От Игорь
К K
Дата 06.03.2005 22:40:02
Рубрики История; Общинность; Либерализм; Модернизация;

Принципиально не проясняете некоторые моменты?

>> Действительно ли в западной культуре существует миф о естественном человеке, который
>> совпадает с человеком западным?
>
>Точно так же как и в любой иной культуре, где обязательно имеется свой миф о <естественном
>человеке> - <да никакой русский. . .>, <да разве это человек. . .>.

Непонятно, что Вы хотели сказать этими фразами. Или это и есть доказательство, что в любой иной культуре существует миф о "естестенном человеке"? И что это за миф такой, например, в русской культуре?

>> Действительно ли они делят человечество на "дикарей" и "цивилизованных"?
>
>Как и все цивилизации.

Т.е. Вы принципиально не согласны с Р. Вахитовым, который прямо подчеркивает, что отнюдь не все цивилизации это делают, и даже приводит примеры?

>> Действительно ли так называемые "дикари" дикарями на самом деле не являются?
>
>Являются, если подразумевать под дикарями отсутствие цивилизации (большое политическое
>образование, где властвуют законы, где возможен намного более высокий уровень жизни,
>экономики, образования, армии и т.д.)

Стало быть это и есть определение цивилизации вообще? Интересно, а как эти дикари поймут определение "более высокий уровень жизни"? Например, узнав, как в начале 30-ых годов в самом богатом городе мира умерли от голода несколько тысяч людей без каких-либо природных катастроф и бедствий во время, когда в стране было достаточно еды? А что они подумают про этих самых цивилизованных людей, узнав, что именно в это самое время "цивилизованные люди" сжигали спелую пшеницу и уничтожали миллионные стада свиней? Очевидно, они подумают, что цивилизованные люди тоже подчиняются какому-то неведомому табу, культу, предаются идолопоклонству, причем гораздо более жестокому, чем они сами.

>> Действительно ли все мы в этом случае попадаем в разряд дикарей
>
>Ага. Сравните их храмы и дворцы с нашими. У нас то по их понятиям было всего два
>художника, да и то иконописцы в ранней Московии. Что, продолжать сравнение?

У них самих по понятиям их среднего современного человека вообще не было художников, ну и что с того? Их же образованые люди знают и художников наших и поэтов и писателей и философов - не беспокойтесь.

>> что позволяет "цивилизованным" безнаказанно навязывать нам свои порядки и даже просто
>> уничтожать нас
>
>Если мы попадаем в район их <жизненно важных интересов> (а мы попадаем), то, судя по
>опыту, они предпочтут свои интересы. Так устроены. Как считаете, а что выберут в данном
>случае китайцы, или японцы?

А Вы как считаете? Написали бы сразу, что считаете так-то и так-то, к чему темнить? Ну написали бы, например, что так поступает любая цивилизация вообще. Тут бы Вам и возразили бы, что не всякая так поступает.

>> Т.е. кавказцы - это дикари
>
>Если брать чеченцев, то опыт говорит - да, как вы их не образовывайте, как не обучайте,
>как на тракторах не возите по полям, как только снимете фактор внешнего давления, сразу
>получите <бандитскую федерацию горных кланов>. Это даже чеченцы стали признавать (их
>мнения по телеку слышал), и даже не только чеченцы, что <цивилизованная жизнь> (где не бай
>решает с бодуна жить тебе или умереть) у них возможна только при условии жесткого влияния
>извне.

>> и наш народ для Вас становится таким "дикарем", который требуется оцивилизовывать
>
>Точно, а то опять дров наломаем. Самое жуткое, что для нас можно сейчас придумать - это
>хороший лидер.

Это и назвается по Вашему "оцивилизовывать"?

>Только так как мы вчерашние дикари, то и без старых стереотипов, можем создать новую
>цивилизацию, пойти дальше предыдущих. А то западная цивилизация не только себя исчерпала и
>выжила из ума, но и грозит напоследок устроить всем апокалипсис, нужно с ней что-то делать
>и не повторять ее ошибки (особенно про <кадавра желудочно не удовлетворенного>, который
>дорого обойдется человечеству).

>> А мне лично, например, совершенно не нравятся те неестественные западные порядки
>> отношения к женщине
>
>Ну, есть множество других порядков, есть с чем сравнивать, что выбрать в случае чего.
>Например, сожжение жены в случае смерти мужа у индусов. До недавней поры на окраинах Индии
>практиковалось. Или классическое - <одна жена варит, другая убирает, третья за детьми
>следит. . .>. Есть племена (культуры, г-м), где все живут вповалку, там сложно установить,
>где чьи дети, поэтому их все любят одинаково, всем родом. Существуют и более экзотические
>варианты.

Например убийства одних сытых людей другими сытыми людьми, "задолжавшими" им некие символы под названием "деньги". Как дикарю все это разъяснить - ведь не поймет!



От K
К Игорь (06.03.2005 22:40:02)
Дата 07.03.2005 15:39:56

Да запросто

У Вахитова не критика западной одномерной модели, которая не желает видеть качественных
различий для разных культур, а Вахитов пытается
1. Всучить нам шаманизм в стиле а-ля Дугина - <прикоснувшееся к трансцендентному, к
сердцевине бытия...>
2. Поставить на одну доску мифы племени <умба-юмба> и достижения современной цивилизации,
науки

А теперь по пунктам

> в любой иной культуре существует миф о "естестенном человеке"?

