолог И.А.Аршавский определяет как "физиологический
стресс" в отличие от повреждающего "патологического стресса".
Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в
момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На
протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при
температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент
рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 20-
22 градуса. По мнению И.А. Аршавского [2], жизнью организма, его
ростом и развитием управляет двигательная активность.
Интервью с профессором И.А.Аршавским
Известный российский физиолог Илья Аршавский впервые в мире создал
лабораторию физиологии развития. Он обнаружил, что с середины 60-х
годов резким образом стал расти слой "пограничных", или
физиологически незрелых, детей. Физиологическую незрелость нельзя
сводить к недоношенности - это некая сумма объективно регистрируемых
биологических показателей. Сейчас в Москве более 95% детей рождаются
физиологически незрелыми! А это значит, что они несут в себе
потенциал некоторых будущих болезней, но при этом существует
возможность перевести их в "норму". Эта проблема сейчас остро встает
не только в России, но и во всем мире:
...
> На форуме проходили постинги по концепции ведущего советского
физиолога
> И.Аршавского относительно принципов
> (энергетическо-физиологического) развития систем типа жизнь.
> Вот в каких терминах тут обсуждается "упорствование индивида в
> самосохранении и развитии", то есть conatus
>
>
> В физиологии и теории развития организма применим "принцип
> гиперкомпенсации". Универсальный механизм адаптации и развития
младенца,
> не больше не меньше.Это
> исследовал проф. И.Аршавский.
> Аршавский рассматривает механизмы физиологического стресса и
> адаптации в раннем младенческом уровне .
> Прочими его положениями по возможности тема будет дополнена
(выдержками
> из монографии)
>
> Книга с изложением всей концепции
> АРШАВСКИЙ И.А. Физиологические механизмы и закономерности
> индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.
>
>
Ниже избранные отрывки этой из книги 1982г с краткими комментариями-
курсив мой. Выделены в основном места, относящиеся к теме "активного
упорствования в самосохранении и укреплении существования"
в продолжение ( см. в предыдущем постинге) определений стр.(81) об
физиологическом и патологическом стрессах
(97) те условия, к которым организм адаптируется, вовсе не являются
активной стороной процесса. Напротив, дело выглядит так, что "организм
уже в состоянии плода как бы активно устремляется к взаимодействию с
существенно новыми для него условиями среды. Новые условия должны иметь
характер более интенсивной формы физиологического стресса, чтобы
дальнейшее негэнтропийное развитие могло продолжаться. Проблема
разрешается рождением, и организм начинает взаимодействовать"...уже с
совершенно новыми для него условиями среды.
Плод не рожают, он -рождается., рождает-себя -вот какой акцент диктует
этот подход.
(57)"живая система, т.е. организм, возникает сразу после оплодотворения
яйцеклетки, в связи с чем будет оставлено представление о каком бы то
ни было "системогенезе". Системогенез -модное, но внутренне
несогласованное понятие. Вместо это вводится понятие "дннамической
(физиологической) системы" (там же), представляющей целостный тип или
интегированное единство функций.
(Здесь происходит смычка с предложенными Выготским и Бернштейном
понятиями "психологической" и "динамической" системы, но суть в том, что
Аршавский вводит его в пре-натальном периоде, до рождения ребенка . Тем
самым намечен контур единой динамической и системной
физиолого-психологической концепции развития человека ,его тела и
души-СП).
Наряду с хорошо известным понятием гомеостазиса вводится еще одно,
парное ему, понятие _гомеорезиса_, т.е. способности сохранения
целостности не только существующего в статике, НО И РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ
ОРГАНИЗМА.
