От Георгий
К Георгий
Дата 28.11.2005 21:26:32
Рубрики Прочее;

Фидель Кастро. Выступление во Дворце спорта 28 октября 2005 года (*+)

http://left.ru/2005/16/kastro133.phtml

Лефт.Ру Версия
для печати



Фидель Кастро
Выступление Президента Республики Куба на национальном акте, посвященном
второму выпуску инструкторов искусств, во Дворце спорта 28 октября 2005 года
Дорогие выпускники и члены их семей!

Учащиеся и преподаватели Школ инструкторов искусств, члены бригады <Хосе
Марти> провинций Пинар-дель-Рио, Гавана, Город Гавана и Матансас! Все не
смогли сюда прибыть.

Руководители Союза молодых коммунистов!

Деятели искусств, представители интеллигенции и другие гости!

Соотечественники всей Кубы!

Мы думали собраться снова ровно через год, 20 октября, чтобы отпраздновать
День кубинской культуры выпуском нового контингента инструкторов искусств,
сформированных в школах, которые были созданы в основополагающем порыве
Битвы идей, но перипетии мощного урагана Вильма заставили нас отложить эту
желанную встречу до сегодняшнего дня.

Одна ваша часть, из восточных провинций, уже находилась в столице, когда за
два дня мы решили отложить этот акт ввиду близости опасного урагана Вильма.
Знаю, что поэтому вы провели в столице более недели. Мы также не могли в
сложной метеорологической ситуации отослать вас обратно в ваши провинции.

Сегодня выпускаются 3 092 новых инструктора искусств из 3 879 учащихся,
начавших 2001-2002 учебный год - второй после открытия этих учебных
заведений, состоявшегося 18 февраля 2001 года с намерением сформировать за
10 лет 30 000 инструкторов искусств.

60,4% новых выпускников - девушки и 39,5% - юноши. По социальному
происхождению большинство из рабочих.

Эта новая сила, обладающая знаниями и практическим опытом, была распределена
по 3 048 учебным заведениям, включая 26 политехникумов информатики.

Этот второй выпуск позволяет располагать уже 6 318 инструкторами искусств,
что гарантирует присутствие, по меньшей мере, одного инструктора в 4 898
дошкольных, начальных, специальных, неполных и полных средних учебных
заведениях.

Поразителен путь, открывающийся к воспитанию восприимчивости и способности
оценивать искусства у самых юных и к амбициозной цели создать общую культуру
в массе нашего народа.

Культуру не только художественную, но также и историческую, научную,
экономическую, географическую, амбиентальную и в самых различных отраслях
знаний, проникнутую глубоким гуманистическим чувством.

Нам приятно знать, что из числа двух выпусков 6 147 инструкторов решили
пойти в высшие учебные заведения, и 3 555 из них - получить специальность
инструктора искусств с высшим образованием. Богатую, безмерную сокровищницу
знаний заключает в себе эта сила, и она будет крайне важной для достижения
высокой цели добиться справедливости и равенства возможностей для всех.

Особой гарантией продолжающегося роста, дисциплины, организованности и
полной отдачи молодых инструкторов искусств стало создание ровно год назад
бригады <Хосе Марти>, которая под руководством Государственного совета через
рабочую группу Битвы идей была окончательно сформирована 19 мая этого года -
в 110-ю. годовщину со дня гибели в бою нашего Национального героя - путем
образования всех ее структур.

СМК несет высокую политическую ответственность, возложенную на него
Революцией, за успех этой программы формирования инструкторов искусств,
которая однажды уже прервалась и является плодом нашей мечты о лучшем и
более совершенном обществе. Союз молодых коммунистов отвечает за координацию
работы бригады <Хосе Марти>. Он должен следить за качеством ее работы, за
постоянным повышением ее квалификации и за выполнением ее членами взятых на
себе обязательств. Неотложной и первоочередной задачей нашей молодежной
организации является комплектование штата руководителей, отвечающих за
работу бригады на уровне муниципий и провинций.

После года работы инструкторы искусств обслуживают 480 526 детей и
подростков в часы занятий и 85 599 в кружках художественного творчества. К
этим стараниям в деле воспитания художественных талантов и способности
оценивать жанры искусств добавляются усилия в системе Домов культуры,
которые посещают 227 390 детей и подростков - и эта цифра значительно
умножится в ближайшие годы, когда армия инструкторов искусств, которую мы
создаем сегодня, будет присутствовать во всех школах и во всех населенных
пунктах страны.

По всей стране было собрано множество историй о работе на протяжении
прошлого учебного года, они показывают, сколько возможностей к
совершенствованию человека открывается благодаря работе и влиянию
инструкторов искусств в школах, центрах для подростов с проблемами
поведения, тюрьмах и в других местах социальной сферы. Об этом
свидетельствуют некоторые из них, рассказанные самими инструкторами или их
координаторами.

Что рассказывает Йеннис Гарсиа Бетанкур, специальность театр, Национальная
городская школа <Фернандо Куэста Пилото>, муниципия Сьенфуэгос?

Ну хорошо, эту я не включил в число нескольких представленных случаев, но
раз уж я ее упомянул, теперь не обойду молчанием, а было это из-за одного
словечка. Она говорит: <Моя школа находится на территории Народного совета
Сан-Ласаро, где у многих жителей> - и вот здесь я был не согласен с Йеннис
Гарсиа Бетанкур. Я не хотел ее упоминать, но те, кто переписывал мой
материал, ошиблись, я ее вычеркнул, а она осталась. Должно быть, она
великолепный инструктор, но она сказала такую фразу: <У многих жителей
низкий культурный уровень и преступное прошлое>. Это слишком, я не согласен,
я знаю, какой у нас народ, и некоторые люди из более простых слоев, другие
из менее простых, но все мы начали с очень низкого культурного уровня. Мы не
знали почти что совершенно ничего, было 30% неграмотных, 90% полуграмотных,
как далеки мы были от такого зрелища, как это, столь впечатляющего, столь
незабываемого; как далеки от того, что произошло несколько недель назад,
когда состоялся выпуск врачей, кубинских и из других стран, и был создан
контингент <Генри Рив>, члены которого, числом более 1 000, находятся в двух
точках, где произошли самые тяжелые и драматические катастрофы за последнее
время: одна вследствие ураганов, там в Гватемале, а другая вследствие
землетрясений, где было более 50 000 погибших и более 80 000 раненых, 90%
которых, как правило, с травмами из-за переломов верхних и нижних
конечностей и телесных повреждений.

Легко так перечислять, но надо представить себе, сколько страшной печали и
страданий несет это жертвам, этим людям, которые вынуждены переносить
последствия трагедии.

Все наверняка помнят тот день, когда, участвуя в выпуске, я оступился; не
посмотрел, я смотрел на вас, там в Санта-Кларе я упал и сломал в восьми
местах коленную чашку и также верхнюю часть предплечья, это было больше, чем
трещины, как я думал тогда, пожалуй это было самое серьезное и самое трудное
повреждение. Помню страдания, я всегда вспоминал их, думая о других, до
того, как перенес сам, но мне довелось узнать их самому, и потому я говорю
со страстью, когда вспоминаю такие страдания и такую печаль, которую
испытывают, когда происходят катастрофы (Аплодисменты).