В любой культуре на первом месте стоит модель человека, что для него естественно, а что
противоестественно

> И что это за миф такой, например, в русской культуре?

Например, у русских считается не естественным есть людей, что для племени <умба-юмба>
вполне обычное занятие.

> Т.е. Вы принципиально не согласны с Р. Вахитовым, который прямо подчеркивает, что отнюдь
> не все цивилизации это делают, и даже приводит примеры?

Ага. Крестоносцы ("европейцы до модерна" по Вахитову) не презирали варваров, что на
юго-востоке, что на северо-востоке? Или греки не призирали скифов? Или римляне германцев?
Или китайцы все народы, что живут за пределами китайской стены?

> а как эти дикари поймут определение "более высокий уровень жизни"?

Так как не "цивилизованным" приходится постоянно защищать свои границы от лезущих со всех
сторон <не цивилизованных>, а не наоборот, то, по всей видимости, <не цивилизованные>
как-то способны оценить "более высокий уровень жизни". Иначе, какого черта они лезут?

> А что они подумают про этих самых цивилизованных людей, узнав, что именно в это самое
> время "цивилизованные люди" сжигали спелую пшеницу и уничтожали миллионные стада свиней?

Да и в Африке, когда была засуха, и массово умирали от голода аборигены - земледельцы,
аборигены - охотники тоже что-то особо не суетились им помогать.

> Их же образованые люди знают и художников наших и поэтов и писателей и философов - не
> беспокойтесь.

Не знают, так как таковыми их не считают. Впрочем, насчет философов, я с ними вполне
согласен.

> Ну написали бы, например, что так поступает любая цивилизация вообще. Тут бы Вам и
> возразили бы, что не всякая так поступает.

Ну так же и написано. Что все цивилизации при виде своих интересов не склонны
преувеличивать чужие страдания. Разве что кроме нашей. Но мы пока не совсем цивилизация,
все таки цивилизация это некая устойчивая формация, чье поведение можно прогнозировать с
некоторой долей уверенности. О нас этого пока никак не скажешь. У нас хоть с завтрашнего
дня может произойти что угодно.

> Это и назвается по Вашему "оцивилизовывать"?

Ага, жить по законам. Не нужно законы абсолютизировать, впадать в другую крайность, но без
жизни по законам цивилизация не возможна. А без цивилизации не возможна уверенная сытая
жизнь и прочие длительные достижения науки и техники. Жизнь рывками так же имеет свои
преимущества, например, есть место подвигу для каждого поколения, но это опять же на
любителя, типа Сепульки.

> Например убийства одних сытых людей другими сытыми людьми, "задолжавшими" им некие
> символы под названием "деньги". Как дикарю все это разъяснить - ведь не поймет!

А дикари все такие добрые-добрые. . . Даже обезьяны убивают других обезьян - чужаков, а
муравьи ходят в походы на чужие муравейники. Борьба за территорию. У цивилизации правила
посложней, появляется множество не прямых связей - правил, а опосредованных. Но ничего,
попробовали бы Вы просто косо взглянуть на вождя племени масаи, тоже мало бы Вам не
показалось.



От Almar
К K (07.03.2005 15:39:56)
Дата 09.03.2005 10:30:04

тут соглашусь с вами

>У Вахитова не критика западной одномерной модели, которая не желает видеть качественных
различий для разных культур, а Вахитов пытается
>1. Всучить нам шаманизм в стиле а-ля Дугина - <прикоснувшееся к трансцендентному, к
сердцевине бытия...>
>2. Поставить на одну доску мифы племени <умба-юмба> и достижения современной цивилизации,
науки

у меня как то тоже подобное ощущение возникакет. Ну может не такое же буквально, но что-то в этом роде.


От Игорь
К K (07.03.2005 15:39:56)
Дата 07.03.2005 20:31:33

Re: Да запросто

>У Вахитова не критика западной одномерной модели, которая не желает видеть качественных
>различий для разных культур, а Вахитов пытается
>1. Всучить нам шаманизм в стиле а-ля Дугина - <прикоснувшееся к трансцендентному, к
>сердцевине бытия...>
>2. Поставить на одну доску мифы племени <умба-юмба> и достижения современной цивилизации,
>науки

Он ведь уточняет в каком смысле поставить на одну доску.

>А теперь по пунктам

>> в любой иной культуре существует миф о "естестенном человеке"?
>
>В любой культуре на первом месте стоит модель человека, что для него естественно, а что
>противоестественно

Это не имеет оношения к западному мифу о естественном человеке, так как он это понятие и все его признаки универсализирует вообще на всех людей и все культуры. Причем применяет на практике, причем и в настоящее время в Югославии, Афганистане и Ираке.

>> И что это за миф такой, например, в русской культуре?
>
>Например, у русских считается не естественным есть людей, что для племени <умба-юмба>
>вполне обычное занятие.

Может русские из-за этого считают представителей племени <умба-юмба> не вполне людьми или считают, что на самом деле они людей есть не хотят, просто их заставляет шаман, поэтому они давяться, но едят?

