От Георгий
К Георгий
Дата 18.06.2004 14:19:05
Рубрики Тексты;

10. Блеск и нищета российских ресторанов (+)

 10. Блеск и нищета российских ресторанов

<Кто как жует, тот так и живет>
Русская народная поговорка

Поговорим о столичных ресторанах, ибо там как в зеркале отражается вся российская ситуация. Сначала цифры. В Нью-Йорке, к примеру,
насчитывается 20 тысяч ресторанов, не хуже дела и в Париже - их 17 тысяч. А вот в Москве только 3 тысячи ресторанов! Можно подумать,
что Москва - не огромный мегаполис, а бедный захолустный город, где небогатые жители, экономя на всем, питаются исключительно в
домашних условиях, не позволяя себе <сделать выход> в ресторан. Это впечатление обманчиво.
Любой заморский гость, прибыв в Москву и пожелав отобедать, может быть сражен ее ресторанным блеском. Весь центр города забит
сверхдорогими ресторанами, которые по роскоши сравнимы лишь с аристократическими салонами Европы XIX века, или гостиными азиатских
вельмож. Например, подмосковный ресторан <Царская охота> выдержан в стиле охотничьего домика для царских особ. Престижный ресторан
<Пушкин> оформлен старинными глобусами и телескопами, а также антикварной библиотекой в 15 тысяч томов. В ресторане <Лнтонио> можно
любоваться гигантским perpetuum mobile - моделью вечного двигателя. У каждого ресторана свой образ, своя легенда, которую обыгрывают
разнообразно - кухней, оформлением, развлечениями... Кухня в этих ресторанах - французская, итальянская, японская, китайская,
мексиканская, скандинавская или какая угодно - всегда экстра-класса. Продукты, как правило, привезены из-за границы: баранина,
например, из Новой Зеландии, говядина - из Аргентины, трюфели и устрицы из Франции и т.д. Обычно повара тоже выходцы из стран
представляемой кухни. Рецепт привлекательности сверхдорогих ресторанов включает в себя не только приготовление великолепных блюд, но
и в не меньшей мере <аттракционы> и увеселения во время приема пищи.
Все это несопоставимо с ситуацией в Европе, где отношение к ресторанам не столь трепетно и претенциозно, а ужин в ресторане - дело
житейское и обыкновенное. Там в ресторан идут, чтобы с приятностью и в спокойной атмосфере утолить голод, или чтобы попробовать
какую-нибудь кулинарную экзотику без кухонной суеты. Или чтобы просто встретиться с приятелем за бокалом вина и обсудить что-то.
Развитая система ресторанов позволяет делать выбор в зависимости от класса обслуживания, стоимости, привычек, предпочтений той или
иной национальной кухни мира и т.д. Там не трудно найти ресторан и на самый привередливый, и на самый скромный вкус, поскольку выбор
этот колоссален. В России же рестораны имеют совершенно иную социальную функцию, чем в Европе. Здесь система ресторанов неразвита
или деформирована еще со времен советской власти. Забвение старых дореволюционных русских традиций, монополизм, отсутствие
конкуренции и повышенные аппетиты владельцев сослужили ресторанам в России плохую службу.
Начнем с того, что они слишком дороги. Оформляя свои рестораны с блеском и размахом, их владельцы, конечно, понимали, что поход в
ресторан для большинства россиян - это великое и запоминающееся событие. Ведь ужин в таком ресторане стоит, как минимум, $100 на
человека, а это - сумма, до которой не дотягивает зарплата еще очень многих россиян. Значит, их владельцы изначально не принимают в
расчет массового посетителя. И перспектив демократизации российских ресторанов пока не предвидится: о рядовых посетителях голова ни
у кого не болит, поскольку в <шикарных> ресторанах есть свой круг и преданные поклонники. Там регулярно ужинают политики. Например,
ресторан <Пушкин> не раз посещал президент Путин, а <Царская охота> полюбилась бывшему главе государства Ельцину. Частые гости
ресторанов этого уровня - высокопоставленные чиновники, звезды шоу-бизнеса, видные экономисты, юристы. Для них появление в
престижном ресторане - демонстрация успешности, принадлежности к <элите>.
Что же до рядовых посетителей, то им потребуется особо <напрячься>, чтобы попасть в ресторан <средней руки>. Но даже и это
удовольствие очень дорогое, так как цены в <средних> ресторанах имеют печальную тенденцию приближаться к ценам в фешенебельных.
