От Лучезар
К Karev1
Дата 21.12.2010 10:11:11
Рубрики Прочее; Россия-СССР; История; Война и мир;

Водородный двигатель на первой ступени РН

>Водородный двигатель в большинстве случаев не пригоден для 1-й ступени.

Тогда Вам сюда -
http://balancer.ru/_bors/igo?o=forum_post__2280841 :)

> Раньше считалось, что вообще, непригоден.

Но после того как РН "Дельта" стала использовать водородный двигатель "RS-68" ускорителя "CBC", это мнение немного изменилось, да?

Кроме того, у РН "Энергия" водородный двигатель "РД-0120" работал с самого старта (параллельная схема) - см. http://www.buran.ru/htm/rocket.htm

Кстати, В. П. Глушко до семидесятых годов был ярым противником водородных ЖРД, а потом... создал тот самый водородный двигатель "РД-0120" для "Энергии" - см. http://www.epizodsspace.ru/bibl/chertok/kniga-4/g2.html

От Karev1
К Лучезар (21.12.2010 10:11:11)
Дата 21.12.2010 19:16:26

Re: Водородный двигатель...

>>Водородный двигатель в большинстве случаев не пригоден для 1-й ступени.
>
>Тогда Вам сюда -
http://balancer.ru/_bors/igo?o=forum_post__2280841 :)

>> Раньше считалось, что вообще, непригоден.
>
>Но после того как РН "Дельта" стала использовать водородный двигатель "RS-68" ускорителя "CBC", это мнение немного изменилось, да?

>Кроме того, у РН "Энергия" водородный двигатель "РД-0120" работал с самого старта (параллельная схема) - см. http://www.buran.ru/htm/rocket.htm

>Кстати, В. П. Глушко до семидесятых годов был ярым противником водородных ЖРД, а потом... создал тот самый водородный двигатель "РД-0120" для "Энергии" - см. http://www.epizodsspace.ru/bibl/chertok/kniga-4/g2.html
Я - в курсе. Однако применение водорода на первых ступенях весьма затруднительно. И на Ариане и на Дельте и на Энергии хотя водородные двигатели и включаются на старте - это непервая ступень. Поэтому использование отработанного мощного керосинового двигателя может быть очень полезным.

От Лучезар
К Karev1 (21.12.2010 19:16:26)
Дата 21.12.2010 21:40:29

Re: Водородный двигатель...

>Я - в курсе. Однако применение водорода на первых ступенях весьма затруднительно.

Почему?

>Поэтому использование отработанного мощного керосинового двигателя может быть очень полезным.

Или твердотопливного.

От Karev1
К Лучезар (21.12.2010 21:40:29)
Дата 21.12.2010 22:41:03

Re: Водородный двигатель...

>>Я - в курсе. Однако применение водорода на первых ступенях весьма затруднительно.
>
>Почему?
Из-за низкого удельного веса жидкого водорода. ЕМНИП 0,07 г/см3. В 14 раз легче воды. Отсюда - громадный бак, соответственно проблемы с хорошим отношением заправленной массы к пустой. Уже не говоря о проблемах с теплоизоляцией, что опять-таки утяжеляет конструкцию.

От Karev1
К Karev1 (21.12.2010 19:16:26)
Дата 21.12.2010 19:22:05

Поправка


>Я - в курсе. Однако применение водорода на первых ступенях весьма затруднительно. И на Ариане и на Дельте....
Прошу прощения. На Дельте 1-я ступень - водородная.

От Лучезар
К Karev1 (21.12.2010 19:22:05)
Дата 21.12.2010 21:35:17

Будущий китайский сверхмощный двигатель тягой в 600 тонн тоже будет на водороде.

>Прошу прощения. На Дельте 1-я ступень - водородная.

Не за что, все мы ошибаемся. Кстати, будущий китайский сверхмощный двигатель первой ступени тоже будет на водороде - см.
http://balancer.ru/_bors/igo?o=forum_post__2280841
(Это, конечно, если третировать забавную опечатку BBC ("burning highly potent liquid oxygen and liquid oxygen") как "burning highly potent liquid hydrogen and liquid oxygen".)