>> Т.е. Вы принципиально не согласны с Р. Вахитовым, который прямо подчеркивает, что отнюдь
>> не все цивилизации это делают, и даже приводит примеры?
>
>Ага. Крестоносцы ("европейцы до модерна" по Вахитову) не презирали варваров, что на
>юго-востоке, что на северо-востоке? Или греки не призирали скифов? Или римляне германцев?
>Или китайцы все народы, что живут за пределами китайской стены?


Теперь я понял, что Вы не согласны с рассуждениями Вахитова про крестоносцев и римлян. Но вот китайцы, или татаро-монголы? C ними как быть? Да и с греками?

>> а как эти дикари поймут определение "более высокий уровень жизни"?
>
>Так как не "цивилизованным" приходится постоянно защищать свои границы от лезущих со всех
>сторон <не цивилизованных>, а не наоборот, то, по всей видимости, <не цивилизованные>
>как-то способны оценить "более высокий уровень жизни". Иначе, какого черта они лезут?

Почему не наоборот? Именно наоборот. Сначала, как известно, пришли цивилизованные к нецивилизованным, пользуясь преимуществами в военной технике, запретили им работать на самих себя, а разрешили только на них. В результате те, кто остался без работы на своей земле, стали изгоями и потянулись на поиски работы в метрополии.

>> А что они подумают про этих самых цивилизованных людей, узнав, что именно в это самое
>> время "цивилизованные люди" сжигали спелую пшеницу и уничтожали миллионные стада свиней?
>
>Да и в Африке, когда была засуха, и массово умирали от голода аборигены - земледельцы,
>аборигены - охотники тоже что-то особо не суетились им помогать.

В Африке массовый голод начался после прихода цивилизаторов и вспыхивает, выкашивая миллионы и по сей день, не говоря уже про СПИД и другие болезни. Здесь же речь идет не о помощи других, а о бессмысленном и добровольном уничтожении материтальных ресурсов - это сравнимо только с приношениями жертв идолам у дикарей и с моей точки зрения именно таковым и является в строгом антропологическом смысле. В качестве идола выступают деньги - предмет, выдуманный и изготовленный человеком, точно так же как дикари выдумывали и изготовляли из дерева или камня своих божков.

>> Их же образованые люди знают и художников наших и поэтов и писателей и философов - не
>> беспокойтесь.
>
>Не знают, так как таковыми их не считают. Впрочем, насчет философов, я с ними вполне
>согласен.

Бахтина, например, очень даже знают и уважают.

>> Ну написали бы, например, что так поступает любая цивилизация вообще. Тут бы Вам и
>> возразили бы, что не всякая так поступает.
>
>Ну так же и написано. Что все цивилизации при виде своих интересов не склонны
>преувеличивать чужие страдания. Разве что кроме нашей. Но мы пока не совсем цивилизация,
>все таки цивилизация это некая устойчивая формация, чье поведение можно прогнозировать с
>некоторой долей уверенности. О нас этого пока никак не скажешь. У нас хоть с завтрашнего
>дня может произойти что угодно.

К чему столько слов? Ведь ясно же из Ваших слов, что настоящая цивилизация не склонна преувеличивать чужие страдания, а если склонна - то это и не совсем цивилизация даже. Т.е. жестокость, ксенофобия, гедонизм, отсутствие нравственных запретов, замена их на законные запреты - это и есть признаки цивилизации.

>> Это и назвается по Вашему "оцивилизовывать"?
>
>Ага, жить по законам. Не нужно законы абсолютизировать, впадать в другую крайность, но без
>жизни по законам цивилизация не возможна. А без цивилизации не возможна уверенная сытая
>жизнь и прочие длительные достижения науки и техники. Жизнь рывками так же имеет свои
>преимущества, например, есть место подвигу для каждого поколения, но это опять же на
>любителя, типа Сепульки.

Т.е. у нас не цивилизация. Но в таком случае и на Западе цивилизация возникла только в середине 20 века.

>> Например убийства одних сытых людей другими сытыми людьми, "задолжавшими" им некие
>> символы под названием "деньги". Как дикарю все это разъяснить - ведь не поймет!
>
>А дикари все такие добрые-добрые. . . Даже обезьяны убивают других обезьян - чужаков, а
>муравьи ходят в походы на чужие муравейники. Борьба за территорию. У цивилизации правила
>посложней, появляется множество не прямых связей - правил, а опосредованных. Но ничего,
>попробовали бы Вы просто косо взглянуть на вождя племени масаи, тоже мало бы Вам не
>показалось.

Я не говорю, что дикари добрые предобрые. А опосредованных связей, как пишет Вахитов, у них не меньше, чем у цивилизованных. Только "цивилизованные" общества отказываются признавать религиозный характер этих связей, утверждая, что они де строго рациональны, материалистичны, не то что у дикарей. Дикари в этом отношении гораздо умнее. В этом смысле цивилизованные западные люди выглядет как взбесившиеся дикари.



От K
К Игорь (07.03.2005 20:31:33)
Дата 08.03.2005 07:41:15

Re: Да запросто

>>2. Поставить на одну доску мифы племени <умба-юмба> и достижения современной
>>цивилизации, науки
>
> Он ведь уточняет в каком смысле поставить на одну доску.

