Как в этом году сыграет российская сборная на Всемирном экономическом форуме в Давосе? Станет ли выступление россиян на
экономическом форуме образчиком слаженной игры или, как это бывало не единожды, каждая из "звезд" будет вести свою? Так или иначе,
но российская тема по обыкновению станет одной из ключевых в давосских конференц-залах. И наверняка одной из самых скандальных:
россиянам почему-то легче и искреннее говорится за рубежом. Прозвучат и программные заявления. Своей точкой зрения на перспективы
экономического развития страны и на отношения власти и бизнеса с читателями "Известий" сегодня делится Андрей КОСТИН, президент,
председатель правления Внешторгбанка.
Промежуточные итоги
Так уж получилось: с недавних пор у нас каждый високосный год - судьбоносный. Я имею в виду не суеверия и предрассудки, которые
сопровождают это календарное явление со времен Римской империи и живы в сознании многих народов до сих пор. Речь о конституционной
данности: раз в 4 года - и как раз в год високосный - в России выбирают президента.
Если для стран с устоявшимися демократиями выборы главы государства не ассоциируются с риском неожиданных изменений во внутренней и
внешней политике, то для молодых демократий вроде нашей и наших соседей президентские выборы - событие действительно судьбоносное и
подчас непредсказуемое по своим последствиям. А потому нет ничего удивительного в том, что накануне события такого масштаба в
обществе разгораются дискуссии, когда люди разных профессий и взглядов считают необходимым публично осмыслить происходящее,
вычленить победы и обозначить опасности, прочертить дорогу, по которой, как им кажется, нужно идти завтра.
Не избежал такой участи и автор этих строк. Четыре года назад, 28 января 2000 года, "Известия" опубликовали мою статью "Выбор после
выборов", в которой я попытался обосновать две позиции: почему российские предприниматели заинтересованы в избрании президентом
Владимира Путина и каких действий ждет деловое сообщество от нового лидера и членов его команды.
В данном случае не важно даже, насколько точными оказались оценки и прогнозы той поры, хотя, признаюсь, не нашел ни одной позиции,
за которую сегодня было бы неловко и тем более стыдно. Поражает другое: какую длинную дорогу мы, оказывается, прошли, с какими
трудностями сумели совладать, как серьезно изменили политический и экономический ландшафт страны всего за 4 года. Достаточно лишь
воскресить в памяти события и атмосферу тех дней.
Тревоги и надежды. Январь 2000 года
Только-только ушел в отставку Борис Ельцин. Его новогодней прощальной речи предшествовали события, сотрясавшие общество в течение
долгих месяцев. Страна, словно после тяжелого похмелья, все еще не оправилась от дефолта. Полная беспомощность власти и апатия
населения. Своеволие и произвол региональных баронов. Все возрастающий политический раскол. Все более настойчивые притязания
олигархов на участие в управлении государством. Все очевиднее: пользуясь ситуацией, принципиальные противники реформ накануне
парламентских выборов решили взять реванш.
Високосный 2000 год вполне мог стать для страны роковым. И если этого не случилось, то лишь потому, что незадолго до выборов в Думу
новым премьер-министром России стал Владимир Путин. Это назначение вывело на авансцену и расчистило путь к власти политику,
способному противостоять натиску политических ортодоксов и продолжить преобразования в России.
Пока западные аналитики и наблюдатели на разные лады муссировали вопрос "Кто вы, господин Путин?", российские избиратели ответ на
него получили. Премьер-министр демонстрировал свое отношение к происходящему не в туманных программных речах, а точечно, по наиболее
важным и болезненным проблемам, проявляя при этом последовательность и волю в стремлении их решать.
Российское общество такой подход приняло и откликнулось на действия нового лидера фантастическими рейтингами доверия. Выборы
показали: россияне ждут установления сильной власти и готовы ее поддержать. Ждут продолжения экономических реформ и демократических
преобразований. Требуют прекратить распри и объединиться ради достижения простой и ясной цели - возрождения могущества страны,
создания условий для достойной жизни.
С этим наказом, подкрепленным огромным кредитом доверия со стороны подавляющего числа избирателей, Владимир Путин в мае 2000 года
вступил в должность президента России.
Оправдались ли ожидания избирателей?
Отечественные и зарубежные политики, экономисты, разного рода эксперты независимо от того, какие ценности они исповедуют и как
относятся к президенту, едины в перечне того, что считают его серьезными и бесспорными достижениями.