Продолжаю объяснять то, что сказала товарищ Йеннис, это очень интересно. Она
сказала:

<Поначалу мне было немного страшно встречаться с детьми из таких
своеобразных семей. Я начала с группой четвертого класса, считающейся самой
трудной в школе. К своему большому удивлению, я получила от них самые
неожиданные проявления любви>, - представьте себе эту девочку, это
практически девочка, я очень хорошо помню, как мы отбирали учащихся, то были
школьники, кончавшиеся неполную среднюю школу, которые должны были пройти
специальный четырехгодичный курс полной средней школы, жить интернами в
школах инструкторов искусств, созданных в том году, только за один год.

Я помню программу, когда мы обсуждали по отдельности один предмет за другим,
пока она не была создана и сейчас совершенствуется, как это логично и как
происходит со всем; но они были совсем молоденькими, вы у нас в целом самые
молодые выпускники из всех.

Мы, например, выпустили социальных работников, уж не знаю, как мы соберем их
здесь, потому что требуется - без членов семей - более двух стадионов или,
как их называют, Дворец спорта, Колизей наподобие этого, на 15 000 мест,
чтобы они поместились, и это тоже огромная сила, которая сегодня уже
оказывает исключительное влияние в нашем обществе, и еще какая сила, - пусть
никому, и менее всего нуворишам и ворам, не вздумается недооценивать ее,
потому что с помощью этой силы действительно будут искоренены кое-какие
язвы, от которых еще страдает наше общество, стремясь к лучшему миру, ближе
к народу, чем когда бы то ни было на протяжении истории.

Пусть никто не думает, что это глупцы, или неграмотные, или невежды, потому
что они уже работают и в этот момент начинают гарантировать, что страна
будет располагать сотнями миллионов долларов, которые сегодня теряются или
транжирятся, и чуть дальше, включая электричество, включая все виды энергии,
включая многое другое, наша страна будет располагать в очень короткий срок
намного большей суммой, чем та цифра, которую я упомянул, и ни один циклон
не сможет нас остановить.

Один уже прошел и забыт, или скорее попран делом, которое совершает наш
народ, и также прошел другой, превративший Гавану в Венецию, и мир был
испуган, в то время как тысячи кубинцев со всеми наличными ресурсами за
несколько дней восстанавливали ситуацию, и самолеты с бригадами контингента
<Генри Рив> летели на юго-запад в направлении Гватемалы и на юго-восток,
далеко, в направлении Пакистана, чтобы прибыть в место, находящееся на
высоте 3 000 или 4 000 метров на склонах Гималаев, откуда поднимается
Эверест - символ вершины, которой в сфере социальной и в области
справедливости надеются достичь народы, и в их числе наш, но ни один не
достиг этой цели на протяжении тысяч лет, однако я думаю, что в эти времена,
тяжелее, чем какие-либо другие, ни одна страна не приблизилась настолько,
насколько приблизилась наша, к достижению этой цели.

Таким образом, ни природа, ни империя не смогут сломить дух нашего народа и
не смогут помешать достижению наших целей.

Снова продолжаю о том, что сказала эта девушка, о которой я только что
говорил, еще девочка. Поэтому мы не можем критиковать, ничего подобного, есл
и у нее вырвалась фраза, потому что она написала это, и не для публикации,
она написала это не для кого-то еще, те, кто записывал это для возможного
выступления, в спешке и не заметили. Это неважно.

Она говорит: <Я начала с группой четвертого класса, считающейся самой
трудной в школе. К своему большому удивлению, я получила от них самые
неожиданные проявления любви>, у детей из этого района, который наверняка
очень бедный, и там наверное много мест, где условия жизни крайне тяжелые.

Хасан должен помнить это, потому что вместе со студентами-медиками он
посетил самые бедные районы города в годы Битвы идей, набираясь опыта и
помогая десяткам тысяч детей, он обошел эти места, и из этих мест к нам
поступали сообщения каждый день.

Она продолжает: <:и их так захватил театр, что вместе с большинством из них
я создала театральную труппу <Абракадабра>, которая сегодня представляет
школу. Самым трудным делом было убедить родителей, приводя тысячу доводов,
чтобы они позволили им репетировать во внеучебные часы>. Что это значит, в
субботу, воскресенье, вечером, утром? В котором часу, до отключений света
или после отключений света? (Смех.) <Получить от них поддержку для пьес,
которые мы готовили, было неожиданностью, несмотря на то, что я встречалась
с ними несколько раз.

У одного из моих мальчиков мать сидела в тюрьме>. Это грустно, верно? Но
поэтому народ или район нельзя считать преступным. Преступление было
совершено обществом, потому что эти районы не родились на пустом месте; то
был цивилизованный и культурный мир, который нас завоевал и эксплуатировал
на протяжении веков и, кроме того, принес рабство, и до победы Революции в
1959 году установил общество с колоссальными различиями, идущими от богатых,
богатых, богатых, очень богатых людей, которые не жили там в Сан-Ласаро,
сначала они жили в Ла-Виборе - некоторые следы остались, но уже нет, там уже
народ, - а потом перебрались туда, где сейчас Пласа, а затем туда, где
прежде был Мирамар, а сейчас часть муниципии Плая, или там в Кантри-Клаб к
моменту победы Революции, там было много таких мест, помню, они уже были
рядом с училищем кадетов в Сейбе, за Каймито. В этих местах уже раздавали
земли под усадьбы, как можно дальше от того района, района за чертой
исторического центра.

<Моя школа находится на территории Народного совета Сан-Ласаро, муниципия
Сьенфуэгос>. Я ошибся, я все перепутал. Где эта девочка? Она должна быть
здесь. Где эта девочка? (Аплодисменты.) Это не в Гаване. Я не знаю, что там,
но пусть даже и там, где бы то ни было, надо быть осторожным. Я говорил о
здешнем Сан-Ласаро, это реальная история, такой район наверняка есть везде,
как в Сантьяго район Куабита. Где тут ребята из Сантьяго? (Возгласы.) Вы
помните о том райончике или районище, который находится близко от того
места, где был маленький аэродром и кладбище Санта-Ифихения, такие районы
есть везде.

Раз я говорил о Йеннис Гарсиа, где Йеннис? Йеннис, беги сюда, побудь здесь
со мной и помоги мне (Аплодисменты). Как говорит пословица, нет худа без
добра (Аплодисменты).

Расскажи нам здесь, ты осмелишься?

Она говорит мне, что да, что осмелится это объяснить, но не упоминая имени
мальчика.

Йеннис Гарсиа. Дело в том, что, как говорил Команданте, для меня было
исключительно важно, что я начала работать с этой группой, к которой было
очень трудно подступиться. Вы знаете, что все дети неспокойные, веселые, но,
хорошо, у тех детей были свои особенности. И вот я пришла и поставила перед
собой задачу немного изменить это мнение и внести искусство, это большая
задача, которая стоит перед всеми нами, инструкторами искусств, для того и
родился этот проект; перемешать детей и помочь им наладить отношения между
собой, лучше общаться друг с другом, и вот так я осмелилась и начала
работать с ними.