Ага, уточняет - "мышление дикарей является в строгом смысле слова научным, так как оно
способно производить тончайшую классификацию окружающей природы"

> запад это понятие и все его признаки универсализирует вообще на всех людей и все
> культуры.
> Причем применяет на практике, причем и в настоящее время в Югославии, Афганистане и
> Ираке.

Все верно, любая культура людей, чье поведение отличается от <нормального>, считает
козлами, а с козлами поступают соответственно. Думаете, монголы были в этом исключение,
или китайцы, или греки, или римляне? Нет, все одинаковы. Римляне, кстати, карфагенян
уничтожали под корень не просто как <геополитических> соперников, а как "полных козлов",
которые приносят в жертву жрецам даже собственных детей. Это был один из главных
аргументов Катона в сенате, требовавшего сравнять Карфаген с землей - <Карфаген должен
быть разрушен> (как исчадие ада). Сципион Африканский затем лишь выполнил долг <перед всем
прогрессивным человечеством>.

> Может русские из-за этого считают представителей племени <умба-юмба> не вполне людьми
> или считают, что на самом деле они людей есть не хотят, просто их заставляет шаман,
> поэтому они давяться, но едят?

Это марксисты заставляли думать русских, что <людей есть не хотят, просто их заставляет
шаман, поэтому они давятся, но едят>, теперь то русские врубаться начали, что дело не в
приказах шамана, а в самой культуре племени людоедов (в бытовых их представлениях и в
повседневном поведенческом стереотипе), из которой логически следует людоедство. И
заставлять то их надо под дулом автомата как раз "не заниматься людоедством", а не
наоборот,
и верить им на слово нельзя, как только автомат убираешь, они тут же берутся за старое.

> Сначала, как известно, пришли цивилизованные к нецивилизованным, пользуясь
> преимуществами в военной технике, запретили им работать на самих себя, а разрешили
> только на них. В результате те, кто остался без работы на своей земле, стали изгоями и
> потянулись на поиски работы в метрополии.

Как американцы сегодняшним кубинцам? Или ФРГ не давало жить ГДР? Список бесконечен.

> В Африке массовый голод начался после прихода цивилизаторов и вспыхивает, выкашивая
> миллионы и по сей день, не говоря уже про СПИД и другие болезни.

Массовый голод у них, так как они расплодились как тараканы, а СПИД в Южной Африке, так
как у них мало мусульман, в отличии от Северной, и секс всевозможными табу особо не
обложен, простота нравов необычайная, захотел - справил нужду.

> Здесь же речь идет не о помощи других, а о бессмысленном и добровольном уничтожении
> материтальных ресурсов

Ничего себе бессмысленная, это в Вашей культуре она бессмысленная, а в их цивилизации -
это
не дополученная впоследствии прибыль. Не будь этого, отдали бы голодающим продукты тут же.
У них правила игры такие - есть прибыль живешь, нет - твои проблемы.

> Т.е. жестокость, ксенофобия, гедонизм, отсутствие нравственных запретов, замена их на
> законные запреты - это и есть признаки цивилизации.

Нет, не есть, просто обычно цивилизация делит всех на <своих> (не обязательно ее жители) и
на <козлов>, а с козлами не церемонится. Вот сейчас и встает вопрос у будущей Русской
цивилизации, чтобы изначально поломать данный метод, оценку <чужих> (да и себя)
производить не на мифологической базе (например, русский тезис, что человек изначально
добр, так же ложен). Да и в Западной цивилизации уже многие ученые заявляют об этом, что
нельзя свои доморощенные стереотипы заявлять как <объективную реальность>, и на этом
основании перекраивать мир, кончится непредсказуемыми последствиями, и в первую очередь
для самого Запада.

> Т.е. у нас не цивилизация. Но в таком случае и на Западе цивилизация возникла только в
> середине 20 века.

Намного раньше, только из-за конфликтности их культуры они много раз вываливались из этого
состояния. Если брать мнение Гумилева, то цивилизацию начинают строить с переходом в
инерционную фазу (у нас как раз конец фазы надлома, из которой еще надо постараться выйти,
не все выходили в присутствии антисистемы на загорбке).

> А опосредованных связей у них не меньше, чем у цивилизованных.

Меньше, гораздо меньше, в этом то и основной фокус при построении больших систем,
вынужденное введение множества непрямых, а опосредованных связей (не все видно с каждой
колокольни), искусственное введение дополнительных оценочных интегральных (обобщающих)
параметров при поведении отдельной особи или группы особей. Мало того, структура оценок
выработана в обстановке ограниченности ресурсов (возможностей) как создававших методы
оценки, так и ими пользующихся. Так что всегда надо быть на стороже, мы имеем лишь один из
вариантов методов оценки ситуации, не обязательно оптимальный, да и наши знания конкретной
ситуации реального мира (входные параметры для оценки) обычно не полны.

> Только "цивилизованные" общества отказываются признавать религиозный характер этих
> связей, утверждая, что они де строго рациональны, материалистичны, не то что у дикарей.

Согласен. Только слово религиозный лучше заменить на культовый. Религия это по сути смерть
культа, так как в конечном итоге, рано или поздно, она пытается его рационализировать.



