От И.Т.
К И.Т.
Дата 10.04.2016 23:02:32
Рубрики Россия-СССР; Манипуляция; Культура; Война и мир;

С.Г.Кара-Мурза. Маленькая добавка к теме "страхов"

С.Г.Кара-Мурза.

http://sg-karamurza.livejournal.com/228967.html

Маленькая добавка к теме "страхов"

Кажется, тема «страха Запада» интереса не вызвала, но стоит о ней подумать. Мы попали в такую ситуацию, что необходимо знать особенности «картины мира» наших партнеров, союзников и потенциальных противников. Я, например, думаю, что попытка «войти в наш общий европейский дом» вызвала очень негативную реакцию большой части населения Запада. Ведь это застарелый стереотип! Зачем было нарываться? А теперь мы опять становимся «империей зла», и это не расчет, ни логика, а чувство.
В США за период рабочих контактов (1990-1993) я замечал у дружелюбных коллег, которые охотно и интересно излагали свои представления о системах СССР, которые они изучали по нашим архивам. Но стоило задать им вопрос, самый безобидный, у них бывали приступы необъяснимого страха, и они отказывались отвечать. Как будто призрак им показал кулак.
Вот такой казус. Один из аспирантов, которые изучали нашу науку, много со мной разговаривал, все хорошо. А на симпозиуме были наши философы и с их стороны советологи. Один наш философ в своем докладе утверждал, что науки в России не было и быть не могло, т.к. православие запрещало. Кое-кто из нас поверещал, но это никто как бы не слышал. Я назавтра с этим парнем, который восхищался нашей школой (мне не чуждой), вместе завтракали за столиком. Я спрашиваю: вы тоже считаете, что в России не было науки? У него лицо вытянулось, и он говорит: «Это вопрос чреватый, это вопрос взрывчатый. Я на него не буду отвечать». При этот никто нас не слышал. Я остолбенел, не представляю, чтобы кто-то побоялся этого вопроса хоть При Сталине, хоть при Иване Грозном.
Я сдуру, приехав домой, этот пассаж вскользь изложил в статейке в «Нашем современником», никого не называя. Через год снова туда поехал, другой аспирант меня встречал и вез из аэропорта и смеялся, как я выставил того парня. Потом и он подошел, очень растроенный. Какие тонкости!
Я думаю, что у WASP до сих пор действует инерция сектантской религиозности. Они многие вещи видят в совсем другом свете, чем мы. Как пишет А. Тойнби (середина ХХ в.), «среди англоязычных протестантов до сих пор можно встретить «фундамен-талистов», продолжающих верить в то, что они избранники Господни в том, самом буквальном смысле, в каком это слово употребляется в Ветхом завете».
Значит, у них сохранился и «страх Лютера». Например, идея смерти и возрождения и по сей день составляет одну из главных тем протестантских проповедников, а в XIX в. она лежала в основе особого жанра проповедей в США — Revivals. Они превращались в массовые спектакли, на которые съезжались люди за сотню миль, в повозках с запасами пищи и постельным бельем на много дней. Осталось подробное описание одного такого сборища в штате Кентукки в августе 1801 г. На него собралось 20 тыс. человек. Проповедники доводили людей до такого ужаса, что они обращались в паническое бегство, а многие падали в обморок, и поляна походила на поле битвы, покрытое распростертыми телами. Поскольку успех проповеди определялся числом «упавших», то велся их точный учет. В один из дней число людей, потерявших сознание от ужаса, составило 3 тыс. человек.
Я не проецировал эту тему на прикладные проблемы, но мне кажется, знания таких особенностей нам необходимы. И по отношению к американцам, и к китайцам, и к таджикам. В 1958 г. мы были на целине, и у меня в бригаде были 11 китайцев. Прекрасные парни и девушки, но очень чувствительны к нюансам отношения к ним. Тогда все быстро утрясалось по молодости лет и очевидной дружбы. А сейчас так не выйдет.
Мне пришлось читать книгу о неоконах, а потом решил почитать их тексты. Это сплошь «иррациональность + страх». Я думаю, их используют, но реально разрабатывают решения неизвестные деятели, рациональные и циничные. Иначе бы США уже завязли бы в трясине.

От self
К И.Т. (10.04.2016 23:02:32)
Дата 20.04.2016 13:57:19

росточки рациональности шопотом

>Мне пришлось читать книгу о неоконах, а потом решил почитать их тексты. Это сплошь «иррациональность + страх». Я думаю, их используют, но реально разрабатывают решения неизвестные деятели, рациональные и циничные. Иначе бы США уже завязли бы в трясине.

