Культура и происхождение человека
_*
_*Миф о происхождении человека занимает центральное место в культурах всех
народов Земли. У народов Западной Европы это ветхозаветный миф о
грехопадении[1]. В угоду своим неограниченным желаниям Человек ослушался
Бога и съел плод с древа познания Добра и Зла, за что был изгнан из Рая в
проклятый мир шипов и репейников:
_*
_*за то что ты послушал голоса жены своей и ел от дерева, о котором я
заповедал тебе, сказав не ешь от него, проклята Земля за тебя; со скорбью
будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; тернии и волчцы произростит
она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица своего будешь есть
хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят,ибо прах ты и в прах
возвратишься. (Бытие 3,17)
_*
_*Ненасытный человек, в поте лица своего питающийся полевою травою в
проклятом мире шипов и репейников, перекочевал из мифа в западные науки об
обществе, и в упаковке марксизма попал в Россию.
_*
_*Но для жизни нужны прежде всего пища и питье, жилище, одежда и еще
кое-что. Итак, первый исторический акт, это производство средств,
необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой
материальной жизни...
_*Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии вообще по чему
угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают
производить необходимые им жизненные средства шаг, который обусловлен их
телесной организацией. (К. Маркс Немецкая идеология)
_*
_*Допустим человек возник когда стал производить, допустим также что переход
к производству обусловлен его телесной организацией, но откуда взялась такая
телесная организация? Потребности в пище, питье и жилище есть у всех
животных. Если разум нужен лишь для удовлетворения этих потребностей почему
он не возник у других животных? Как у охотников и собирателей возник мозг,
способный создавать атомные электростанции и космические корабли?
_*
_*Канонизированная официальной советской идеологией работа Маркса была
написана до выхода в свет труда Чарльза Дарвина о происхождении видов путем
естественного отбора. Многое повидав в своих путешествиях, Дарвин не мог
объяснить эволюцию человека необходимостью еды и питья. Спустя некоторое
время Дарвин опубликовал книгу опроисхождении человека путем полового
отбора. Половой отбор, основанный напредпочтениях при выборе партнера
интересен тем что под действием такого отбора вид приспосабливается не к
окружающей среде, а к самому себе, к своим собственным биологическим
особенностям. Роскошный хвост павлина не помогает самцу ни в поисках пищи,
ни в спасении от хищников. Он возник из-за биологических особенностей самок,
которым такой хвост нравится. Другой пример эволюции под действием полового
отбора мушка Cyrtodiopsis dalmanni. Самки этого вида предпочитают самцов с
наибольшим отношением расстояния между глаз к длине тела. В результате глаза
у этих мушек расположены на длинных стебельках.
_* Иногда приспосабливаясь к самому себе под действием полового отбора, вид
оказывается настолько неприспособленным к окружающей среде, что вымирает.
Так произошло с гигантским ирландским лосем, который уже не мог достаточно
быстро передвигаться из-за своих рогов, размах которых составил 3,6 метра.
_*Однако в случае эволюции человека мы имеем дело не с половым, а с
групповым отбором. Уникальная биологическая особенность человека, к которой
приспосабливался в ходе эволюции наш вид, является культура: традиции,
навыки, убеждения передаваемые из поколения в поколение через обучение.
Способность освоить культуру своего общества, развить ее и передать
следующему поколению двигалаэволюцию наших предков[2].
_*Зачатки культуры были недавно обнаружены у шимпанзе[3]. Разные популяции
шимпанзе имеют разные наборы игр, сигналов, приемов ухаживания, методов
добывания пищи, преодоления препятствий. Эти наборы навыков и типов
поведения не являются врожденными и передаются из поколения в поколение не
генами, а через обучение. Большинство таких культурных навыков мало влияет
на приспособленность к окружающей среде. Умение ковыряться в носу, или
очистив центральную жилку листа, ловить на нее как на удочку термитов через
дырочку в термитнике скорее можно считать развлечением чем добыванием
средств к существованию. Способность освоить принятые в данной группе приемы
ухаживания можно связать с половым отбором, но и тут связь не очень жесткая.
Важна способность научиться быть как все - воспринять культуру общества.
Культура шимпанзе очень примитивна. Не развиты и биологические
приспособления к ее передаче. Нет языка, детеныши подражают взрослым, но
взрослые не обучают детенышей.
_*У предков человека культура приобрела гораздо более важное значение.