Поначалу было очень трудно для всех инструкторов, потому что приход в
школу - это что-то новое, что-то неожиданное, но дети встретили меня с
огромной радостью. К моему удивлению, родители, после того как начали
понимать, насколько важен театр и насколько театр и искусство изменили их
детей, стали помогать мне с пьесой, которую мы готовили, с репетициями
труппы.

Был один мальчик, которого я тоже обслуживала по месту жительства, мать у
него была в тюрьме, и у него были определенные проблемы в семье. Важно то,
что я смогла втянуть этого мальчика и связать его с искусством и помочь
тому, чтобы его окружение принимало его намного лучше, поскольку он показал
себя актером.

Это важно в моей истории, думаю, что у всех нас, инструкторов искусств, есть
похожие истории, потому что всегда есть люди и есть дети, у всех детей есть
эта спрятанная где-то фантазия, и для этого мы здесь, для этого нас создали,
чтобы отодвинуть назад черноту мира, черноту проблем, тысячи расстройств,
которые могут у них быть, и извлечь из души ребенка эту красивую его
сторону. Думаю, что это самое важное в том, с чем каждый из нас столкнулся
(Аплодисменты).

Фидель Кастро. Ну вот, не хватало одной фразы, и она объяснила все очень
хорошо. И как удачно, что это отступление послужило для того, чтобы видеть в
действии, как здесь инструктор искусств объясняет свою задачу.

То, чего не хватало, было: к нашему удовольствию. Матери дали разрешение
выйти именно в тот день, когда ставили пьесу, и она смогла увидеть плод
упорной работы ее малыша, с такой молодой преподавательницей. Я не ошибся,
вы ее здесь видели.

Что рассказал, например, Карлос?

Карлос Руис Сильверио, муниципия Пласетас, Народный совет
Гуаракабулья-Хагэйе, специальность музыка, начальная школа <Энрике
Вильегас>?

<Благодаря моим кружкам я нашел в школе замечательную девочку, которая
принесла мне много радости. Тот, кто ее не знает, и слышит, как она поет,
может сказать, что она учится в школе искусств, но это не так. Это
крестьяночка, которая даже не знала, что такое музыкальный инструмент, но
зато ее голос поражал всех. Я решил, чтобы один из моих учеников, игравший
на гитаре, аккомпанировал песне, которую я с ней подготовил. Результат этой
работы был великолепный; присутствующие были очень растроганы расцветшим
талантом этой девочки, который с технической помощью уже давал чудесные
плоды>.

Что произошло с Ослендис Баньо Родригес, муниципия Гуинес, специальность
музыка, школа <Феликс Варела>?

Этот инструктор искусств подготовил репертуар, который идет от Национального
гимна до главных кубинских ча-ча-ча. Он создал в этих школах духовые
оркестры, затем их объединил, и в результате получился большой духовой
оркестр, который звучал 19 мая по всему городскому центру муниципии, и
домохозяйки, жители, рабочие и другие люди этого населенного пункта были
поражены и не могли понять, как такие маленькие дети были способны так
играть.

Что рассказывает Элиесер Фернандес Родригес, специальность изобразительное
искусство, начальная школа <Хесус Мартинес>, Народный совет <Нисето Перес>,
сельский район, муниципия Сан-Кристобаль, горы?

Жители говорят, что с его приезда в общину жизнь там стала другой. Он создал
группу детей, обладающих способностями к художественным ремеслам, и они
сумели украсить это отдаленное место, изготовляя художественные кустарные
изделия и делая стенные росписи с природными элементами. Нам рассказывают,
что благодаря ему они смогли увидеть и оценить произведения изобразительного
искусства и даже проводить встречи в горах, где получали премии. Элиесер
говорит, что ему посчастливилось проходить практику в этом районе, и хотя
сознается, что поначалу сопротивлялся, но приехав и убедившись, что имеет
возможность изменить жизнь этих людей, не стал больше думать и сейчас
работает там. Он чувствует, что стал более чутким, и глубоко любит то, что
делает.

Еще один пример - Юдеркис Мартинес Сардиньяс, специальность изобразительное
искусство, Народный совет <Хуан Делио Чакон>, специальная школа для детей с
проблемами поведения ? 1 <Омар Антонио Баутиста Рамирес>.

Для меня было трудно, говорит она, понять необходимость работать в школе для
трудновоспитуемых, принимая во внимание особые характеристики этих
заведений. Я видела, что моя работа с ними помогла им наладить отношения
друг с другом, они стали общительнее. Кажется, будто в искусстве есть магия.

Юдеркис называет имя одного из своих учеников и добавляет: у него один
глазик стеклянный; я провела с ним большую работу, потому что у него есть
способности к изобразительному искусству.

<Я довольна своими результатами. Думаю, что этот мальчик никогда меня не
забудет и, быть может, даже сравнит со своей мамой, зная, что, не будучи ею,
я отдаю ему всю любовь, чтобы завоевать место в его сердце, и думаю, что я
этого добиваюсь>.

Что рассказывает Мария де лос Анхелес Артемар?, специальность театр,
Народный совет Херона-центр.

<Не буду отрицать, что, приехав туда, я немного испугалась. Никогда раньше я
не работала как инструктор искусств в тюрьме. Меня удивило, как хорошо нас
приняли; инициатива была для них очень приятной. Им выпало разбить лед, и
они сделали это убедительно. Нам представили музыкальную группу с
нестандартными инструментами (палки, жестянки, ведра). Это действительно
звучало хорошо. Один из них подошел ко мне, он хотел показать мне пьесу,
которую написал сам и которая отражала часть его жизни как заключенного и
урок, получаемый им в этом месте. Это показало мне, что мы не должны
недооценивать людей, если они готовы измениться, и искусство помогает им.>

После опыта, накопленного за год работы, такого, как мы только что видели,
123 лучших члена бригады войдут в состав преподавателей школ инструкторов
искусств, которые были укреплены, и сегодня в них насчитывается 2 950
преподавателей; 799 из них - преподаватели общих предметов и 2 151 -
преподаватели по специальностям.

Более 370 нынешних выпускников педагогических институтов по специальностям
музыкальное образование и художественное образование также вошли в
преподавательские коллективы школ.

Ценным был вклад деятелей искусств и представителей интеллигенции, которые
включились в эту образовательную работу. Нам нужно еще намного больше от
художественного авангарда в стремлении воспитать эту молодежь, которая уже
является необходимой силой в колоссальной битве за достижение общей культуры
во всем нашем народе.

В мае 2000 года, когда было решено начать эту программу, у нас было едва ли
2 000 инструкторов по всей стране. Сегодня, с учетом учащихся, которые
проходят практику в системе образования, и выпускников, пришедших в эти
заведения, у нас в рамках этой программы имеется 22 025 юношей и девушек.

