От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
03.11.2005 22:00:44
|
Рубрики
|
Прочее;
|
Так получается ли в итоге праздник единства? ("Известия") (*+)
----------------------------------------------------------------------------
----
ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО МЫ ПРАЗДНУЕМ 4 НОЯБРЯ?
[ 13:13 03.11.05 ]
http://www.izvestia.ru/debate/article3003494
4 ноября впервые в России отмечается День народного единства. Этот праздник
установили депутаты Госдумы в память о событиях 4 ноября 1612 года. Тогда
народное ополчение под предводительством нижегородского старосты Кузьмы
Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Московский Кремль от
интервентов. Эта дата считается в официальной истории началом конца Смутного
времени. Как считали идеологи нового праздника, 4 ноября - повод напомнить о
том, что все россияне, принадлежащие к разным социальным группам,
национальностям и вероисповеданиям, были и остаются единым народом с общей
исторической судьбой и общим будущим. Была и другая цель - отодвинуть в тень
7 ноября. Этот день в сознании россиян упорно ассоциируется с Октябрьским
переворотом 1917 года. Так получается ли в итоге праздник единства?
Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии,
cвященник: "400 лет назад родилось настоящее гражданское общество"
Вся полнота смысла праздника Дня народного единства 4 ноября определена в
его названии. И если кто-то что-то не понимает, то это беда нашего времени,
пронизанного пошлостью, когда нивелируются многие духовные ценности, когда
стирается подлинный смысл слов.
Единение народа, всех его сословий (церковных деятелей, мещан, военных,
дворянства), людей, принадлежащих к разным национальностям и
вероисповеданиям, произошло в начале ХVII века перед лицом крайнего
ослабления государства, иностранной интервенции, длительной смуты, в том
числе и жестокого разгула воровских и бандитских шаек внутри страны. В деле
защиты Отечества произошло рождение истинного (не искусственного, не
спущенного <сверху>) гражданского общества, о котором мы ныне только
мечтаем. Поэтому не случайно многие наши современники видят в событиях почти
400-летней давности параллели с сегодняшним днем.
Ольга Брусникина, трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию:
"Только сплоченными мы сможем победить врага"
По-моему, это день освобождения Казани. Или Москвы от интервентов... Москву
освободили, да? Ну вот, я припоминаю, что с Мининым и Пожарским этот
праздник связан. Хорошо, что этот день стали отмечать. Не знаю, насколько
это делается в пику 7 ноября, но по-моему, у нас в России не хватает
праздников, имеющих идеологическую подоплеку. У нас есть Новый год,
Рождество, но идеологические даты тоже должны быть, чтобы нация могла
сплотиться вокруг какой-то идеи. Только так, сплоченными, мы сможем победить
врага. А враги у нас всегда были и будут - они завидуют России, ее широким
просторам.
Андрей Сахаров, директор Института истории Российской академии наук: "Мы
празднуем день морального распрямления"
Скажу так: мы празднуем день морального распрямления. Потому что вспоминаем
одно достойнейших событий нашей истории - конец Смутного времени. Почти 20
лет длился мучительный государственный кризис. Бессилие, деградация власти,
хозяйничанье "лихих людей"... Распад государственной системы обернулся
распадом общества, воцарилась пора криводушия, стяжательства,
приспособленчества. И вдруг народ словно очнулся. Возникает ополчение. Его
цель - не только изгнать оккупантов, но и вернуть страну к нормальным,
цивилизованным ценностям. 4 ноября - это межнациональный праздник: ведь в
рядах ополчения были не только русские, но и чуваши, мордва, татарские
отряды... Это межконфессиональный праздник - бок о бок дрались православные,
мусульмане, язычники... По-моему, замечательная дата. Не думаю, что, отмечая
ее, мы как-то оскорбляем поляков. Какое отношение имеет сегодняшняя Польша к
интервентам ХVII века? В конце концов в их рядах были еще и шведы, немцы,
литовцы, вполне православные "воровские казаки". Тогда уж и казаки должны
обижаться!
Виктор Белопахов, потомок Ивана Сусанина ("наиболее достоверный", как
уточнили в Костромском музее подвига И. Сусанина): "Пусть оба праздника
будут!"
