Современная Россия перед лицом «управляемого хаоса» и «оранжевой» угрозы
Доклад на Пятых Покровских общественных чтениях
Уважаемые коллеги!
Поднимая сегодня такую, я бы сказал, животрепещущую тему, которая где-то с весны серьезно занимает умы элиты, простого народа и, главное, экспертного сообщества, как угроза «оранжевой революции» в России, я не могу не начать с того, о чем частенько говорю в последнее время и чем серьезно бывают раздражены наши уважаемые патриоты – с состояния нас самих, нашей патриотической общественности. В частности, в своей работе «Утопия или проект?», опубликовать которую решились лишь некоторые интернет-ресурсы, я подробно разбираю такой феномен, как практически полный разрыв идеала и реальности в мышлении многих патриотических авторов. Когда речь идет о выстраивании картины должного, о том, какова должна быть наша жизнь, каковы истоки и основания нашей идеологии – здесь у патриотов (по крайней мере, у ведущих идеологов и писателей) все в полном порядке. Вот я, идя сюда, прочитал статью уважаемого Михаила Смолина в газете «Империя книг». Замечательная статья! В ней буквально нет ни одного слова, которое хотелось бы оспорить. Проблема только в одном. Все эти (и многие другие) замечательные идеологические построения наших мыслителей-патриотов – ну, совершенно никак не связаны с окружающей нас безрадостной реальностью постсоветской «эрефии».
Склонность к голому идеологизированию, столь характерную для наших патриотов, хорошо выразил один довольно известный автор, отвечая на мой, как представляется, вполне резонный вопрос. «Все отлично, теория замечательная, - спрашивал я его, - идеология – без изъянов, а воплощать как будем? Не мог бы ты (хотя бы в общих чертах) конкретный механизм раскрыть?» - «То, о чем ты говоришь, - отвечал сразу поскучневший коллега, - это все технологии. Пусть этим технологи и занимаются. А я идеолог, я мыслю историософскими схемами». «Ну и оставайся со своей историософией, - подумалось мне тогда, - дом-то уже полыхает»… И даже в своей часто весьма справедливой критике объективно существующей, окружающей нас безрадостной картины жизни, действительного положения вещей наши уважаемые патриотические авторы, бывает, много не дотягивают до того, чтобы бесстрашно взглянуть в лицо реальности, увидеть жизнь такой, какова она есть.
С другой стороны, существует другая крайность, характерная для представителей нынешней российской власти – так называемый «прагматизм», когда на уме у людей одна экономика и «удвоение ВВП», а высшие ценности, основы высшего целеполагания для них не существуют вовсе. Кстати говоря, и среди патриотов, любящих поговорить об «антинародном режиме», встречается та же крайность, только представленная как бы с другой стороны. «Главное сейчас – дружное и решительное противостояние компрадорам, - говорят они, а с идеологическими нюансами разберемся потом». Подобного рода антиидеологизм, как и заидеологизированное прекраснодушие, не имеет никаких шансов в современном мире.
Современный мир – это отнюдь не «конец истории» по Фукуяме и не «война цивилизаций» по Хантингтону. Современный мир (и это объективная данность) строится на основе миропроектной конкуренции, конкуренции миропроектов. Именно определенные миропроектные основания порождают соответствующие технологии, в том числе и те, которые связаны с угрозой нашей безопасности, а никак не наоборот. Террор угрожает нам не потому, что те или иные спецслужбы поощряют соответствующие радикальные движения и используют их по всему миру, а потому, что эта деятельность спецслужб и порожденных ими радикалов востребована в миропроектной борьбе, на нее есть спрос у ведущих кланов мировой элиты. Поэтому, когда мы говорим об угрозах, следует адекватно понимать не только какие-то прикладные моменты, не только метод, при помощи которого данные угрозы реализуются, но те конкурирующие миропроекты, которые лежат в основании соответствующих угроз, и пытаются внедриться на нашу территорию, заменить собой историческую Россию.