Несколько дней в наших 15 школах инструкторов искусств назад начал занятия
шестой поток.

Это учащиеся, которые при поступлении уже больше знали о специальностях,
которым они будут обучаться. Если из числа молодых людей, образовавших
первый поток этих школ, только 7% получили какое-либо предварительное
образование, теперь 41% поступивших в этом учебном году были связаны с
искусством в рамках движения самодеятельности, занимались с инструктором или
вышли из детских художественных школ.

Среди учащихся продолжают преобладать девушки, они составляют 64,5%, и около
половины будущих инструкторов искусств по социальному происхождению из
рабочих.

Следуя принципу справедливости и равенства, вдохновляющему наше дело, с
начала создания школ там предоставляются возможности для поступления молодых
инвалидов, для которых учебные планы пересматриваются таким образом, чтобы
позволить им выполнить свои задачи без снижения качества подготовки. В
только что завершенном году у нас было их 43 человека, из них 18 с
двигательно-моторными нарушениями, 8 слепых, 2 глухих, 7 глухонемых, 4
слабовидящих и 1 с нарушениями зрения и двигательно-моторными. Восемь из
этих молодых людей выпускаются сегодня и со всем правом вступают в
благородную и предприимчивую армию инструкторов искусств, доказывая, что для
человека все возможно.

Продолжает совершенствоваться учебный план, были изменены программы по
специальностям музыка, театр и танец, чтобы добиться большей комплексности с
учетом работы, которую должен проводить инструктор. По всем специальностям
проводятся мастерские по восприятию остальных жанров искусств.

Значительно увеличилось число аудиовизуальных средств и компьютеров -
исключительно важных орудий обучения. Уже имеется по одному компьютеру на
каждых 15 учащихся.

Используются 8 образовательных компьютерных программ, которыми располагают
остальные предметы полной средней школы, и, кроме того, существует одна,
специально разработанная для предмета Восприятие и история искусств, который
дается в школах инструкторов искусств.

Обучению, восприятию и преподаванию искусств не чужда исследовательская
работа. Научные конференции, на которые собираются преподаватели и члены
бригады <Хосе Марти> на каждом потоке, способствуют созданию средств
обучения для проведения мастерских, помогают совершенствовать
учебно-воспитательный процесс и знакомят с обогащающим опытом работы уже
окончивших инструкторов с детьми и подростками.

Продолжается процесс поддержания в рабочем состоянии 15 школ, в большинстве
находящихся в помещениях старых учебных заведений, восстановленных в рамках
бурного строительного процесса, порожденного программами Битвы идей.

Мы должны предвидеть каждую деталь, чтобы эти школы были образцом
образования, дисциплины, творчества, этики, морали.

Надеемся, что все выпускники первого потока, которые остаются на своих
постах, будут верными обязательству работать инструкторами искусств не менее
пяти лет, как это было решено вначале, и что те, кого выпускают начиная с
этого момента и далее, будут работать 8 лет, как они обещали потом,
занимаясь этим прекрасным делом, которое несет духовное богатство и знания
во все уголки страны, и особенно детям и подросткам - гарантии лучшего
будущего и большей образованности для кубинского народа.

Учреждения центрального государственного управления должны уважать это
обязательство и не заниматься вновь позорной практикой пиратства - кражи
инструкторов искусств, как это было в прошлом, потому что это не будет
разрешаться ни под каким предлогом.

И слушайте хорошенько, при этом и при многом другом вот перед вами,
например, инструкторы искусств; а также те, которые заканчивают учебу как
преподаватели физического воспитания и спорта, все это связано с пиратством.
На ком нет вины, пусть тот бросит первый камень.

Да, очень немногие не практиковали кражи кадров. Наши революционные кадры,
да, они хотели быть ими и были ими, но они ничего не знали, у них не было
опыта, не существовало даже настоящего опыта строительства социализма, и так
они завязли во всяческих маниях и бюрократических ошибках, но кража кадров -
это отсутствие революционной этики. <Это хороший учитель, я забираю его,
потому что он много знает>.

Таким же образом забирали многих учителей, они были теми, кто в первые годы
Революции обладал знаниями; искали кого-то, кто умел читать и писать.
Выхватывали одного отсюда, другого оттуда: <я дам тебе то-то>, <ты поближе>.
Все вели феодальную войну, это надо сказать.

Например, в случае Центрального банка Кубы, это важнейшее учреждение и с
каждым разом становящееся все важнее, они готовили программистов, кадры,
владеющие компьютерами, и остальные учреждения, которые ничего не готовили,
приходили и говорили: <У меня есть там очень хороший отельчик, там есть
зарплата, там есть чаевые>. Или говорили: <Смотрите, я заберу этого
преподавателя, чтобы он обучал тому-то и тому-то>. Всегда искушая людей,
всегда делая предложения, а это пороки капитализма, обычаи капитализма,
никто и представить себе не может, сколько делалось подобных вещей.

Общество, которое хочет быть иным, новое общество, которое пытается достичь
высоких целей, тащит с собой все пороки того коррумпированного общества,
которое хочет изменить. Это тяготит. Только с ходом времени и под
воздействием работы, если работают хорошо: И в мире не было ничего более
распространенного и всеобщего, чем ошибки революционеров, тех, кто хочет
изменить общество, или тех, кто хочет изменить мир. Поэтому немногие
революции движутся вперед, и немало, в числе немногих, терпят поражение на
протяжении исторических периодов.

Думаю, что наша страна делает большие усилия, и это, быть может, следствие
огромных масштабов противника, огромных масштабов трудностей, которые
заставили нас всех так или иначе расти. И очень возможно, что мы продолжим
двигаться вперед, и практически с позиций авангарда, к целям, которые мы
поставили перед собой и которые сегодня называются <Лучший мир>.

Просто позор то, что происходило у нас, это было почти что объяснимо
вначале, потому что почти никто не умел читать и писать. Тогда шли в школу и
забирали к себе учителя. Это происходило в течение многих лет и все еще
происходит. Конечно, теперь хотят увести преподавателя с высшим
образованием; но преподаватель с высшим образованием уже имеется, и ему
нельзя предложить любой пост, любую должность, чтобы что-то делать, пусть
хотя бы заполнять бумаги.

Учреждения центрального государственного управления должны уважать это
обязательство <:и не заниматься вновь позорной практикой кражи инструкторов
искусств, как это было в прошлом, ни под каким предлогом>. И я не знаю, куда
смогут забрать инструктора искусств, который вдруг загорится этим или
забудет о данном слове и захочет уже стать художником. У него могут быть
исключительные способности, я не сомневаюсь, что многие станут художниками,
и большими художниками, я видел это в день, когда посетил ту школу в
Бойерос. Хорошо, но перед ними стоит задача, Революция подготовила их для
выполнения определенной задачи и не заковывает их на всю жизнь, хотя мы
знаем, что многие почувствуют такую любовь к своей работе с такой молодежью
как вы, и всю жизнь будут художниками - создателями патриотов, создателями
революционеров, создателями превосходного искусства.

