Вчера в Госдуме прошло обсуждение работы Министерства образования. Все чин-чинарем. Министр рассказал об успехах, Счетная палата и депутаты пожурили, постановление по поводу проделанной работы приняли.
И даже стоит честно сказать: не просто пожурили, а остро раскритиковали. Например, выжимка из доклада Счетной палаты, приведенная на сайте Думы:
законодательно не закреплены четкие критерии доступности и качество получаемого образования, модернизация дошкольного образования осуществлена в отсутствии нормативных требований к стоимости одного места, а значит недостаточно эффективно», не в полной мере приняты акты по равному доступу к финансированию и организации допобразования всех форм собственности».
По анализу Счетной палаты, «оптимизация сводилась к ликвидации либо реорганизации объектов образования», «проведенные мероприятия должным образом не способствовали росту доступности и качества услуг», «за 9 месяцев 2015 года показатель по зарплате не достигнут в дошкольном на 7% и в общем образовании на 4%, при этом зарплата в основном растет за счет увеличения нагрузки работников», «в 2014 году сокращено более 16 тысяч преподавателей вузов, за 9 месяцев 2015 года – 11 тысяч».
Доступность дошкольного образования также подверглась критике аудитора, напомнившего, что «в целом в очереди числится сейчас 62 тысячи детей».
Остатки субсидий на выполнение госзаданий на 1 января 2015 года составили более 19 млрд рублей и при формировании ряда заданий на 2015 -2016 годы не учитывались. Более того, аудитор также констатировал «невыполнение госзаданий при освоении субсидий в полном объеме», так, Санкт-Петербургский университет, освоив 6,7 млрд рублей, не выполнил госзадание по 57-ми показателям.
Проверка реализации указа о повышении конкурентоспособности вузов, по словам А. Филипенко, «выявили риски его возможного невыполнения». Говоря о реализации ФАИПов, он также указал на рост объемов незавершенного строительство, «на 1 января 2015 года объем незавершенного строительства составил более 19млрд рублей». По результатам проверок составлено 15 протоколов об административных правонарушениях, вынесены решения о назначении штрафов, по ряду фактов материалы по нецелевому использованию средств направлены в Генпрокуратуру.
Завершая выступление, аудитор Счетной палаты также подверг критике эффективность реализации госпрограммы «Развитие образования в 2014 году», получившей высокую оценку Минэкономики, напомнив, что «в годовом отчете министерства фактические значения не приведены по каждому пятому показателю»
Конечно, никаких сенсаций, но ведь явно видны системные недостатки в работе. Само направление работы —отдельная песня. И депутаты не подвели, высказались от души, резали правду-матку прямо в глаза Министру. Даже Никонов, преставитель правящей ЕР, глава профильного комитета, кроме дифирамбов и замечаний по докладу вопрошал: «почему все больше платности в образовании, почему снижается планка требовательности». Он подверг критике работу Минобрнауки, задав ещё многочисленное «почему».. Депутаты других фракций высказывались ещё жестче.
И, конечно, накритиковавшись вволю, депутаты приняли разгромное постановление: принять доклад к сведению, рекомендовать Правительству готовить доклады лучше и … разослать это постановление по инстанциям. Все. Ни полслова об улучшении собственно работы, ни, тем более, о необходимости смены курса. Хотя казалось бы, ну вписали бы в постановление хоть что-нибудь по существу — с Ливанова не убыло бы, а зато можно было бы своей смелостью гордится и избирателям предъявлять. Но, видимо, нехорошо получится: общественность может на это постановление начать напирать, и чего-то от чиновников требовать. А им сейчас и без общественности тяжело —кризис, ссора с Западом, тоска. Так что решили им лишних проблем не создавать.
И ещё один интересный штрих. Сему действу предшествовала интрига: фракция СР хотела предложить к рассмотрению вопрос об отставке Министра. Но какое-то недоразумение с регламентом и злая воля ведущего помешали им это сделать. Смею предположить, что шероховатости по процедуре были допущены специально, чтобы, не дай Бог, не пришлось в самом деле голосовать по отставке.
Депутаты потребовали отставки главы Минобрнауки за «дебилизацию» школьников, а тот назвал такие обвинения предвыборным «обострением недугов».
