|
От
|
Рига
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
29.05.2003 19:16:49
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Re: Нет, они...
>Нет, они не инопланетяне, или почему наши дети и внуки так не похожи на нас
>26.05.2003 12:51
>Пришло письмо от читателя, которое хотелось бы обсудить в широкой аудитории.
>Автор - семидесятидвухлетний москвич (он просит не называть его фамилию) -
>пишет: "Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда
>кажется, что он какой-то инопланетянин, - так он не похож на мать, на меня,
>на свою бабушку. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться:
>прилично учится, посильно помогает матери - моей дочери - по хозяйству, и
>даже в его грубоватом обращении ко мне "дед" я порой чувствую
>привязанность... Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с
>дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими
>"прикидами" и "приколами", его взгляды и то, что все мои мысли и суждения
>вызывают у него насмешку, - все это делает его настоящим инопланетянином в
>нашей семье...
Человек родился около 1930 г., москвич...
Скажите, люди поближе к нему возрастом, годах в 50-х не было молодежной субкультуры в языке? Или ваши родители хотели дома слышать лишь литературный язык, без той новизны, что его оживляет?
>Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я
>не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные,
>самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?".
>Спорить с автором письма не приходится. То, о чем он пишет, наверняка
>знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. Единственное, с чем я
>не могу согласиться, - это с вопросом "Кто сделал их такими?". Мы так
>привыкли во всем искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка
>найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. Конечно,
>куда проще сказать, что во всем виноваты телевидение, американские фильмы,
>школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так
>пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о
>внуках.
"ТВ, ам. фильмы, правительство" вроде бы мало кто говорит - говорят "мы, допустившие ..."
>А пропасть эта, между прочим, была всегда. Сто сорок лет тому назад И. С.
>Тургенев написал свой знаменитый роман "Отцы и дети", в основе которого была
>именно эта пропасть между поколениями. Да что Тургенев! В одном из
>древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих
>отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.
>Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе
>происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. Шли годы, столетия,
>тысячелетия, а жизнь наших далеких предков почти не менялась. Отцы и деды
>были хранителями знаний и навыков, которые передавались из поколения в
>поколение и которые были жизненно необходимы подрастающим детям. Как разжечь
>и поддерживать огонь, как найти съедобные коренья, как загнать зверя в
>ловушку, как отбиться от нападения враждебно го племени - все это было
>вопросом жизни и смерти для тысяч и тысяч поколений. Они сменяли друг друга,
>а существование их не менялось или почти не менялось. Из года в год, из
>столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие люди жили в постоянных
>поисках пищи, в страхе перед стихиями, хищниками, болезнями, врагами и
>меньше всего думали о прогрессе.
>Мы вообще плохо представляем себе, что, по меркам истории, относительно
>быстрые изменения в человеческом обществе начались совсем недавно. Известный
>американский астроном и популяризатор науки Карл Саган приводит в своей
>книге "Драконы Эдема" любопытную таблицу, в которой всю историю Земли он
>мысленно спрессовал в один год. Взглянув на эту таблицу, видишь, например,
>что динозавры вымерли 28 декабря, а человекоподобные существа появились в 22
>часа 31 декабря. Первые династии в Шумере и Египте возникли в 23 часа 59,5
>минуты, а эпоха Возрождения в Европе началась меньше чем за одну десятую
>секунды до полуночи 31 декабря. Вся новейшая история вплоть до наших дней
>уместилась в одну сотую секунды.
>Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине ХХ века,
>американские психологи даже ввели термин "шок будущего". Это чувство
>смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их
>психика перестает поспевать за чересчур стремительными изменениями в
>обществе, в технологиях, в нравах и обычаях...
>А ведь в Америке в восьмидесятых годах прошлого века, когда появился термин
>"шок будущего", ничего особенно драматического не происходило. Что же
>говорить о нас, когда за одно десятилетие - неуловимое мгновение по меркам
>истории - мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация,
>политический строй, исчезла привычная страна. Это не просто шок будущего,
>это супершок. Приходится только удивляться душевной стойкости, которая
>позволила людям выстоять перед таким историческим цунами.
