От Добрыня Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.06.2003 19:32:30 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Версия для печати

М-003. Знай, паскуда, вольных!

Знай, паскуда, вольных!

Чужим умом жить нельзя. Чужим счастьем жить нельзя. Говорят: что русскому хорошо, то немцу смерть. Лихая присказка, ничего не скажешь. Только вот почему мы, говоря так, обычно не задумываемся об обратном? Ведь обратное, как ни крути, тоже правда - что хорошо немцу, то русскому смерть. Ну не сможет русский жить по немецким рецептам счастья - потому как у русских и немцев слишком разные культуры, идеалы, ценности, привычки. Пить немецкое пиво и ездить на мерседесах, конечно, заманчиво - но вот жить по-немецки для того чтобы это всё иметь мы не сможем, воспитаны по-другому - задохнётся душа нашего человека в педантичном и экономном до скупости обществе немецкого образца. Жить-то надо по-своему - и жизнь, соответственно, налаживать так, чтоб самими собой оставаться. Вот возьмём, скажем, японцев. Они сумели построить мощную современную культуру, науку и промышленность на основе собственных традиционных принципов, организовав свою жизнь в индустриальном мире так, как они привыкли жить и как они умеют жить. В результате они нашли своё место под солнцем, вполне процветают и довольны - и всё потому что черпают силы в своих традициях и культуре. Японцы живут своим умом, европейцы живут своим умом, американцы живут своим умом, китайцы живут своим умом - так почему же у нас принято вместо осознания своего счастья (пусть и простого - но своего) слушать доморощеных западников с их увлечениями западными добродетелями? Притом что добродетели эти западники обычно понимают совершенно превратно и сводят сложную, очень трагическую и кровавую, выстраданную десятками миллионов своих и чужих жизней историю европейской культуры к нехитрой колбасной логике - мол, раз на Западе живут так что корыта там полны пойла и у каждого есть персональное стойло с колёсами, значит, дескать, и нам так надо. А вот нет, дудки. Не надо нам такого чужого счастья, всё равно от него счастлив не будешь - нам бы лучше своего, пусть для начала и попроще. Вот такая присказка. А сказочка собственно о том, какие они, наши счастье, добро и зло. И послушаем мы для этого наших, своих сказочников - хватит с нас чужаков с их чужими проблемами.

Среди многочисленных и не очень-то удачных потуг вырастить в наших условиях подобие западной масс-культуры светят несколько лучиков света в тёмном царстве, и ярче всех из них - группа "Алиса". Потому как "Алиса" - это хоть по форме и рок-н-ролл, но по своей сути именно русская музыка. Русская музыка, посвящённая всецело дню сегодняшнему, но притом построенная целиком на наших исконных мотивах. Их песни серьёзны и остры, но в них нет ни пошлой политической конъюктуры, ни дешёвого морализаторства, они написаны безупречным и простым русским языком. В них необыкновенно естественно, без лубочной матрёшечности и славянофильской надуманности, ярко живут русские образы. Живёт наша мифология, от леших и Жар-птицы до Вечного Дурня. И природа наша живёт, с её лесами и топями, просторами полей, лютыми морозами и кострами скитальцев под звёздами. И мотивы живут, от языческих дремучих напевов и православного хора - и до яростной красноармейской меди и сибирского хомуса. А вопросы, которые "Алиса" задаёт слушателю, звучат и поныне так же остро, как и 15 лет назад, что говорит о том, что ответов на них так и не получено и что именно среди этих вопросов нам и надо искать нашу дорогу. И подобно тому, как "Алиса" построила вполне современный и красивый мир своего рок-н-ролла на основе наших традиций, на основе нашего прошлого и громадной географии, так и нам надо учиться строить жизнь на тех же основах, на том же языке и представлениях. Опыт предков - великая сила. "Алиса" использует именно опыт предков, их язык и образы - и слушатель "Алисы" чувствует эту поднимающуюся внутри него великую силу. Кое-кто от её избытка даже начинает хулиганить. Конечно, ломать после концертов кресла в поездах - безобразие, но в данном случае для нас важна не этическая оценка поведения фанатов, мы говорим о другом. Ведь хулиганят везде - вспомните выходки английских футбольных фанатов с регулярной поножовщиной. Нам же важно что "Алиса" сумела достучаться до слушателей, не оставить их равнодушными, и не просто каким-то особо заводным ритмом (ритмы-то у них обычные), но словами своими - значит в их словах и следует искать ключики к нашей жизни, именно их слова играют на наших внутренних струнках.