От Miguel
К Игорь (06.03.2005 22:40:02)
Дата 07.03.2005 14:12:44

Вы слишком уверили в солидаристские антимифы

>>> Действительно ли в западной культуре существует миф о естественном человеке, который
>>> совпадает с человеком западным?
>>
>>Точно так же как и в любой иной культуре, где обязательно имеется свой миф о <естественном
>>человеке> - <да никакой русский. . .>, <да разве это человек. . .>.
>
> Непонятно, что Вы хотели сказать этими фразами. Или это и есть доказательство, что в любой иной культуре существует миф о "естестенном человеке"? И что это за миф такой, например, в русской культуре?

Вам же примеры привели. Но дам ещё один - миф о том, что у человека, якобы, есть естественное право не умереть с голода, если он живёт в самом богатом городе мира. Вы этим мифом неявно воспользовались в собственом послении, а сами даже не заметили.

>>> Действительно ли они делят человечество на "дикарей" и "цивилизованных"?
>>
>>Как и все цивилизации.
>
>Т.е. Вы принципиально не согласны с Р. Вахитовым, который прямо подчеркивает, что отнюдь не все цивилизации это делают, и даже приводит примеры?

Да все свиньи, только один порядочный человек - прокурор. И тот, если разобраться, свинья.

> Стало быть это и есть определение цивилизации вообще? Интересно, а как эти дикари поймут определение "более высокий уровень жизни"? Например, узнав, как в начале 30-ых годов в самом богатом городе мира умерли от голода несколько тысяч людей без каких-либо природных катастроф и бедствий во время, когда в стране было достаточно еды? А что они подумают про этих самых цивилизованных людей, узнав, что именно в это самое время "цивилизованные люди" сжигали спелую пшеницу и уничтожали миллионные стада свиней? Очевидно, они подумают, что цивилизованные люди тоже подчиняются какому-то неведомому табу, культу, предаются идолопоклонству, причем гораздо более жестокому, чем они сами.

Опять Вы поучаете Запад, как жить. А может, американцы тогда не видели другого выхода быстрее нормализовать хозяйство, чем сжигая часть урожая? Думаете, Вы бы с плановыми органами лучше справились с Великой Депрессией? Вы о России позаботьтесь, а не Запад критикуйте. Он живёт так, как ему нравится и, с его точки зрения, не бедствует.


>>> что позволяет "цивилизованным" безнаказанно навязывать нам свои порядки и даже просто
>>> уничтожать нас
>>
>>Если мы попадаем в район их <жизненно важных интересов> (а мы попадаем), то, судя по
>>опыту, они предпочтут свои интересы. Так устроены. Как считаете, а что выберут в данном
>>случае китайцы, или японцы?
>
> А Вы как считаете? Написали бы сразу, что считаете так-то и так-то, к чему темнить? Ну написали бы, например, что так поступает любая цивилизация вообще. Тут бы Вам и возразили бы, что не всякая так поступает.

См. выше мнение Собакевича.


>>Только так как мы вчерашние дикари, то и без старых стереотипов, можем создать новую
>>цивилизацию, пойти дальше предыдущих. А то западная цивилизация не только себя исчерпала и
>>выжила из ума, но и грозит напоследок устроить всем апокалипсис, нужно с ней что-то делать
>>и не повторять ее ошибки (особенно про <кадавра желудочно не удовлетворенного>, который
>>дорого обойдется человечеству).
>
>>> А мне лично, например, совершенно не нравятся те неестественные западные порядки
>>> отношения к женщине
>>
>>Ну, есть множество других порядков, есть с чем сравнивать, что выбрать в случае чего.
>>Например, сожжение жены в случае смерти мужа у индусов. До недавней поры на окраинах Индии
>>практиковалось. Или классическое - <одна жена варит, другая убирает, третья за детьми
>>следит. . .>. Есть племена (культуры, г-м), где все живут вповалку, там сложно установить,
>>где чьи дети, поэтому их все любят одинаково, всем родом. Существуют и более экзотические
>>варианты.
>
> Например убийства одних сытых людей другими сытыми людьми, "задолжавшими" им некие символы под названием "деньги". Как дикарю все это разъяснить - ведь не поймет!

Опять Вы исходите из неких моральных норм, пригодных лишь в одной культуре, и, сами ен замечая, считаете их универсальными, следующими из человеческой природы. А ещё говорите, будето не во всех культурах есть миф о естественном человеке.

От Игорь
К Miguel (07.03.2005 14:12:44)
Дата 07.03.2005 18:55:54

Да не о том я

>>>> Действительно ли в западной культуре существует миф о естественном человеке, который
>>>> совпадает с человеком западным?
>>>
>>>Точно так же как и в любой иной культуре, где обязательно имеется свой миф о <естественном
>>>человеке> - <да никакой русский. . .>, <да разве это человек. . .>.
>>
>> Непонятно, что Вы хотели сказать этими фразами. Или это и есть доказательство, что в любой иной культуре существует миф о "естестенном человеке"? И что это за миф такой, например, в русской культуре?
>
>Вам же примеры привели. Но дам ещё один - миф о том, что у человека, якобы, есть естественное право не умереть с голода, если он живёт в самом богатом городе мира. Вы этим мифом неявно воспользовались в собственом послении, а сами даже не заметили.

Я не говорил, что у человека есть естественное право не умереть с голода, когда еды в принципе в достатке. Я просто хотел сказать, что дикари подумали бы про цивилизованных людей, узнай они про такое.