Понятно, почему русские ходят в рестораны совсем не для утоления голода, а с совершенно иными целями: шумно и с размахом
отпраздновать какой-то крупный юбилей или свадебное торжество, или еще какое-то необычное и важное событие. Поэтому чаще всего там
наблюдаются шумные компании, а не тихие индивидуалы, сосредоточенные на еде. А поскольку на праздник принято одеваться во все самое
лучшее, вы увидите там нарядную и дорого одетую публику. Люди туда приходят не столько для еды, сколько для того, чтобы развлечься,
<себя показать>. Поэтому там обязательно будет музыка, эстрадное шоу, танцы между столиками, иногда весьма темпераментные. Где уж
тут быть привередливым в еде! Еще закуски люди едят как-то <внимательно>, а потом в грохоте музыки о еде просто забывают, и горячие
блюда сиротливо стынут, пока гости страстно отплясывают в зале.
Что же касается интеллигенции и нижнего слоя среднего класса, то обычный поход в ресторан им не по карману. В прежние времена врачи,
инженеры, ученые, педагоги вполне могли себе позволить такие походы, хотя и не часто пользовались этой возможностью, предпочитая
<интеллектуальные развлечения>. Ныне же такая <вылазка> для них просто невозможна. Если же они вынуждены утолить голод вне дома, то
для них единственная возможность - это система <фаст фудов>. Это слово еще не вполне освоилось в русском языке, для этих недорогих
заведений есть не очень лестное народное название <забегаловка>: слово, в соответствии с которым предполагается, что человек туда
забежит на пять минут и быстро выскочит, как только утолит голод. Эти заведения обычно украшены вывесками <Кафе>, <Закусочная>,
<Пельменная>, <Кафе-мороженое> и др., часто это - свидетели и наследники формы обслуживания с советских времен. Но в отличие от
<общепита> здесь несколько изменилось меню: вместо вечных сосисок с зеленым горошком, пельменей и котлет с компотом предлагают
<европейское> меню: дорогие ликеры и коньяки; <стейки>, разогретые в микроволновой печи; круассаны с ветчиной, сок <Яффа>;
французские конфеты <Рафаэлло>, сладости <Марс> и <Спикере>. А для удобства оплаты для деловых посетителей поблизости может быть
даже расположен <банкомат> - совсем новое явление в российской жизни.
В последние годы в крупных городах России появилось немало закусочных западного типа: <Макдоналдс>, <Гриль-бары>, <Пицца-Хат>,
популярны недорогие закусочные с японской кухней. Цены здесь умеренные, поэтому 54% опрошенных россиян предпочитают именно их.
Помимо <Макдоналдсов> средний класс в России любит посещать ресторанчики с веселым названием <Елки-палки> (только 13%, поскольку
все-таки дороговато), <Ростикс> (6%), <Блины>, <Картошка> (по 5%)25.
В Москве мэр города, пытаясь противостоять <западному влиянию> и настаивая на патриотической тенденции в развитии русской системы
общепита, организовал сеть закусочных под названием <Русское бистро>. В логотип этого заведения и даже в рисунок на бумажных
салфетках входит профиль русского гусара, когда-то покорившего Париж. Все это замечательно, но эти бистро имеют недостаток -
однообразное меню: там можно съесть только пироги, правда, самые разнообразные по рецептам и форме, и запить старинными русскими
напитками типа <морс>, <квас> и т.п. Это очень дешево, но только 5% русских согласны на такое меню и ходят в <Русское бистро>. В
<Макдоналдсе> еда им кажется вкуснее и разнообразнее.
Конечно, по своему разнообразию гамма ресторанов в России очень широкая, и облик посетителей, и их поведение различны. Но при всем
при том есть одно качество, в чем сходны посетители и дешевых, и дорогих ресторанов, кафе - в манере расплачиваться. Среди русских
не принято проверять счет, как это делают французы или немцы, выяснять кто кого приглашает и кто платит за угощение, не принято
внимательно проверять сдачу. Такой стиль поведения, нормальный для иностранца, все еще непривычен для русских, кажется им
унизительным и неприятным. Как бы ни тяжело давались им деньги, по привычке они предпочитают тратить их широко и с размахом, не
считая. Любовь к <широким жестам> кажется им более <достойным> стилем поведения, поскольку соответствует древним традициям.