хоть одна важная для понимания нынешней ситуации реплика прозвучала

От И.Т.
К И.Т. (10.04.2016 23:02:32)
Дата 13.04.2016 00:44:33

Комментарий в ЖЖ. komitet_2012: не совсем понятно

http://sg-karamurza.livejournal.com/228967.html?thread=8789607#t8789607

From: komitet_2012 Date: Апрель, 12, 2016 04:45 (UTC) (Ссылка)

не совсем понятно

Для полноты картины и выводах об устойчивых "страхах" желательно было бы повторить опыт с вопросом и сравнить - изменилось ли что-нибудь за последние 25 лет.
Может та реакция американского аспиранта начала 1990-х - это проявление инерции "холодной войны", а сейчас он был бы более и "бесстрашно" откровенен и циничен?

В этом случае с аспирантом осталось непонятным - вопрос задавался приватно ("никто нас не слышал"), но о нём, как оказывается, узнало множество людей (т.е. аспирант или отчитался о беседе потом кому надо, или разговор прослушивался?).

От И.Т.
К И.Т. (13.04.2016 00:44:33)
Дата 13.04.2016 00:47:00

Ответ С.Г.Кара-Мурзы

http://sg-karamurza.livejournal.com/228967.html?thread=8790119#t8790119

From: sg_karamurza Date: Апрель, 12, 2016 07:47 (UTC) (Ссылка)

Re: не совсем понятно

Сейчас это повторить нельзя, т.к. наши молодые стали примерно как те наши пожилые философы. Говорят то же, что они или молчат.

Тот парень, о котором я писал, конечно, никому не говорил. Просто он любил говорить "это вопрос чреватый", и я, не желая, его идентифицировал. Но главное, это было нормой.

Сейчас у нас проблема: студенты и аспиранты не желают брать темы или примеры из реальности вообще - ни нашей, ни мировой.
Выпускница получила на экз. билет: "Неклассические общности в полит. процессе". Она это описала, взяв за образец толпу. Это далеко не главная общность даже для ХХ века. Я спросил: назовите пару-другую актуальных общностей, о которых все знают и говорят. Не сказала ни одной - ни мигрантов, ни "Правый сектор", ни ИГИЛ, ни гопников, ни фанатов... Она все актуальное как будто блокировала. И это было почти у всех (у отличников - у всех).

От Sereda
К И.Т. (13.04.2016 00:47:00)
Дата 13.04.2016 16:06:42

Re: Ответ С.Г.Кара-Мурзы

>
http://sg-karamurza.livejournal.com/228967.html?thread=8790119#t8790119

>From: sg_karamurza Date: Апрель, 12, 2016 07:47 (UTC) (Ссылка)

>Re: не совсем понятно

>Сейчас это повторить нельзя, т.к. наши молодые стали примерно как те наши пожилые философы. Говорят то же, что они или молчат.

>Тот парень, о котором я писал, конечно, никому не говорил. Просто он любил говорить "это вопрос чреватый", и я, не желая, его идентифицировал. Но главное, это было нормой.

>Сейчас у нас проблема: студенты и аспиранты не желают брать темы или примеры из реальности вообще - ни нашей, ни мировой.
>Выпускница получила на экз. билет: "Неклассические общности в полит. процессе". Она это описала, взяв за образец толпу. Это далеко не главная общность даже для ХХ века. Я спросил: назовите пару-другую актуальных общностей, о которых все знают и говорят. Не сказала ни одной - ни мигрантов, ни "Правый сектор", ни ИГИЛ, ни гопников, ни фанатов... Она все актуальное как будто блокировала. И это было почти у всех (у отличников - у всех).


Она просто не понимала как применить эту теорию. "Толпа" была как пример в учебнике - она её и назвала. Она не воспринимает материал, он у неё не ассоциируется с реальностью. См. воспоминания Фейнмана о бразильском институте.

От K
К И.Т. (10.04.2016 23:02:32)
Дата 11.04.2016 11:27:30

А староверы, сжигали себя вместе с женами и детьми в США?