Так что же такое проект и создающее, формирующее его проектное мышление? В отличие от чистой идеологии, занятой в основном идеальными моделями, представлениями о том, какой должна быть реальность, и голого прагматизма, решающего в основном текущие, ситуативные задачи, проект есть, упрощенно говоря, конкретно и детально разработанный план по преобразованию адекватно понятой реальности в соответствии со своим идеалом. Проект нетождествен «цивилизации», хотя и пересекается с этим понятием. Цивилизация есть некая данность, это – реализованный проект. Проект же есть по преимуществу реализуемый замысел, а не данность. Так, глобалистика - это именно проект, глобалистическая цивилизация в полной мере еще не построена, она только формируется, и неизвестно, будет ли построена вообще. В истории неприменим абсолютный детерминизм, всегда остаются какие-то иные, альтернативные возможности.
Для того, чтобы успешно выживать в современной миропроектной борьбе, необходимо четко осознавать смыслы, вертикальные смысловые связи внутри как своего, так и чужих миропроектов. По отношению к чужим это называется, если не ошибаюсь, «стратегическая разведка» – вещь, стопроцентно отсутствующая в современном российском государстве в силу, так сказать, принципиального отсутствия у нынешней российской «элиты» собственного проекта. (Собственно, идея так называемых «реформ», если отбросить пиаровскую шелуху, изначально и состояла в «сбрасывании» своего проекта, в принципиальном отказе от него для России в обмен на встраивание в чужой).
Все это очень просто, но простота эта никак не дается в руки нашим патриотам! У них почти всегда – анализ и критика реальности отдельно, а идеальные представления –отдельно, а как соединить все это во что-то конкретное и дельное, никто не знает.
Между тем мощные международные и внутрироссийские силы, которые противостоят нам, работают на несоизмеримо, повторяю, на несоизмеримо более высоком уровне. У них есть многое такое, о чем наши милые спасители России знают в лучшем случае в очень общих чертах и очень понаслышке.
В настоящем выступлении, разумеется, невозможно подробно описывать все противостоящие нам миропроекты.[i][1] Общеизвестно, что наибольшую угрозу представляет проект глобалистический, в реализации которого используются различные весьма специфические технологии. Упрощенно говоря, глобализм – это объединение мира на основе неолиберальных стандартов и единого свободного рынка. Такое объединение невозможно без предварительного разрушения традиционных общностей, общностей, основанных на духовно-культурной исторической традиции.
Когда американские неоконсерваторы, реализующие другой, конкурирующий с глобалистикой, миропроект, строящие свою национальную американскую империю, которая должна, по их замыслу, завладеть миром, начинают вести речь о «борьбе с терроризмом», рано или поздно за их спинами обнаруживаются глобалисты, под прикрытием «войны с терроризмом» разрушающие исторические общности, прежде всего на территории Евразии. Сейчас уже все меньше говорят о «войне с терроризмом» (исключение составляют, пожалуй, лишь властные мужи в России), а все больше заговаривают о «наращивании демократии». «Наращивание демократии» – это эвфемизм, обозначающий в действительности наращивание хаоса.
Доктрина «управления хаосом», основанная на вполне научной теории хаоса как «нелинейной сложности», в настоящий момент – главный инструмент глобализма. Многие региональные кризисы в современном мире, в частности, конфликты в Боснии и Косово отнюдь не являются плодом деятельности каких-то отдельных «экстремистов» или их групп, но, напротив, есть продукт целенаправленной работы серьезных специалистов по созданию хаоса. Системы детерминируемого хаоса формируются и функционируют, согласно этой доктрине, при слабом воздействии и наличии так называемого «аттрактора»[ii][2], который как бы сам выстраивает то, что вышеозначенные специалисты называют «системами неравновесного порядка».
Необходимо отметить, что вся информация по теории «управляемого хаоса» в настоящий момент закрывается. Некоторые сравнивают этот процесс с приданием секретности всей информации по ядерной физике с начала реализации Манхэттенского проекта (то есть создания американской ядерной бомбы в 1940-е годы XX века). В США существуют целые институты, весьма серьезные научно-исследовательские структуры, занимающиеся проблемами управляемого хаоса, в частности, хорошо известный экспертам институт «SANTA – FE». Среди наиболее заметных специалистов, занятых, в частности, и Россией, следует назвать, прежде всего, Мюрея Гельмана и, разумеется, Стивена Мана, с 1976 г. специализирующегося по СССР. (С июля 2004 г. – спецпредставитель президента США по евразийским вопросам). Согласно С. Ману, существуют следующие средства создания хаоса на той или иной территории:
· содействие либеральной демократии;
· поддержка рыночных реформ;
· повышение жизненных стандартов у населения, прежде всего в элите;
· вытеснение ценностей и идеологии.
