От
|
Karev1
|
К
|
Сергей Вадов
|
Дата
|
03.06.2005 13:12:13
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Об ограничениях в СССР для евреев
Позвольте мне высказать некоторые соображения по поводу затронутых вопросов. Я несколько старше вас и поэтому помню больше.
Антисемитизма в СССР, по моим наблюдениям, не было. По крайней мере, с начала 60-х. (Не будем рассматривать вторую половину 80-х, т. к. это было уже не совсем советское время, это было время разрушения СССР.) А, если судить по титрам старых кинофильмов, по фамилиям авторов массы художественных и технических книг и по национальности многих знакомых мне преподавателей ВУЗов старшего поколения, то не было и раньше. У нас вообще не было принято говорить о национальности. Да были анекдоты про евреев, про чукчу, но это было как-то абстрактно, не относилось к конкретным людям. Это на бытовом уровне. На государственном уровне были некоторые ограничения на продвижение евреев в областях связанных с обороноспособностью. Но эти ограничения появились как следствие начавшейся в 60-х – 70-х годах массовой эмиграцией евреев из СССР. Насколько я знаю, эти ограничения начали вводить с середины 70-х. Но постолько поскольку эти ограничения носили характер рекомендаций и распространялись лишь на людей, которые сами записались евреями, а также имелось множество формальных способов обойти эти ограничения, то фактически сдерживающим фактором для продвижения евреев везде, где они хотели работать, они не были. Это хорошо было видно на примере секретного КБ, где я работал с 1979 г. Единственный известный мне случай, когда еврей из-за своей национальности не попал к нам в КБ – это однокашник моей сестры. Замечательный парень, умница, скромняга будучи одним из первых при распределении получил отказ в распределении в наше КБ, под предлогом отсутствия мест, но люди шедшие после него получали это распределение. Конечно, он мог потом придти к нам на работу, но из гордости он не стал этого добиваться. Но работал и работает по специальности на авиационном предприятии, с чуть меньшим, чем у нас уровнем секретности.
Единственно, где возможно более жестко проводилась линия по ограничению допуска евреев к государственным тайнам – это армия. Когда я служил, в РВСН пришел приказ запрещающий ставить офицеров двухгодичников на должности оперативных дежурных командных пунктов. Говорили между собой, что это было сделано для того, чтобы не ставить на эти должности евреев двухгодичников. Но реально получилось так, что у нас Рабиновича перевели на должность помощника начштаба, с еще большим доступом к секретным материалам. В общем, я считаю, что эти меры по ограничению не дали никакого положительного эффекта, а только дают сейчас повод для рассуждений о притеснении евреев.
По поводу того, что евреи уезжали из СССР не смотря на то, что зачастую их уровень жизни в СССР был выше, чем в Израиле. Во-первых, меньшинство уезжавших якобы в Израиль действительно оказывались там. Большинство оседало в Америке. Во-вторых, евреи, как и большинство советских людей, очень слабо представляли себе жизнь в загранице. В-третьих, эмиграция в СССР была организована по принципу ниппеля. Обратно почти не брали, разве только когда можно было получить пропагандистский эффект. Наверно, правильно делали, только информировать про вернувшихся нужно было шире.
Вообще, когда мы говорим об ошибках Советской власти, надо четко различать просто ошибки и целенаправленную работу по разрушению Советской власти. Чем ближе рассматриваемый период к 1991 г., тем ясней проявляется эта целенаправленная работа. В самом деле не глупо ли говорить об ошибках коммунистической пропаганды под руководством ярого антикоммуниста Яковлева.
С наилучшими пожеланиями искренне желающим познать истину.