- Действующий президент за короткий срок сумел установить в России сильную власть, восстановил управление всеми важными процессами
на территории огромной страны.
- Стабилизирована политическая ситуация. Законодательная и исполнительная ветви власти взаимодействуют, а не враждуют, что является
необходимым условием для проведения глубоких реформ.
- В стране наблюдается устойчивый экономический рост. Повысилась социальная ответственность государства перед гражданами страны:
максимально снижена задолженность бюджета по зарплате, поднят уровень социальной защищенности работников бюджетной сферы и
военнослужащих.
- На мировой арене Россия вернула себе статус великой державы.
- Владимир Путин по истечении первого президентского срока пользуется колоссальной поддержкой населения и обладает всеми
возможностями для проведения еще более эффективной политики после своего переизбрания.
Если все предыдущие позиции споров не вызывают, то вокруг последней - как воспользуется Владимир Путин огромным кредитом доверия
после переизбрания на второй срок - мнения поляризуются.
Одни считают, что он придаст резкое ускорение реформам, пойдет на принятие болезненных, а потому непопулярных, но крайне необходимых
решений. В итоге страна придет к процветанию, а В.В. Путин войдет в историю как великий реформатор. Другие опасаются, что президент
воспользуется огромным электоральным ресурсом исключительно для укрепления режима собственной власти, строительства мощного, но
неэффективного бюрократического государства. Третьи предрекают наступление периода вялотекущих перемен и даже застоя.
Зададимся вопросом: чего сегодня, в январе 2004 года, ждет страна от президента и всех институтов власти? Что сообщило общество
власти и самому себе на недавних выборах в Думу?
Путь верный. Но:
Одним из незамеченных и недооцененных, на мой взгляд, достижений последних лет является перелом в настроении общества. Долгие годы
после начала реформ огромная часть населения (по утверждению социологов, более половины) не могла избавиться от ощущения, что страна
движется не туда, все делается не так, и если не повернуть назад или куда-то в сторону (китайскую, например), то ничего хорошего
ждать не приходится. Сопротивление переменам на инстинктивном уровне создавало массу неразрешимых проблем, тормозило движение.
Последние парламентские выборы показали, что российское общество определилось в предпочтениях. Отсекая крайности слева и справа, оно
сдвинулось в центр политического спектра, который сегодня олицетворяет президент. Безоговорочная победа партии центра и ее
представителей в одномандатных округах является веским свидетельством того, что российское общество наконец признало и приняло
стратегическое направление движения.
В целом же электоральные предпочтения остались фактически теми же, что и 4 года назад. Сильная власть. Единство нации. Реформы.
Достойная жизнь.
Итоги выборов, новый расклад политических сил в парламенте могут нравиться или не нравиться, вызывать удовлетворение или протест, но
ни один ответственный политик не может пренебречь волеизъявлением народа. У меня, как и у многих, вызывает, например, серьезную
озабоченность тот факт, что в Государственную думу не прошли правые партии. Как ни относись к СПС и "Яблоку", их представители в
парламенте предыдущих созывов выделялись компетентностью, были инициативны и последовательны в создании и принятии законодательной
базы реформ, умели отстаивать свои убеждения. Такая оппозиционность только помогала делу.
Те, кто вчера радовался провалу правых, сегодня начали осознавать, что в парламенте образовался неестественный пробел, который
каким-то образом надо заполнять. Кроме того, итоги голосования показывают, что в обществе происходит определенная инфляция
демократических ценностей, и ситуация может либо усугубиться, если махнуть на этот тревожный процесс рукой, либо выправиться, если
придет осознание, что свободный рынок без демократических свобод невозможен.
Но что случилось, то случилось. Правым некого винить в своем поражении , кроме самих себя, и теперь главное - не ошибиться при
ответе на вопрос, в чем причины поражения. Об этом много сейчас говорится, со своей стороны ограничусь таким соображением:
демократы, строго следуя теории реформирования, не заметили, что принципы заслонили реальных людей с их реальными и пока еще очень
болезненными заботами.
Парламентские выборы разогнали туман, который напускали политики, говорившие от имени народа. И стало очевидно, что большинство
россиян худо-бедно сумело выработать иммунитет от коммунистического гипноза. Резко сократилось представительство КПРФ в Думе.