Эти ключевые положения и реализуются в настоящий момент на постсоветском пространстве в ходе постперестроечных перемен, венчаемых так называемыми «оранжевыми революциями». Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что «наращивание демократии» есть наращивание хаоса, а «оранжевые революции» относятся к средствам достижения этой цели. Таким образом, деидеологизация, идейный плюрализм, сбрасывание «балласта» ценностей, резкое повышение материальных запросов, прежде всего в элите, потеря управляемости экономикой, беспредел «демократических», якобы самостийных, движений (часто имеющих этно-конфессиональную окраску) – все это сознательно, на четко и подробно разработанной научной основе внедряемые составляющие «управляемого хаоса», служащие главной цели – демонтажу ныне существующих национальных государств, традиционных культур и цивилизаций. На их место должно, по замыслу глобалистов, придти нечто совершенно новое, а именно – общество, состоящее из людей со стертой исторической памятью (что, в свою очередь, достигается при помощи особых технологий, относящихся в основном к сфере СМИ и образования).
Решение вышеописанной задачи, делающее возможной свободную циркуляцию денег и товаров по всему миру, выгодно прежде всего для теневого сектора мировой экономики, то есть в первую очередь для наркоторговли. Именно наркомафия прежде всего выигрывает в ходе выстраивания глобалистическими технологами «управляемого хаоса».
В понимании сути современного терроризма двумя ключевыми моментами являются: роль спецслужб и роль «черной» экономики, основанной в первую очередь на наркоторговле и подпитывающей «белую» экономику стран «золотого миллиарда», не дающей ей рассыпаться, обвалить сверхвысокий уровень жизни в этих странах.
Говоря же об «оранжевых революциях», следует прежде всего помнить, что это ведь по сути своей «банановые революции». Демонтаж собственного миропроекта советской и постсоветской «элитой» осуществлялся во имя «встраивания» этой элиты в чужой миропроект, а ценой была и остается сама страна. Однако, в конечном счете, они оказались перед лицом полной невозможности такого встраивания, хотя бы в силу самого факта острой миропроектной конкуренции, о чем мы говорили выше. (Выяснилось, что неясно, куда именно встраиваться). Между тем главный элитный интерес, характеризуемый рядом экспертов как «счетократия» (то есть наличие крупных зарубежных счетов) определяет и поведение элиты в ситуации внутренних и внешних угроз[iii][3].
В России (в том числе в ее европейской части, где, за исключением Северного Кавказа и отчасти Поволжья, внутренняя конфликтность еще не достигла необходимого «градуса») управляемый конфликт вполне искусственно вносится на ее территорию в первую очередь на этно-конфессиональной почве. Наиболее эффективно здесь работают, разумеется, всевозможные провокационные игры с исламом. Примеры многим хорошо известны, от попыток открыть в Сергиевом Посаде, цитадели русского православия, то мечеть, то отделение исламского университета, то некий «центр исламской культуры» (как бы восприняли мусульмане, скажем, в Саудовской Аравии, где законы страны предусматривают смертную казнь за проповедь христианства, предложение построить большой православный собор в Мекке или Медине?) до предложений, озвученных некоторыми карманными кремлевскими «патриотами», ввести пост вице-президента России «от мусульман», квоты для мусульман при приеме в вузы или сделать окончание поста Рамадан государственным праздником. При этом атакам все время подвергается традиционный ислам в России, лояльный по отношению к ее государство- и культурообразующей православной традиции, а на щит поднимается исламистский радикализм, получающий серьезную организационную и финансовую подпитку из-за рубежа[iv][4].