Первый набор должен был проработать пять лет, второй семь. Теперь существует
радио и телевидение, не американское, не то, что принадлежит правительству,
которое хочет возглавить демократический переход на Кубе. Представьте себе
переход назад. Это то, что у них запланировано, и любопытно, что первым
пунктом плана умалишенного - как я говорил вчера вечером, - которого
достославный президент Соединенных Штатов назначил председателем Комиссии
или не знаю уж чего по переходу на Кубе, является поездка по Европе,
посещение европейских пособников империи и немалого числа наемников, чтобы
просить у них помощи для перехода

Пусть Европа, прогнившая Европа, приходит нам помогать. Мы тоже говорим:
пусть прогнившая Европа смотрит, что делает. Один раз она уже оскорбила нас,
обидела нас, намереваясь отнять у нас гуманитарную помощь, которую никогда
не предоставляла, больше она крала путем неравного обмена и больше
зарабатывала, продавая нам готовые продукты и покупая сырье. Надо видеть,
как дорого продают они что угодно, чтобы поддержать свои высочайшие доходы,
покупая задешево сырье - никель, листовой табак, даже не сигары или никель
для производства нержавеющей стали и так далее, и тому подобное.

Я подсчитывал доходы Европы в связи с Кубой - и об этом я говорил там в
Сантьяго-де-Куба 26 июля на праздновании 50-й годовщины, - это более 200
миллионов долларов, которые мы давали им, а они нам три-четыре жалких
миллиона, которые тратились в пятизвездочных отелях щедрыми дарителями. Мы
предупредили их: <Мы не нуждаемся в этих подачках>, и когда они продолжали
нас оскорблять, народ прошел маршем перед двумя их посольствами, более 500
000 граждан в каждом шествии, и был народ для третьего одновременного
шествия, так что пусть они не совершают ошибки. И когда они приехали, мы им
сказали: <Нет, мы не хотим никакой гуманитарной помощи>, ведь мы даже можем
послать ее вам, потому что у вас меньше врачей на душу населения, чем у нас,
и там есть люди, потерявшие зрение, потому что не могут заплатить за глазную
операцию, и у вас нет человеческого капитала, и вы не можете послать бригаду
врачей в любой уголок мира. В любом случае - угрожать им вторжением,
угрожать им бомбардировками, и именно там ездит этот умалишенный янки, прося
какой-нибудь помощи у Европы.

Что может Европа против нас? Ничего. К счастью, есть страна, которая может
это сказать. Она не нуждается в американской империи, не нуждается в Европе.
Мы живем в мире, который меняется, и мы сильнейшая Революция и потрясающий
народ, который умеет бороться с противниками и умеет бороться с собственными
ошибками и с собственными слабостями (Аплодисменты).

Пусть они продолжают заниматься глупостями и продажным искусством. Сюда, в
нашу страну, никто не приедет превращать искусство в товар; попытаются
украсть, это да, и нередко крадут таланты и художников (Аплодисменты).

Вы будете преподавателями, а вся остальная молодежь, получающая образование,
будет художниками, которые сеют и выковывают сознание, так что пусть не
возникает кто-то беспечный или несознательный, кто забывает, что иногда
ребенка обучают какому-либо виду искусства с пяти, шести, семи лет, он
бесплатно проходит через все художественные учебные, образовательные
заведения и проявляет себя как талант, так, как появляется в массовой форме
огромное богатство таланта целого народа.

Надо сеять сознательность с очень раннего возраста, чтобы никто никогда не
совершил, не проявил неблагодарность тех, кто достигает вершины искусства, и
вдруг в один прекрасный день слышишь: <такой-то остался за границей> или
<такая-то осталась за границей>. А почему остаются такой-то и такая-то, если
не из-за отсутствия сознательности, из-за отсутствия любви к народу, который
их сформировал и все оплатил, среди блокады, среди жертв, среди угроз?
(Аплодисменты.) Те трудящиеся, что рубили тростник, работали на промышленном
оборудовании, трудились часами, бесконечными часами в сельском хозяйстве, в
промышленности, везде; в школе, чтобы обучать их на начальной, на средней
ступени и так далее, и тому подобное, в университете, повсюду.

Конечно, революция - это победа добродетели над пороком, победа чести над
бесчестием, победа моральной и патриотической целостности над продажностью и
пороком, так что самое большее, что могут сделать те, кто не может
сформировать ценности на этических основах, - это красть таланты, потому что
во многих из этих стран таланты формируются стихийно, на основе инициатив
самих граждан, там не существует художественных школ для всего народа, как
здесь; они существуют только для богатых и для очень богатых. В нашей стране
это для всего народа, безо всякого исключения и отторжения (Аплодисменты).

Мы как раз говорили об учителе, о тех, кто воспитывает, о тех, кто создает
для всего народа и о тех, кто обкрадывает нас и хочет украсть у нас
художников и спортсменов или умы в любой сфере науки; но, как во всем, они
также захотели оставить нас без врачей и из имевшихся тогда 6 000, причем
некоторые были не очень хорошо подготовлены, увезли половину - 3 000. Они не
смогли этим помешать, чтобы сегодня у нас было 70 000; более 25 000, по
подсчетам, которые я должен уточнить, обучаются медицине; 7 000 поступает
каждый год; более 12 000 занимается в Латиноамериканском медицинском
институте; 20 000 латиноамериканцев, преимущественно из самых бедных стран,
будет в первом квартале будущего года; и уже на страну, которую они хотели
оставить без врачей, им придется смотреть с уважением и видеть, как целая
страна превращается в университет по многим отраслям, но особенно в отрасли
столь гуманной, спасительнице здоровья и спасительнице жизни, как медицина.
Наказание уже вынесла история, вынесли преступления, совершенные ими против
нас. Они увидят на Кубе 100 000 студентов этой специальности, потому что мы
будем помогать формировать врачей для всего мира, когда у них уже нет
врачей, чтобы послать куда бы то ни было (Аплодисменты).

Из продажности не выйдет врач-интернационалист; из продажности не выйдет
член важного и славного контингента, специализирующегося на природных
бедствиях, эпидемиях и тяжелых болезнях, таких как СПИД, которые сегодня
поражают целые страны, почти уничтожая их, и целые континенты, и нам уже не
могут запретить делать это, потому что на каждого врач, которые были здесь,
из тех, что они увезли, 3 000, в настоящее время в восемь раз большее число
выполняет интернационалистические миссии или помогает народам в минуты
огромной скорби.

Они увезли сначала 3 000, а потом еще других, уже выпущенных, но это не
смогло помешать тому, что в этот момент у нас есть около 25 000 врачей
нового типа, работающих в странах третьего мира. И здесь на самой нашей
родине почти 50 000. Во сколько раз? В пятнадцать раз, шестнадцать или
семнадцать раз больше, распределенные по всем муниципиям страны, в любом
уголке нашей родины, от Сандино, там рядом с мысом Сан-Антонио, до Майси, в
Баракоа, в горах и на равнинах.

