Партия власти переориентировала свою стратегию на средний класс (НГ)
НГ 12.10.2010 | политика
Алиса Веденская
Единороссы взяли города
Партия власти переориентировала свою стратегию на средний класс, на нового избирателя
«Единая Россия» существенно улучшила свои результаты на октябрьских выборах по сравнению с мартовскими. В регионах ее результат колеблется от 46% до 78%, тогда как весной она набрала от 45 до 55%. Впрочем, на этот раз партия власти получила высокие результаты не только на региональных, но и на муниципальных выборах. Избирательные кампании в городах в прошлые разы давались единороссам нелегко. На этот раз в областных столицах они набрали под 70% голосов.
Фактически повсеместную победу «Единой России» на октябрьских выборах секретарь генсовета ЕР Вячеслав Володин увязал с доверием населения к первым лицам страны: «Наша победа – это прежде всего доверие президенту Дмитрию Медведеву и тем шагам, которые делает правительство, лидер нашей партии Владимир Путин».
Володин назвал ЕР партией тандема – Медведева и Путина. По его словам, важное значение имело разрешение президента и премьера использовать их высказывания и изображения в ходе предвыборной кампании.
Утверждения Володина, по сути, подтверждают результаты октябрьских выборов, которые оказались значительно выше мартовских. По его словам, единороссы улучшили свой результат на 7%, набрав в целом по стране 57,56%, что дает возможность прогнозировать высокий результат на парламентских выборах 2011 года. Сейчас партийные достижения в отдельных регионах приближаются к 76%. Именно такой результат партия власти набрала на выборах регионального парламента Тувы, где традиционно большой популярностью пользовалась «Справедливая Россия».
В Магаданской области «Единая Россия» получила чуть более 50%. Кроме того, единороссы победили там во всех одномандатных округах. Так что итоговый результат партии власти в Магадане – 81%. На выборах в Костромскую думу «Единая Россия» по партийным спискам набрала 50,07%, а также победила в большинстве одномандатных округов. Ее итоговый результат 72%. В Белгородской области партия власти получила 83% мест в областном парламенте. В Челябинской области «Единая Россия» добилась 56% по партийным спискам и выиграла большинство по одномандатным округам. В итоге партия власти сможет получить там 49 депутатских мандатов из 60. На выборах в новосибирский парламент единороссы по партийным спискам набрали 46%. Вместе с одномандатниками они смогут получить там 63% мандатов.
«Единая Россия» превзошла сама себя и на муниципальных выборах. Не секрет, что избирательные кампании в городах до недавнего времени были для партии власти самой настоящей головной болью. В муниципалитетах единороссов то и дело подрезали коммунисты и эсэры. Однако на сей раз тенденцию удалось переломить.
В ходе нынешней кампании партия власти сделала ставку на решение конкретных локальных проблем, волнующих людей на местах. Судя по всему, направление оказалось верным. ЕР смогла победить в областных столицах с разгромным отрывом. Показательными в этом смысле являются выборы мэра Самары, где кандидат от «Единой России» Дмитрий Азаров смог победить действующего мэра-эсэра Виктора Тархова уже в первом туре с результатом в 66% голосов. За Тархова проголосовали 18% избирателей.
Помимо Самары муниципальные выборы городских парламентов проводились также в 14 административных центрах: Магадане, Томске, Ижевске, Оренбурге, Казани, Самаре, Нижнем Новгороде и др. Во всех этих регионах большинство мандатов получила «Единая Россия».
Общественная организация «Честный выбор» констатировала, что в целом выборы прошли законно, а предпочтения избирателей отражены адекватно и не подверглись искажениям. Нарушения, по мнению наблюдателей организации, не носили массового характера и не повлияли существенным образом на ход выборов и итоги голосования.