В настоящее время невооруженным глазом заметно, что, с одной стороны, в европейской России усиливается «зеленая», исламистская составляющая возможной в будущем «оранжевой революции» («исламские» террористы, напавшие на Нальчик, имели уже не зеленые, а оранжевые повязки), а с другой, опять же вполне искусственно разжигаются шовинистические настроения, вбрасывается идея «Россия для русских» (имеется в виду «этнических русских» – выражение, по сути являющееся оскорблением для русского народа), ксенофобия и т.д. Яркий пример целенаправленного разжигания этно-конфессионального конфликта в информационной сфере – новое телешоу на ОРТ с ведущим М. Шевченко «Судите сами», где происходит откровенное сталкивание лбами представителей радикальных взглядов на проблемы межнациональных отношений. Превращение столь одиозного деятеля в телеведущего главного государственного канала страны вызвало бурное возмущение не только среди русских патриотов, но и среди представителей других религий и народов России[v][5]. Последний перл этого «золотого пера черного пиара»: «Россия – страна не русская». Я предсказываю, что в какой-нибудь из следующих передач г-н Шевченко непременно доберется и до маргиналов в религии (а таких, к сожалению, достаточно). Например, вполне можно ожидать столкновения «либеральных христиан» с представителями различных направлений религиозного фундаментализма, в том числе и в православии.
С сожалением приходится констатировать, что ряд влиятельных политтехнологических групп в настоящее время прямо работает с целью слома российской идентичности и формирования некоей «новой идентичности» - задача, стопроцентно вписывающаяся в «логику глобализма». Здесь следует говорить в первую очередь о деятельности группы Островского – Щедровицкого – Градировского – Глазычева – Межуева (Глазычев сейчас избран в Общественную палату), или так называемых «методологов», которые базируются, в частности, в так называемом «Центре стратегических исследований» ПФО. За неимением времени я лишь вкратце перечислю разрушительные программы, которые осуществлялись и осуществляются этими людьми. Это, во-первых, нашумевший «русский ислам» (крайне вредный проект, который с трудом удалось заблокировать), далее, известный доклад «Государство. Антропоток» – логическое продолжение «русского ислама» и, наконец, «Программа этнокультурного развития регионов РФ». В докладе «Государство. Антропоток» прямо предлагается план ускоренного заселения России 70 млн. мигрантов из Китая и Средней Азии, причем «методологи» не раз совершенно четко заявляли, что ни православие, ни государствообразующая роль русского народа не могут служить основой для формирования «рамочной» общероссийской идентичности. Наивно было бы полагать, что активнейшая и весьма упорная работа «методологов» с ее явно глобалистической идеологией никак не связана с деятельностью вышеописанных зарубежных структур и сопровождающих ее спецслужб.
Все вышеизложенное, казалось бы, должно повергнуть нас в полнейшее уныние: как могут патриоты, с их, мягко говоря, более чем ограниченными возможностями, всерьез противостоять столь мощным, хорошо подготовленным и финансируемым силам? Между тем совсем недавний опыт убеждает в том, что такое сопротивление не только возможно, но и вполне может быть успешным. «Русский ислам» был остановлен очень ограниченными силами нескольких людей, которые на тот момент объединились, осознав, что работают для достижения необычайно важной и актуальной цели. Открытие государственного исламского университета в Москве (который наверняка стал бы рассадником ваххабизма, как бы ни оправдывали эту идею ее авторы) было заблокировано, что на сегодняшний день обошлось двумя поломанными карьерами и одним неудавшимся покушением. Люди, которые дружно стояли на пути провокаторов, знали, что кроме них, стоять больше некому, а за них – Господь. Именно поэтому они и победили. Но это очень маленькая, локальная победа. Я привел эти два примера лишь для того, чтобы показать: противостояние самым совершенным, поистине сатанинским технологиям нашего времени – вполне реальное дело. Необходима лишь достаточная решимость и, по возможности, адекватное понимание того, как эти технологии работают. Объединение сил дошедшей до края нации не может быть привнесено извне, оно может быть лишь делом самой нации.
------------------
[1][1] Отчасти я делаю это в работе «Четыре вызова для современной России»( http://www.rusk.ru/st.php?idar=1001092 ) – газ. «Радонеж», № 2(143), 2004 г., впервые опубликованной интернет-сайтом «Русская линия».
[i][2] «Аттрактор» – в науке о «нелинейных сложностях» некая точка кристаллизации, которая, сама оставаясь стабильной, как бы содержит в себе программу выстраивания парадоксальной системы нестабильности, «неравновесного порядка», то есть хаоса, который формируется и развивается, наращивается в соответствии со строго определенной закономерностью, носителем коей и является аттрактор.