Мы очень хорошо знаем, что нашу систему еще нельзя назвать совершенной, но
ни в одной стране никогда не было столько врачей и так близко к населению,
как у нас. Ни в одной стране никогда не было того, чего становится у нас все
больше: сети поликлиник, то есть центров по оказанию первичной медицинской
помощи, и не только для защиты здоровья, но также и центров реабилитации
рядом с каждой такой поликлиникой, которые оснащены аппаратурой, какой не
имели никогда, совершенно новой, стандартизированной, можно проводить ее
техническое обслуживание, ремонтировать ее, - это невозможно, когда
существует 40 или 50 различных марок, как было в нашей стране до недавнего
времени, и эти поликлиники уже становятся образцом, а кроме того, центрами
по формированию врачей.

Будут десятки, точнее сказать, будет сотни и сотни университетских центров
для обучения врачей.

Это конечно не фигурирует широко в сообщениях, нет, ни по телевидению, ни по
радио, которые переполнены рекламой и официальной ложью. Эти правительства -
олицетворение сверхбесстыдства.

Вы наверное помните, как мы спрашивали у господина Буша: <А ну-ка, господин
президент, скажите, через какой пункт Посада Каррилес въехал в Соединенные
Штаты, скажите нам, через какой пункт, на каком судне, через какой порт и
кто были ответственные и соучастники?>. Сейчас самое время, прошло много
месяцев, а они не говорят ни слова на эту тему. Они решают проблему втихую,
не отвечая на вопрос, потому что там, в правительстве Соединенных Штатов, в
это замешаны многие, кто дал разрешение на въезд Посаде Каррилесу, этому
террористу, безжалостному убийце, которого сегодня поддерживают, которого
сегодня защищают от правосудия. Они не сказали ни слова, хотя мы задали им
массу вопросов публично.

Когда мы заявили о своем желании послать врачей народу Соединенных Штатов,
покинутому на произвол судьбу после разрушительного бедствия в Луизиане, они
промолчали, а мы сделали это ради народа Соединенных Штатов, и с полным
основанием: то был народ, решивший, чтобы американские войска ушли из
Вьетнама; то был народ, решивший возращение мальчика Элиана в нашу страну;
это народ, который скорее намного раньше, чем позже, заставит империю
вывести войска из Ирака, где погибло уже более 2 000 молодых американцев в
безжалостной и несправедливой войне (Аплодисменты).

Нам хотелось бы поддержать его в этот грустный момент, когда там пенсионеры
умирали в домах для престарелых безо всякой медицинской помощи, или умирали
в больницах, в то время как царила анархия и звучал эгоистичный крик:
<Спасайся, кто может!>. Мы хотели им помочь. И эти врачи могли бы спасти
жизнь многих людей, однако там даже не упомянули, что Куба была одной из
стран, предложивших помощь, в то время как наши друзья среди американского
народа говорили: <Как странно, что Куба ничего не предложила>. Официально
было полное молчание! Это вынудило нас сказать о том, что мы сделали и что
мы были одними из первых, предложивших помощь.

И когда с ужасной силой надвигался второй ураган, мы были не из первых, мы
были единственными, кто за несколько дней до урагана предложил им помощь.
Ответа также не было. Молчание.

Вчера я рассказал о послании, направленном ими совсем недавно, о словах
главы Отдела, представляющего интересы Соединенных Штатов на Кубе, словах
уважительных, в них говорилось о необходимости сотрудничества между
Мексикой, Соединенными Штатами и Кубой в деле защиты от ураганов.

Незамедлительно появились сообщения, где объявлялось, что Куба приняла
помощь, и вчера я доказал на документах точные слова и пункты нашего ответа.
Сейчас все это расходится по миру. Однако они не разъясняют, как правило,
они не отвечают на трудные вопросы, они до сих пор не могут сказать,
например, не осмеливаются сказать, не могут сказать, не обвинив самих себя,
как и через какой пункт проник в Соединенные Штаты самый преступный и самый
отвратительный в западном полушарии террорист.

Сегодня они держат в заключении кубинских героев, боровшихся с терроризмом,
пятерых невинных патриотов, на которых обрушилась ярость мафии и коррупция
майамского суда, осудившего их на пожизненное заключение.

Не вижу, чтобы Европа рвала на себе одежды, прося свободы для этих
соотечественников, которые продолжают сидеть в тюрьме, несмотря на то, что
совершенно законный суд заявил в самих Соединенных Штатах, что первый суд
был незаконным, что первый суд был несправедливым, что первый суд ничего не
стоил; тем не менее, они продолжают оставаться в заключении. Таково
поведение, отсутствие этики, бесстыдство этой имперской системы.

Однако как сильна уже Куба, что может смотреть в лицо сообщникам империи в
Европе, может выдержать их взгляд и обвинить их, говоря: вы лицемеры, вы
продажны, вы безнравственны, вы эксплуататоры, вы создали современное
рабство в последние века, после того, что назвали открытием Америки. Вы
создали колониализм и поддерживаете его по сей день. Вы, вместе с
Соединенными Штатами, создали неравный обмен; вы крадете валюту всех стран,
посредством того, что заставляете их вкладывать как резервы, так и деньги
частных лиц в банки богатых стран, спасаясь от инфляции и прячась там; таким
образом они располагают всей валютой мира. Поэтому я говорю им: вы
грабители, вы воры и, несмотря на это, не можете распоряжаться по своему
усмотрению деньгами Кубы. Однако до сих пор наглый доллар империи, уже
получивший некоторые уроки, продолжает нас грабить самым жестоким образом.

Об этом мы рассказывали Марадоне во время его первого интервью с нами, когда
мы ему показали, что в стране, находящейся в блокаде, где до сих пор
существует нормирование продуктов питания и где многие вещи в огромной
степени субсидируются, наглый доллар, который присылают оттуда и сегодня
меняют не по 26, а по 24 песо, поскольку наш песо ревальвируется; этим
долларом платят, например, более чем 150 киловатт электроэнергии. А сколько
платят? Сколько платят, если расход электроэнергии больше? - едва ли два
доллара за 300 киловатт.

Когда его присылают, вот покупательная способность этого доллара, а сколько
должно затратить кубинское государство на каждый киловатт электроэнергии? -
не более и не менее, в лучшем случае, если расчеты стоимости правильны - а
возможно это больше - 36 долларов, за эти же самые киловатты. То есть, они
присылают один, а нам он стоит 18 долларов в конвертируемой валюте;
присылают два, а нам они стоят 36 долларов. Так они делают со многим, и в
действительности, наш народ, пока нас грабят таким образом, часто получает -
это было до очень недавнего времени, но уже начинает меняться - кусочек мыла
по карточке, без запаха, без какого-либо аромата, или тюбик зубной пасты,
даваемый с ограничениями, или даже женские гигиенические прокладки в
недостаточном количестве. Нам это хорошо известно, потому что несколько
месяцев назад были даны указания легкой промышленности производить
достаточно с тем, чтобы увеличить количество мыла и добавить в него немного
ароматизирующих веществ; количество зубной пасты; количество гигиенических
прокладок, чтобы их хватало, и этот план уже выполняется. Есть даже новые
указания значительно увеличить эти цифры.

