От Мак Ответить на сообщение
К Администрация (Дмитрий Кобзев) Ответить по почте
Дата 20.06.2003 13:40:20 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

ЛГ о том, как убивают народ России (*)

Автор ЛГ пытается сказать часть правды о ситуации в России, хотя продолжает надеяться на Путина:
"...как жить у себя дома, в исконно земледельческой стране человеку земледельческой (в основе) культуры, когда ее активно замещают иной культурной средой, умерщвляющей все, что было здесь святого, доброго, издревле укорененного? Почему он должен поддерживать власть, навязывающую ему чужую культуру, которая убивает его, принуждает уйти в небытие? Это безусловно геноцид, но за него, похоже, никто не ответит: он ведется "чистыми руками", без ГУЛАГа, но только через экономические механизмы."

Полный текст статьи Власова:


ЧЕМ ПОМОЧЬ ПРЕЗИДЕНТУ?

Почему Россия - страна постоянной гражданской войны

В №13 "ЛГ" опубликовала статью А. Кивы "Как помочь президенту?". Автор уверен, что помогать надо. С этим трудно не согласиться. Путина поддерживают сегодня большинство россиян, что неудивительно: наконец-то глава государства публично проявил озабоченность тем, как живется простому человеку. Но отношение к президенту покоится исключительно на эмоциональной основе. Реально забота о людях российских не слишком весома.

Прибавка жалованья на 10 процентов ничего не меняет. Она, конечно, скрашивает нищету, но ненадолго ("рынок" быстро выгребает из кошельков беззащитных бюджетников их слабую надежду на улучшение жизни). Но чтобы граждане, находящиеся на государственной службе, приблизились к нормальному уровню благосостояния, их доходы должны возрасти не меньше чем в 10 раз. Нынешние подачки лишь стабилизируют нищету.

Умный предприниматель платит работнику не только для того, чтобы тот не умер с голоду, но с некоторым избытком, позволяющим ему развиваться и производить себе подобных - будущих работников. Нынешний российский бюджетник лишен такой возможности - в бюджете это не предусмотрено. Но все самое страшное лежит за пределами биологии. Страна вымирает, и не голод здесь первопричина. Нищета угнетает не столько сама по себе, но более изощренно, как часть сложной экзистенциальной системы человеческого существования.

Вообще, чтобы улучшить нашу жизнь, нужно прежде всего понимание того, что происходит, а понимания нет. Необходим анализ культуры, в которой живет общество.

Петербургские историки Б. Миронов и Ю. Соловьёв отметили, что в России кроме политических и социальных противоречий есть и важные культурные, вызванные наличием в стране двух культур. Они различаются не только по классовому, а и по цивилизационному признаку: это западная культура европеизированных верхов и народная культура. Отсюда "пропасти смертельной вражды: Россия - страна перманентной гражданской войны, которая принимала тысячу разных форм, становясь то горячее, то холоднее, то внешне почти замирая, уходя в подполье. Но и подпольная, она велась всегда. Враги оставались врагами, даже когда они по временам забывали, кто они такие друг для друга".

Проблема выявления глубинных оснований двух культур достаточно сложна. По большому счету этого не сделал даже Запад - при всей изощренности его интеллектуальных усилий: западная буржуазия не в состоянии ни рассказать миру о своих достоинствах, ни превозмочь отрицательное к ней отношение. Социолог А. Зиновьев считает, что Запад при всем его самовозвеличивании и самолюбовании не выразил свою идеологию как целостное учение, хотя вся общественная среда и массовая культура пронизаны ею. Не сделано этого и в России - хотя многие глубокие мыслители ощущали сокровенное ядро своей культуры (называя его "русская идея"): об ощущениях написано много, но содержание ядра осталось нераскрытым.

Запад - прямой наследник скотоводческой культуры: свободно пасущийся скот - первая форма "самовозрастающей стоимости" и модель существования капитала вообще. Немецкий социолог В. Зомбарт считал, что европейский социализм сложился из двух источников, представленных авантюристами индоевропейцами (древние индоевропейцы - скотоводы) и переднеазиатскими ростовщиками. Те и другие для Европы - пришельцы, подмявшие земледельческое население.

Европа далеко не сразу стала "Западом": она долго сопротивлялась этнокультурному натиску мигрантов, связанному с экспансией капитала, она осуждала ростовщичество, и понадобилась Реформация, чтобы объявить его богоугодным, а успех в бизнесе - божьим избранничеством.

Сегодня капитал исчисляется в денежных единицах, но капитал не просто деньги, а средства, на которые покупается труд людей, дабы привлечь их к работе, увеличивающей денежную массу капиталиста.