[ii][3] Подробнее об этом см.: Кургинян С.Е. Чик и Цык. Аналитический доклад. Изд. Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр». М., апрель 2005 г.
[iii][4] См., напр., клеветнические нападки М. Шевченко, Г. Джемаля и С. Градировского на духовные структуры традиционного ислама в Кабардино-Балкарии, на которые они возложили вину за нападение террористов на Нальчик в октябре 2005 г.//Кредо.ру, 28.10.2005 г.
[iv][5] См., напр., Заявление Председателя Координационного Совета мусульман Северного Кавказа, муфтия Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаила-хаджи Бердиева//Правая.ру, 1.11.2005 г.
Только что прошедшие выборы в Госдуму высветили несколько проблем, в решающей степени определяющих нынешнюю общественно-политическую ситуацию в России, по большей части получающих, увы, все более и более неверную интерпретацию. Не будем говорить о явном поражении коммунистов. Откровенная торговля интересами народа, которой все последние годы с упоением предавались руководители АОЗТ "КПРФ", не могла не сказаться. Но что касается так называемого поражения либералов, по поводу которого, как по команде, забились в истерике либеральные СМИ и не устают торжествовать наши патриоты всех оттенков, то это поражение все же носит по большей части виртуальный характер.
Избиратель, в который уже раз, и с каждым разом все более определенно, свидетельствует на выборах о своем решительном неприятии либерализма со всем набором его так называемых "базовых ценностей". Псевдоправые партии набирают все меньше голосов. Между тем либералы продолжают уверенно контролировать главные рычаги власти, включая контроль над правительством и СМИ. Более того, с присущей им изощренно-извращенной логикой либеральные "эксперты" призывают ныне "уравновесить" новый состав Думы еще более либеральным правительством и при этом говорят, что политическая система России постепенно приобретает черты парламентской республики. Поистине, высокое достижение демократической мысли!
Говорят также о том, что выборы показали полную управляемость общества, полный контроль власти над ситуацией в стране. Между тем реальная картина жизни самой страны заставляет усомниться в этом. Спору нет, кремлевские политтехнологи в очередной раз продемонстрировали виртуозное владение избирательными технологиями, и мы вправе с уверенностью утверждать, что В. Сурков со своей командой - настоящий король виртуального мира. Однако народная мудрость свидетельствует, что преобладание виртуальных одежд на короле рано или поздно приводит к тому, что находится тот самый мальчик с девственным сознанием, который, в силу своей дикости и неразвитости, не смотрит телевизор. И тогда? Словом, сказку все читали и хорошо помнят, что было дальше?
Приблизились ли наши власти после блестящей победы на выборах проправительственного блока "Единство" к решению реальных проблем, стоящих перед страной? Ответ - взрыв у "Националя", в двух шагах от Кремля, очередная авария на шахте, люди, деловито роющиеся в урнах на Киевском вокзале (ведь бывшие когда-то нормальными людьми!), поголовное и дичайшее пьянство в деревнях, эпидемия наркомании и СПИДа, вымирание народа и многое другое. Если все это называется "стабильность", то, может, лучше хаос, только чтобы бомбы не взрывались, не гибли люди на производстве, и народ питался дома, а не на помойках? Воздушный шарик виртуальных технологий сразу же лопается при малейшем соприкосновении с реальностью. И обнажается звериный оскал повседневности, со страной, уверенно двигающейся в пропасть. Если "стабильность" - это стабильность холодеющего трупа, то, может, лучше, чтобы организм зажил, и тело как-то задергалось?
Говоря о "стабилизации", о достаточно условно-виртуальном росте экономики (вспомним, насколько она упала по сравнению хотя бы с Советским Союзом 1991 года), о растущей поддержке народом власти (достигаемой с помощью пресловутых "технологий"), не следует забывать об общей тенденции регресса, истощения основных производственных ресурсов и духовных сил народа, очевидной для всякого, живущего в реальности, а не за барвихинским забором. Стабильность и относительное спокойствие на поверхности социума не должны обманывать, ибо внутри социального тела многострадальной России зреет последний и решительный хаос. Бациллы регресса, регрессивного развития выедают социальное пространство, на которое опирается власть, и спокойно стоящая, давно одолевшая всех внутренних врагов и конкурентов, она в один прекрасный момент рискует провалиться в пропасть.