Поддержка избирателями пропрезидентской партии и вполне предсказуемая победа В.В. Путина на предстоящих президентских выборах
создают в стране уникальную ситуацию. Впервые в истории новой России президент, Дума и правительство получат возможность в течение 4
лет действовать как единая команда, инициировать и проводить в жизнь любые начинания. При этом ответственность за возможные просчеты
и неудачи больше не с кем будет разделить, чем не преминут воспользоваться явные и тайные политические противники и что в свою
очередь может повлиять на общественное мнение страны.
События вокруг "ЮКОСа" испугали предпринимателей
Хотелось бы отдельно остановиться на теме олигархов, которая получила особо острое звучание в ходе предвыборной парламентской
кампании.
Сразу скажу, что я за то, чтобы в стране было как можно больше богатых и очень богатых людей. Опыт последних 400 лет развития
человеческой цивилизации убедительно показывает: чем больше в обществе материально состоятельных людей, тем выше уровень
благосостояния всего общества. Обратных примеров история не знает.
Главное - чтобы крупный бизнес не смыкался с властью, не оставался эгоистичным и равнодушным к насущным интересам общества. Именно
эта опасность подстерегала Россию в начальный период становления рыночных отношений. Наши новорожденные олигархи, выстраивая свои
мощные корпоративные кланы, создавали немыслимые по масштабам и влиянию структуры безопасности, PR-службы. Они пытались - и подчас,
к сожалению, успешно - подмять под себя отдельные функции управления государством. Их влияние распространялось даже на столь
специфическую сферу, как правоохранительная система. Помню, как В. Гусинский, недовольный результатами аукциона по "Связьинвесту",
как-то за ланчем прямо сказал, что "посадит" А. Чубайса, намекая на свои возможности в Генеральной прокуратуре. Он не блефовал -
через сутки страна узнала о "деле писателей".
Мое глубокое убеждение: крупный бизнес должен быть максимально отстранен от центров государственной власти, что и делает президент,
тем самым ставя реальные преграды перед развитием олигархического капитализма в России. Знаю, что события вокруг "ЮКОСа" напрягли, а
то и испугали многих предпринимателей, породив среди части из них чувство настороженности по отношению к президенту. Тревожит их
скорее не столько судьба конкретных лиц, сколько перспектива изъятия и передела собственности, о которой толкует каждый кому не
лень.
В запугивании друг друга грядущим переделом собственности меня удивляет только то, что находятся люди, которые искренне в это верят
и всерьез пугаются. Ну не может так быть, чтобы первые 4 года президент способствовал становлению бизнеса и частной собственности, а
потом вдруг огляделся вокруг, сказал "не так сидим" и дал добро на войну по перераспределению собственности. Войну затяжную и с
непредсказуемыми последствиями. Так не бывает. У каждого процесса есть своя логика, а у каждого политика - цепь поступков, которые
позволяют просчитывать его последующие действия. Президент последователен в своих решениях. Президент никогда не ставил под сомнение
итоги приватизации в России.
Бизнесу мало сигналов - ему нужны гарантии
Российский бизнес тем надежнее встанет на ноги и обретет уважение со стороны своих соотечественников, чем быстрее проникнется
глубоким патриотизмом. Нет будущего у страны, если она рассматривается лишь в качестве стартовой площадки для первичного накопления
капитала. Но нет будущего и у такого бизнеса - ни одна страна не позволит к себе подобного отношения. Чемоданные настроения,
присущие в прошлом многим российским бизнесменам, должны окончательно кануть в Лету. Заработанный в России капитал должен оставаться
в России и работать на национальную экономику. Для этого нынешняя власть сделала многое, подтверждением чему служит в том числе
получение Россией инвестиционного кредитного рейтинга.
Разве это не сигнал для бизнеса? Безусловно, сигнал. Вопрос в другом: достаточно ли он убедителен? Бизнес везде, в том числе и в
России, пуглив, он не терпит недомолвок и не рискует почем зря, если это, конечно, ответственный бизнес. Ему мало сигналов - нужны
политические гарантии со стороны государства. Судя по настроениям, таковых недостаточно. Четыре года назад очень серьезны были,
например, ожидания амнистии капиталов, и я упомянул об этих настроениях в публикации четырехлетней давности. В Казахстане на
амнистию пошли и всерьез выгадали - не столько даже экономически, сколько в создании климата доверия между властью и бизнесом. У
нас, увы, не случилось, и пауза затянулась.