>>>> Действительно ли они делят человечество на "дикарей" и "цивилизованных"?
>>>
>>>Как и все цивилизации.
>>
>>Т.е. Вы принципиально не согласны с Р. Вахитовым, который прямо подчеркивает, что отнюдь не все цивилизации это делают, и даже приводит примеры?
>
>Да все свиньи, только один порядочный человек - прокурор. И тот, если разобраться, свинья.

К чему Вы это говоритете? Это возражение?

>> Стало быть это и есть определение цивилизации вообще? Интересно, а как эти дикари поймут определение "более высокий уровень жизни"? Например, узнав, как в начале 30-ых годов в самом богатом городе мира умерли от голода несколько тысяч людей без каких-либо природных катастроф и бедствий во время, когда в стране было достаточно еды? А что они подумают про этих самых цивилизованных людей, узнав, что именно в это самое время "цивилизованные люди" сжигали спелую пшеницу и уничтожали миллионные стада свиней? Очевидно, они подумают, что цивилизованные люди тоже подчиняются какому-то неведомому табу, культу, предаются идолопоклонству, причем гораздо более жестокому, чем они сами.
>
>Опять Вы поучаете Запад, как жить.

Я не поучаю Заад как жить. Я просто показываю, как поведение западных людей выглядит в глазах людей традиционных.

> А может, американцы тогда не видели другого выхода быстрее нормализовать хозяйство, чем сжигая часть урожая?

Точно так же как дикари не видели "тогда" другого выхода, чтобы вызвать долгожданный дождь и прогнать засуху,-кроме как принести человеческие жертвы.

>Думаете, Вы бы с плановыми органами лучше справились с Великой Депрессией?

Такой депрессии в традиционном обществе в принципе возникнуть не могло.

> Вы о России позаботьтесь, а не Запад критикуйте. Он живёт так, как ему нравится и, с его точки зрения, не бедствует.

Так он не бедствует только полвека. Что же касается "его точки зрения" - то спросите немецких граждан, у которых сейчас самая высокая за последние десятилетия безработица - нравится им это или не нравится.


>>>> что позволяет "цивилизованным" безнаказанно навязывать нам свои порядки и даже просто
>>>> уничтожать нас
>>>
>>>Если мы попадаем в район их <жизненно важных интересов> (а мы попадаем), то, судя по
>>>опыту, они предпочтут свои интересы. Так устроены. Как считаете, а что выберут в данном
>>>случае китайцы, или японцы?
>>
>> А Вы как считаете? Написали бы сразу, что считаете так-то и так-то, к чему темнить? Ну написали бы, например, что так поступает любая цивилизация вообще. Тут бы Вам и возразили бы, что не всякая так поступает.
>
>См. выше мнение Собакевича.


>>>Только так как мы вчерашние дикари, то и без старых стереотипов, можем создать новую
>>>цивилизацию, пойти дальше предыдущих. А то западная цивилизация не только себя исчерпала и
>>>выжила из ума, но и грозит напоследок устроить всем апокалипсис, нужно с ней что-то делать
>>>и не повторять ее ошибки (особенно про <кадавра желудочно не удовлетворенного>, который
>>>дорого обойдется человечеству).
>>
>>>> А мне лично, например, совершенно не нравятся те неестественные западные порядки
>>>> отношения к женщине
>>>
>>>Ну, есть множество других порядков, есть с чем сравнивать, что выбрать в случае чего.
>>>Например, сожжение жены в случае смерти мужа у индусов. До недавней поры на окраинах Индии
>>>практиковалось. Или классическое - <одна жена варит, другая убирает, третья за детьми
>>>следит. . .>. Есть племена (культуры, г-м), где все живут вповалку, там сложно установить,
>>>где чьи дети, поэтому их все любят одинаково, всем родом. Существуют и более экзотические
>>>варианты.
>>
>> Например убийства одних сытых людей другими сытыми людьми, "задолжавшими" им некие символы под названием "деньги". Как дикарю все это разъяснить - ведь не поймет!
>
>Опять Вы исходите из неких моральных норм, пригодных лишь в одной культуре, и, сами ен замечая, считаете их универсальными, следующими из человеческой природы. А ещё говорите, будето не во всех культурах есть миф о естественном человеке.

Интересно, где Вы усмотрели, что я считаю моральные нормы одной какой-то культуры универсальными? Я просто показываю, что эти нормы в самых что ни на есть цивилизованных странах кажутся дикими со стороны куда менее цивилизованных.

От Miguel
К Игорь (07.03.2005 18:55:54)
Дата 07.03.2005 21:45:55

Вы же нигде не делаете оговорок

> Я не говорил, что у человека есть естественное право не умереть с голода, когда еды в принципе в достатке. Я просто хотел сказать, что дикари подумали бы про цивилизованных людей, узнай они про такое.

Да нет, Вы свои статьи как раз пишете без этой оговорки и всюду морализируете, притом что моральные аксиомы, с которых Вы неявно стартуете, даже в русской культуре не считаются безоговорочными.