От Баювар
К Георгий (18.06.2004 14:19:05)
Дата 22.06.2004 01:57:17

Положение непрерывно меняется к лучшему

Мои комментарии.

0. Положение непрерывно меняется к лучшему. Впечатления автора относятся эдак к 2001, а если я что обругаю, то вполне могу оказаться неправ: за год исправились.

1. Когда я просматриваю Рунет по этой части, возникает желание таки взять отпуск на недельку и прилететь оттянуться. Несмотря на.

2. Маркетинг всякий, увы, работает. Чайник с деньгами (и особенно с загранпропиской) попадет именно туда, где его обдерут и мало что дадут взамен: все просчитано.

3. Столица, блин! А в Пущино и Ростове еще лучше. То есть, кормят не хуже (с чего бы?), а цены совсем радуют. Ну что можно получить на 6Е у нас, а что на 200РР у вас?! И пиво, например... не замечаете, что уже пьете баварское? Ответственно заявляю: хорошее пиво: делать плохое несильно дешевле, а денег за него никаких не дадут, вот ВСЕ и стараются.

4. На правах коммерческой рекламы рекомендую сети "Муму" (самообслуживание, и что?!) и "Тарас Бульба". Очень любезный обслуживающий персонал, и кормят вкусно. "Елки-палки" скорее обругаю: цены вполне мюнхенские, а уйдешь голодным. Кстати о мюнхенских ценах: это надо специально ухитриться попасть в Мюнхене в какой-то особо дорогой ресторан. В большинстве, включая посещаемый центр, цены обычные.

5. Что обругать? Отсутствие меню, вывешенного у входа. Я за это наказываю, захожу в роскошный зал в зимней одежде: имею право, и они это знают.

От Владимир К.
К Баювар (22.06.2004 01:57:17)
Дата 22.06.2004 19:01:37

Вы лучше в Астрахань приезжайте.

Мы вас проводим по блестящим, европейски оформленным магазинам самообслуживания, где вас накормят прокисшей сметаной, просроченными мясными полуфабрикатами и колбасой, которые владельцы магазинов упорно пытаются выдать за нормальные (даже этикетку со сроком годности переклеивают). Хорошо, хоть продавцы шёпотом предупреждают: "не берите, это старое".

Кстати, в этом явлении довольно много информации для размышления. Например, об истинном уровне потребления и проч.

От Баювар
К Владимир К. (22.06.2004 19:01:37)
Дата 23.06.2004 01:08:49

Мысль об укреплении государства?

>Мы вас проводим по блестящим, европейски оформленным магазинам самообслуживания, где вас накормят прокисшей сметаной

А что ж меня в Ростове и Пущино не накормили? Кое-какие проблемы были в магазинах, я же писал здесь о ресторанах.

У вас в Астрахани, небось, недорогая осетрина? Блин, в Германии как факт отсутствует. Кто ко мне едет -- знает, чего привезти: 10 пачек Примы и полкило г.к.

>Кстати, в этом явлении довольно много информации для размышления.

Выскажусь. Съедение (хм, не ежедневно ведь: раз в год запомнится) банки негодной сметаны наведет на мысль об укреплении государства? Плохо. Такое гадкое государство нельзя укреплять, укрепите гадость. Эх, нам бы с Новодворской власть -- разогнал бы к чертям все санкомиссии и додался бы, пока граждане бы волками взвыли: верните! Вернул бы, но ориентируясь не на восстановление структуры, а на решение задач, порученных гражданами. Я вас нанимаю -- вы это делаете. Хрен, а не торжественный обед у проверяемых!

От Владимир К.
К Баювар (23.06.2004 01:08:49)
Дата 23.06.2004 01:54:02

Прошло то время...

>У вас в Астрахани, небось, недорогая осетрина?