Надежды делового сообщества, если обобщить, сводятся к тому, что президент и его команда сумеют консолидировать общество вокруг
главной цели - вывести Россию в разряд промышленно развитых стран, которые процветают благодаря постоянному прогрессу, использованию
новейших технологий, и их благосостояние не зависит от цен на нефтепродукты.
Главное сегодня - воспользоваться результатами макроэкономической стабилизации для скорейшего проведения глубоких структурных и
институциональных преобразований. Сырьевой вариант развития национальной экономики, основанный на эксплуатации природных богатств,
не способен обеспечить намеченных темпов экономического развития.
Вытащим административную реформу - вытащим и остальную цепь реформ
Особые надежды предпринимателей самого разного уровня связаны с предстоящей административной реформой. Если она пройдет успешно, то
не только снизится пресс административного давления на экономику, повысится эффективность государственного регулирования
экономической деятельности всех субъектов российского рынка, но и будет подорвана основа чиновничьего произвола, мздоимства,
коррупции.
Понимаю: слишком много чрезвычайных по сложности задач возникло на данном историческом отрезке, но ведь никакого другого выхода нет,
кроме как решать их.
Мы можем потерять банковский сектор
Для близкого мне банковского сектора, например, вопрос стоит ребром: либо мы эту систему в течение 2-3 лет реформируем, либо вообще
потеряем национальный банковский сектор. Почему? Потому что логика активных взаимоотношений России с мировым деловым сообществом,
вступление в ВТО приведут к тому, что мы неизбежно откроемся для западного капитала, который своей мощью просто раздавит нынешнюю
аморфную банковскую систему России.
Банковская система России должна стать главным локомотивом, основой национальной трансформации накоплений в инвестиции. Убежден:
банковскую реформу нужно начинать с реформирования государственного банковского сектора. К сожалению, сегодня Российский банк
развития и Россельхозбанк не поспевают за растущими требованиями экономики. Замкнув на себя до 70% вкладов населения, Сбербанк
только 16% своих активов направляет на цели потребительского кредитования, а свыше 80% - на финансирование крупной корпоративной
клиентуры и вложение в ценные бумаги. Требуется серьезно перестроить основные направления деятельности и Внешторгбанка, поставив
перед ним задачу в течение 2-3 лет стать универсальным банком европейского уровня. Хочется надеяться, что наконец эффективно
заработает система государственной поддержки национального экспорта, на которую только в текущем году нашлись соответствующие
ресурсы.
Сегодня российская банковская система нуждается в серьезном укреплении ресурсной базы. В частности, необходимо стимулировать
российские банки к консолидации денежных ресурсов, слиянию и повышению капитализации. Достаточно эффективной мерой может стать
поэтапное, плавное повышение для действующих кредитных организаций норматива по минимальному размеру собственных средств. Это будет
дисциплинировать кредитные организации и способствовать концентрации банковского капитала.
В целях повышения капитализации ведущих российских банков, пока принадлежащих государству, надо будет придерживаться разумной
дивидендной политики, направляя значительную часть прибыли этих организаций на повышение их капитализации. От этого выиграют и
экономика, и бюджет, поскольку стоимость контрольного пакета акций, который находится в собственности государства, будет постоянно
возрастать.
Надо основательно разобраться в дефектах системы рефинансирования Банком России коммерческих банков и внести решительные коррективы.
Кредитование центральными банками национальных коммерческих банков, в том числе долгосрочное инвестиционное кредитование, достаточно
широко применяется в некоторых государствах и дает ощутимый экономический эффект. Наша система рефинансирования, несмотря на то, что
российские банки и экономика испытывают серьезный дефицит долгосрочных кредитных ресурсов, в этом смысле практически не работает. По
этим же причинам почти не работает как полноценная экономическая категория и ставка рефинансирования, ее связь с реальной
экономикой, можно сказать, не ощущается. Банк России, руководствуясь собственными соображениями, предоставляет деньги банкам очень
неохотно. Достаточно сказать, что на рефинансирование негосударственных коммерческих банков в 2003 году было выделено всего 2 млрд
рублей, что не имеет ничего общего с реальными потребностями экономики.