(105) Аршавский рассматривает и термин "совершенство"(и тем самым
отвергает телеологический взгляд на развитие человека) . Обычное
употребление этого слова предполагает наличие эталона, к которому. как к
цели, направлено развитие системы и достижение которого, совпадение с
ним означает соответствие "совершенному", взятому за образец,
состоянию. Аршавский говорит таким образом "во все возрастные периоды
,начиная с зиготы, организм является совершенным и зрелым, если его
функции адаптивно соответствуют календарному возрасту и специфической
среде, с которой он должен взаимодействовать". Противоположное состояние
является не нормой, а уже началом патологии, и его называют
физиологической незрелостью. Отсюда вывод (там же) -если по какой-то
причине крайне недоношенный ребенок появится на свет весом 1000ги в
календарном возрасте 7 и менее месяцев, но при этом будут организованны
(искусственно конечно) условия среды, имеющие характер физиологического
стресса, то прогноз будущего развития для такого недоношенного
оказывается лучше, чем для переношенного и "перекормленного", обычным
образом рожденного младенца весом 3000г,но -физиологически незрелого.
Поэтому обычные современные критерии, оценивающие уровень физического( а
стало быть, и общего)развития ребенка по размерам и весу -это опасный и
вредный предрассудок.
<Проблема голыша> и "энергетическое правило скелетных мышц"
по Аршавскому, полная оголенность и беззащитность поверхности
человеческого тела у младенца имеет очень простой и одновременно
"глубокий адаптивный физиологический смысл"(110). Он заключается в
большей величине поверхности рецептивного поля. Тем самым чисто
рефлекторно через центры иннервации стимулируется активность
мускулатуры младенца(повышенный мышечный тонус. Чем выше - а разумных
пределах, диктуемых границами физиологического стресса = интенсификация
активности скелетных мышц ребенка - тем благоприятней перспективы роста
и развития его в ближайшем будущем. Происходит как бы разгон по спирали
через ветви затраты энергии и "индукции" свободной энергии организмом со
все возрастающим прибытком.
Для раннего детства ведущий фактор развития прекрасно описывается в
рамках этого "энергетического правила скелетных мышц". (Любопытны данные
об относительном весе мышц в общем весе организма - у младенца 20проц, у
взрослого - 45проц).
Согласно этому правилу, специфические особенности функционирования мышц
определяют особенности энергетики на уровне целостного организма и
тканей. Этот принцип имеет всеобщий характер, наиболее ярко проявляется
в период новорожденности (он становится тут "центром динамической
системы"), но это не означает, что до и после него он не работает как
фактор развития. Так, у эмбриона двигательная активность является формой
адаптации к ограниченной поверхности плаценты, через которую происходит
снабжение плода питательными веществами и кислородом. Объективно
обусловленная элементарной нехваткой пищи и"горючего"
активность направлена на получение этих веществ и энергии(плод "добывает
себе пищу). Постольку поскольку имеет место ситуация физиологического
стресса, адаптация плода является не просто подлаживанием
.приспособлением к обуславливающим его развитие условиям среды. Это
активная адаптация системы (вторая сшивка узловых понятий с Выготским -
у того в аналогичных условиях работает "компенсация" и
"гиперкомпенсация" - СП).
В общем плане. Это означает. что система-организм заново себя
восстанавливает "с избытком". утверждает себя не возвращением к
исходному состоянию, а самообогащением в структурном и энергетическом
выражении(242). Работа, именно в физическом плане выраженная затрата
энергии у живых систем - с самого их возникновения - это не фактор
диссипации , скатывания к состоянию равновесия(как у неживых систем), а
фактор, определяющий и их эволюцию, и направление этой эволюции (от
состояния равновесия). Ведущим и первичным в эволюционных
преобразованиях являются прежде всего сам организм, способность его
осуществлять адаптивную модификацию, адекватно соответствующую характеру
новых, меняющихся условий среды, с которыми он начинает активно
взаимодействовать(250)
Проблема периодизации развития и его этапы
(46)Основа подразделения развития на несколько этапов и, самое главное,
причины перехода от одного этапа к другому усматриваются в "качественно
неоднозначном способе взаимодействия с соответствующими условии среды"
на каждом из этапов.."Не изменения среды на переломных этапах
индивидуального развития обуславливают переход с одного возрастного
этапа на последующий, а изменение самого развивающегося организма
требует новых форм ее(среды -СП)и обуславливает преобразование форм
взаимодействия сними". На переломных этапах осуществляется переход из
одной физиологической меры в другую, качественно отличную,
соответственно изменяется и обмен веществ, и т.д.
Конченой причиной такого перехода является ограниченность источников
энергии и веществ.