"Знай, паскуда, вольных, знай!" - с этими словами из алисовской песни пара алисоманов как то при мне отвесила пару хороших пинков по пятой точке сектанту-протестанту, вздумавшему вербовать в толпе около концертного зала. Очень характерно - вспышка яростной реакции отторжения в ответ на ползучее проникновение чужого мира в лице умильно-кроткого проповедника. И какие слова для этого были выбраны! Ведь ребята, как ни крути, очень тонко почувствовали, что сектант - это проводник ползучей экспансии запада, угроза их свободе. И среагировали именно как на угрозу свободе. Вот запад любит кричать о свободе, о правах человека - но результатом их деятельности, результатом их культурной и экономической экспансии является множество разорённых стран и непрерывная череда гражданских войн по всему миру, где только ни прошлась нога золотого миллиарда. И если б только разорение! Даже если где-то западная экспансия заканчивается без разорения, благополучным включением в западный мир - всё равно итогом становится потеря свободы. Вы посмотрите на среднего западного человека. Он сыт-обут-одет, улыбается, говорит о том что он свободный... а в глазах его осторожных написано, что у него есть Хозяин. А у кого есть хозяин - у того по по определению нет свободы. Точка. И не говорите о судах и профсоюзах - то, что хозяин способен сделать с человеком под угрозой просто увольнения и выдачи плохих рекомендаций, делает его именно хозяином данного человека в западном обществе, где самое ужасное - остаться лузером без работы и с плохой репутацией. Вот вам и свободы западные, среди которых нет места нашей главной русской свободе - свободе от хозяина, свободе от чужого произвола! Нет того, что делает человека в о л ь н ы м, того что заставляло крестьян бежать на Дон и Кубань, того что заставляло наших дедов гнать взашей зажравшихся барчуков.

Для нас быть вольными - в крови нашей. Западники свободные (это их дело) - а вот мы вольные люди. Вот и в песнях "Алисы" слова "свобода" нет - их тексты наполнены "вольными" и "вольницей-волюшкой". Кто там вякает о "рабе в душе" у русских? Нет у нас никакого раба в душе - мы кому хочешь за нашу волю красного петуха подпустим. Это как раз те, кто сладко вещает о западе и о рынках-капитализмах как об идеале и "нормальном пути" - именно они и есть самые настоящие рабы в душе, ибо хотели бы сменять свою волю на жирные щи при богатом хозяине. Да, в Советском Союзе у нас не было возможности открыто трепаться на некоторые темы (кстати, вопрос - зачем это было некоторым мазохистам делать, ведь было безбрежное море возможностей "жить не по лжи" без конфликтов с властью и обществом). Зато в СССР ни над кем из нас не было хозяев. Директора предприятий, конечно, были - но не было их произвола, ибо на любого зарвавшегося чиновника можно было бы легко найти управу в лице парткома или вышестоящего начальства, да и рычагов у них таких над нами не было. Иное дело хозяин - его слово окончательно, если он выгонит - то это горе для холопа. А в нашей стране впервые в истории была достигнута настоящая свобода - свобода от частного произвола. Воля, как говорили наши предки.

Прошлое - фундамент будущего. Без опоры на прошлое, на опыт и язык предков невозможны устойчивое и ясное настоящее, а также будущее. Именно в силе прошлого, в опыте наших предков, от пращуров-славян и до дедов-большевиков, лежит опора для нашего пути. Они нам дали язык и набор идеалов и образов, пользуясь которыми мы смотрим на мир их глазами и идём по заданному ими пути - так давайте же будем мудро следовать завещанию наших предков. Давайте искать истину в себе и наилучшую для себя, а не играть с западом в их вершки и корешки. Давайте помнить, что не им нас поучать свободе, ибо мы воспитаны как люди вольные и свою правду имеем - пусть знают, паскуды, вольных. Кстати, такими нас и уважать больше будут.