>Любить можно только ближнего своего, то есть того, кого видишь перед собой. Возникает вопрос: кто мой ближний? Ответ: ВСЯКИЙ человек, в том числе и твой личный враг и даже враг твоего Отечества. Сражаться с врагом Отечества или веры (с оружием в руках или словесно) христианин обязан, но и любить его должен, как своего ближнего. То есть видеть в человеке его первоначальную природу, знать, что он не зверь, что всегда есть возможность исправления и покаяния.
"Моралисты говорят об эгоизме как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности, и не говоря, что за замена ему будет в "братстве" и в "любви к человечеству", не объясняя даже, почему следует брататься со всеми и что за долг любить всех на свете. Христианство, по крайней мере, не останавливалось на таких безделицах, а смело приказывало любить не только всех, но преимущественно своих врагов. Восемнадцать столетий люди умилялись перед этим; пора наконец сознаться, что правило это пустое... За что же любить врагов? или, если они так любезны, за что же быть с ними во вражде?"
//"Моралисты говорят об эгоизме как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности, и не говоря, что за замена ему будет в "братстве" и в "любви к человечеству", не объясняя даже, почему следует брататься со всеми и что за долг любить всех на свете//
Чтобы быть личностью прежде всего. Если же человек чувствует себя как на необитаемом острове, то никакие силы саморазвития или индивидуальности ему не помогут – он станет циником. Так что моралисты были правы.
//Христианство, по крайней мере, не останавливалось на таких безделицах, а смело приказывало любить не только всех, но преимущественно своих врагов. Восемнадцать столетий люди умилялись перед этим; пора наконец сознаться, что правило это пустое... За что же любить врагов? или, если они так любезны, за что же быть с ними во вражде?"//
Остроумный каламбур придумал Герцен. Как будто он не знает, что заповедь о любви к врагам, говорит не о тех людях, которых христианин считает врагами (т.к. христианин не может никого считать своим личным врагом), а о тех, кто самого христианина считает своим врагом. Именно таких врагов надо любить, то есть тех, кто сам считает себя твоим врагом.