Я много про то время читал и знаю: 4 ноября - это день, когда отряды Минина
и Пожарского освободили от поляков Китай-город в Москве и подошли вплотную к
Кремлю. Дата условная, можно было дату изгнания из Кремля выбрать, вообще
начала восстания. Но то, что отмечать стали, мне нравится. Я только одного
не хочу: чтобы 4 ноября подменило 7 ноября. Это для моего поколения святой
день, пока мы живы - зачем его вычеркивать? Пусть оба праздника будут!
Мое отношение к полякам? Нормальное, какое еще! Я в Польше служил, с
местными замечательно ладили. Это в Средней Азии ночами по городу одному
было страшновато ходить, а в Польше - без проблем.
Как буду 4 ноября отмечать? Ну, рюмочку поднять уже здоровье не позволяет,
но просто для себя - приятно. Может, в этот день по телевизору какой-нибудь
старый хороший фильм покажут...
Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов
России: "Я готов согласиться с теми, для кого 4 ноября - день сплочения"
У нашей Конференции нет какого-то специального отношения к этому дню,
выскажу личное мнение. Мне не кажется, что этот праздник носит
антикатолический или антипольский характер. Я даже готов согласиться с теми,
для кого 4 ноября - день сплочения (хорошо, если именно так это будет понято
народом, но тут уж покажет время). Другое дело, что, по-моему, идти нужно
другим путем: не выискивать очередную давнюю дату и идеологизировать ее, а
наполнять новым содержанием праздники, ставшие уже традиционными. Ведь,
например, 7 ноября - не только день октябрьского переворота, но и
напоминание о героическом параде на Красной площади в 1941 году, событии
прекрасном и гордом. Точно так же можно найти новое наполнение и для,
скажем, 8 Марта, других торжественных дней, все равно живущих в народной
памяти. Напомню, что в мудрости своей церковь всегда так и поступала - не
отменяла народные праздники, а одухотворяла и христианизировала их. И люди
это принимали.
Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ: "4 ноября - День Казанской Божьей
Матери"
Что вы празднуете, я не знаю, а мы начали отмечать с дня рождения комсомола
29 октября. 4 ноября - День Казанской Божьей Матери, престольный праздник в
моей родной деревне, его мои родители отмечали, у нас никто не запрещал
праздники ни религиозные, ни советские. Если же говорить о празднике,
который предлагает власть, то Минин с Пожарским освободили Москву 7-8
ноября. Я снимаю шапку перед этими мужественными людьми, которые освобождали
Русь. Тогда же впервые был собран Всемирный русский собор - народное
правительство - с него и нужно отсчитывать историю демократии в России. Но 7
ноября для нас - святой день, праздник Великого Октября, будет большая
манифестация. А впереди День советской милиции - 10 ноября. Я 10 лет
курировал милицию - отмечу. Так что с 29 октября по 10 ноября отмечаем
праздники.
Дмитрий Орешкин, руководитель исследовательской группы "Меркатор": "Я бы не
хотел это праздновать"
Мне говорили, что следует отмечать день победы над польско-литовскими
захватчиками, но я бы не хотел это праздновать. Если народное единство есть,
то ты воспринимаешь его как самодостаточный факт, праздновать который
довольно странно. А если его нет, то ты делаешь вид, что оно есть, и это
празднуешь. Мне кажется, что таким странным образом только подчеркивается,
что единства нам и не хватает. Что тут праздновать?
Народ в неведении
Большинство (51%) опрошенных социологами "Левада-центра" россиян в
преддверии Дня народного единства затруднились указать точное название этого
праздника. Ответы звучали разные, вплоть до Дня освобождения от
польско-литовских интервентов. При этом поддерживают замену 7 ноября на 4-е
меньше трети (27%) граждан. Схожую цифру (31% за новый праздник) получили и
социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Правда, они отмечают существенную положительную динамику в восприятии
россиянами календарного новшества: год назад только 17% респондентов
одобрили идею всенародного ликования во славу давней победы Минина и
Пожарского. И все же число сторонников упразднения празднования 7 ноября
преобладает только у электората СПС, приверженцы других политических партий
в той или иной степени не одобряют отмену празднования этой революционной
даты (данные "Левада-центра"). Почти 40% опрошенных ВЦИОМом назвали 7 ноября
"старым праздником, от которого я не хочу отказываться". Еще треть сограждан
по-прежнему считает его важнейшим днем отечественной истории - праздником
Великой Октябрьской социалистической революции.
Георгий Ильичев