1 – примитив географического детерминизма уже сотни раз опровергали. 2 – Паршев не знает экономической географии, которой взялся учить.
Есть лекции Григорьева (который работает с Хазиным), как-то здесь давал ссылку на них. Они есть и на сайте Хазина. Григорьев в одной из лекций рассказывает о парадоксе сельского хозяйства и рынка. При установлении рыночной цены половина хозяйств тут же разорилось бы. Это верно по Политэкономии. Могу добавить от себя – а по Экономикс половина горожан должна умереть с голоду, тогда производители продовольствия получат максимум прибыли. Вот если бы оттуда Паршев вел свои рассуждения – расширил парадокс и на промышленность, то это и было бы грамотно и интересно. Но он решил прослыть «оригиналом». На самом деле европейцы обсуждали идеи «географического детерминизма» сотни лет, в 17-18-19 веке точно. А если брать рассуждения древних греков о географических особенностях Греции и соответствия им экономики Греции и особенно описания Геродотом Нила, где, по словам Геродота, ил лежит толстым слоем на дне моря уже за два дня хода корабля до Египта, то обсуждению географии как определяющей для экономики – тысячи лет. Как и тысячи лет экономическим парадоксам – ресурсная медицинская чистота Шумера (даже камень привозили издалека – с иранских гор, строительный лес – с Ливана, ничего не было кроме глины и тростника).
Паршев взял за определяющую среднюю температуру января (как и Гумилев). Для сельского хозяйства определяющей является карта почв и осадков. И здесь картина разительно меняется. Например, для США. Или другой пример – вся политика Латинской Америки держалась с сотню лет на протекционизме, но если рай северной Аргентины по уровню жизни превышал Швейцарию в начале 20-го века, то сегодня ее экономика – черная дыра. А ведь население Аргентины имеет национальный (= культурный) состав как европейское государство. Еще пример – европейские северные страны вполне себе экономически обгоняют южные, например, ФРГ – Францию, на которой самые роскошные условия в Европе, и именно поэтому она была сотню лет гегемоном в Европе. Но потом. . . неудачная политика превратила её во второразрядную. Зато находка месторождения железа с легирующими элементами (дешевые пушки по сравнению с бронзовыми) позволило Англии превратиться в первую державу мира. Много условий способствуют взлету и падению могущества держав.
В РФ воровская приватизация сделала невозможной сохранение состояний внутри страны и вкладывание их в бизнес. Как уже писал – команде Росатома выгоднее (им лично) строить АЭС у пингвинов, а не в РФ. Путинский мир с крупными ворами порождает невозможность борьбы с коррупцией, которая многие страны отправила на дно. Так что Паршев просто прикрывает воров и бандитов. Гайдар правильно повторял чужие слова в 90-х, что если хочешь погибели страны – приведи к власти ничтожеств (Гайдар столь не адекватен, что не понимал - слова то о таких как он). Сегодня пришло время «третьего поколения», и теперь действительно всем 314, а элита США поэтому и полезла на стены в отношении РФ. В нормальном обществе, при воспроизводстве поколений (по лет 15 каждое), одно поколение руководит, второе готовится руководить, затем первое - на пенсию, второе – руководить, начинают готовить третье поколение, затем третье – руководит, четвертое – готовится. Цикл – 30 лет (руководящее + среднее звено), Ельцин, опытный партократ, игравший под дурака, руководил, но на подходе были Путины. А за Путиными – черная дыра, дети и внуки олигархов не способные даже просто удержать украденное их предшественниками, а как только они станут не способны и дальше гнобить общество – элиту разорвут на части голодные львы. А потом львы построят свой мир – Мьянму, но с ядерными ракетами по 10 боеголовок, маневрирующими, и не сбиваемые американским ПРО. В Вашингтоне волосы дыбом. Для России - время исторического выбора. Новая элита будет уничтожена – она не подготовила третьего поколения, единственный путь спастись, у кого есть большой счет, - уехать на Запад, бизнесмены начали срочно продавать бизнес, превращать в счета семей на Западе, их потомки не способны продолжать бизнес. И тут-то Запад взял их на горло. Пришло время расплаты. В том числе для коллаборационистов, которым некуда бежать, - не на что. А дома их могут начать прибивать к крестам, - заслужили.