>Я не совсем понял, вы это говорите с иронией (Когда властелин полумира сознательно уконтрапуивает свою власть) или всерьез, но в голову приходит одно сравнение. В Китае, можно сказать всегда был конкурсный отбор чиновников на должность, проводимый при помощи экзаменов. Это сочеталось с тем, что император считался сыном неба. И вкупе с конфуцианством эти традиции позволили стране просуществовать много тысяч лет.
>Хочу сказать, что безусловно выборность граждан на советские посты имела аналагичные цели. И вполне могла сочетаться достоточно долго с невыборностью первого лица. Хотя именно Сталин мог не бояться выборов, трудно представить себе, кто мог с ним сравниться по популярности. Так что совсем он свою власть не убивал и не укорачивал таким способом, а систему власти делал более управляемой, и сменяемость властной элиты более простой.
Своеобразие китайской цивилизации неоспоримо. Я хотел бы прежде всего отметить, что экзамены китайских чиновников на должность не имеют ничего общего с европейским пониманием экзамена (зато есть много схожего с талмудическими диспутами). Это надо было написать сочинение, удачно скомпонировав море бесконечности мысли мудрецов древнего и старого Китая.
Здесь много интересных аналогий. Много философских школ (а философия в Китае - это прежде всего мысль - как управлять государством) рассуждали, как управлять Поднебесной. Выделились две школы - конфуцианцы, абсорбировавшие мысли других философских школ, и легисты. Под знаменем легизма был объединен Китай царством Цинь, построили Великую китайскую стену. Преследовали конфуцианцев. Династия оказалась недолговечной, ее сменила быстро династия Хань. Самая длинная династия Китая, при которой и сложилось конфуцианство как государственная идеология Китая. Легизм вроде обанкротился, но ханьские конфуцианцы умело абсорбировали его мысли. В свете диспута о моделях А и Б интересно вспомнить диспут о "соли и железе", где никто никого не убедил, но обе стороны выскази много продуктивных мыслей, так или иначе реализованных в экономической политике ханьского Китая. Не без пользы, с разными последствиями.
Интересно, что Мао использовал идеи легистской школы прежде всего и боролся с конфуцианской мыслью (кампания против Конфуция). Однако в Китае не стали предавать его проклятию, как не предали проклятию династию Цинь в свое время, а стали применять в ханьском Китае то, что было в ней продуктивным.
Я в это всегда был уверен - социализм можно строить по Конфуцию
>... Однако в Китае не стали предавать его проклятию, как не предали проклятию династию Цинь в свое время, а стали применять в ханьском Китае то, что было в ней продуктивным.
>Я в это всегда был уверен - социализм можно строить по Конфуцию
Китайцы хорошо знают природу власти, и потому таких проколов не допускают