От Георгий
К И.Л.П.
Дата 26.03.2003 01:12:27
Рубрики Россия-СССР; Ссылки;

В чем мерзопакостность этих статей.

Вот тут недавно критик Рассадин написал книжку про поэтов.

И тут же рецензия.
Типа, назвал большими поэтами Твардовского, Смелякова и еще кого-то.
"Да все эти "большие" поэты не стоят одной строчки Вертинского "Ваши пальцы
пахнут ладаном" ".

?????????????!!!

И это при том, что я Вертинского очень люблю. Но как-то мне не приходило в
голову считать, что...



От И.Л.П.
К Георгий (26.03.2003 01:12:27)
Дата 26.03.2003 11:30:08

Re: Согласен. Это - ложное противопоставление

Но меня интересует не это. Высоцкий - социальное явление, а не просто поэт или актер. Другие актеры и поэты были не хуже, а то и лучше, но никто из них не стал Высоцким.

Чем именно Высоцкий "подкупал" людей позднесоветского общества? Что роднило его с ними? (Казалось бы: муж Марины Влади, выездной, на "Мерседесе" ездит - ничего общего с "простым советским человеком", но что-то ведь было?) В статье есть попытка ответить на этот вопрос. Насколько я помню, эта тема в том или ином контексте уже обсуждалась на Форуме, но четкого ответа найти так и не удалось.


От Сепулька
К И.Л.П. (26.03.2003 11:30:08)
Дата 28.03.2003 13:15:08

В который раз о Высоцком

не будем разбираться со вкусами людей (иначе это будет в очередной раз спор о том, что лучше: клубника или малина).
Давайте попробуем выделить какие-то объективные причины того, почему Высоцкий был (и по некоторым данным остается) очень популярным поэтом.

>Чем именно Высоцкий "подкупал" людей позднесоветского общества? Что роднило его с ними? (Казалось бы: муж Марины Влади, выездной, на "Мерседесе" ездит - ничего общего с "простым советским человеком", но что-то ведь было?) В статье есть попытка ответить на этот вопрос. Насколько я помню, эта тема в том или ином контексте уже обсуждалась на Форуме, но четкого ответа найти так и не удалось.

1. Язык. Судя по тому, как "разошлись" его песни на пословицы и поговорки, Высоцкий сумел в своем творчестве зафиксировать народный русский язык второй половины XX века.
2. Необычность строения стихотворения: почти каждое стихотворение - маленький сюжет с завязкой, кульминацией, развязкой и очень яркими, выпуклыми характерами.
3. Жизненность характеров людей в стихотворениях. Узнаваемость. Жизненность ситуаций. Т.е. практически, зафиксирован народный характер, жизнь (работа, быт, отдых) советского человека второй половины XX века.
4. Самое, пожалуй, труднодоказуемое и "призрачное": зафиксированы русские ценности: Правда (напр. "Песня микрофона"), борьба за правду, стойкость в борьбе за правду и проч. Воля, стремление к воле, борьба за волю. (Да, эти ценности способствовали разрушению советского строя, который также являлся порождением русского характера и русских ценностей, но это диалектическое противоречие)

Вот такие у меня мысли о причинах популярности и, в общем-то, объективной ценности творчества Высоцкого.

От И.Л.П.
К Сепулька (28.03.2003 13:15:08)
Дата 28.03.2003 14:43:05

Re: Хорошо сформулировано!

Пожалуй, мало кто на форуме формулировал так точно.

Интересно использованое вами понятие "воля". Мне это понятие кажется очень важным. Это то, чего многим и впрямь не хватало при советском строе.

Это, конечно, не узаконенные "права и свободы" в западном понимании. Этого и сегодня многим "даром не надо". Это именно "вольная воля" - возможность освободиться от законов и ограничений (строго регламентированный порядок западной демократии - абсолютная противоположность этому).

Это стремление, не ограниченное теми или иными ценностями, не направленное сознательно в определенное русло, обладает серьезной разрушительной силой, не единожды ударявшей по России. Эдакая "революция гунна", как ее определял С.Г. Кара-Мурза.

Думаю, что именно этим Высоцкий вызывал подозрения у "застойных" властей. Ведь ни диссидентом, вроде Новодворской и других, ни убежденным антисоветчиком он не был. Интуитивно чувствовалось, что он будит какую-то стихию, с которой неясно, что делать. Отсюда и "взрывная" популярность.

К сожалению, после такого "взрыва" энергии наступает апатия масс, которой могут воспользоваться (и пользуются) политические авантюристы и мародеры.