Она (та, что осталась) вывозится туда, где платят за неё больше. Это не мои предположения, а реальный факт. И, в соответствии с законами "рынка", стоит у нас ровно столько, сколько за неё платят, например, в Москве. А местных жителей-"браконьеров" нещадно давят (причём ловят и наказывают простых рыбаков, а мафиози-нанимателей, почти уничтоживших хищническими методами поголовье осетров, тронуть, видимо, затруднительно). Думаю, информация даже в сети есть.

>Съедение (хм, не ежедневно ведь: раз в год запомнится) банки негодной сметаны...

Понимаю. Но...
Почти ежедневно. Вернее, как решаюсь купить (молочное у нас кушают не каждый день), например, ряженку, так и пролетаю. Справедливости ради, отмечу, что к собственно молоку это не относится: кашу сын ест каждый день. Подспорье тут и в том, что молоко продаётся и стерилизованное "длительного хранения". Дороже, но на ребёнке не сэкономишь.

Почему вас в другом месте "не накормили"? Повезло, наверно. В смысле, статистическая выборка была слишком мала. :-) Или Астрахань (у меня есть некоторые основания предполагать) на острие "прогресса" "объективных процессов" РФ. Ведь год назад такого у нас ещё не было и с магазинами начиналось всё очень красиво.

Кстати, вот, опять цены на бензин подняли. А Москва скупила Астраханьэнерго и требует для своего московского персонала зарплаты в 30000 руб. (у них ведь такой уровень принят), а местных "аналогов", с низкими зарплатами, разумеется, уволили. Посмотрим, что в результате всего этого с нашими магазинами получится.

>... наведет на мысль об укреплении государства? Плохо. Такое гадкое государство нельзя укреплять, укрепите гадость. Эх, нам бы с Новодворской власть -- разогнал бы к чертям все санкомиссии и додался бы, пока граждане бы волками взвыли: верните! Вернул бы, но ориентируясь не на восстановление структуры, а на решение задач, порученных гражданами. Я вас нанимаю -- вы это делаете. Хрен, а не торжественный обед у проверяемых!

Теоретики-то из нас всех замечательные. Это я даже не в укор. А вот как всё красивое в теории - в реальности оборачивается... Лучше Мерфи никто не сказал (и, кстати, он даже не на российском материале создавал своё произведение).

От Баювар
К Владимир К. (23.06.2004 01:54:02)
Дата 23.06.2004 02:24:36

Нехорошо лезть с советами, но...

Доброй ночи!

>>Съедение (хм, не ежедневно ведь: раз в год запомнится) банки негодной сметаны...

>Понимаю. Но... Почти ежедневно.

Хм. Нехорошо лезть с советами, но...

1. Нечто нет всероссийских брэндов из телевизора типа какой-нибудь "Милой Милы"?

2. Лично я, приезжая, питаюсь почти исключительно водкой с пельменями. Ну и с какого-то раза вычисляются предпочитаемые сорта. Сметана -- "Эстонская", даром , что чер-те чьего производства. Как черноголовская водка появилась, так и не портится. Сюда в один из деревенских супермаркетов завозят, так идеальный презент мюнхенцам, к кому в гости с ночевкой.

P.S. А правда, что у вас с подачи ак. Легасова освоили не имеющую аналога в мире добычу и очистку высокосернистого газа? Нам он, Легасов, лично рассказывал, как все замечательно, а потом я та-акие кошмарики в перестроечной прессе читал!

От Владимир К.
К Баювар (23.06.2004 02:24:36)
Дата 23.06.2004 19:47:37

Легасов не обманул.

Астраханьгазпром более-менее нормально работает на этой технологии. Только трубы и оборудование часто менять приходится из-за коррозии. Страшилки - они и есть страшилки. Хотя выбросы газа, насыщенного сероводородом, бывают и сейчас. Но до МЧС и эвакуации дело пока не доходило. Кстати, москвичи этот комплекс уже давно заграбастали. С помощью якобы необходимой структурной реорганизации. Так что "Астрахань" в названии уже только дань традиции. Налоги (не говоря уж о прибыли) уходят в Москву. Астрахани остаётся разве что зарплата рабочих, которая и крутится в городе (у нас поговорка есть: "национальный праздник продавцов - день выдачи зарплаты на Газпроме".