Между тем достижения других партий оказались более скромными. «Справедливая Россия», задавшаяся целью потеснить КПРФ со второй строчки, в итоге так и не смогла в полном объеме осуществить задуманное. Второе место ей досталось лишь в Туве и Челябинской области. В Магаданской области, где партийный список возглавлял лидер партии Сергей Миронов, она заняла лишь четвертое место. В хвосте эсэры оказались также в Костромской и Белгородской областях. В Новосибирске справороссы занимают третью строчку, там, как и в Магадане, партийный список возглавлял Миронов.
Володин результаты «Справедливой России» в Новосибирской области назвал личным поражением спикера Совфеда Миронова. По его словам, лидер эсэров обещал взять в этом регионе реванш и получить больше голосов, чем КПРФ, однако «Справедливая Россия» оказалась лишь на третьем месте: «Желание получить результаты было огромное, использовали все технологии. Однако все действия эсэров в Новосибирске привели к тому, что стали голосовать за коммунистов, которые получили самый большой результат среди всех избирательных кампаний – 25% голосов поддержки. Миронов выставил лучшие кадры, сам возглавил список, а он – лидер фракции в Совете Федерации, телезвезда, федеральный политик. А итог – третье место», – попенял оппонентам Володин. Он также посоветовал эсэрам, вместо того чтобы заниматься провокациями и грязными технологиями, решать насущные проблемы людей.
Источник в руководстве партии рассказал, что «Единая Россия» в ходе октябрьской кампании в первую очередь изменила работу своего предвыборного штаба: «Он стал вплотную работать с региональными отделениями. Секретарь президиума генсовета ЕР Володин лично объехал все предвыборные регионы. Было организовано много встреч с избирателями», по словам собеседника «НГ», ЕР сменила тактику. Если раньше она прибегала к пространной критике оппонентов, то теперь устраивала разнос их конкретных инициатив, подвергала сомнению целесообразность их реализации. Оппоненты же, по мнению единоросса, просчитались. Во-первых, потому, что сделали ставку на жесткую критику партии власти. Однако не смогли предложить ничего взамен. «Избиратели не желают слышать необоснованную критику, они хотят понимать, за что им предлагают голосовать. Агрессия, которая ничем не обоснована, лишена конкретных реалистичных инициатив, – не интересна электорату». Более того, оппозиционные партии продемонстрировали тотальный кадровый голод. В Новосибирске справороссы так и не смогли представить на суд избирателей местных партийных лидеров. Вместо новосибирских эсэров на выборах выступили федеральные политики во главе с Мироновым. Попросту говоря, эсэры решили задействовать практику паровозов, столь сильно критикуемую ими во время прошлых кампаний.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов замечает, что октябрьская кампания не стала репетицией выборов 2011–2012 годов для оппозиционных партий. Они скорее ориентировались на использование традиционных технологий десятилетней давности, однако такая стратегия не сыграла им на пользу. «Единая Россия», по его словам, напротив, приблизилась к гражданам с конкретными проектами: «Это принесло ей успех». По его словам, главный сюрприз кампании – убедительная победа единороссов в городах.
Замдиректора института социальных систем Дмитрий Бадовский согласен с коллегой. По его мнению, мартовская кампания была своеобразным щелчком для «Единой России», даже стало казаться, что единороссы начинают проигрывать политику в городах, там, где растет новый средний класс. «Последние полгода «Единая Россия» старалась переориентировать свою стратегию на города и на средний класс, на нового избирателя, видимо, выбранное направление было правильным», – считает эксперт.
Очевидная победа
Почему на выборах в регионах никто не смог успешно оспорить лидерство "Единой России"
Об авторе: Алексей Викторович Чадаев - глава политического департамента "Единой России".
Результаты осенних выборов в региональные и местные органы власти успешны для «Единой России»: партии везде удалось улучшить свои же результаты предыдущего цикла, вернуть проигранные ранее регионы и города, убедительно подтвердить реноме лидирующей политической силы. Но это тот случай, когда оптимизм не должен переходить в эйфорию: «внутри» кампания была намного сложнее и неоднозначнее, чем может показаться, если исходить только из «цифр на табло». В преддверии года большой думской кампании содержательный анализ «малых» кампаний 2010 года должен быть особенно тщательным.