>>>Т.е. Вы принципиально не согласны с Р. Вахитовым, который прямо подчеркивает, что отнюдь не все цивилизации это делают, и даже приводит примеры?
>>
>>Да все свиньи, только один порядочный человек - прокурор. И тот, если разобраться, свинья.
>
> К чему Вы это говоритете? Это возражение?

Да, возражение. Что не надо, обеляя одни цивилизации перед другими, выдавать это за объективный научный результат. Это не научный результат, а идеологическая поделка, практически ценная для одних и бесполезная или вредная для других. Впрочем, так как это порой делает Вахитов, не поймёшь, кому такая агитация может быть практически ценна.

>>Опять Вы поучаете Запад, как жить.
>
> Я не поучаю Заад как жить. Я просто показываю, как поведение западных людей выглядит в глазах людей традиционных.

Только забываете добавить в начале статей: "Я на минутку представил себя традиционным человеком и буду писать дальнейшее, как бы считая непререкаемыми следующие моральные ценности:..." (идёт перечисление).

>> А может, американцы тогда не видели другого выхода быстрее нормализовать хозяйство, чем сжигая часть урожая?
>
> Точно так же как дикари не видели "тогда" другого выхода, чтобы вызвать долгожданный дождь и прогнать засуху,-кроме как принести человеческие жертвы.

Ну, это везде так. А со временем развивается наука, кейнсы там всякие, - и выход находят. Такова уж человеческая се ля ви. А то, что конкретная проблема Великой Депрессии возникла именно у Запада - так потому что опередили других в экономическом развитии.

>>Думаете, Вы бы с плановыми органами лучше справились с Великой Депрессией?
>
> Такой депрессии в традиционном обществе в принципе возникнуть не могло.

ТАКОЙ - не могло. Но были свои проблемы. Вам напомнить, как в те же годы жили советские колхозники?

Я уже не говорю о том, что так до сих пор и не понял, что такое традиционное общество.

>> Вы о России позаботьтесь, а не Запад критикуйте. Он живёт так, как ему нравится и, с его точки зрения, не бедствует.
>
> Так он не бедствует только полвека. Что же касается "его точки зрения" - то спросите немецких граждан, у которых сейчас самая высокая за последние десятилетия безработица - нравится им это или не нравится.

Типично оранжевый подход. Мало ли, что им нравится или не нравится. Вы им альтернативу предложите, тогда они и выберут между тем, что сейчас, и Вашим плановым социализмом. Может, каждому второму немцу не нравится жена, а нравится Софи Лорен. Ан, поди ж ты, жён своих до сих пор не кокнули...

> Интересно, где Вы усмотрели, что я считаю моральные нормы одной какой-то культуры универсальными? Я просто показываю, что эти нормы в самых что ни на есть цивилизованных странах кажутся дикими со стороны куда менее цивилизованных.

Да везде, хотя бы в апломбе, с которым Вы критикуете "капитализм" за Великую Депрессию.

От Игорь
К Miguel (07.03.2005 21:45:55)
Дата 07.03.2005 23:12:23

Re: Вы же...

Так и Вы в предыдущих посланиях не делали оговорок, что принимаете во внимание мою мировоззренческую позицию, отраженную в статьях,написанных ранее, а не только мои текущие реплики.

>> Я не говорил, что у человека есть естественное право не умереть с голода, когда еды в принципе в достатке. Я просто хотел сказать, что дикари подумали бы про цивилизованных людей, узнай они про такое.
>
>Да нет, Вы свои статьи как раз пишете без этой оговорки и всюду морализируете, притом что моральные аксиомы, с которых Вы неявно стартуете, даже в русской культуре не считаются безоговорочными.

Так я считаю, и считал, что в общественных науках беспристрастное исследование невозможно. Возможна только имитация таковой беспристрастности, сама по себе отражающая определенную этическую позицию и мировоззрение. Собственно в понятиях русского языка отсутвие совести не есть позиция, нейтральная по отношению к добру и злу, а позиция прямо подразумевающая зло. Бессовестный человек - это отнюдь не беспристрастный исследователь, а совсем даже наоборот.


>>>>Т.е. Вы принципиально не согласны с Р. Вахитовым, который прямо подчеркивает, что отнюдь не все цивилизации это делают, и даже приводит примеры?
>>>
>>>Да все свиньи, только один порядочный человек - прокурор. И тот, если разобраться, свинья.
>>
>> К чему Вы это говоритете? Это возражение?
>
>Да, возражение. Что не надо, обеляя одни цивилизации перед другими, выдавать это за объективный научный результат.

А что такое "объективный научный результат" в отношении изучения общества и человека? Тут даже в естественных науках, когда выяснилось, что по всей видимости дейсвительность различается в зависимомти от того, наблюдаем мы за ней или нет - пришлось прибегнуть к неким "признанным" трактовкам квантовых явлений - типа решений копенгагенской конференции. А что уж тут говорить про общественные науки!

>Это не научный результат, а идеологическая поделка, практически ценная для одних и бесполезная или вредная для других.

Вы полагаете, что научный результат не может быть практически ценным для одних и вредным для других? Только идеологическая поделка обладает такими свойствами?

> Впрочем, так как это порой делает Вахитов, не поймёшь, кому такая агитация может быть практически ценна.