Так что страна прилагает усилия, но тем временем сколько денег она тратит,
субсидируя доллар, умножая покупательную способность доллара.

Я не собираюсь объяснять здесь всего, но объявляю об этом, объявляю и
объявляю заблаговременно, потому что все мы вместе должны работать, чтобы
покончить с этим видом грабежа, этим видом эксплуатации. Сделанного нами еще
недостаточно, но мы хорошо знаем, что надо делать, основываясь на принципе
предоставления минимума возможностей паразитам; минимума возможностей тем,
кто получает эту валюту, которая нас грабит, о какой бы валюте ни шла речь,
потому что наша страна накопила достаточно опыта, чтобы делать дела хорошо и
чтобы никогда больше не возникали такие ситуации, как эти.

Наша страна движется к военной неуязвимости и, слушайте хорошенько, к
экономической неуязвимости; и эти тысячи социальных работников, хотя в
действие вступила лишь небольшая их часть, сражаются за достижение этой
цели - экономической неуязвимости, и принципом будет как можно больше для
тех, кто работает, как можно больше для тех, кто получает зарплату или
пенсию, - для рабочих на заводах и фабриках, для специалистов, таких как
преподаватели, врачи, трудящиеся в любом месте. Да, именно они должны
получать больше. Как Революция, которая стремится к лучшему миру и к намного
более справедливому обществу и сегодня обладает опытом, чтобы быстрее шагать
к этой цели, мы должны стараться, чтобы каждый человек зарабатывал на жизнь
своим трудом или чтобы получал от общества то, что он заслуживает,
проработав много времени, помогая нам достичь того, до чего нам сегодня
остается всего лишь треть пути, того, что будет у нас в недалеком будущем, и
не переставая по этой причине делиться частью того, что у нас есть, в
особенности всем опытом и всем тем, что мы знаем, с другими народами.

Предупреждаю, что нам известно кое-что из того, что мы делаем сегодня
(Аплодисменты), и это должно быть известно. И мы не обеднеем из-за того, что
оказываем помощь, и мы не будем ничего у себя отнимать. Героическая борьба
нашего народа уже проложила борозды, пахая во времени, чтобы мы посеяли
семена этого общества и этого лучшего мира, частью которого являются те
врачи, заполнившие этот Колизей, который вы заполняете сегодня, а завтра его
заполнят социальные работники, те, что не только сознательны и борются с
абсолютно неправильными явлениями, но и завоевывают в народе тех, кто, не
будучи социальными работниками, будут сотрудничать в этой борьбе, потому что
когда в каждом народном совете, повсюду, каждый гражданин будет делать то,
что они делают сегодня, и члены Комитетов защиты Революции, женских
организаций, организаций бойцов Революции, трудящихся, студентов, всех
массовых организаций, и члены Союза молодых коммунистов и партии по месту
своего жительства будут бороться с тем же, с чем борются сегодня эти
социальные работники, имеющие определенные ориентировки, и, в особенности,
ориентировку, что надо следить за нуворишами, которые не хотят платить, и
подкупленными, которые позволяют себя подкупать; тогда им будет все труднее
делать то, что они делают сейчас. Поэтому я говорю вам то, что говорю, с
большой уверенностью.

Например, мы можем помочь правительству Соединенных Штатов, научив его, как
защищать население в случае стихийных бедствий, чтобы не погибало столько
бедняков.

Думаю, что сейчас, после урагана, в Майами нет электричества, нет продуктов
питания, нет ничего, а мы знаем, что здесь 100 000 граждан, которые
пострадали от наводнения при наступлении моря, раз за разом получают
продукты питания, они не были лишены защиты, и социальные работники сейчас
ведут там инвентаризацию в целях выявления причиненного им ущерба, чтобы
сотрудничать с ними и как можно скорее помочь им вернуть то, что они
потеряли. Вот то, что мы знаем, и так будет происходить всегда в случае
стихийных бедствий.

Что касается пиратских действий государственных учреждений, о которых я
говорил: ну хорошо, может, радио и телевидение будут их нанимать? Или
Институт киноискусства и кинопромышленности? Или театры органов народной
власти будут по-пиратски забирать учащихся или инструкторов искусств, чтобы
заставить работать у себя?

Кто будет пиратствовать? Мы надеемся, что никто. Там я вижу Эрнесто,
директора телевидения, и наверняка он не совершит такого нарушения,
наверняка председатели органов народной власти не совершат такого нарушения,
наверняка туристические организации не совершат такого нарушения, наверняка
государственные учреждения не будут пиратствовать, забирая уже
подготовленных молодых людей, которые умеют программировать или владеют
компьютерным делом, потому что в компьютерных техникумах занимается 40 000
учащихся, сорок тысяч! - и 8 000 учится в Университете информатики, там их
готовят на высшем уровне как программистов компьютерных программ.

Тому, кто сворует, следует отрубать руку - так сказать, конечно, - отрубать
вору руку, так ведется еще со времен закона Талиона. Я, закончив юридический
факультет, сейчас не помню многого, но помню закон Талиона, приказывавший
рубить руку за руку; нет, не физически рубить чью-то руку, это значит, что
не должен рассчитывать оставаться в своей должности ни дня тот, кто несет
ответственность за кражу подготовленного персонала. Учтите хорошенько, я
говорю это от имени Революции, от имени партии, от имени государства, не
должен оставаться ни дня в своей должности тот, кто совершит акт такого
пиратства или что-либо другого рода, и надо будет подыскать правила, по
которым сначала надо поговорить с тем, у кого кого-нибудь забирают. Настало
время, чтобы уже не повторялись никакие такие ошибки.

Сегодня Куба является для многих вдохновением и надеждой. На гуманистическое
и стремящееся к справедливости призвание Революции ссылаются те, кто верит в
мир, лучший, чем мир варварства, насилия, эгоизма и расточительства, в
который ввергли нас власть имущие. В этой битве за будущее человечества нас
вдохновляет поддержка многочисленных деятелей искусств и представителей
интеллигенции мира, защищающих вместе с Кубой свое право на собственный
образ мыслей перед ликом гегемонического диктата, свою веру в человека перед
лицом вездесущего рынка.

Широкое движение, возникшее вокруг призыва <Остановим новый маневр,
направленный против Кубы> (на 61-м заседании Комиссии по правам человека
ООН), подписанного более чем 5 500 представителями интеллигенции всего мира;
массы подписей, поставленных под Открытым письмом генеральному прокурору
Соединенных Штатов с требованием освободить наших пятерых соотечественников,
которое к этому моменту подписало более 5 000 видных деятелей, в том числе
многие лауреаты Нобелевской премии, и создание в Мексике Международного
гражданского суда <Бенито Хуарес>, чтобы судить акты Соединенных Штатов,
направленные против Кубы, с участием известных представителей
интеллигенции - вот вехи солидарности, которую пробуждает дело нашего народа
у честных людей, мыслящих в духе солидарности и справедливости.