И подумать, что изменилось в людях незаметно... Кстати, для большинства перемены,вероятно, шли плавнее, чем для общества в целом - хрущевки пока от старости не рушатся.
>При этом я вовсе не хочу сказать, что раньше в Советском Союзе все было
>плохо, и уж подавно не стану утверждать, что все в нем было прекрасно. Но
>перемены, произошедшие за последнее десятилетие, грандиозны.
>Совершенно очевидно, что мы, старшее поколение, связаны с нашим прошлым
>гораздо больше, чем нынешняя молодежь. Даже лет тридцать назад мой младший
>сын, читая "Золотого теленка" Ильфа и Петрова, спросил меня, что значит
>фраза: "Лишенка, вы потеряли талон на повидло"? Он уже не знал, что
>лишенцами называли в двадцатых годах тех, кто был лишен избирательного
>права, и что продукты давали по карточкам.
Не знаю... Старшие поколения, скажите, как в вашу жизнь входила история России?
Ровесники С. Г. Кара-Мурзы, как вы получали в молодости знания о предреволюционной России (разрыв во времени - как от "З. теленка" до "лет тридцать назад")?
>Чего ж удивляться сегодняшним ребятам, которые не представляют, что такое
>очереди за продуктами, не видели грандиозных демонстраций на Красной
>площади, не были ни пионерами, ни комсомольцами и не испытывают страха перед
>соседями или сослуживцами, которые могли "стукнуть" на тебя, если скажешь
>что-то не то. Они не читали книг, которые читали мы, они даже не знают, что
>есть такие поэты, как Андрей Вознесенский или Евгений Евтушенко, - наши
>кумиры и властители душ. Им трудно представить, что комсомольские
>организации отчаянно боролись против модных брюк-клеш (а потом и "дудочек")
>и мини-юбок.
Чтобы представлять, надо жить в данной среде - мнение неопровержимое, но с такой требовательностью вообще иметь представление об истории нельзя.
Страха говорить, что думаешь, нет? Это, может быть, у автора статьи, находящейся на пенсии и думающей вполне лояльно.
Разные книги читаются - в какой мере?
Что касается чтения Евтушенко и Вознесенского - дело вкуса. Но если дети Кореневской их имен не знают, то это уже вопрос к родителям.
>Конечно, многие фильмы, и американские и наши, глупы, бездарны и переполнены
>сценами насилия. Конечно, телепрограммы, вроде "Окон", пошлы и непроходимо
>тупы. Но никто ведь не заставляет ни нас, ни наших внуков часами сидеть
>перед "ящиком".
Напыщенно говоря, это заставил делать цивилизационный выбор, сделанный в 1988-93 гг.
>К тому же, дорогие бабушки и дедушки, они умеют и знают то, чего не знаем и
>не умеем мы. Посмотрите, как вольно чувствуют они себя в Интернете, как
>ловко управляются с компьютером.
Интересно, что здесь - чисто технические навыки упомянуты как плюс молодежи.
>Так что не нужно искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас.
>Просто они живут в другое время, в другую эпоху. А кто лучше, мы или они, -
>вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. Даже у наших
>потомков. История вообще гораздо субъективнее, чем нам кажется. Например,
>для одних историков царь Иван Грозный - чудовище, человек, который,
>разгромив Великий Новгород, сажал его жителей тысячами на кол, травил
>медведями, колесовал и четвертовал. Для других же - мудрый правитель и
>образцовый собиратель земли Русской.
>Спорить, какая точка зрения правильна, - бессмысленно. Правы и те и другие,
>все зависит от того, что больше ценит человек: чтобы его страну боялся весь
>мир или личную свободу.
Бессильное государство как гарант личной свободы?
>Нет, наши внуки не инопланетяне. Они просто очень не похожи на нас, тех,
>кому за 60. Наши корни в другой эпохе, другой стране. Если они для некоторых
>из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае - странные старики,
>которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.
Милое такое разделение, рвущее связь времен и хоронящее чуть ли не всех, кому за 40, в гробу СССР.
>Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? Прежде всего,
>нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы наших внуков,
>какими бы чуждыми они нам ни казались.
Это, я чувствую, нужно, - видимо, еще не настолько повзрослел, чтобы забыть.