Необходимо подумать и о более эффективном использовании средств фонда обязательного резервирования (ФОР) Банка России, в который
отчисляют средства коммерческие банки. В фонде уже накопилось ни много ни мало 6 млрд долларов. Как их используют? Никак. Лежат
мертвым грузом. Добавьте к этому остатки средств на счетах коммерческих банков в ЦБ в размере 210 млрд рублей - и увидите, сколько
средств не поступает в экономику страны и не работает на ее нужды. Спрашивается: какой резон извлекать такие средства из
экономического оборота и почему уже в течение 3 лет ставки отчислений в ФОР остаются одними из самых высоких в мире (7-10%)? Ведь
экономическая ситуация в стране изменилась принципиально: сократилась инфляция, возникли объективные предпосылки к ускорению темпов
экономического роста. Значит, надо работать с поправками на новые обстоятельства.
Путь от "хочу" к "могу"
Известно, что основной причиной, из-за которой сдерживается быстрое развитие экономики, является недостаток инвестиций. Только
увеличение финансовых вложений в основной капитал способно обеспечить качественный и в то же время стремительный экономический рост.
Экономика России получает в виде инвестиций около 70 млрд долларов в год. Тогда как для выхода на устойчивую траекторию быстрого
развития ей, по оценкам специалистов, необходимо ежегодно не менее 120-130 млрд долларов. То есть в 2 раза больше, чем сегодня.
Самым простым и прямым путем к расширению инвестиций является активизация внутреннего платежеспособного спроса. Логика здесь
простая: чтобы производить больше товаров и больше инвестировать, нужно, чтобы эти товары покупали, следовательно, надо увеличивать
платежеспособный спрос.
Разные государства на разных этапах своего развития для увеличения внутреннего спроса и объемов внутреннего производства прибегали к
таким эффективным методам, как ипотека, потребительское кредитование, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, использование
различных "точек роста" экономики. Коснусь лишь некоторых из них.
Ипотека. Внешторгбанк разработал и внедряет на практике программу жилищного кредитования населения. Долгосрочное кредитование
банками застройщиков жилья не только позволяет решить социальные проблемы, но и является мощнейшим (может быть, основным в наших
условиях) рычагом развития национальной экономики, позволяющим значительно увеличить потребительский спрос и инвестиции.
Особенно важно то, что ипотека дает возможность увеличить платежеспособный спрос без разбухания в экономике денежной массы. Более
того, ипотека даже сдерживает инфляцию за счет дополнительной мобилизации свободных денежных средств населения.
По оценкам зарубежных специалистов, до четверти ежегодного национального ВВП ведущих зарубежных стран с развитой рыночной
инфраструктурой формируется в сфере ипотечного и потребительского кредитования. Массовое развитие ипотеки в нашей стране, по
некоторым расчетам, позволит к 2007 году увеличить ежегодные темпы прироста национального продукта на 1-1,5% (до 7-8% в год).
Для того чтобы быстро "запустить" и заставить работать ипотечную систему, нужно принять целый комплекс мер. Инвесторы и строители
должны увеличивать на рынке объемы предложения нового жилья. Думе необходимо в короткие сроки усовершенствовать законодательство, в
частности, усилить правовые гарантии, причем как для добросовестных приобретателей жилья, так и для банков- залогодержателей.
Кстати, президент в своем телемосте, отвечая на конкретный вопрос, признал, что в нынешнем законодательстве по ипотеке есть
противоречия, и обещал, что они будут устранены.
Государство обязано использовать свои мощные информационные ресурсы для того, чтобы обеспечить население знаниями обо всех
преимуществах и достоинствах ипотеки. Социальная психология наших граждан в последнее время заметно изменилась - люди привыкают жить
в кредит, все более широко используют возможности свободного рынка. Но на этой стадии они нуждаются в информации, которая помогала
бы им более точно ориентироваться в новой экономической реальности.
Развитие национальной инфраструктуры. В большинстве ускоренно развивающихся стран мира финансирование базовых и инфраструктурных
отраслей осуществляется при активном участии государства. Великий подъем в США начался со строительства дорог. Китай тратит на эти
цели десятки миллиардов долларов, достигая при этом сразу нескольких целей: страна получает хорошие дороги, национальная
промышленность - растущий потребительский спрос, население - дополнительные доходы. А главное - создаются условия для развития
частного предпринимательства.
