|
От
|
Pokrovsky~stanislav
|
|
К
|
Александр
|
|
Дата
|
21.08.2003 01:13:39
|
|
Рубрики
|
Прочее; Идеология;
|
|
Re: Странно.
>>Именно высшее техническое и помогало находить варианты. Разные.
>
>А теперь, имея в виду это обстоятельство и не упуская его из вида, вернемся к нашим английским бродягам. Точно ли они, а не кто-то другой капитализм делали?
Бродяги делали, бродяги. Голодранцы, мошенники, пираты и прочие бедолаги.
Капитализм - это не заводы. Государевы заводы царя Алексея Михайловича, заводы Демидова - до эпохи пара технологически не отличались от английских мануфактур. Они отличались отношениями в коллективе. В русском варианте работники были прикреплены к заводу, работа была обязанностью работников, а кормление работников - обязанностью руководства.
Капитализм - это правила игры, в которых и начальники, и подчиненные вывели за скобки все прочие формы организации, кроме той, которая построена на экономическом балансе желания и возможностей. И бедная сторона в этом вопросе гораздо более важна, нежели сторона богатая. Капитализм наступает только тогда, когда бедные приняли указанное правило игры.
В среде богатых классов "золотой телец" неоднократно подменял собой прочие стороны человеческих взаимоотношений. Но зато у бедных классов всегда было нечто, обеспечивавшее хотя бы иллюзию прочности положения. Клочок бесплодной земли у земледельца, две тощие клячи и пяток больных овец у кочевника, инструмент и тщательно охраняемый навык у ремесленника. Именно в английском обществе человечество обнаружило, что у массы народа, сопоставимой с численностью всего населения большой страны, - не осталось ничего. Ничего, за что можно было бы зацепиться. У него не осталось даже иллюзии возможности возвращения к прежнему способу жизни - крестьянствованию. Все - мосты сожжены. Осталось только либо идти в найм - при ограниченности рабочих мест, либо грабить - с перспективой в случае удачного грабежа не вернуться к крестьянствованию(все - земель нет), а стать совершенно иной фигурой - нанимателем других бедолаг. Ради чего - ради тех монет, которые они принесут своими трудами и своими жизнями. В какой сфере деятельности - да на какую денег хватит.
Законы капиталистического общества не с неба спустились. Это были законы, которые бедный класс выработал для себя во взаимоотношениях с более богатыми. Он послал на фиг чьи-то там врожденные права, он готов был сотрудничать с более богатым только на чисто прагматической основе - какую выгоду богатый может дать мне и какую выгоду богатому могу дать я. Да, я больной, безграмотный, а он знает навигацию, умеет определить прицел пушки, у него есть деньги для снаряжения корабля, но ему нужны матросы. Вот и поторгуемся, сколько стоит моя собачья жизнь в отношении к его кошельку, без которого корабль не снарядить, к его знаниям, без которых я в море - первейший кандидат в утопленники, - или в рабы. А то, что богатый лорд, пэр, торговец рыбой или врач, потерявший практику и место в приличном обществе, - на это начхать. Потому что против его денег я ставлю вообще говоря свою жизнь. А перед Богом, говорят, мы все равны...
Именно этот голый расчет, принятый в качестве закона жизни на самом низовом общественном уровне. Именно эта отчаянность, что если не заработаю у лавочника, на фабрике, матросом, - то надеяться мне не на кого и не на что, просто помру,- это и есть капитализм.
А фабрики, Ост-Индские компании - это наживное.