>1. Нечто нет всероссийских брэндов из телевизора типа какой-нибудь "Милой Милы"?

Всё есть. Но толку... Если что-либо достаточно долго портить - оно всё равно испортится. А коммерсанту денег потраченных жалко (убытки, возможно, получаются выше приемлемых, на грани устойчивости), вот и выкручивают руки продавцам, вместо своевременного (когда срок годности подходит к концу) снижения цены, скажем, вдвое. И ещё, подозреваю, температурный режим при транспортировке и хранении не соблюдается (недостаточно мощные холодильники, отключения электроэнергии, слишком большие расстояния при транспортировке). А своё (чтобы издалека не возить) молочное производство у нас на ладан дышит. С мясным чуть лучше. Но у него та же проблема: не раскупают достаточно быстро, хотя качество нормальное, даже иногда лучше, чем, скажем московского, за счёт отсутствия добавок типа "растительный белок" и "мясо птичье".

Вообще, как нетрудно догадаться, главный смысл моего выступления в том, что нет смысла восхищаться полными прилавками при низкой покупательной способности населения и деградации инфраструктуры. А рестораны... Они ведь не каждый день.

От Георгий
К Владимир К. (22.06.2004 19:01:37)
Дата 22.06.2004 23:21:08

Владимир, с кем Вы спорите? У этого чела претензий к рос. капитализму нет. (-)




От Владимир К.
К Георгий (22.06.2004 23:21:08)
Дата 23.06.2004 00:37:14

Ну, это не спор. Это информация к размышлению. И не только для Баювара. (-)


От Владимир К.
К Владимир К. (23.06.2004 00:37:14)
Дата 23.06.2004 01:10:46

Самое интересное-то в том, что даже любимый фетиш и козырь "перестройщиков"...

"прилавки, полные товаров" (особенно колбасы) оборачивается мыльным пузырём. Об этом не все пока и знают. А моя жена уже фобию на этом заработала, выливая прокисшее немедленно после покупки и открывания - в унитаз. А семейный бюджет не резиновый. А отравиться мясопродуктами (из красивого магазина, в том числе) - ещё похуже выйдет. Вот и первый вопрос у неё всегда "а какой срок годности", "посмотри", "понюхай", "попробуй". Я, как человек с более выносливым (относительно, конечно) желудком, роль лаборатории (на себе) выполняю :-(. И всё равно всегда сомневается, неспокойна.

Кстати, в Питере я обратил внимание, что на объявлениях в хлебных киосках, как и у нас пишут "заводской хлеб". Зря не напишут. Желают эти фактом привлечь покупателей. Т.е. заводской хлеб лучше, чем хлеб из "маленьких-частных-пекарен-со-свежими-горячими-утренними-булочками-100-сортов", которыми нас соблазняли на заре перестройки (аж в журнале "Наука и Жизнь"). И это оказывается верно, что для Астрахани, - что для Питера! Ну а качество реальных частных пекарен и качество "старых" заводов я могу сравнивать ежедневно на собственном опыте. В результате покупаю исключительно заводской хлеб, игнорируя "пекарни".

Хотя, конечно, есть в Питере и действующий образец этой мифической "частной пекарни". Её магазин расположен рядом с торговым центром "Владимирский Пассаж". Но цены там начинаются от 100 рублей за булочку. Ясно, что это не для всех и, тем более, не для нас. У меня с женой даже жгучее любопытство не смогло пересилить такой несуразности. Так и не купили ничего попробовать.

От Владимир К.
К Владимир К. (23.06.2004 01:10:46)
Дата 23.06.2004 01:15:44

P.S. А ещё...

>Ну а качество реальных частных пекарен и качество "старых" заводов я могу сравнивать ежедневно на собственном опыте. В результате покупаю исключительно заводской хлеб, игнорируя "пекарни".

А ещё, продавцы, если предоставляется возможнось, обманывают. Спрашиваешь их: "хлеб заводской?" Отвечают: "заводской" (прекрасно понимая, о чем речь). А, когда купишь и попробуешь, - становится ясно, что это была неправда.