При этом для нынешней российской власти характерна принципиальная беспроектность, не только полное игнорирование реальной картины происходящего, но и пренебрежение языком и стилем. Власть не имеет не только четкой и системно разработанной идеологии, но, что еще страшнее - ни языка, ни стиля, ограничиваясь использованием лишь ничего не выражающих клише какого-то расплывчатого "патриотизма вообще", "державности вообще" и т.д., вырванных из реального контекста исторической традиции, исторического созидания и превращенных во вполне условные и мало что значащие ярлыки. Необычайно характерна в этой связи одна из рекламных картинок, развешанная во время предвыборной кампании во всех вагонах метро (реклама проправительственной партии "Единство"). На ней изображены контуры нынешней (усеченной) России, заполненные портретами исторических деятелей, имеющих отношение к нашей стране, в частности, таких антагонистов, как Сталин, Солженицын и т.п. На этом примере отчетливо видно, что политтехнологов, выполняющих заказ властей, идеология и проектность не интересуют в принципе; основная черта этой "политики" - поистине постмодернистская эклектика и беспринципность. Все нацелено на чисто "прагматический" результат. На фоне вышеописанных процессов виртуальная победа на выборах рискует так и остаться виртуальной, ибо государство, с роковой закономерностью теряющее страну, само становится все более условным, постепенно перемещаясь в ширящуюся область неопределенности.
Между тем явным вызовом для полностью беспроектной и безъязыкой российской власти является не только внутренний кризис в стране, из которого не видно выхода, но и развитие международной ситуации. И здесь следует говорить о четырех главных вызовах современности, о четырех глобальных мировых проектах, каждый из которых выстраивается вокруг вполне конкретного и определенного духовно-сакрального ядра (словосочетание, лишь в страшном сне могущее присниться королям политической рекламы со Старой площади).
Первый из этих вызовов, конечно же - вызов глобализации, в качестве главной мировой тенденции нависающей ныне над всем миром, над всеми уголками Земли - от природных пустынь Африки или Австралии до урбанистических джунглей Северной Америки и Европы. В основе этого глобального миропропекта - вполне определенного рода философия и вполне определенного рода духовность. Один из главных идеологов глобализации Дж. Сорос сформулировал суть этой философии, пожалуй, наиболее емко и выразительно: "Мы должны добиться такого статуса для веры в собственную погрешимость, который обычно отводится вере в абсолютную истину". Истины нет; абсолюта нет; и единственно подлинно абсолютное значение приобретает принцип всеобщей относительности. Стало быть, нет и Бога и высших ценностей. Это очень серьезный философский тезис, имеющий для глобалистов ключевое онтологическое и мироустроительное значение. Звериный оскал мира, построенного без высших ценностей, поджидает нас все чаще то тут, то там, например, в Косово, где руками албанских исламистов уничтожены уже многие десятки православных святынь, или во всех уголках информационного пространства, забитого штампованной пошлятиной, в Западной Европе, из которой выведена в теплые края большая часть обрабатывающей промышленности и т.д. и т.п.
Главный проект глобалистов, о котором достаточно откровенно проговариваются такие его идеологи и архитекторы, как З. Бжезинский, это управляемая мировая война цивилизаций, искусственно разжигаемая на этноконфессиональной почве, в ходе которой должны быть уничтожены традиционные культуры, включая их основные раритеты (вспомним печальную судьбу уникальных памятников из багдадского музея), стерта историческая память, и мир заселен политкорректными "общечеловеками". Отсюда особое значение, придаваемое миграции, сознательному перемешиванию народов.