Когда я сказал, что высокие должностные лица империи молчали, то мог бы
сказать, что, как известно из документа, прочитанного на кубинской
Антиимпериалистической трибуне несколько месяцев назад и подписанного одним
из самых великих писателей в истории этого полушария - Габриэлем Гарсиа
Маркесом, там он говорил и сообщал о шагах, предпринятых Кубой, чтобы
передать ответ американских властей, когда мы проинформировали их о том, что
эта террористическая группа во главе с Посадой Каррилесом планировала
взрывать в воздухе самолеты, на которых летели также и американские
граждане. После той волны диверсий в кубинских отелях, которая была раскрыта
и остановлена, террористы попали в неудобное положение и уже думали взрывать
самолеты авиакомпаний, совершающих регулярные рейсы на Кубу, используя тот
же метод: сажать наемников в самолет и подкладывать бомбу, которая могла бы
взорваться через 50, 60 или даже 90 часов, когда они уже покинули бы страну.

Мы сообщили об этом правительству Соединенных Штатов, предоставив
информацию, делясь с ними именно тем, что узнавали те товарищи, которые
сегодня находятся в тюрьме, в поисках сведений о террористах, чтобы защитить
наш народ. Они, естественно, были не единственными, но составляли часть
механизмов, посредством которых наша страна получала информацию и могла
предотвратить эти акты.

Вы помните, что произошло. Даже ФБР отправили сюда посмотреть,
удостовериться, им были предоставлены все данные, а через несколько дней они
стали искать следы, возможно кое-какие у них уже были, арестовали этих
товарищей и подвергли их той жестокой процедуре, которой подвергли. Они
одни, не могут даже общаться друг с другом, потому что находятся в разных
местах. Есть близкие родственники, которые не могут их навещать.

Наглецы, кто, разрывая на себе одежды, хулит революцию, которая со всей
справедливостью борется с наемниками, поддерживающими терроризм,
поддерживающими блокаду, поддерживающими трусливые акции против нашей
страны, не говоря ничего о тех, кто пребывает там в заключении. У них не
останется ни малейшей морали, которая сегодня находится на уровне их
подметок, как была всегда на протяжении истории с момента их возникновения
как промышленных наций, эксплуатирующих народы, эксплуатирующих континенты и
эксплуатирующих мир.

Но рассказав тот эпизод, о котором сообщал Гарсиа Маркес, мы принялись
ждать, что же скажут руководители империи, правда или ложь то, о чем мы
уведомили президента Соединенных Штатов, правда это или ложь. Они не сказали
ни слова. Они не сказали ни слова: получил я это сообщение или не получил,
ФБР знало о нем или не знало, ФБР побывало на Кубе или не побывало; ФБР
получило такие-то и такие-то сообщения, многие из которых шли от тех
товарищей, которые находятся там в заключении.

Эти товарищи не только защитили кубинский народ, они защитили народ
Соединенных Штатов, американских граждан от акций майамской террористической
мафии и от убийц из банды Посады Каррилеса.

Никто не услышал ни слова, они не говорят, не высказываются и при этом
твердят о свободе слова и о журналистах без границ. Но журналисты без
границ - не то же самое, что журналисты без совести, лишенные чести, которые
занимаются тем, что распространяют ложь и также живут за счет империи.

Есть много паразитов, которые остаются там, живя за счет тяжелого труда
рабочих и крестьян мира и в особенности рабочих и крестьян третьего мира,
который составляет сегодня три четверти человечества.

Исключительный ответ многочисленных представителей интеллигенции всего мира
наряду с политическими и социальными деятелями на созыв Международной
встречи против терроризма, за правду и справедливость, сделанный всего
несколько дней назад организациями нашей страны, подтвердил нам ценность
идей в борьбе против лжи и преступлений империи и весомость призыва Кубы к
единству и участию в стратегической борьбе против лицемерия, двойной морали
и использования силы со стороны могущественного северного соседа.

Все это свидетельствует о восхищении и уважении, которые вызывает
исключительное дело нашего народа перед лицом самых больших угроз и является
плодом передовой роли, взятой на себя кубинской интеллигенцией в эти
созидательные и плодотворные годы Битвы идей.

<:Мать достоинства, жизненные соки свободы, поддержание Республики и
исправление ее пороков - это, прежде всего остального, распространение
культуры>, - вот глубокие и прекрасные слова Хосе Марти.

Инструкторы искусств, которых мы выпускаем сегодня, будут нести в классы
культурное богатство нашей нации на протяжении ее истории и подготовят наших
детей и подростков к тому, чтобы идти дорогами культуры и мудрости,
открытыми им Революцией.

Их важное дело присоединится к усилиям страны, которая переживает
впечатляющий момент творчества во всех художественных проявлениях. Было бы
долго перечислять все, что происходит в этой сфере.

Достаточно указать, что наша система художественного обучения не имеет
аналогов в мире. В этом году завершили среднее и высшее образование в школах
искусств страны 1 091 деятель культуры. Примером являются танцевальные
кружки при Национальной балетной школе, в которых занимаются 4 000 детей и
подростков, они начнут свой четвертый курс и продолжат работу над
совершенствованием учебных программ по балету, танцу, музыке и
изобразительному искусству, которые там преподают.

Как часть программ Битвы идей 1 806 юношей и девушек, окончивших курсы
комплексного повышения уровня образования для неработающей молодежи, недавно
закончили курсы распространителей культуры, которые организуют Центры
повышения квалификации в сфере культуры провинциальных управлений культуры.

В стране проводятся важные встречи и фестивали, которые, лучше
спланированные, при участии народа и представителей интеллигенции,
содействуют распространению лучшего в кубинской культуре и превратились в
место конфронтаций, дебатов и художественных представлений, такие как
Фестиваль нового латиноамериканского кино, Международный фестиваль балета,
Салон современного искусства, Дни Кукаламбе в Лас-Тунас, Фестиваль бедного
кино в Хибаре, Фестиваль Бенни Море в Сьенфуэгосе, Карибский фестиваль в
Сантьяго-де-Куба, посвященный Венесуэле, Майская ярмарка и Фестиваль
латиноамериканской культуры в Ольгине.

Кубинские деятели искусств и представители интеллигенции, объединившиеся под
лозунгом <В защиту человечества>, стали оплотом битвы идей в международном
масштабе, согласовывая акции, призывая известных представителей
интеллигенции мира, распространяя передовые идеи, и также стали известными
бойцами в нашей борьбе за культуру, свободу и достоинство нашего народа.

В заключении, дорогие инструкторы искусства, мне приятно повторить сегодня
то, что я сказал год назад первым выпускникам в городе Санта-Клара:

Вперед, смелые знаменосцы культуры и гуманизма! (Длительные аплодисменты и
возгласы.) Вас ждет целая жизнь, полная славы!

Да здравствуют культура и искусство! (Восклицания <Да здравствуют!>)

Да здравствует человечество! (Восклицания <Да здравствует!>)

Родина или смерть!

Мы победим!

(Овация).




Другие статьи автора

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна