От self
К Pout
Дата 31.01.2003 20:56:49
Рубрики Крах СССР;

сбросьте в копилку исходник


Pout пишет в сообщении:85471@kmf...
> это надо бы в красивом виде, в ХТМЛ выложить, а не просто текст. Строже
> надо.
>
>
> Контестация на поле"духовного" великого русского поэта

или мылом вышлите
куда выкладывать предполагается?



От Pout
К self (31.01.2003 20:56:49)
Дата 02.02.2003 09:59:22

А.Панченко. Из радиоцикла "Русская религозность"


self сообщил в новостях следующее:85528@kmf...
>
> Pout пишет в сообщении:85471@kmf...
> > это надо бы в красивом виде, в ХТМЛ выложить, а не просто текст.
Строже
> > надо.
> >
> >
> > Контестация на поле"духовного" великого русского поэта
>
> или мылом вышлите
> куда выкладывать предполагается?
>
>
да просто такой текст стОит в красивом виде читать, а не в
виде"слепого текста". Файл в Копилке

https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Presnja/Obt041_1.htm

Еще один отрывок из передач этого цикла - из передачи про Мать
Сыру-Землю. Из других передач вспоминается очерк о царе Иване Грозном
как личности. Называлась"Ангел грозный воевода". Это такой канон (вид
церковного песнопения), сочиненный царем Иваном называется. Он его ввел
в обиход церковных служб, его пели в определенные дни. Авторство нарочно
скрыл(автором заявлен"уродивый Порфирий").
Были и другие передачи из этого цикла мощные по идеям. Про русское
отношение к деньгам и богатству, например. И еще по ТВ он записал ряд
лекций на сходные темы,их несколько раз показывали, кажется по каналу
"Культура". Некоторые другие тексты и интервью Панченко выложены на
Гумилевике. Он с Львом Николаевичем был дружен. Там его позциия по
современности ясней выражена, а в лекциях другое на перовм плане. Это
скорее проповеди, но не дидактические, а увещевательные, глубоко
религиозного человека, который много знает и болеет за Родину

========

Панченко продумал цикл радиопередач . Цикл назывался "русская
религиозность". Он даже продумывал музыку для своих передач.

Александр Панченко: Родительница твоя и земля как бы равны, в правах
материнства. Об этом есть много прекрасных слов в наших духовных стихах.
Вот, например, жалобы земли.
Как расплачется и растужится,
Мать сыра земля перед Господом,
Тяжело-то мне, Господи, под людьми стоять,
Тяжелей того людей держать.
Людей грешных, беззаконных.

Это - жалобы матери, хранительницы нравственного закона, хранительницы
общечеловеческой правды, которая умолилась и склонилась перед кривдой.
Жалобы о непутевых детях.

А вот еще три строчки из другого духовного стиха о трех матерях всякого
человека. Причем, духовные стихи, это поздний жанр. В 17 веке только
зародился.
Первая мать - пресвятая Богородица,
Вторая мать - сыра земля,
Третья мать - как скорбь приняла.

Скорбь приняла - это значит рожала тебя в муках. Землею клялись еще в 11
веке. О чем свидетельствует слово "Как поганые народы кланялись идолам".
Поганый - это от латинского паганус. В античные времена это слово
означало провинциала, которого презирали гордые граждане Рима. А
христианские - язычника. Так вот, в этом слове читаем: "Некто же кусок
дерна на главу возложив присягу творит". С землею прощались, причем,
именно как с матерью.
Сохою острою, расплывчивой,
Что ни катом тебя я укатывала,
Нерядливым гребнем чесывала,
Рвала грядушку боронушкой тяжелою,
Со железным зубьем, да ржавым,
Прости, матушка питомая.

Причем, матушку гребнем надо чесать, а она - железными зубьями рвала ей
грудь. И все это входит в обряд исповеди земле, для русского простого
человека некогда такой же естественной, даже обязательной, как церковная
исповедь в великий пост.

Александр Панченко: Ряд, касающийся русских верхов и свидетельствующий,
что чрезвычайно важно, об общенациональном, а не только простонародном
сознании, можно умножать и умножать. К этому ряду принадлежит и Велимир
Хлебников, именовавший себя Председателем земного шара с его знаментой
апофегмой: земля отпоет. И наш старший современник, автор прекрасного
стихотворения:
Постелите мне степь,
Занавесьте мне окна туманом,
В изголовье поставьте ночную звезду.

Итак, земля-мать и к ней мы все возвращаемся. И все к ней вернемся. Ее
нельзя обижать и, что очень важно, нельзя делить. Как же мать разделить?
Мать неделима, и земля неделима.

Александр Панченко: Знаменитый нестяжатель, то-есть противник
монастырского землевладения преподобный Нил Сорский, его прозвание - по
реке Сорке, где он основал скит, завещал (он умер в первые годы 16 века)
бросить его тело на земле. Впрочем, зная, что все равно не послушаются и
погребут, настаивал, в этом случае, на самой простой могиле. А
преподобный Нил, между прочим, происходил из боярского рода Майковых. А
знаменитый святлейший князь Потемкин-Таврический, покоритель Новороссии
и Крыма? Он был из религиозной семьи. Из смоленских дворян. Два
представителя этой семьи, Спиридон и Ефрем, еще в 17 веке прославились
как старообрядческие писатели. Сам светлейший в юности мечтал поступить
в монахи. Мечтал стать архиреем, а потом, в годы величия и великолепия,
когда на него нападала хандра, по целым неделям валялся на постели и
читал душеспасительные книги. И вот, как он умер. Это было осенью 1791
года, на пути из Ясс в только что построенный им город Николаев. Ранним
утром, в степи, больной Потемкин приказал остановиться. "Будет теперь! -
сказал он, - некуда ехать. Я умираю. Выньте меня из коляски. Я хочу
умереть на поле". И вскоре его не стало, и веки его закрыли на вечный
сон медными монетами.


Александр Панченко: Я говорил о матери сырой земле, и мы могли думать,
что это дела давно минувших дней, предания старины глубокой. Вовсе нет.
Почему не идет земельная реформа у нас? А потому, что она не шла
никогда. Так что дело не в том, что нет идей, дело в том, что есть страх
перед земельной реформой. Отчего говорят, что пожизненное владение, но
без права наследования и так далее? И страх этот перед национальной
инерцией, которая очень сильна. Об этом нужно думать, нужно об этом
писать, чтобы люди поняли, что существуют и другие национальные инерции.
Например, у наших братьев западных славян, у поляков. Там ведь тоже был
коммунистический строй с 1945 года. Но ведь там же не было колхозов! А у
них нет мифологемы о матери сырой земле. Значит, крестьянин держался за
свою землю и коммунистическая власть вынуждена была ему эту землю
оставить. Поскольку мы живем, если говорить словами Белинского, "в
индустриальном веке", нам с этими мифологемами надо распрощаться.

==============