Другой глобальный миропроект, последний всплеск которого - странная война в Ираке - претензии пуританско-кальвинистского фундаментализма, американского традиционализма и мессианства на выстраивание мировой империи. Буш, наверное - последний американский президент, столь откровенно, с такой фанатичной убежденностью говорящий о крестовых походах и обильно политых нефтью библейских ценностях. Непосильное "бремя белого человека", человека пусть ослабленной и суррогатной, основанной на ереси, но все же изначально христианской культуры, несущего свой тусклый и гаснущий свет народам мира, бремя неудобоносимое и с трудом волочимое американской военной машиной и экономикой - несбыточная мечта последнего романтика с лицом техасского скотовода и незамысловатым сознанием честного парня из простой семьи тружеников американской "нефтянки", по странному стечению мировой игры временно засевшего в Белом Доме. Они рулят почти что уже без него. Сколько еще продержатся они, судорожно пытаясь припасть губами к живительному источнику нефти - этой крови современной экономики? Хватит ли сил на пресловутый технологический рывок, без которого им явная хана? И самое главное: каковы запасы прочности у виртуальной оболочки долларового пузыря, к которому подвешена вся вышеописанная конструкция и который раздут уже до неимоверных размеров?
Третий откровенный вызов, бросаемый неимоверно ослабленной и дышащей на ладан России - это вызов Европы, этого гнезда глобализма, в лице своих лучших представителей, вопреки порожденной Европой же магистральной тенденции "постистории", судорожно цепляющейся за осколки собственной традиции. Наиболее дальновидные люди Западной Европы, прозревая глобалистическое будущее с его стиранием границ и индивидуальных черт культур и народов, пытаются спасти свое воспоминание о христианском прошлом Европы и видят источник нерастраченных духовных энергий в России. Таковы некоторые люди в Ватикане. Однако эти последние христиане Запада неимоверно далеки от христианского смирения и покаяния за содеянные грехи. Вряд ли в их сознании присутствует правильное понимание истоков того духовного тупика, в котором ныне оказалась Европа. Почти нет людей, отвергающих наследие секулярного гуманизма, и движение на Восток осуществляется ими не со смирением перед духовной мудростью и высотой подвига восточных отцов, но с привычным пафосом завоевателей. Темная страна, плохо владеющая своими духовными сокровищами и не ценящая своих святых, должна быть завоевана и окультурена стройными отрядами отцов-иезуитов; для этого Ватикан упорно продвигает своих миссионеров в исторически православную страну и открывает здесь свои епархии. Папизм, в который уже раз, стремится завоевать Россию, раньше, чем он сам будет демонтирован хозяевами секулярной глобалистической Европы.
Наконец, четвертый, самый страшный, вызов, нависающий над Россией - это вызов радикального ислама. Радикальный исламизм, сочетающий самые передовые западные технологии с самыми темными и архаическими духовными и психотехническими практиками, - излюбленное оружие глобализма и во многом - детище западных спецслужб, порождение темного гения закулисных игроков, рвущихся к мировой власти; но значит ли это, что у пресловутых "воинов Аллаха" нет и не может быть своей игры? Разве не очевидно стремление радикальных исламистов, бьющих всегда в первую очередь по своим, объединить весь исламский мир под знаменами "чистого" ислама? Разве не выглядит неудержимым их неуемное стремление к завоеванию сначала России, за ней - Евразии, а затем - и всего мира? "На север, на север неистово рвется пропеллер" (Е. Головин). Радикальный исламизм - во многом порождение глобализма и любимая фигура в глобалистической игре, но разве не может сама эта сила использовать глобалистические механизмы в своих собственных, автономных, целях? Тут еще очень неясно: охотник поймал и держит на цепи выращенного им медведя или медведь давно уже волочет охотника туда, куда влечет его неистребимый звериный инстинкт? Весь вопрос - в степени и способах контроля. И даже если 11 сентября и волна "исламского" терроризма, прокатившаяся по всему миру - это дьявольская игра каких-то еще небывалых, надгосударственных, трансконтинентальных и многоуровневых спецслужб, то кто поручится, что здесь агенты на определенном этапе не "отвязались" от своих оперативников и не начали собственную игру? И, наконец. Как бы темен ни был духовный облик лжешахидов и вождей радикально-"зеленого" движения, где в Европе, в России или в Америке есть еще люди, готовые в таких количествах добровольно умирать за свою веру? Как бы там ни было, сейчас уже очевидно: политический ислам и ислам в целом - это мощнейшая сила XXI века, и его явная и упорная экспансия прежде всего на север, в Россию не может быть ни остановлена нами, ни перенаправлена, если мы не сумеем противопоставить этой силе столь же мощное и более чистое духовное начало. И здесь мы подходим к главному содержанию нынешнего российского кризиса, о чем отчасти уже говорилось выше.
