От Pout Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 14.05.2003 10:07:56 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

Ф-модель.Body- first. Аршавский,ч.2


> На форуме проходили постинги по концепции ведущего советского
физиолога
> И.Аршавского относительно принципов
> (энергетическо-физиологического) развития систем типа жизнь.
> Вот в каких терминах тут обсуждается "упорствование индивида в
> самосохранении и развитии", то есть conatus
>

>
> В физиологии и теории развития организма применим "принцип
> гиперкомпенсации". Универсальный механизм адаптации и развития
младенца,
> не больше не меньше.Это
> исследовал проф. И.Аршавский.
> Аршавский рассматривает механизмы физиологического стресса и
> адаптации в раннем младенческом уровне .
> Прочими его положениями по возможности тема будет дополнена
(выдержками
> из монографии)

>
> Книга с изложением всей концепции
> АРШАВСКИЙ И.А. Физиологические механизмы и закономерности
> индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.
>
>

Ниже избранные отрывки этой из книги 1982г с краткими комментариями-
курсив мой. Выделены в основном места, относящиеся к теме "активного
упорствования в самосохранении и укреплении существования"

в продолжение ( см. в предыдущем постинге) определений стр.(81) об
физиологическом и патологическом стрессах

(97) те условия, к которым организм адаптируется, вовсе не являются
активной стороной процесса. Напротив, дело выглядит так, что "организм
уже в состоянии плода как бы активно устремляется к взаимодействию с
существенно новыми для него условиями среды. Новые условия должны иметь
характер более интенсивной формы физиологического стресса, чтобы
дальнейшее негэнтропийное развитие могло продолжаться. Проблема
разрешается рождением, и организм начинает взаимодействовать"...уже с
совершенно новыми для него условиями среды.
Плод не рожают, он -рождается., рождает-себя -вот какой акцент диктует
этот подход.


(57)"живая система, т.е. организм, возникает сразу после оплодотворения
яйцеклетки, в связи с чем будет оставлено представление о каком бы то
ни было "системогенезе". Системогенез -модное, но внутренне
несогласованное понятие. Вместо это вводится понятие "дннамической
(физиологической) системы" (там же), представляющей целостный тип или
интегированное единство функций.
(Здесь происходит смычка с предложенными Выготским и Бернштейном
понятиями "психологической" и "динамической" системы, но суть в том, что
Аршавский вводит его в пре-натальном периоде, до рождения ребенка . Тем
самым намечен контур единой динамической и системной
физиолого-психологической концепции развития человека ,его тела и
души-СП).

Наряду с хорошо известным понятием гомеостазиса вводится еще одно,
парное ему, понятие _гомеорезиса_, т.е. способности сохранения
целостности не только существующего в статике, НО И РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ
ОРГАНИЗМА.


(105) Аршавский рассматривает и термин "совершенство"(и тем самым
отвергает телеологический взгляд на развитие человека) . Обычное
употребление этого слова предполагает наличие эталона, к которому. как к
цели, направлено развитие системы и достижение которого, совпадение с
ним означает соответствие "совершенному", взятому за образец,
состоянию. Аршавский говорит таким образом "во все возрастные периоды
,начиная с зиготы, организм является совершенным и зрелым, если его
функции адаптивно соответствуют календарному возрасту и специфической
среде, с которой он должен взаимодействовать". Противоположное состояние
является не нормой, а уже началом патологии, и его называют
физиологической незрелостью. Отсюда вывод (там же) -если по какой-то
причине крайне недоношенный ребенок появится на свет весом 1000ги в
календарном возрасте 7 и менее месяцев, но при этом будут организованны
(искусственно конечно) условия среды, имеющие характер физиологического
стресса, то прогноз будущего развития для такого недоношенного
оказывается лучше, чем для переношенного и "перекормленного", обычным
образом рожденного младенца весом 3000г,но -физиологически незрелого.
Поэтому обычные современные критерии, оценивающие уровень физического( а
стало быть, и общего)развития ребенка по размерам и весу -это опасный и
вредный предрассудок.

<Проблема голыша> и "энергетическое правило скелетных мышц"

по Аршавскому, полная оголенность и беззащитность поверхности
человеческого тела у младенца имеет очень простой и одновременно
"глубокий адаптивный физиологический смысл"(110). Он заключается в
большей величине поверхности рецептивного поля. Тем самым чисто
рефлекторно через центры иннервации стимулируется активность
мускулатуры младенца(повышенный мышечный тонус. Чем выше - а разумных
пределах, диктуемых границами физиологического стресса = интенсификация
активности скелетных мышц ребенка - тем благоприятней перспективы роста
и развития его в ближайшем будущем. Происходит как бы разгон по спирали
через ветви затраты энергии и "индукции" свободной энергии организмом со
все возрастающим прибытком.
Для раннего детства ведущий фактор развития прекрасно описывается в
рамках этого "энергетического правила скелетных мышц". (Любопытны данные
об относительном весе мышц в общем весе организма - у младенца 20проц, у
взрослого - 45проц).
Согласно этому правилу, специфические особенности функционирования мышц
определяют особенности энергетики на уровне целостного организма и
тканей. Этот принцип имеет всеобщий характер, наиболее ярко проявляется
в период новорожденности (он становится тут "центром динамической
системы"), но это не означает, что до и после него он не работает как
фактор развития. Так, у эмбриона двигательная активность является формой
адаптации к ограниченной поверхности плаценты, через которую происходит
снабжение плода питательными веществами и кислородом. Объективно
обусловленная элементарной нехваткой пищи и"горючего"
активность направлена на получение этих веществ и энергии(плод "добывает
себе пищу). Постольку поскольку имеет место ситуация физиологического
стресса, адаптация плода является не просто подлаживанием
.приспособлением к обуславливающим его развитие условиям среды. Это
активная адаптация системы (вторая сшивка узловых понятий с Выготским -
у того в аналогичных условиях работает "компенсация" и
"гиперкомпенсация" - СП).

В общем плане. Это означает. что система-организм заново себя
восстанавливает "с избытком". утверждает себя не возвращением к
исходному состоянию, а самообогащением в структурном и энергетическом
выражении(242). Работа, именно в физическом плане выраженная затрата
энергии у живых систем - с самого их возникновения - это не фактор
диссипации , скатывания к состоянию равновесия(как у неживых систем), а
фактор, определяющий и их эволюцию, и направление этой эволюции (от
состояния равновесия). Ведущим и первичным в эволюционных
преобразованиях являются прежде всего сам организм, способность его
осуществлять адаптивную модификацию, адекватно соответствующую характеру
новых, меняющихся условий среды, с которыми он начинает активно
взаимодействовать(250)


Проблема периодизации развития и его этапы

(46)Основа подразделения развития на несколько этапов и, самое главное,
причины перехода от одного этапа к другому усматриваются в "качественно
неоднозначном способе взаимодействия с соответствующими условии среды"
на каждом из этапов.."Не изменения среды на переломных этапах
индивидуального развития обуславливают переход с одного возрастного
этапа на последующий, а изменение самого развивающегося организма
требует новых форм ее(среды -СП)и обуславливает преобразование форм
взаимодействия сними". На переломных этапах осуществляется переход из
одной физиологической меры в другую, качественно отличную,
соответственно изменяется и обмен веществ, и т.д.
Конченой причиной такого перехода является ограниченность источников
энергии и веществ.

....
=====