"Точки роста" экономики. Дополнительный толчок экономике может придать более полное использование принципа "точек роста" -
концентрация ресурсов в наиболее приоритетных, "прорывных" областях экономики, дающих при минимуме затрат максимальный эффект. К
таким "точкам роста" относятся, например, отдельные отрасли перерабатывающей промышленности, жилищное строительство, передовые
направления прикладной науки, национальная банковская система. Эти секторы экономики при должной поддержке государства способны
стать локомотивами роста. С этих позиций назрела необходимость переосмысления роли "свободных экономических зон" (СЭЗ). Почему бы не
решить проблему экономического развития Калининграда, формируя там свободную экономическую зону за счет не только снижения налоговой
нагрузки, но и создания в СЭЗ с помощью государства хороших институциональных условий для ведения бизнеса.
Малый и средний бизнес. Мировой опыт показывает, что малые и средние предприятия являются основой процветания любой современной
экономики. Многие специалисты полагают, что и в России высокие темпы роста национальной экономики в последние годы в большой степени
обусловлены развитием малого и среднего предпринимательства. Вклад этого сектора в экономику страны мог быть на порядок весомее,
если бы не произвол чиновников, нескончаемые поборы и немилосердные налоги. Все знают, что мешает развитию малого и среднего
бизнеса. Но мало кто приведет веские доказательства, что уже началась продуманная, с вычисленным результатом расчистка
образовавшихся завалов.
Российские банки готовы кредитовать малый и средний бизнес по упрощенным схемам, не предполагающим большого объема кредитных
документов и обязательного обеспечения. Но во всех странах такого рода кредитование пользуется поддержкой со стороны как федеральных
и местных органов власти, так и институтов банковского надзора.
Давно уже назрело решение о том, чтобы на 4-5 лет отменить налогообложение малых предприятий или хотя бы снизить до минимума их
налоговое бремя. Сегодня оно необоснованно велико. Не зря ведь среди предпринимателей бытует шутка с печальным подтекстом: "Прибыль
малого предприятия - это преступление бухгалтера перед своей компанией".
Понятны опасения по поводу некоторых бюджетных потерь, но все просчитано: общий эффект от ускоренного развития этого сектора
экономики намного превысит издержки. По оценкам экспертов, увеличение объема финансирования малых предприятий до минимально
необходимого уровня (5-7 млрд долларов в год) позволит повысить темпы роста ВВП на 0,8-1% в год.
Налоги. В этой области за последние 4 года, возможно, было сделано больше, чем в любой другой области. Но государство, если оно
действительно стремится добиться ускорения экономического роста, должно сделать еще один шаг - решительно уменьшить налоговое бремя
на всю экономику, в первую очередь за счет снижения ставки единого социального налога. Снижение фискального давления на
товаропроизводителей и увеличение инвестиций в экономику на 6-8% позволит, по некоторым подсчетам, ускорить темпы роста на 0,3-0,4%
в год.
Потери от сокращения налогового пресса можно компенсировать за счет поддержания достаточно высоких экспортных пошлин на вывоз из
страны природного сырья. Что, помимо прочего, позволит быстрее пополнять бюджетный стабилизационный фонд и с помощью общепринятых
экономических механизмов изымать в пользу общества часть сверхприбылей сырьевых компаний. Сегодня львиная доля извлекаемой прибыли
концентрируется в сфере экспорта сырья и практически не перетекает в другие сектора экономики. Вот и попробуй тут слезть с нефтяной
трубы и начать развитие высокотехнологичных производств. Мировой опыт говорит о том, что значительная часть сверхприбылей отраслей
ТЭК изымается в пользу государства. В Объединенных Арабских Эмиратах в казну отчисляется 90% прибыли, полученной на добыче нефти, в
Норвегии - 80%, в Китае - 60%. А у нас - всего 50%, и лоббисты в Думе сделали все возможное, чтобы это соотношение не менялось.
* * *
Страна готова к историческому прорыву. Создана надежная база для проведения реформ. Достигнута политическая и макроэкономическая
стабильность. Повышены инвестиционные возможности России. Накоплен бесценный опыт существования в условиях рынка. Адаптировался
национальный менталитет. Свои уроки извлек и национальный бизнес, получивший от общества несколько серьезных предупреждений за
пренебрежение к проблемам социального неравенства. Выросло новое поколение молодых людей - грамотных, упорных, способных добиваться
самых амбициозных целей. Избран работоспособный парламент. Есть общепризнанный лидер, доказавший свою способность консолидировать
нацию, политические и интеллектуальные ресурсы для решения самых сложных задач.
Дело за "малым". Сполна воспользоваться благоприятным стечением обстоятельств, осознавая это как редкий шанс на исторический прорыв.
А дальше - строго по поговорке: глаза боятся - руки делают.