В базовый слой культуры Запада входит эксплуатация, стремление жить за счет чужого труда (а "они" будут только "управлять" вами). Скот - довольно уязвимая форма бытия капитала: стадо постоянно нуждается в охране. Неудивительно, что с приходом капитализма в Россию тысячи молодых людей были призваны в ряды охранников. Прежде мы давали друг другу взаймы и возвращали ту же сумму; теперь не то - долг надо возвращать с процентами. Нам не понять, что для капитализма это естественно: если вам дали взаймы корову на год, то к концу "аренды" появится теленок - прирост на капитал.

Быстро и успешно включиться в капиталистическую деятельность могут люди, чья этническая культура построена на скотоводческих корнях. Сегодня это особенно бросается в глаза при взгляде на организаторов свободной торговли. Большая часть российской торговли в руках "лиц кавказской национальности", которые овладели ею быстро, охотно, со смаком.

Власть, выбравшая и внедрившая в наше культурное пространство экономическую модель, включающую свободу торговли, вовсе не предоставила равные возможности всему населению страны, но дала преимущества тем этническим группам, чья базовая культура имеет скотоводческие корни. Тем самым власть, которой нам предлагают всячески помогать, ущемляет, выводит из активной хозяйственной жизни народы Средней России, обрекая их на безработицу, унижение и вымирание.

Скажут: и среди русских есть успешные бизнесмены. Это неудивительно: русские - смешанный этнос, включивший многие иноплеменные компоненты; плюс процессы мутации, и на культурном уровне тоже.

Наш "Восток" - общество, в основе которого лежат принципы древней земледельческой культуры. Некоторые компоненты ее базового слоя:

- коллективизм как общий фон, где высокое каждый индивид - личность, обладающая полным спектром возможностей для осуществления жизни;

- высокое положение женщины;

- высокое значение этнической принадлежности, особенностей этнической культуры;

- жертвенность.

Последнее качество проявляется не только как воинский героизм, но и в различных формах повседневной жизни.

Но главное сегодня - экономика. Здесь всего труднее выписать различия между нашими принципами хозяйственной деятельности и тем, что нам навязывает Запад. Наши безусловно иные - но, к стыду нашей экономической науки, которая по большому счету отсутствует (переводы с английского не в счет), и к стыду наших бесплодных псевдоэкономистов высшего ранга, до сих пор не создана национальная модель экономики, которая должна быть органичной для России, и прежде всего для ее срединного ядра. Этим пользуется западная культура, которая в принципе агрессивна: система эксплуатации постоянно требует новой, дешевой рабсилы.

Идет культурная экспансия, или культурная колонизация. Основные ее признаки: создание прозападной интеллигенции, навязывание западных по происхождению ценностей, норм, поведенческих и организационных моделей, внедрение массовой культуры западного типа, организация ориентированной вовне системы образования.

Еще Достоевский подметил, что проникновение западной цивилизации предполагает трансформацию местной культуры, цель "пересоздать и переделать" Россию достигается переделкой человека, которого стремятся обольстить Европой, воздействуя прежде всего на слабые струны характера. При этом человеку навязывают европейское образование, чтобы переделать "его национальность уже в иную: Если же народ окажется неспособным к образованию, то "устранить народ". Сегодня это открыто проповедуют наши функционеры.

Но как жить у себя дома, в исконно земледельческой стране человеку земледельческой (в основе) культуры, когда ее активно замещают иной культурной средой, умерщвляющей все, что было здесь святого, доброго, издревле укорененного? Почему он должен поддерживать власть, навязывающую ему чужую культуру, которая убивает его, принуждает уйти в небытие? Это безусловно геноцид, но за него, похоже, никто не ответит: он ведется "чистыми руками", без ГУЛАГа, но только через экономические механизмы.

Страна не погибнет, впечатление даже сложится, будто с нею все в порядке. Просто произойдет демографическая линька: аборигены исчезнут, а пришельцы, метисы и мутанты расплодятся. Это будет совсем другой народ, который будет жить в совершенно другой стране. Подобное не раз случалось в истории.

Итак, надо ли помогать президенту и чем? Трудный вопрос. Его нельзя решать эмоционально. Хотелось бы, чтобы мы поняли, что да, помогать надо! Но это произойдет лишь в том случае, когда президент наконец объявит, куда он ведет страну, какими средствами и с опорой на какой культурный фундамент.

Конечно, ему это тоже понять непросто: советчиков вокруг много и каждый зудит по-своему. Культурная ориентация - это сокровище, которое можно извлечь только из глубины внутреннего мира. А подняв его, нетрудно заметить, что оно находится не в лучшем состоянии и, следовательно, нуждается в помощи. Вот так - 100 миллионов россиян, не затронутых вирусами продажности, разврата, насилия и дармоедства, с одной стороны, и президент, с другой - мы могли бы помочь друг другу.

Владимир ВЛАСОВ, МОСКВА

"Литературная газета", 2003 N 25

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg252003/Polosy/art3_1.htm