Около двухсот депутатов Госдумы поддержали в среду требование об отставке министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. С инициативой направить соответствующее обращение главе государства Владимиру Путину выступили депутаты от фракции «Справедливая Россия». Гневной тирадой разразился лидер «эсеров» Сергей Миронов. Он прямо обвинил Ливанова в развале системы образования, профнепригодности и «дебилизации» российских школьников. «То, что сделал Ливанов и продолжает делать с нашим образованием, иными словами, как полный разгром не назовешь», - возмущался Миронов.
На прошлой неделе ситуация в сфере образования мешала спокойно жить и депутатам от ЛДПР. Они потребовали отменить ЕГЭ, подключив к этой работе самого премьер-министра. Но после того, как им объяснили, что эта проблема решается исключительно путем принятия закона, все-таки внесли соответствующий законопроект на рассмотрение Госдумы. Хотя документ этот, надо думать, вряд ли встретит поддержку у парламентского большинства.
Впрочем, недругов у Ливанова хватает и во фракции «Единая Россия» - взять хотя бы первого зампреда думского комитета по образованию Владимира Бурматова, который пообещал уже в ближайшее время провести антикоррупционные расследования в отношении чиновников Минобрнауки.
Образование на грани срыва
Открытая неприязнь со стороны депутатов не помешала Ливанову выступить в Госдуме с радужным докладом о своей работе. Из его выступления следовало, что даже кризис и нехватка денег в бюджете нашему образованию нипочем. Министр рассказал, что очереди в детсадах и школах ликвидированы (кроме Крыма и Северного Кавказа), зарплата педагогов за последние три года выросла на 70%, молодежь активно потянулась в науку, в сельских школах открываются спортклубы, создаются условия и для получения образования детьми-инвалидами и т.д.
Что же до ненавистного депутатам единого госэкзамена, то отменять ЕГЭ никто не собирается. Напротив, Ливанов назвал такую форму проверки знаний учеников «честной и объективной» и заявил, что доверие к ней со стороны родителей и школьников неуклонно растет. В ближайшие три года каких-либо значительных изменений в проведении ЕГЭ Минобрнауки не планирует, поставил точку Ливанов.
Но масштабные изменения в сфере образования, как выяснилось, все же планируются. Например, в ближайшие десять лет министерство собирается ликвидировать в школах обучение во вторую и третью смены, а также снести все ветхие школьные здания, построив для детей новые.
То, что министр, мягко говоря, недоговаривает, стало понятно из выступления аудитора Счетной палаты Александра Филипенко. Он, к примеру, сообщил, что его ведомство обнаружило неэффективное расходование средств в сфере образования на сумму в один миллиард рублей. «Растет объем незавершенного строительства. Молодых педагогов становится действительно больше, но в городах. А вот в сельской местности более 13% школьников не получили аттестаты о среднем образовании», - отметил аудитор.
Филипенко рассказал и о том, во что оптимизация в сфере образования вылилась главным образом в ликвидацию или реорганизацию. «Это привело к сокращению на 0,7% фонда оплаты труда и на росте зарплат практически не сказалось, хотя это предполагалось», - заметил аудитор.
Мрачный образ образования
Усилия Минобрнауки подверг критике и глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. Он, в частности, сообщил, что Россия оказалась на первом месте в мире по количеству людей с высшим или средним специальным образованием. «Обгоняем Канаду на 6%, а вот США - на позорном пятом месте», - сказал Никонов, но тут же предупредил, что это не повод для злорадства. Всем известно, что за такими «рекордами» нередко стоят «липовые дипломы» и «нулевые знания», вузы и колледжи недовольны подготовкой школьников, а работодатели - знаниями выпускников - так охарактеризовал состояние российского образования глава комитета.
Депутаты также обвинили Ливанова в том, что в России до сих пор нет стратегии развития образования, а его уровень «серьезно упал». «Даже Гайдар в 1990-е годы не предлагал массовое свертывание на 40% вузов и на 80% филиалов всего за пять лет!», - возмущался коммунист Олег Смолин. А лидер ЛДПР Владимир Жириновский и вовсе заявил, что все беды в нашей стране происходят из-за необразованных людей, так что этой сфере надо уделить самое пристальное внимание. «И демократия у нас тоже необразованная, хотя пока наши мозги воруют - школа у нас хорошая», - съязвил напоследок лидер ЛДПР.
Ливанов в ответ дал понять, что добровольно свой пост не покинет и объяснил нападки депутатов предвыборным «обострением недугов». Особенно он обиделся на инициаторов его отставки - депутатов из «Справедливой России». «Там просто нет профессионалов, разбирающихся в системе образования, которые были бы заинтересованы в ее развитии», - упрекнул своих обидчиков министр.