Вышеперечисленные миропроекты, вызывающе нависающие над Россией, руководятся людьми, отнюдь не склонными измерять силу своего проекта бoльшим или меньшим количеством ровно нарезанной зеленой бумаги с портретом американского президента. То есть, разумеется (и это понятно), чем больше этой бумаги, тем лучше. Но цель любого миропроекта всегда трансцендентна, всегда превосходит задачу чисто сиюминутного, текущего земного мироустроения. У суррогатных исламистов, глобалистов и суррогатных христиан есть свой идол, отличный от Бога, от Господа Иисуса Христа. Но этот идол сам по себе - отнюдь не есть рынок с его набором материальных благ; никакое процветание, в том числе и материальное, невозможно без сверхценностей, за которые люди готовы были бы умирать. За деньги же и власть (важнейший рычаг любого проекта), а также материальные блага не умирают, а только убивают. И если Сорос и другие идеологи глобализма и неолиберализма упорно твердят о своем принципиальном неприятии высших ценностей, это (как мы видели) отнюдь не означает, что на место Бога и абсолютной истины не приходит никакой замещающий их суррогат, и как знать, какие еще темные духовные глубины, какие оккультные доктрины, придающие деятельности глобалистов столь мрачный и напряженный пафос, таятся за поверхностью, казалось бы, плоского и позитивного мышления! Про исламистов же и говорить нечего!
Между тем Россия с ее явно регрессивным развитием, с потерей духовного смысла жизни большинством людей, с эпидемией суицида (сублимированными формами которого являются наркомания и алкоголизм) с "естественным" вымиранием населения руководится по большей части людьми, совершенно искренне уверенными в том, что все, абсолютно все продается и покупается, что нет в самой личности сокровенных уголков, так связанных с высшим, трансцендентным началом, что их невозможно ни купить, ни продать. В силу этого современная Россия по большей части абсолютно беззащитна перед лицом вышеописанных вызовов, ибо в лице своей так называемой "элиты" принципиально отреклась от своей вселенской миссии, от той высшей истины, которую она на протяжении многих веков несла миру. Свет Третьего Рима, православной империи, открывающей и несущей миру вселенскую религию спасения, давно уже померк для плоских дельцов, захвативших руль государственного корабля, и может вызвать у них лишь циничный смех с высоты достигнутого "процветания". Несчастные пока еще не подозревают всей призрачности этого процветания, не ведают, что они-то и есть - в полном смысле - шлак мировой истории. Не имея за плечами собственного проекта, собственной идеологии и тех высших надмирных ценностей, ради которых лидеры страны имеют моральное право призывать народ к жертвам - нечего надеяться, что мировые игроки станут разговаривать с тобой на равных.
Если Россия все еще жива - то вовсе не благодаря циничным торговцам, готовым продать высший смысл в обмен на призрачные блага сиюминутного процветания, а усилиями тех безвестных подвижников, которые вопреки всему сохраняют в себе небесную память великой Империи, своим молитвенным подвигом удерживают на краю пропасти ее жалкое отражение - немощное и больное земное "царство".
Спасение России, вопреки преобладающему вектору современной истории, возможно лишь в результате ее чаемого возвращения к себе самой. Лишь признание так называемой "элитой" неизбежности возврата к вечным духовным ценностям Православия, реализация которых в истории и в повседневности только и сделала в свое время возможным столь долгое и успешное существование великой страны, может дать нам безумный шанс выжить в страшном апостасийном мире. Только постоянная готовность к жертве и самоотверженное отстраивание духовно-сакрального ядра альтернативного русского миропроекта, то есть православной Церкви как общины верных, живущих во Христе, может создать предпосылки к тому, чтобы имя России не было окончательно забыто. Перед лицом противостоящих нам опасностей это почти что уже невозможно, и Россия, по логике современной истории, скоре всего должна стать ареной борьбы конкурирующих мировых сил, противоборствующих друг другу миропроектов. Именно поэтому вера и упование, "упование вещей невидимых", надежда на чудо и милость Божию есть абсолютно необходимая основа все еще возможного исторического действия. Россия стоит у края пропасти, и не видно пути назад. Ей осталось последнее - полет над бездной.
2003 г., день памяти
преподобного Саввы Освященного.