Почему в этот раз никто не смог успешно оспорить лидерство «Единой России»? Казалось бы, сделать это не так уж и трудно: статус партии власти обязывает распылять силы на все без исключения кампании, в то время как оппоненты могли сосредоточиться на какой-то одной или нескольких точках и хотя бы в одной из них добиться победы.
Основные оппозиционные партии вроде бы так и сделали – но им это не помогло. Сейчас их лидеры вновь, как и год назад, будут театрально разводить руками и сетовать на «админресурс» (слово, уже ставшее универсальным оправданием политической импотенции жалующегося). Но, думаю, сами-то они понимают, что в 2010 году играть «от власти» – не такая уж и фора. Запрос на обновление сегодня уже интегрально сильнее запроса на стабильность. А соответствовать ему гораздо легче, если ты не несешь груза ответственности за годы предшествующего правления.
Почему же оппозиционным думским партиям не удалось разыграть этот козырь на осенних выборах 2010 года? Мой диагноз таков: причина в том, что они вели кампанию посредством устаревшего, никуда не годного инструментария. Они сделали ставку на массированную пропаганду и контрпропаганду, ведущуюся в основном медийными средствами (чего стоят одни только многомиллионные тиражи газет, издававшихся «Справедливой Россией»). Но кампания, в которой основной упор делается на медиа, срабатывает лишь в атомизированном, лишенном непосредственной социальной связности обществе. Десять лет назад мы такими и были – и потому королями выборов были разного рода «черные технологи», достигавшие небывалой изощренности в искусстве поливания дерьмом политических оппонентов в средствах массовой информации. Сегодня эта «профессия» на глазах теряет востребованность.
И дело не в том, что люди перестали верить СМИ. Просто теперь у них, кроме медиа, есть еще много тех, кому верить. Соседи, коллеги, работодатели, даже случайные попутчики по общественному транспорту – любому из них сегодня больше веры, чем телерекламе. Да и обычные региональные и местные газеты и телеканалы, годами завоевывавшие себе аудиторию, сегодня дорожат им и не разменивают на лихие предвыборные деньги. А доверие им по определению больше, чем опущенной в почтовый ящик предвыборной макулатуре.
Наше сегодняшнее общество – больше не посткатастрофная взвесь атомизированных индивидов. За годы стабильности многое изменилось. Люди стали чувствовать себя более уверенно, у них появились собственный голос и чувство ответственности за положение дел в окружающем их пространстве – уже не только в своей квартире, но и в своем подъезде, дворе, районе. Наше общество – пусть еще слабый и неокрепший, но уже вполне живой организм. И в работе с ним «черные технологи» с их траченым молью реквизитом непригодны.
Хочешь победить на выборах в регионе – строй партийную структуру, наращивай низовой актив, собирай средства, готовь и выноси на обсуждение программные инициативы – только реалистичные, а не «все поделить». Обрастай союзниками в общественных организациях, знакомыми журналистами, готовь набор публичных спикеров по волнующим общество темам. Отлаживай механизмы обратной связи: сегодня люди гораздо в большей степени хотят быть услышанными, нежели готовы слушать чью-либо пропаганду. Короче, веди долговременную, системную политическую работу на долгую перспективу. А если ты ничего этого не делал – не надейся, что большие деньги и нанимаемые за них заезжие факиры заполнят эту лакуну.
Почему так много внимания поражению оппонентов? Потому что слабость системных партий в конечном итоге бьет и по «Единой России» тоже. Неспособность системной оппозиции агрегировать присутствующие в обществе протестные настроения приводят к появлению ниш для «внепартийной» политики. Которая плоха в первую очередь тем, что находится «по ту сторону» законных демократических процедур. А именно на них опирается наша партийная система.
Для ЕР это означает, что ей приходится делать двойную работу. С одной стороны, конкурировать с оппозиционными партиями за избирателя. А с другой – вместе с этими партиями бороться за партизацию политики, а тем самым и за партизацию власти. Именно это является стержнем политической повестки предстоящего года. Года больших выборов.