>>>Опять Вы поучаете Запад, как жить.
>>
>> Я не поучаю Заад как жить. Я просто показываю, как поведение западных людей выглядит в глазах людей традиционных.
>
>Только забываете добавить в начале статей: "Я на минутку представил себя традиционным человеком и буду писать дальнейшее, как бы считая непререкаемыми следующие моральные ценности:..." (идёт перечисление).

В начале каждого послания это писать, или в конце, как Баювар - типа "В небе незнакомая звезда"?

>>> А может, американцы тогда не видели другого выхода быстрее нормализовать хозяйство, чем сжигая часть урожая?
>>
>> Точно так же как дикари не видели "тогда" другого выхода, чтобы вызвать долгожданный дождь и прогнать засуху,-кроме как принести человеческие жертвы.
>
>Ну, это везде так. А со временем развивается наука, кейнсы там всякие, - и выход находят.

Так выход находили и без всякой науки. Кроме того наука может подсказать и неправильный выход. Кто преодолел Великую Депрессию - Большая война в Европе, или наука Кейнса?

>Такова уж человеческая се ля ви. А то, что конкретная проблема Великой Депрессии возникла именно у Запада - так потому что опередили других в экономическом развитии.

А что в экономическом развитии все по одной дороге бегут?

>>>Думаете, Вы бы с плановыми органами лучше справились с Великой Депрессией?
>>
>> Такой депрессии в традиционном обществе в принципе возникнуть не могло.
>
>ТАКОЙ - не могло. Но были свои проблемы. Вам напомнить, как в те же годы жили советские колхозники?

При чем здесь уровень жизни? Эта проблема связана не с уровнем, а с образом жизни.

>Я уже не говорю о том, что так до сих пор и не понял, что такое традиционное общество.

>>> Вы о России позаботьтесь, а не Запад критикуйте. Он живёт так, как ему нравится и, с его точки зрения, не бедствует.
>>
>> Так он не бедствует только полвека. Что же касается "его точки зрения" - то спросите немецких граждан, у которых сейчас самая высокая за последние десятилетия безработица - нравится им это или не нравится.
>
>Типично оранжевый подход. Мало ли, что им нравится или не нравится. Вы им альтернативу предложите, тогда они и выберут между тем, что сейчас, и Вашим плановым социализмом.

Так уже была альтернатива, Гитлер ее предложил. Выбрали сначала Гитлера, потом поплатились. Сейчас новая альтернатива - капиталистическая глобализация. Ее выбирают сейчас. Тоже ведь поплатятся.

> Может, каждому второму немцу не нравится жена, а нравится Софи Лорен. Ан, поди ж ты, жён своих до сих пор не кокнули...

>> Интересно, где Вы усмотрели, что я считаю моральные нормы одной какой-то культуры универсальными? Я просто показываю, что эти нормы в самых что ни на есть цивилизованных странах кажутся дикими со стороны куда менее цивилизованных.
>
>Да везде, хотя бы в апломбе, с которым Вы критикуете "капитализм" за Великую Депрессию.

Так я не утверждаю, что и вовсе не существует универсальных моральных норм. Просто они проявляются в разных культурах по разному, в тех или иных сторонах их общественного и личностного бытия. Никакая культура не может претендовать на абсолютную целостность, полноту и самодостаточность своих моральных норм и представлений о человеке и обществе. Кстати именно такое представление я почерпнул из русской религиозной философии, которую тут многие ни во что не ставят, и даже утверждают, что она де не поставила миру никаких новых идей.

От K
К Игорь (07.03.2005 23:12:23)
Дата 10.03.2005 10:15:21

Это почему это нельзя?

> в общественных науках беспристрастное исследование невозможно. Возможна только имитация
> таковой беспристрастности, сама по себе отражающая определенную этическую позицию и
> мировоззрение.

<Никогда не говори никогда>. Конечно, на трезвый и независимый анализ денег из фонда
Сороса или фонда Карнеги не получить, там платят остервенело гавкающим в сторону, нужную
хозяину (фондов). Но помечтать то можно, что если бы были бабки. . .

Что нужно проанализировать. Иерархию ценностей? Обычный социологический опрос, со все
большей и большей детализацией тем, на которые опрашиваемые отвечают четче обычного.
Структуру общества? Просто большой статистический анализ, где выясняются структуры и
четкость границ отдельных групп-слоев в обществе, насколько из одних сложно попасть в
другие, какое распределение возможностей у них (от потребления мяса до доступности
получения образования). Свободу слова? Берете ведущие доступные СМИ и проводите частотный
анализ применения прилагательных по отношению к тем или иным событиям - общественным
структурам - идеологическим понятиям. Результаты реформ? Берете одни графики и сравниваете
с другими. Спрашиваете у общества - с такими результатами оно согласно, готово еще
терпеть, или реформаторов на рею?

Другое дело, что наука вещь опасная, и поэтому наврядли кто-то из действующих у нас
проходимцев-правителей захочет сделать достоянием общественности истинный смысл своих
действий.





От Iva
К Игорь (06.03.2005 22:40:02)
Дата 07.03.2005 13:05:02

Ну это то легко поймут.

Привет
>
> Например убийства одних сытых людей другими сытыми людьми, "задолжавшими" им некие символы под названием "деньги". Как дикарю все это разъяснить - ведь не поймет!

Он "зараза" взял у тебя на время голову врага и не вернул :-).


Владимир