Или таки в России? А какие только проходимцы не влияли на политику империи. Сохранились письма, где царица обсуждает с Распутиным персон для назначения на высшие командные должности в государстве и армии! И вот, не видя у себя в глазу бревно, Вы пытаетесь события 1800-х годов в США натянуть на 2000-е годы? Кстати, в США многие и ехали толпами именно как сектанты, потому что на родине им не разрешали такой образ жизни. Пример – мормоны-многоженцы.
++++++++++++++++
Как и в истории с посольством Вы не желаете принимать в расчет чужие резоны, разве что позволяете иметь только такие – арестуют, убьют, зарежут. В посольстве люди не хотели сделать достоянием КГБ свою позицию по обсуждаемым острым политическим вопросам (по конкретным политикам, по их позициям, по их действиям и, особенно, по их проступкам - компромату), иначе могли заполучить по шее, как от чужих (КГБ с компроматом это и сегодня опасно, см последние неприятности Валенсы), так и от своих (дабы умели держать язык за зубами). Что тут непонятного? Они находились в стране тотальной слежки.

И у вашего собеседника в США моли быть вполне заурядные резоны. Например – Вы, расслабившись малость, вдруг признаетесь американскому коллеге, что мнение об американцах в России – результат тупой кремлевской пропаганды, а ваш собеседник затем описывает ваш разговор в «Американском современнике». После этого Вас станут приглашать читать лекции на Селигер? Или Вы хотите сказать, что Ваше мнение абсолютно независимо? Так что не надо в чужом глазу искать соринку. Человек просто не хотел подставляться со своими, а Вы его подставили, вполне возможно – даже поломали ему карьеру, так как предательство интересов стаи не прощают ни в одной стае, а без стаи многого не добьешься, особенно в современной науке.
++++++++++++++++
>«попытка «войти в наш общий европейский дом» вызвала очень негативную реакцию большой части населения Запада. Ведь это застарелый стереотип!»

Это Япончик что ли стереотип? Он как раз реален, как и развешиваемые им на деревьях на крюках малые предприниматели, дабы стали сговорчивее. Когда с США выставили Япончика, выяснив, что за птица к ним залетела, в аэропорту его встречал цвет интеллигенции РФ – режиссеры, поэты. (даже отсняли целый сериал о предшественнике времен революции – «Жизнь и приключения Миши Япончика») Вполне понятно, почему «западному обывателю» были не нужны не только Япончики, но и режиссеры и поэты из РФ, эта мразь всей кодлой. Как и подонки с Востока им сегодня не нужны, но пятая колонна решила местных работяг заменить на бесправных рабов, как верно подметила Ле Пен.
++++++++++++++++
>«Я думаю, их используют, но реально разрабатывают решения неизвестные деятели, рациональные и циничные.»

Как будто этого больше нигде не было раньше и нет сегодня, а особенно не было в СССР. . .

Оруэлл, «1984» – «лабиринты двоемыслия. Зная, не знать; верить в свою правдивость, излагая обдуманную ложь; придерживаться одновременно двух противоположных мнений, понимая, что одно исключает другое, и быть убежденным в обоих; логикой убивать логику; отвергать мораль, провозглашая ее; . . . И даже слова «двоемыслие» не поймешь, не прибегнув к двоемыслию».
++++++++++++++++
Исследуя мир «экзистенциальных страхов Лютера», мир не понять, хотя бы потому, что им сегодня правят менялы с Уолл-стрит, которым плевать на Лютера. Поэтому и решил почитать не про Лютера, а про зарождение процентного капитала, про Древний Шумер, где, сегодняшние тщательно замаскированные идеи, были ранее оголены в процессе своего становления и бурного развития. Есть книга и конкретно про развитие процентного капитала, уже рекомендовал ее форуму - Дэвид Гребер «Долг: первые 5000 лет истории». Конечно, там нет ничего о великой русской душе и об иной ментальности русских, там ничего нет и об экзистенциальном падении западного человека.



От Скептик
К K (11.04.2016 11:27:30)
Дата 12.04.2016 04:02:29

Re: А староверы,...

"Сохранились письма, где царица обсуждает с Распутиным персон для назначения на высшие командные должности в государстве и армии! "

не сохранились. это сказки. Об этой фальшивке писал еще замминистра внутренних дел Курлов.ь

От K
К Скептик (12.04.2016 04:02:29)
Дата 12.04.2016 07:50:17

Спасибо, буду знать (-)


От Скептик
К K (12.04.2016 07:50:17)
Дата 13.04.2016 02:05:23

Re: Спасибо, буду...

Что характерно Коковцов в эту фальшивку поверил и Распутину деньги предлагал, чтобы он из Петербурга уехал, а Курлов ругал его на чем свет стоит за доверчивость