Эволюция вида и культуры начали усиливать друг друга. Возникновение новых
биологических приспособлений к восприятию и передаче культуры позволяло
усложнить культуру, а усложнение культуры, в свою очередь, повышало
требования к способности культуру освоить и передать. Около 2,5 миллионов
лет назад стал быстро увеличиваться мозг предков человека. Особенно быстро
росли размеры зон мозга отвечающих у обезьян за подражание, а у современных
людей за подражание и речь. И то и другое очевидно является приспособлением
к передаче культуры. Приспособлением к восприятию культуры была и утрата
врожденных программ поведения инстинктов. Чем меньше поведение человека
программировалось генами тем, легче оно программировалось с помошью
обучения. Платить за это пришлось, увеличенным периодом детства, когда
человек должен был освоить необходимые для жизни программы поведения, а
также увеличением общей продолжительности жизни. Ведь надо было не только
самому научиться всему необходимому для жизни, но и детей научить. Около
1-1,5 миллионов лет назад человек прямоходячий, имевщий мозг в 2/3 мозга
современного человека уже умел использовать и поддерживать огонь, и дошел с
ним от Африки до Австралии. Около 300 000 лет назад анатомия человека стала
практически современной. В том числе, опустилась гортань, что позволило
людям более тонко контролировать голос, но повысило опасность попадания пищи
и питья в дыхательное горло[4]. Такое изменение связанное с уменьшением
жизнеспособности могло возникнуть и закрепиться в эволюции лишь в том случае
если давало значительный выйгрыш в чем-то другом в передаче культуры. Между
200 и 100 тысячами лет назад появились последние очеловечивающие мутации в
гене речи FOXP-2[5]. Этот ген был открыт благодаря мутациям в нем вызывающим
немоту. В последствии оказалось что он очень быстро эволюционировал у
человека и очевидно был под сильным давлением отбора. По-видимому обретение
человеческого варианта гена FOXP-2 было последним шагом, к современному
человеку, открывшим простор взрывному развитию языка и культуры.
_*Хотя главным фактором эволюции человека была приспособленность к своим
собственным биологическим особенностям культуре, а не к условиям окружающей
среды, возникшие в результате гигантский мозг, и сложная культура, в отличии
от гигантских рогов ирландского лося, выживанию не мешали. Наоборот,
позволяли легко и быстро приспосабливаться к новым условиям обитания и
заселить всю планету, выйти в космос, и даже побывать на Луне.
_*Для освоения самых сложных форм культуры: ритуалов, традиций, языка,
сказок и мифов возник разум способный строить атомные электростанции и
космические корабли.
_*[1] Маршал Сахлинс Горечь сладости или нативная антропология Запада
( http://www.rus-crisis.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=
790).
_*[2] Clifford Geertz The Growth of Culture and the Evolution of Mind p.67
in The interpretation of Cultures 1973 Basic Books. New York
_*[3] Cultures in chimpanzees. Nature. 1999 Jun 17;399(6737):682-5.
_*[4] The origin of Speech. Science 2004, February 27 p. 1316-1319
_*[5] Molecular evolution of FOXP2, a gene involved in speech and language.
Nature. 2002 Aug 22;418(6900):869-72.
"Около 2,5 миллионов
лет назад стал быстро увеличиваться мозг предков человека. Особенно быстро
росли размеры зон мозга отвечающих у обезьян за подражание, а у современных
людей за подражание и речь."
2.5 млн лет - это эпоха австралопитеков, причем даже в отношении гораздо более поздних хабилисов стоит отметить, что
"Как вынуждены признать даже самые упорные защитники человеческого статуса хабилисов, если бы у последних не было найдено орудий, то никто из исследователей не усомнился бы в том, что они являются животными (137. С. 83).
...Таким образом, грань, отделяющая животную мор-фофизиологическую организацию от человеческой, проходит не между австралопитеками и хабилисами, а между хабилисами и питекантропами. Все это, вместе взятое, дает основания для вывода, что только с переходом к питекантропам начали формироваться такие специфи-ческие человеческие особенности, как мышление, воля, язык."
137 Урысон М. И. Ископаемый гоминид из Республики Чад и про
блема пограничных форм между австралопитековыми и древнейшими
людьми//ВА. 1968. Вып. 22.
Ю.Семенов, На заре человеческой истории.
Дмитрий Кропотов, www.avn-chel.nm.ru
думается, что к краткому реферату можно в качестве приложения сделать "полный"
вариант (хотя бы раза в 4 побольше) для тех, кто заинтересуется темой и пожелает
вникнуть, а не только сделать бумажную копию для препода.