ЗАПАДУ ТРУДНО РАЗГОВАРИВАТЬ С НОВОЙ РОССИЕЙ
Между ними вновь может опуститься пусть не железный, но достаточно прочный занавес
Александр Рар
Об авторе: Александр Рар - директор программы России и стран СНГ Германского совета по внешней политике, Берлин. Автор книги о
Путине: "Немец в Кремле"
В среду в весьма благожелательном духе прошла встреча в Кремле между российским президентом Владимиром Путиным и шефом итальянской
дипломатии Франко Фраттини. Обе стороны, в частности, достаточно позитивно оценили развитие сотрудничества между Россией и
Евросоюзом, отметив, что проблемы в этом деле есть, но в целом ничто не мешает сторонам двигаться к намеченным на прошлых саммитах
РФ и ЕС целям.
Однако многие европейские политики и эксперты настроены на сей счет менее оптимистично, полагая, что для российской дипломатии
наступают нелегкие времена. В отношениях с западными столицами назревают новые геополитические конфликты, поскольку их мнения с
Москвой по поводу мирового порядка опять расходятся. ЕС и НАТО расширяются на восток и рассматривают страны постсоветского
пространства уже как свое <ближнее зарубежье>. Россия, лишившаяся 15 лет тому назад своего контроля над Восточной Европой, теперь
стремительно теряет свое влияние и на страны СНГ, которые тянутся в политические и экономические структуры демократических стран.
Запад считает этот процесс вполне закономерным. Ведь ЕС и НАТО ни в коей мере не оккупируют эти страны и не насаждают там западные
демократические ценности насильственным путем. Наоборот, такие страны, как Украина или Грузия, приглашаются к вступлению в общую
европейскую цивилизацию, куда Россия тоже поначалу хотела вступить, но теперь дает задний ход.
Европа консолидируется на базе ЕС и НАТО. Временные разногласия по поводу будущей Конституции европейской супердержавы никого
всерьез не побудят усомниться в том, что европейцы - и старые и новые - находятся в процессе накачивания политических мускулов.
Евросоюз самостоятельно взялся за миротворчество на Балканах и в Африке, а теперь обратил пристальный взор на Молдавию и Грузию.
Брюссель безжалостно критикует Россию за продолжение военных действий в Чечне и требует политических переговоров с Масхадовым, в то
время как мусульманская Саудовская Аравия приостановила помощь чеченским боевикам и признала Кадырова.
Те российские политики, которым показалось, что в отличие от наивных европейцев хотя бы глобально мыслящие американцы поймут
важность стратегического партнерства с Россией, сегодня остались без подобных аргументов. США по-прежнему не признают Россию игроком
высшей лиги мировой политики и будут делать все возможное, чтобы не допустить соперничества ни с какой стороны. Вопрос о свертывании
военных баз в Центральной Азии уже давно не стоит. США продолжают наращивать свое военное присутствие в рамках борьбы с исламским
терроризмом - теперь уже на Кавказе.
Последние события в Азербайджане и Грузии напомнили о <бархатных> революциях 15-летней давности в странах Восточной Европы.
<Революция роз> в Грузии может стать подходящей моделью для свержения старых режимов в других государствах постсоветского
пространства, в том числе - и на Украине. Процесс третьей волны расширения НАТО - на Кавказ и Центральную Азию - вскоре может стать
реальностью. Эта идея вполне может всплыть уже в ходе президентской избирательной кампании в США в этом году.
Кто на Западе всерьез обсуждает заверения российского министра обороны Сергея Иванова о приоритетах укрепления коллективной обороны
стран СНГ? Через год начнет работать гигантский трубопровод Баку-Джейхан, который отрежет Россию от контроля над экспортом
энергоресурсов из Каспийского моря на западные рынки. Тогда не только Грузия и Азербайджан, но также Казахстан и Туркменистан могут
переориентироваться на НАТО и ЕС.
Борис Ельцин, представляя народу четыре с небольшим года назад своего преемника Bладимира Путина, пообещал: вот человек, который
возглавит то поколение молодых политиков, которые окончательно закрепят демократию в России XXI века. Но из былых младореформаторов
во власти никто не задержался. У руля управления сегодня находятся не либералы, а молодые прагматики-державники.
На Западе не на шутку испугались, что политика сегодняшней России направлена на восстановление прежней советской империи. Отход от
либеральных западных ценностей, восстановление советской символики, а там, глядишь, и однопартийной системы, наводят западных
политиков на мысль, что Россия следует скрытому замыслу императора Петра I, который в своем кругу говорил: сегодня нам нужна Европа,
чтобы помочь нам окрепнуть. Завтра мы повернемся к ней задом.
Путин не раз приводил аргументы в пользу того, что только в союзе с Россией Европа может добиться настоящей стабильности и
благосостояния, а также вернуть себе роль супердержавы, которая ей необходима, чтобы выжить в конкуренции с Азией и США. Европейцы
согласны получить доступ к российским ресурсам, но без интеграции c ней. Российский рынок пока заманчив для Европы не столько
реализацией возможных инвестиционных проектов, сколько сбытом здешней продукции.
Но нынешняя неприязнь Запада к России связана прежде всего с тем, что медленно умирает вера в российскую демократию. Евросоюз не
хочет интеграции и даже партнерства с недемократической и непредсказуемой Россией.
В объединенной Европе Россия будет требовать для себя такую власть, которая будет сравнима с правом вето по любым вопросам. Другие
европейские страны на это никогда не пойдут. В Европе принято считать, что Россия не способна на интеграцию, поскольку сама хочет
интегрировать другие страны.
Сильная Россия со своими глобальными амбициями остальной Европе не нужна. Сильная, да к тому же авторитарная, Россия еще больше
отпугивает Запад. Поскольку демократические преобразования в России приостановлены - может быть, отчасти и вследствие ответа
российского электората на политику Запада, - не железный, но не менее прочный занавес между ними действительно может закрыться. На
той и на другой стороне найдутся силы, которые этому лишь посодействуют.
Западу будет трудно разговаривать с новой Россией. На Западе привыкли вести диалог с российскими либералами, которые со времен
Ельцина не покидали правительство и парламент. С державниками Запад говорить не умеет, да и не хочет. Взаимное молчание может
продлиться до 2008 года, а то и дольше. Трудно себе представить негативные последствия развития, если вторая попытка интеграции
России в мировое демократическое сообщество после первой неудачи начала 1990-х годов окончательно провалится. От этого проиграют обе
стороны - и Россия, и Запад.